Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Норвежские авторы/Анне Карин Эльстад/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Норвежские авторы Статьи о литературеЛитературные события
Норвежская классикаО писателях НорвегииСлово переводчика
Поэзия НорвегииЛитература Норвегии: краткая историяКниги и переводная литература
Норвежские сказкиГамсун-2009 

Анне Карин Эльстад

Анне Карин Эльстад (норв. Anne Karin Elstad, 19 января 1938, Вальсёйфьорд, область Нурдмёре, Норвегия) — норвежская писательница, лауреат ряда литературных премий. Её можно назвать одним из самых популярных авторов в современной норвежской литературе. Своими романами Эльстад завоевала широкий и постоянный круг читателей, большинство которых составляют женщины. Однако вряд ли следует считать её творчество сугубо "развлекательным" и "дамским" чтивом, как это делали и делают ряд норвежских критиков, особенно из числа тех, кто причисляет себя к "академическим" кругам. Читателям и критикам, воспитанным на модернизме, идеи произведений Эльстад могут показаться банальными. Однако следует признать, что писательница в совершенстве владеет искусством традиционного повествования, не чужда лирических отступлений, тонко вникает как в проблемы общества, так и человеческой души. Кажущаяся "простота" её творческой манеры объясняется желанием автора поведать читателю то, что он готов идентифицировать с собственным опытом, на что готов равняться в повседневной жизни. Именно это и привлекает к её произведениям самые широкие читательские круги. Язык её произведений лишён экспериментов и модернистской вычурности, но при этом отточен и ясен. Добавим к этому мастерство рассказчика, умеющего держать читателя в напряжении - и мы получим то, что условно можно назвать качественным женским романом.

Эльстад родилась в крестьянской семье. Когда ей было 14 лет, мать умерла, и Анне пришлось бросить школу, чтобы заниматься хозяйством. Однако она всё же в итоге сдала экзамен, и позже получила образование учителя в Левангере. Там же она вышла замуж и родила троих детей. Эльстад долгое время работала по специальности, прежде чем решила стать писательницей. По её собственному признанию, главным мотивом было просто желание писать. Из числа любимых писателей, повлиявших на её творчество, Эльстад называет прежде всего Улава Дууна с его романом «Ближний» (Medmenneske). Первый роман писательницы - "Жители Иннхауга" (Folket på Innhaug) - вышел в свет в 1976 году. Он стал первой частью исторической тетралогии об усадьбе Иннхауг. Второй роман - Магрет" - появился год спустя. В 2007 году эти два романа были изданы на русском языке в переводе Л.Г. Горлиной (в одной книге под названием "Усадьба Иннхауг"). Действие тетралогии происходит в 19 веке в горных селениях Трёнделага и на побережье Мёре. Сплав исторической и локальной тематики оказался актуальным в контексте проблем человека конца ХХ столетия с его ощущением утраты "корней". В центре внимания писательницы – женские персонажи, героини, по тем или иным причинам оказывающиеся вне общества, в роли изгоев. Это в особенности касается красавицы Улине, выбравшей своим суженым чужеземца, который погиб на войне до того, как у них родилась дочь Магрет. Но несмотря на сплетни и кривотолки, Улине держит голову высоко и старается оградить от сплетен себя и дочь. Магрет также становится «аутсайдером» по причине любовной страсти – и в результате вынуждена выйти замуж за брата своего возлюбленного, от которого у неё остаются дети.
Героини Эльстад, таким образом, сами в состоянии решать свои проблемы и жить своей жизнью. Критики усматривали в этом черты анахронизма и даже утопии. Хотя для норвежского исторического романа такие персонажи типичны – достаточно вспомнить хрестоматийные женские образы романов Сигрид Унсет. У Эльстад женщина-крестьянка с сильным характером становится своего рода «моделью», неким идеалом, не вполне отвечающим той эпохе, которую она описывает. В этом можно усмотреть и обстоятельства жизни самой Эльстад - её неудачный первый брак и трудную жизнь матери-одиночки до того, как она повторно вышла замуж. Хотя в остальном писательница сохраняет исторический колорит, создавая иллюзию «аутентичности». Впрочем, главное, чем романы привлекли внимание читателей, - драматизм характеров и изображаемых событий.
В 1982 году выходит первый роман Эльстад о современности – «Попозже, Лена» (Senere, Lena), ставший рекордом по числу продаж и принесший автору премию Bokhandlerprisen. Год спустя выходит его продолжение – «Собственная жизнь» (Sitt eget liv). Главная героиня, Лена, выросшая на побережье Трёнделага, переезжает жить в столицу. Она вынуждена бороться за право жить самостоятельной жизнью. Это приводит к расторжению брака во втором романе. Основная тема цикла – женская эмансипация. Произведения могут показаться несколько шаблонными, однако их спасает то, что автор живо и правдиво рассказывает о современности. Многие женщины «поколения 70-х» узнали себя в образе Лены, и это сделало романы более популярными, чем историческую тетралогию. В том же 1983 году Эльстад стала председателем Союза норвежских писателей (Den norske Forfatterforening) и занимала эту должность до 1987 года. В 1985 году выходит роман «Чёрные дни» (for dagene er onde).
В 1986 году писательница переживает инсульт, что становится причиной перерыва в её творческой деятельности. Тем не менее, она возвращается к нормальной жизни и в 1988 году публикует роман «Мария, Мария» (Maria, Maria), основанный на личных впечатлениях от болезни. Обстоятельства жизни главной героини, социолога Марии, складываются не самым лучшим образом. Проблемы как на работе, так и в семье становятся причиной трагедии. Эльстад живо и подробно описывает болезнь Марии, её отчаянную борьбу за выздоровление, за право жить полноценной жизнью. Залог её победы – несгибаемая воля и желание жить вопреки любым препятствиям.  
В 1989 году выходит книга путевых заметок «Я приветствую тебя, Нурдмёре» (Eg helsar deg, Nordmøre), а в 1990-е Эльстад создаёт ещё один цикл исторических романов, связанных образом главной героини – Юлии: «Юлия» (Julie, 1993), «Твои дни» (Som dine dager er, 1995), «Цепи» (Lenker, 1998) и «Свободная» (Fri, 2000). Действие начинается в период после первой мировой войны и происходит в Нурдмёре. Писательница открывает для себя новую тему: предрассудки провинциального общества, отторжение и преследование тех, кто решает жить «не как все». Романы отличаются исторической достоверностью и глубоким проникновением в жизнь и быт обитателей норвежской глубинки. Хотя критики опять же отмечали некую шаблонность описаний и нехватку оригинальности, цикл стал бестселлером. Продолжил «крестьянскую» тему роман «Земля» (Odel), вышедший в 2003 году.
Последняя на сегодняшний день книга Эльстад – автобиография «Дом» (Hjem), появившаяся в 2006 году. В ней она рассказывает о первых 16 годах своей жизни. Описывая своё детство и раннюю юность в деревне, Эльстад уделяет особое внимание отношениям между людьми, их связи с землёй и с повседневным крестьянским трудом. Жизнь наполнена повторяющимися событиями, размеренный ход которых не в силах нарушить даже война.
В 2006 году в местечке Отнес на юге Норвегии открылся дом-музей писательницы. Там расположилась выставка книг и других материалов, посвящённых её жизни и творчеству. В центре экспозиции – тема, связанная с первым циклом романов Эльстад об усадьбе Иннхауг.
Эльстад продолжает оставаться одним из самых популярных писателей в современной Норвегии, и её книги также обрели своих читателей и за рубежом, в том числе и в России.

Библиография:

Folket på Innhaug (1976)
Magret (1977)
Nytt rotfeste (1979)
Veiene møtes (1980)
Senere, Lena (1982)
Sitt eget liv (1983)
-for dagene er onde (1985)
Maria, Maria (1988)
Eg helsar deg, Nordmøre (1989)
Julie (1993)
Som dine dager er (1995)
Lenker (1998)
Fri (2000)
Odel (2003)
Hjem (2006)

Elstadsamlinga - дом-музей Анне Карин Эльстад

(c) А.А. Сельницин (БНИЦ)



Важно знать о Норвегии Анне Карин Эльстад


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Анне Карин Эльстад Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru