Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Поэзия Норвегии/Андреас Мунк (1811-1884)/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Норвежские авторыСтатьи о литературеЛитературные события
Норвежская классикаО писателях НорвегииСлово переводчика
Поэзия Норвегии Литература Норвегии: краткая историяКниги и переводная литература
Норвежские сказкиГамсун-2009 

Андреас Мунк (1811-1884)

Андреас Мунк (Andreas Munch, 1811-1884) считается наиболее типичным представителем норвежской литературы эпохи «национального прорыва». Он был сыном известного пастора, общественного деятеля и поэта Юхана Сторма Мунка (1778-1832). Андреас Мунк пробовал себя во многих жанрах литературы, его обширное творческое наследие включает в себя и драмы, и прозу, и стихи. Мунк был едва ли не самым популярным и читаемым автором эпохи «прорыва», но после смерти его творчество было вскоре забыто (последнее собрание его сочинений вышло ещё в конце 19 века!) В какой-то степени это было заслуженно: по словам Кр. Эльстера, «почти всё, что написано Мунком, - отзвук…датского и немецкого романтизма». В. Дал считает его «эпигоном в большей части того, чем он занимался». Вместе с тем его фигура и его творчество типичны для своей эпохи, а его поэзия прочно вошла в классику норвежской литературы.
Как поэт Мунк был близок Ю.С. Вельхавену – как в области поэтики, так и по той задумчиво-меланхолической интонации, которой были пронизаны его стихи. По замечанию Ф. Горна, Мунк «во многих отношениях может быть рассматриваем как натура родственная с Вельгавеном, хотя у него и нет такой оригинальности». Поэта волновали как личные переживания (смерти жены и ребёнка Мунк посвятил целый сборник «Скорбь и утешение» - Sorg og Trøst, 1852 г.), так и общечеловеческие. В стихотворении «Смирение» (Resignation) поэт рисует неутешительную картину наступления царства «скрипучих машин», в котором нет места поэтической фантазии, а поэзия вынуждена прятаться в заповедных лесах.
Годы службы при университетской библиотеке нашли отражение в стихотворении «В библиотеке» (Paa Biblioteket, 1852) – по словам Кр. Эльстера, наиболее ярком произведении Мунка. За стенами библиотеки герой причащается высшей мудрости; «великие умы прошлого» (Fortidens store Aander) даруют ему свои лучшие мысли, спасают его от трагического разлада с земным миром. На книжной полке стоят рядом друзья и недруги, поэты и учёные – они словно бы примирились друг с другом, и этот покой снисходит  в душу героя, подобный освежающей вечерней росе. И самое главное – здесь герой находит свидетельство тому, что «душа человека / Уже здесь, на земле /  Способна Смерть пережить» (at Menneskes Sjæl / allerede her paa Jord / kan overleve Døden) . 
Интересна также пейзажная лирика Мунка – стихотворения «Горное озеро» (Et Fjeld-Vand), «Свадебное шествие» (Brudefærden). Последнее написано под впечатлением от картины Х. Гюде и А. Тидеманна «Свадебное шествие в Хардангере» (Brudefærden i Hardanger, 1849). Поэт рисует праздничную картину крестьянской свадьбы, где всё блистает яркими красками и солнечными бликами. В праздничном убранстве долины и «могучие горы». «Так же прекрасна, как фьорд и сам день», у штевня восседает нарядная невеста, подобная гордым королевам прошлого (som en Oldtids Kongedatter saa prud). Радуются жених и гости, безостановочно наполняя бокал во славу новобрачных; сама жизнь предстаёт как свадебный пир. Стихотворение завершается восторженным гимном искусству художников, сумевших уловить «трепещущий, текучий миг» (bævende, flygtige Nu) и сохранить его для мира:

at Alle kan kjende vort hellige Hjem          
og vide de Eventyr klare                             
som Norges Fjorder bevare.     
(чтобы все узнали нашу чудесную Родину
и те светлые предания,
что хранят норвежские фьорды).


Как и Вельхавен, Мунк был «европейцем» по своему типу мышления и мечтал вывести норвежскую лирику на общеевропейский уровень. Вероятно, этим в какой-то степени оправдывается его «подражательство». Ула Ракнес называет его «самым датским из наших поэтов», подчёркивая тот факт, что последние двадцать лет жизни Мунк прожил в Дании.

Библиография произведений Мунка:

Ephemerer (1836)
Kong Sverres Ungdom (1837)
Sangerinden (1837)
Donna Clara (1840)
Den Eensomme: en Sjælehistorie (1846)
Digte: gamle og nye (1848)
Billeder fra Nord og Syd (1849)
Nye Digte (1850)
Sorg og Trøst (1852)
Erindringer fra en Reise i Belgien Sommeren 1852 (1852)
Salomon de Caus (1854)
Digte og Fortællinger, ældre og nyere (1855)
En Aften paa Giske (1855)
Lord William Russell (1857)
Kongehallen i Bergen (1860)
Pigen fra Norge (1861)
Kongedatterens Brudefart (1861)
Nyeste Digte (1861)
Hertug Skule (1864)
Reiseminder (1865)
Eftersommer: ny Digtsamling (1867)
Moder og Søn (1871)
Barndoms- og Ungdoms-Minder (1874)
Fjeldsøen (1875)
Fangen paa Munkholm (1875)
Mindedigte (1877)
Pave og Reformator (1880)
I Finmarken (1882)  

(с) А.А. Сельницин (БНИЦ)



Важно знать о Норвегии Андреас Мунк (1811-1884)


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Андреас Мунк (1811-1884) Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru