Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Гамсун-2009/Международная конференция в ЦДЛ/А.А. Сельницин: Гамсун и Гарборг/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Норвежские авторы2009 - Год ГамсунаСтатьи о литературе
Литературные событияНорвежская классикаО писателях Норвегии
Слово переводчикаПоэзия НорвегииЛитература Норвегии: краткая история
Книги и переводная литератураНорвежские сказки Гамсун-2009
Год Гамсуна: мероприятияСтатьи о ГамсунеКниги и рецензии
Малая проза ГамсунаИнтересное о ГамсунеГамсун в стихах и прозе
Гамсун и театр Международная конференция в ЦДЛ Эссеистика Гамсуна
Конкурс кукол - Сказочная страна ГамсунаДни Гамсуна в Санкт-Петербурге 

А.А. Сельницин: Гамсун и Гарборг

Имя норвежского писателя, журналиста и общественного деятеля Арне Гарборга (1851 - 1924) не столь известно в России, как имя Гамсуна – несмотря на то, что Гарборг в Норвегии считается классиком. Он был старшим современником Гамсуна и в начале 1890-х годов уже был одной из самых авторитетных и значимых фигур в литературе Норвегии.
Оба писателя вышли из крестьянской среды и посвящали свои произведения «крестьянской» теме. Многие литературоведы не без основания указывали на очевидные параллели в романах «Крестьяне-студенты» (Bondestudentar, 1883) и «Голод» (Sult, 1890). Сама тема голода и образ молодого интеллигента, страдающего от голода и нужды в негостеприимной Кристиании, - одна из центральных в произведении Гарборга. Немецкий писатель и критик Феликс Холлэндер в своей работе «Hamsun – Dostojevskij, ein litteraturisches Mysterium» упрекал и обвинял Гамсуна в подражании не только Достоевскому, но и Гарборгу.  Тем не менее, в данном случае о каком-либо плагиате, даже неосознанном, не может быть и речи.
В нашей статье речь пойдет об истории взаимоотношений двух писателей. Основной материал исследования – сохранившиеся письма Гамсуна. К сожалению, ответные послания Гарборга в архивах Гамсуна не сохранились, поскольку тот «не сохранял письма, которые получал» . В то же время, сохранились письма Гарборга другим адресатам, а также его дневниковые записи, проливающие свет как на взаимоотношения писателей, так и на оценку Гарборгом творчества молодого коллеги.
Первые контакты между писателями датируются 1886 годом, когда Гамсун явился к уже знаменитому коллеге, автору романа «Крестьяне-студенты» и целого ряда новелл и статей, с рукописью Paa Tourne. Он признавал значимость Гарборга и доверился ему как эксперту. Но судя по всему, у последнего не было времени ознакомиться с рукописью, о чем Гамсун с долей сожаления говорит в письме от 13 июня 1886 года. Интересно начало письма, где Гамсун, называя Гарборга по должности статс-ревизором, в скобках подчеркивает: «Впрочем, на самом деле я обращаюсь к Вам как к писателю».  Из письма следует, что Гамсун нанес визит днем ранее, и этот визит, вероятно, был не первым. Извиняясь за хлопоты, доставленные этим визитом, Гамсун объясняет его своим желанием «получить окончательный ответ» (faa endelig Besked) по поводу своей рукописи. Не доверяя редакторам (таким, как г-н Петерсен), он просит Гарборга обратить внимание на связность текста, на языковые средства и конструкции. Адресант сожалеет о том, что представил «свою последнюю работу» и «не мог найти ничего лучше», и желает, чтобы Гарборг высказался «как можно откровенней», и если он сочтет, что Гамсуну следует отложить перо и заняться чем-то другим, - тот последует совету .
Гарборг невысоко оценил труд Гамсуна. Он указывал на чужеродность стиля и попытку подражания русским классикам, в частности, Достоевскому. Гамсун, поначалу задетый таким замечанием, впоследствии воспринял это как неосознанную похвалу.
Второй раунд переписки пришелся на 1890 год, когда Гамсун выпустил в свет свой роман «Голод». Ю. Дале пишет о том, что Гарборг отправил Гамсуну «хвалебный отзыв» по поводу романа.  Фрагмент из этого письма без ведома Гарборга был использован в газете «Верденс Ганг» Эрикой Ниссен, чью заметку Гамсун счел «ребяческой и смешной». В результате Гарборг оказался в щекотливой ситуации, по поводу которой Гамсун приносит свои извинения. Что же касается самого «Голода», сохранилось также письмо Гарборга к Болетте Ларсен, где он пишет: «Я только что прочел «Голод». Прекрасный молодой человек – целых 20 страниц играет на одной и той же струне, и все время держит в напряжении!» - Далее он прибавляет: «Впрочем, он тоже легкомыслен; блаженной памяти Серенсен запретил бы его книги» . – В устах Гарборга, немало претерпевшего за свой роман «Мужчины» и горячо поддерживавшего своих коллег, это прозвучало скорее как комплимент.
Позже, в сентябре того же года, Гамсун пишет Гарборгу в связи с тем, что последнему было вторично отказано в государственной писательской стипендии. Сочувствуя коллеге, Гамсун высказывает догадку, что причиной отказа послужили статьи Гарборга в «Nyt Tidskrift», где он обличал двойные стандарты в отношениях мужчины и женщины. По мнению Гамсуна, за этим отказом видна рука Бьёрнсона, якобы раздосадованного нападками Гарборга на идейное содержание пьесы, причем догадку об этом, судя по тексту письма, высказал сам Гарборг. Гамсун и в этом сочувствует ему (см. его письмо от 9 июля 1890 (?) г.), заявляя, что «никогда не был человеком Б.», хотя признает его заслуги – не столько в области литературы, сколько в сфере духовной жизни. 
Перед новым 1891 годом Гарборг выслал Гамсуну свою новую книгу – судя по всему, «Письма из Колботна». В письме от 3 января Гамсун упоминает эту книгу, но дальше упоминания не заходит, посвящая письмо обстоятельствам вокруг сбора средств для Гарборга, начатому норвежскими деятелями культуры в качестве компенсации за отказанную стипендию. Сам Гамсун едва ли мог принять в этом участие, но все же высказывает заинтересованность в успехе мероприятия, призванного «спасти» его коллегу.   
Как мы можем судить, контакт между писателями был довольно спорадическим, и их отношения вряд ли можно было назвать теплыми и тем более дружескими. Судя по письмам Гамсуна, в их переписке обсуждались не столько литературно-эстетические проблемы, сколько конкретные жизненные обстоятельства.
В письмах Гарборга к другим адресатам сохранилось относительно немного упоминаний о Гамсуне. Помимо выше упомянутого отзыва о «Голоде», Гарборг писал о его лекциях.
В письме к Б. Ларсен от 16 октября 1890 года мы читаем следующее: «Гамсун – красавец мужчина, опасный для всех дам, интересный и примечательный. Я общался с ним пару раз довольно бегло и не смею заявлять, что много его знаю. В Бергене его ждет оглушительный успех. Если он уже там, кланяйтесь ему». 
Гамсун в то время собирался с лекциями в Берген. Гарборг дает им свою оценку в письме П. Розенкранц Юнсену. «Голод» он по-прежнему считает великим произведением, но нападки молодого писателя на признанных норвежских мастеров воспринимает болезненно: «…Отбрасывать всю литературу, от Бьёрнсона до Ханса Йегера включительно, чтобы расчистить «место» для него [«Голода» - А.С.], - это, пожалуй, слегка необдуманно!» Гарборг упрекает Гамсуна в том, что тот, по его мнению, не вполне ясно дает понять, какую литературу следует признать «психологической» (psychologisk), ведь произведения и Юнаса Ли, и Л.Н. Толстого вполне можно к ней причислить! Вывод: «Гамсун сам не знает, о чем говорит… Весь итог его трех лекций, мне кажется, заключается в том, что «в Норвегии не было литературы до того, как «Голод» вышел в свет.»  Позже, в письме Китти Хьелланн от 14.10.1891 года, Гарборг высказался еще более резко: «Этот болван совершенно не разумеет, что можно различать «психологическое» и «психологистическое».» 
В другом письме Гарборг признается, что «недолюбливает» Гамсуна в особенности за его обращение с Юнасом Ли. Ларс Фроде Ларсен также пишет о неприятии Гарборгом гамсуновских нападок на Ибсена.  Но вместе с тем Гарборг искренне надеется на то, что его молодой коллега настолько же способен писать книги, насколько судить о них.
Судя по всему, эти расхождения в оценках послужили причиной постепенного прекращения контактов между писателями. В последующий период они лишь упоминают друг друга, и не более того.
Восприятие Гарборгом гамсуновского творчества также претерпевает некую эволюцию. В письме от 1892 года Гарборг иронически замечает: «А ведь книга Гамсуна тоже выйдет к Рождеству? Скверный конкурент!»  Тем самым он признает значимость творчества Гамсуна для современной норвежской литературы – настолько, что воспринимает его как равного, как «конкурента». В дневнике (от 14.08.1910) Гарборг гораздо более прохладно писал о Гамсуне и его творчестве. По его признанию, романы молодого коллеги, за исключением «Голода», не произвели на него никакого впечатления.  Гамсун, полагает Гарборг, отодвигает человеческое на второй план, предпочитая легкомысленно щеголять языком, писать «изящно» (godt og sermerkt) и «подчас странно» (stundom rart) . Возникает впечатление, что он словно не оправдал надежд, пробужденных романом «Голод», который Гарборг и в дальнейшем считает единственным достойным гамсуновским произведением.
Двум писателям не суждено было стать друзьями. При всем том, что оба были приверженцы «новой» литературы и психологизма, их мнения по многим вопросам существенно различались. Это касалось как восприятия литературного наследия, так и морально-этических проблем.


Литература:

Dale, Johannes. A. Garborg og Hamsun //Syn og Segn, 1952. S. 289-298.
Dale, Johannes. A. Garborg-studiar. Oslo, 1969.
Garborg, Arne. Dagbøker frå Labråten. I utvalg ved Tor Obrestad. – Oslo, 2001.
Garborg, Arne. Mogning og manndom II: Brev. – Oslo, 1954.
Hamsun, Knut. Knut Hamsuns brev /utgitt av Harald S. Næss. Bd. 1.: 1879-1895. - Oslo, 1994.
Kolloen, Ingar Sletten. Knut Hamsun. Svermeren. – Oslo, 2003.
Larsen, Lars Frode. Tilværelsens udlænding: Hamsun ved gjennombruddet (1891-1893) / Lars Frode Larsen. - Oslo, cop. 2002.
Nesby, Linda Hamrin. Knut Hamsuns Sult (1890) - et eksempel på dekadanselitteratur? // Nordlit nr.13. Festskrift til Nils Magne Knutsen. S. 77-98.

(с) А.А. Сельницин



Важно знать о Норвегии А.А. Сельницин: Гамсун и Гарборг


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


А.А. Сельницин: Гамсун и Гарборг Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru