Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Культура Норвегии/Архитектура/Архитектурные прогулки по Осло/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Праздники в НорвегииИскусство НорвегииСтатьи о культуре
Фотоальбом Норвегии Архитектура Театр Норвегии
Наука НорвегииЖивопись НорвегииНациональная кухня Норвегии
Фольклор НорвегииКультура и искусство в норвежской школеНациональный костюм

Архитектурные прогулки по Осло

В середине ноября 2010 года посольство Норвегии в Москве организовало пресс-тур в Осло, имеющий целью предъявить специалистам, пишущим на темы архитектуры и урбанизма, панораму современной норвежской практики.
Программа предусматривала посещение ведущих проектных бюро и профессиональных институций, знакомство с норвежскими архитекторами и демонстрацию последних градостроительных и архитектурных достижений. Мы публикуем репортаж главного редактора «АВ» Дмитрия Фесенко.

План развития Осло – «Фьорд Сити» - «Бьорвика»

Агентством планирования и строительства Осло разработан план городского развития, рассчитанный до 2025 г. Сотрудник Агентства Д.Г.Ховиг представила основные положения плана и связанные с ним программы «Фьорд Сити» и «Бьорвика».

Авторы фиксируют ежегодный прирост населения столицы в размере 2% в год. Согласно прогнозу, к 2025 г. число ее жителей достигнет 750 тысяч против нынешних 500 с небольшим. Две трети площади Осло занимают зеленые территории, которые планируется развивать в соответствии с принципом непрерывности. В частности, предполагается озеленение берегов рек, в настоящее время застроенных. Охране подлежат исторически сложившиеся территории низкоплотной индивидуальной застройки. Под высотное строительство выделено несколько точек, однако и они вызвали протесты жителей. Высотность ограничена 25 этажами (самое высокое здание Осло – отель Radisson – насчитывает 33 этажа). Особый акцент делается на развитии транспорта, который должен быть снят с прибрежных территорий, прилегающих к центру. Так, весной 2010 г. был открыт туннель Е18, идущий под акваторией Бьорвики – смыслового фокуса центральной части города. Среди других предусмотренных планом направлений развития: освоение бывших промышленных и портовых территорий, выборочное уплотнение сложившейся застройки, развитие общественных пространств. Обозначены конкретные цифры – строительства жилья, введения рабочих мест и др.

Из того, что не прозвучало в докладе. Прежде всего, это функционирование Осло в системе агломерации. И второе – что делать с очевидным фактом разворачивающейся сегрегации по этнокультурному признаку? Пустить на самотек, препятствовать или потворствовать? О том, что данная проблема стоит очень остро, причем на территориях, прилегающих к центру – не на окраинах, мы успели убедиться, прожив в городе какие-то несколько дней.

Важнейшим разделом плана является программа «Фьорд Сити», нацеленная на реосвоение береговой линии и организацию ее непосредственной связи, в том числе пешеходной, с системой исторического центра города. Как и многие другие портовые города, Осло пребывает в активной стадии выживания устаревших функций, замены их на то, что называется mixed use: рекреационные, культурные, жилые, офисные и др.

Длина береговой линии, предполагаемой к редевелопменту, составляет порядка 10 км – чуть более четверти всего побережья. Первые, самые трудные шаги сделаны – на выдвинутом в море мысу, за комплексом железнодорожного вокзала «Снохеттой» построено здание Опера-хауз, ставшее спусковым крючком освоения прилегающих участков, в частности, строительства по соседству, вдоль железной дороги, офисного комплекса «Баркод»; к западу, на полуострове Тьювхолмен, в разгаре возведение другого сгустка социальной активности – офисно-жилого квартала, классического образчика современной высокоплотной среды с частичной ревитализацией и приспособлением старой индустриальной архитектуры доков. Здесь же появится Музей современного искусства Аструп-Фернли.

Именно развитию культурных функций – оси культуры, как это сформулировано в программе «Фьорд Сити» - отводится особая роль. По соседству с Опера-хауз предполагается построить Музей Мунка и Музей Стенерсена и Новую национальную Дойкмановскую библиотеку (они переносятся из сравнительно труднодоступных для туристов площадок на севере и востоке от городского центра). К западу, за зданием Центра Нобелевской премии мира, на месте бывшего вокзала Вестбанен будет возведен Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна. За всеми этими знаковыми объектами стоят имена известных архитекторов – от Р.Пиано до Я.Кляйхуса и Х.Эррероса. Какие-то из них строятся на государственные деньги, другие – на муниципальные.

Можно сказать, что существующая традиция сосредоточения в прибрежных зонах культурных функций, в частности, музейных, включая Музей архитектуры, получает свое дальнейшее развитие. Сердцем же программы «Фьорд Сити» является Бьорвика, стягивающая на себя важнейшие культурные, общественные и рекреационно-развлекательные функции.

Драммен: из гадкого утенка - в прекрасного лебедя

Именно так обозначил основной вектор преобразований, переживаемых Драмменом, городком c 60-тысячным населением в 40 км к юго-западу от Осло, руководитель городского планирования Й.Л.Лангеланд.

Нынешний Драммен является результатом слияния двух поселений – собственно Драммена и Стремсе - по обоим берегам реки с тем же названием. С исторических времен специализацией города, получившего статус такового в 1811 г., была деревообработка. Импульсом его развития послужил пожар 1866 г. К 1960-1970-м гг. это был типичный индустриальный город, не слишком пригодный для жизни, с загаженной промышленными стоками рекой, автомагистралью, отрезающей городские территории от воды, и т.п.

Именно этот средовой коллапс стал отправной точкой трансформации города. Все началось с правительственного давления еще в 1980-е гг. – разрешение на строительство стало увязываться с фактом очистки прибрежных территорий и промышленных стоков. Следующим шагом была реорганизация транспортной сети: перенос автомагистралей, идущих вдоль реки, для чего потребовалось строительство, в том числе туннелей, и разбивка на их месте прибрежного парка; открытие экспресс-линии до аэропорта Осло; а также строительство моста, ставшего главной городской поперечной осью, задавшей направления последующих урбанистических перемен. Первоочередное внимание стало уделяться состоянию зеленых зон, развитию общественных пространств, стимулированию городской активности в первых этажах зданий, на что направлялись в том числе муниципальные средства. Уплотнение застройки происходило вдоль главной – водной – оси города. Принципиальную роль играл и играет регулярный мониторинг за различными параметрами и изменениями городской среды и соответствующая корректировка стратегии градостроительного развития.

По замечанию Й.Л.Лангеланда, в урбанизме нет больших и маленьких вопросов – приведение в порядок газетных киосков столь же важно, как и перенос транспортных артерий или строительство нового колледжа. Немаловажную роль играет специальная установка на формирование нового брэнда города: проведение летнего Речного фестиваля, инициирование национального спринтерского забега, а также банальный пиар, включая отправку в столицу десятков тысяч CD с роликами о новом Драммене. В результате население города динамично растет, у журналистов хорошим тоном стало сравнение Драммена с Барселоной, а начиная с 2003 г. последовал шквал наград – сначала национальных, позднее – и международных.

Сегодня город развивается в соответствии с новым видением, рассчитанным до 2018 г. Драммен предстает как живой, разнообразный, реактивный город. Упор делается на развитие правого берега с ревитализацией обширной промзоны Гренлэнд с благоустройством набережной и торговой улицы, строительством жилья, школы и детского сада с пассивным энергетическим циклом и концентрацией общественно-рекреационных функций, устройством железнодорожной и автостанций, организацией детского парка. Принята установка на стимулирование сокращения в пределах города личного автотранспорта, для чего задействована система Park and Ride, повышена плата за городскую парковку, а вырученные средства направляются на развитие общественного транспорта. Преимущественным профилем сегодняшнего Драммена является образование и сервисные услуги, хотя порядка 20% жителей города – эмигранты с низким образовательным и квалификационным цензом. Важным разделом плана городского развития является региональный, рассматривающий Драммен как одно из звеньев в местной системе поселений.

Многолетний опыт кропотливой урбанистической работы позволяет сформулировать собственную градоустроительную философию, в основе которой, по Й.Л.Лангеланду, лежит совмещение личного и общественного альтруизмов. Спроецируйте эту человеколюбивую максиму на нынешнюю отечественную либерал-фундаменталистскую оголтелость, на промышляющую активность российских девелоперов и чиновников от градостроительства – немая сцена…

DogA-Центр сквозь призму специализированных программ

DogA – это Центр архитектуры, расположенный к северо-востоку от исторического ядра Осло, в бывших деревообрабатывающих цехах. Образуя единую линейную структуру, Центр состоит из трех разновременных захваток, относящихся к эпохам эклектики, модерна и функционализма, что читается, впрочем, только в экстерьере. Над кубиком входной функционалистской части сооружена стеклянная этажерка апартаментов. В интерьере же это пескоструйно очищенный, чуть подраздетый, не стесняющийся исподнего пром с отдельными экстравагантными включениями типа выполненных в брутально-кислотной манере ночных клубов – металлопрокат, форсированные цвета, наливные полы, по-техницистски агрессивная сантехника – туалетных отсеков.

Свидетельством активности Центра могут служить две презентации: одна, проведенная директором программы «Национальные туристические маршруты» Пер Ритзлер, и вторая, А. ван Берманна, посвященная деятельности Норвежского Фонда архитектуры и дизайна «Norsk Form».

В объеме ВВП туризм в Норвегии занимает почетное третье место – вслед за нефтедобычей и рыбной промышленностью. Этим объясняется такое к нему внимание и скрупулезность проработки маршрутов, транспортной и сервисной инфраструктуры, дизайн- и арт-обеспечения. Причем последний аспект, как подчеркивает Пер Ритзлер, является рядоположенным по значимости остальным. Мостики, сходы, видовые площадки, рейлинги, наконец, туалеты – могут служить примером «тотального дизайна». Программа носит долгоиграющий – с 1994 по 2020 гг. – характер и предполагает соинвестирование – государственное, местное и частное.

Фонд архитектуры и дизайна основан в 1993 г. Министерством культуры и имеет некоммерческий характер. Он призван содействовать активизации архитектурной жизни – от проведения конкурсов до организации выставок и семинаров, развитию инноваций в области архитектуры и дизайна, налаживанию междисциплинарных контактов между архитекторами, дизайнерами, художниками.

А. ван Берманн подробно представил ряд развиваемых Фондом культурных и научно-исследовательских проектов. Один из них – т.н. «Детский track-project» предполагает эмпирические наблюдение и сбор информации относительно того, какие пространства дети предпочитают, причем в их сезонной развертке – летом, зимой, круглогодично, по каким путям предпочитают передвигаться и где возможны всякие неожиданности и непредвиденные обстоятельства. После чего формулируются рекомендации, которые претендуют на внимание градостроительных служб. Среди множества подобных проектов есть и международные – в частности, проводимый Фондом совместно с правительством Гватемалы проект, направленный на развитие велокультуры.

Последняя инициатива Фонда – Архитектурная Триеннале, которая будет проводиться в Осло в конце сентября ежегодно.

В заключение докладчик выстроил приоритеты, стоящие перед норвежской архитектурой. Среди них – энерго- и экологическая дружественность и высокое качество городской архитектуры, сохранение культурного наследия и вклад в мировой архитектурный процесс.

«Снохетта»: универсализм как принцип

С порога ставишь диагноз – фабрика: ровные ряды столов, компов, склонившихся голов. Это подтверждается и статистическими данными: в двух офисах «Снохетты» - в Осло и Нью-Йорке – работает порядка 120 человек.

Как только один из двух лидеров компании Щетиль Трэдел Торсен начинает экскурсию, понимаешь: внешние признаки в данном случае ошибочны. «Снохетта» живет как большая семья: с регулярными выездами на пикники, гигантским обеденным столом и, извините, общим санузлом, но главная особенность – внутри фирмы нет закрепленных функциональных ролей – и незакрепленных тоже нет. Культивируется постоянное перемешивание, или, по Щ.Торсену, транспозишининг амплуа и даже рабочих мест: чтобы не складывались локальные субкультуры и чтобы каждый из сотрудников «Снохетты» представлял собой архитектора-Универсала.

Никакого апломба, никакого официоза. Щ.Торсен доверительно сообщает, что вообще «Снохетта» - это название горы, но имя бюро родилось из названия паба, где молодые тогда архитекторы обычно собирались. С того времени, конца 1980-х гг., состав компании не раз менялся, в настоящее время помимо Щ.Торсена и К.Дайкерса, возглавляющего нью-йоркский офис, есть еще четверо партнеров. К примеру, один из них, бывший по-нашему ГАПом на Опера-хауз, Т.Лундевалл, водил экскурсию на объект.

«Снохетта», перейдя после своих прославленных реализаций – Библиотеки в Александрии и Опера-хауз в Осло – и полученного заказа на здание Музея на Граунд Зеро в Нью-Йорке в разряд интернациональных проектных компаний, не обходят стороной камерные объекты – от павильона чемпионата мира по лыжному спорту рядом с Королевским дворцом в Осло до купели и объектов индустриального дизайна. Наверное, дело тут и в их привлекательной скорострельности, и в экспериментальном потенциале, и в постоянно происходящем диалоге с художниками и дизайнерами. Кстати, жена Щ.Торсена – Йорунн Саннес – художница, работающая в том числе и на объектах компании.

Что отличает архитекторов с международным статусом – это включенность в современный теоретический дискурс, постоянная рефлексия оснований собственного творчества, соотнесение его с вибрирующей линией интеллектуального ландшафта. Обзору основных произведений «Снохетты» Щ.Торсен предпослал эссе, из которого следовало, что архитектура предназначена для людей – в отличие от чистого искусства; что при подступе к любой проектной задаче сначала важно обнаружить подобие, то есть общее, а потом уже особенное; что качественная архитектурная деталь, как правило, не должна совмещать в себе более трех материалов. Его вдохновляет современный урбанистический эксперимент, в основе которого лежит давний принцип laissez passer – в данном случае речь идет о выходе на «одну прямую» автомобиля, велосипеда и пешехода при упразднении правил движения. Он вновь и вновь возвращается к звездному часу «Снохетты» - Опера-хаузу: Министерство культуры склоняло к достижению монументальности, и архитекторы добились ее, но не с помощью традиционной вертикали, а белой горизонтали; и это платформа, а не плаза – наверху нет коммерции: сувениров и кофе с сосисками; если же обратиться к символическим структурам, лежащим в основании этой архитектуры, то нельзя не сказать о полуциркульной деревянной стене, отделяющей зал от фойе, на самом же деле, отграничивающей сакральное от профанного, живое от искусственного, красивое от безобразного.

Несмотря на такой антикоммерческий пафос, программную антиаттракторность архитектуры и не лоснящийся внешний вид – в мятых брючках и майке с фасадом асплундовской библиотеки, оставшейся еще от тогдашнего конкурса, где Щ.Торсен был членом жюри, в очередь к «Снохетте» выстраиваются шейхи. Сегодня в портфолио компании значатся такие сверхобъекты, как Центр знаний и культуры короля Абулазиза в Саудовской Аравии и многофункциональный выставочно-торгово-деловой центр в Арабских Эмиратах, последний – на 450 тысяч м2. Кто-то силу ветра к вечеру вторника ощущает одной ноздрей.

0047: работа на стыке

Бюро 0047, одноименное с телефонным кодом Норвегии, основано молодыми архитекторами Ойстейном Рё и Эспеном Рёйселандом и ориентировано на поддержку и развитие проектов на стыке архитектуры и искусства, стимулирование архитектурной жизни посредством различных инструментов – от организации выставок до проведения конкурсов и фестивалей. Базируется на бывшем молокозаводе к востоку от центра города, развивает программы, финансируемые как государственными, так и частными инвесторами, и насчитывает пока всего три сотрудника.

Тем не менее в послужном списке бюро уже реализация проекта «Northern Experiments», направленного на изучение ресурсов и возможностей взаимоувязанного и взаимоподдерживающего развития Баренцева региона, включающего Норвегию, Швецию, Финляндию и Россию – всего 1,75 млн кв.км и 5,5 млн населения. По мнению инициаторов проекта, подобное трансграничное, транснациональное видение объекта исследования и развития должно способствовать возникновению синергетического эффекта как результата сложения и балансировки усилий всех стран-участниц.

В рамках данного проекта российский раздел – портретирование Мурманска как самого крупного города за Полярным кругом и важнейшего центра региона, с одной стороны, и изучение резервов развития типового домостроения советского времени, с другой – выполнялся соответственно «Бюро Moscow» и А.Свердловым. Заметим, что доля России в Баренцевом регионе весьма существенна, составляя порядка 75% как в территориальном, так и в демографическом аспекте. Так что, по крайней мере, с российской стороны можно говорить лишь о начальном подступе к теме.

Другой проект, к которому О.Рё рассчитывает привлечь интересантов из России, это международный молодежный конкурс Европан. Вместе с Э.Рёйселандом они вошли в секретариат Норвежского раздела конкурса.

Чего не хватает бюро, так это материально-технических возможностей для выпуска собственного периодического издания, которое бы регулярно информировало заинтересованную публику о календаре профессиональных событий и пульсе архитектурной жизни Северной Европы.

Сюрприз от Fantastic Nоrway

По плану организаторов в одном из предполагавшихся вечерних party должны были принять участие лидеры молодой норвежской команды «Fantastic Norway» Эрленд Блакстад Хаффнер и Хокон Матре Аасарёд. По стечению обстоятельств в этот же день стали известны результаты конкурса «Вызов времени» Фонда Я.Г.Чернихова, к участию в котором «Fantastic Norway» рекомендовал Щ.Торсен из «Снохетты».

Понятно, что подобная протекция не может не быть мотивирована творческим созвучием – тем самым подобием, общим основанием или знаменателем. В данном случае это, вероятно, ощущение духа места, умение вслушиваться в его невнятный гул, проследить его токи, его легкие вибрации, как правило, игнорируемые вау-архитектурой. Однако есть и особенное. Для Щ.Торсена, учившегося и в настоящее время преподающего в Граце, международный архитектурный статус так же естественен, как и следование genius loci, тогда как для Э.Хаффнера принадлежность к интернациональной тусовке выглядит не столь однозначной. Именно отсюда эта жизнь на колесах, в трейлере, колесящем по норвежским просторам в поисках сюжетов для архитектурной телепередачи, которую они ведут на норвежском TV, не забывая, наверное, и о пополнении портфеля архитектурных заказов, отсюда и манкирование участием в международных архитектурных конкурсах – как замечает Э.Хаффнер, они с Х.Аасарёдом не очень представляют, как можно, не зная броду, в смысле той или иной конкурсной площадки, не изучив ее доподлинно, не прочувствовав - лезть в воду.


Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. 08.11.2011 Источник: Архи.ру Автор: Дмитрий Фесенко



Важно знать о Норвегии Дмитрий Фесенко - Архитектурные прогулки по Осло

Дмитрий Фесенко - Архитектурные прогулки по Осло


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Архитектурные прогулки по Осло Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru