Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Культура Норвегии/Статьи о культуре/У истоков национальной живописи/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Конституция НорвегииОсло - столица НорвегииКраткая информация
Разрешение на работу в НорвегииАэропорт ГардермуэнНорвежские исполнители
Архитектурные памятники НорвегииПраздники в НорвегииПартнерские ссылки
Ёрн Фоссхейм - пианистСтатьи, интервьюВиза в Норвегию
Норвежские авторыКаталог отелей Норвегии2009 - Год Гамсуна
Год БьёрнсонаЯнварьНансен
Подготовка документов для их использования на территории НорвегииВиды спортаТележкина Диана
Государственная символикаМузеи и достопримечательностиМузыкальные группы Норвегии
ВикингиИскусство НорвегииСтатьи о литературе
Обменные ссылкиАрве ТелефсонСтатьи о Норвегии
Работа на нефтяных платформахАрхив новостейИнформация для тех, кто собрался учиться в Норвегии
Газета "Афтенпостен"ФевральГод Нансена–Амундсена
АмундсенСпортивные клубы НорвегииСергей Шпилькин
Top блок о компании на главнойГосударственные структурыГостиницы, отели, кемпинги
Статьи о музыке НорвегииНобелевские лауреаты Статьи о культуре
Размещение платной рекламыЙенс СтолтенбергСезонная работа
Практическая информацияЛитературные событияСистема образования в Норвегии
Из истории "NRK"МартНовостные материалы
Год 2012История норвежского спортаШепелев Кирилл
Карта сайтаСоциальная политикаАрхив музыкальных событий
Знаменитые именаАрхив культурных мероприятийФритьоф Нансен
Достопримечательности АкерсхусаВид на жительствоЗимняя Норвегия для туристов
Норвежская классикаУчебные заведения НорвегииХанс-Вильхельм Стайнфельд
АпрельМероприятияПравовая информация
Фестивали в НорвегииДаты истории НорвегииФотоальбом Норвегии
Видар БюскНорвежские компании в РоссииО писателях Норвегии
Летний отдых в НорвегииУ истоков норвежской прессыРоссийско-Норвежская Старшая Школа
МайСтатьиЮбилейный 2013
ДискографияНаши баннерыАрне Гарборг
Предложение на работуИмена в норвежском кинематографеСлово переводчика
РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯФотографии НорвегииНорвежская пресса накануне 1814 года
ИюньМатериалы норге.ру прошлых летЮбилейный 2014
Реклама на сайтеПоэзия НорвегииОбменные ссылки
Томас Хюлланд ЭриксенСтатьи о работе в НорвегииКомпозиторы Норвегии
Круизы по Норвежским фьордамИюльОсне Сейерстад
Информация о сайтеЛитература Норвегии: краткая историяКороль Харальд
Добавить ссылку в каталогАрхитектураДостопримечательности Норвегии
АвгустСтейнар ДюрнесОбщество П.И. Чайковского в Осло
lnicСтатьи2007 год – юбилеи
Авторы и публикацииТеатр НорвегииКниги и переводная литература
СентябрьЭто интересно знатьТрун Эгрим
ФорумЭдвард ГригНорвежские сказки
Наука НорвегииЭпоха викинговОктябрь
Интересные статьиПремия «Эмми» норвежской телепрограммеХенрик Вергеланн
Гамсун-2009Великие путешественникиНоябрь
СМИ Норвегии - общая информацияНациональные особенностиЮхан Себастиан Вельхавен
Живопись НорвегииИстория Норвегии - обзорДекабрь
Verdens GangБергенНаши опросы и голосования
Национальная кухня НорвегииНорвегия в годы Второй мировой войныПрессу душит не только власть
Пер СивлеРазмещене рекламы на сайтеПиа Харальдсен
Судебная системаТёнсбергТеодор Северин Киттельсен
Норвежская литератураФольклор НорвегииDagens Naeringsliv
Правовая системаСтавангерМартин Наг
Библиотека и Норвежский Информационный ЦентрКультура и искусство в норвежской школеГазета Dagsposten (Тронхейм)
Экономика НорвегииТронхеймГлавная
Ойвинд НордслеттенСиверт Орфлот – журналист и общественный деятельНациональный костюм
ЛиллехаммерЮбилей Эдварда ХоэмаКонкурс кукол
Мортен Йентофт: «Это не была журналистика в нынешнем понимании»СтатистикаОлесунн
Пер ПеттерсонИнтересные ссылкиПервая народная газета в Норвегии
ЭкологияИз истории норвежского телевиденияГод Гамсуна: мероприятия
Консул Йонас ЛидНарвикСтатьи о Норвегии
Статьи о ГамсунеХьяртан ФлёгстадКристиансанн
Томас Хеллум - Медленное телевидение НорвегииЛонгйирРелигия и церковь Норвегии
Книги и рецензииЕё Величество королева СоняВнешняя политика
Малая проза ГамсунаВалерий Павлович БерковХамар
Лицом к лицуИнтересное о ГамсунеТур Хейердал
ХалденГамсун в стихах и прозеФ. Нансен
РьюканГамсун и театрБьёрнстьерне Бьёрнсон
ДрамменСобытияМеждународная конференция в ЦДЛ
Сигрид Стрём РейбоШиенВладения Норвегии
Исак РогдеХаммерфестПолитические партии Норвегии и политики
Эссеистика ГамсунаЮлий КвицинскийВадсё
Норвежский бизнесКонкурс кукол - Сказочная страна ГамсунаМари Бойне Персен
Ню-ОлесуннКоролевский ДомДни Гамсуна в Санкт-Петербурге
Александр РыбакБюгёйнесНорвежский язык
Сигрид УнсетСортланнРоссия - Норвегия
Хенрик Юхан ИбсенCаамыНильс Хенрик Абель
Христиан Магнус ФальсенПрофсоюзное движениеЮн Фоссе
Бент ХамерМария ПаррПетер Кристен Асбьёрнсен
Ханс Вильхельм СтайнфельдУльрик Фредерик ГюлленлёвеДетские и семейные фильмы
Марит Ингвилл СандеМультфильмыМагнус Карлсен
МероприятияФритьоф НансенСтатьи о кино
Руаль АмундсенФильмы 1900-1990х гг.Пер Воллестад и Сигмунд Йельсет
Фильмы 2000х гг.Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат Дюе
Фильмы 2011-2014 гг.KatzenjammerКарл Густав Багговут
Лев Львович ЖдановPUSTТурбьёрн Эгнер
Кирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна ГорлинаКамилла Коллетт
Кнут ХаугландЙорген Энгебретсен МуХанс Хенрик Йегер
Эрна СульбергМагнус КарлсенЭдвард Мунк
Уле Эйнар БьёрндаленОдд НердрумКристиан Крон
Тур Хейердал 

У истоков национальной живописи

Становление норвежской национальной культурной традиции происходило на протяжении первой половины и середины XIX столетия. После отделения от Дании в 1814 году остро встаёт вопрос о норвежском искусстве и его развитии. Положение дел в культурной сфере бывшей датской провинции не могло радовать людей образованных. Многие современники, в частности, поэт-романтик Ю.С. Вельхавен, сетовали на культурную отсталость, невежество и дилетантство, отличавшие культурную ситуацию в стране. В немалой степени это касалось и живописи. Даже в столице - в Кристиании - в первой четверти столетия не было ни одного сколько-нибудь значимого собрания картин, а местные живописцы в основном зарабатывали на жизнь портретами и картинами "на случай". Получить художественное образование можно было только за границей, не случайно почти все норвежские художники XIX столетия проходят школу живописи в Германии, Италии, Франции и других культурно развитых странах. Так происходит усвоение лучших традиций европейской живописи.

Как в Норвегии, так и во многих других европейских странах господствующим направлением в искусстве эпохи становится романтизм. В страну фьордов он приходит позже, чем в Данию или в Германию, - лишь в 20-30-е гг. романтическое направление начинает складываться в литературе и в искусстве.

1840-50 гг. в истории норвежской культуры традиционно именуют эпохой "национального прорыва" (den nasjonale gjennombrudd). "Национальный прорыв", как и романтизм вообще, можно назвать универсальным явлением культуры, охватившим не только литературу, но и другие искусства. Для идеологии "прорыва" было характерно повышенное внимание к народной культуре, к мифам и преданиям, к природе Норвегии.

Пожалуй, наиболее выдающимся норвежским художником первой половины столетия был Юхан Кристиан Даль (Johan Christian Dahl, 1788-1857). Выдающийся пейзажист, учившийся и работавший в Италии, а затем в Германии, Даль стал, по сути, основателем норвежской школы живописи. Юхан Кристиан ДальПо его инициативе в Кристиании была создана Национальная галерея (Nasjonalgalleriet, 1836) - самое крупное собрание шедевров норвежской живописи и монументального искусства. Лучшие полотна Даля ("Горный пейзаж с водопадом в Норвегии" - Norsk Fjeldlandskab med Foss, 1821; "Зима в Согнефьорде" - Vinter ved Sognefjorden, 1827; "Пороги близ Хаугесунна" - Hellefossen n?r Hokksund, 1838; "Пейзаж в Стальхейме" - Fra Stalheim, 1842) отразили суровую и первозданную красоту норвежской природы. Большую часть жизни Даль прожил в Дрездене, где с 1824 года был профессором Академии искусств. Отметим также, что Даль дружил с великим немецким живописцем Каспаром Давидом Фридрихом (1774-1840), творчество которого оказало значительное влияние на норвежского художника.

Томас ФернлиДругой видный пейзажист - Томас Фернли (Thomas Fearnley, 1802-1843) - получил образование в Дании и Германии, где учился у Даля и Каспара Д. Фридриха. В своих полотнах Фернли отобразил дикое и необузданное в норвежской природе (картина "Низвержение водопада" - Fossestryg, 1842).
 
 

Выдающимся пейзажистом был Август Каппелен (August Cappelen, 1827-1852). В самой известной своей картине "Пейзаж" (Landskab, 1852) он изобразил мрачный, заброшенный уголок природы - болото, поваленные деревья, вырванные с корнем. Август Каппелен Уныние и одиночество царят в безлюдной глуши, и предгрозовое небо лишь подчёркивает пустоту и заброшенность дикого уголка. Сходными настроениями проникнуты такие полотна Каппелена, как "Вымирающая чащоба в непогоду" (Utdoende urskog i uv?r, 1851), "Водопад в Нижнем Телемарке" (Foss i Nedre Telemark, 1852). К сожалению, художнику не суждена была долгая жизнь: в возрасте 25 лет он умер от рака в Дюссельдорфе.

В картине "Поединок двух викингов" (To Vikinger i Holmgang, 1835) Юханнес Флинту (Johannes Flintoe, 1787-1870) запечатлел героическое прошлое Скандинавии. Эта тема становится одной из важнейших в искусстве эпохи "национального прорыва". Вспомним, что действие ранних драм Хенрика Ибсена ("Богатырский курган", "Пир в Сульхауге", "Борьба за престол" и другие") также отнесено к далёкому прошлому Норвегии. Деятели искусства середины столетия особенно подчёркивали связь настоящего и прошлого, видя в эпохе викингов источник вдохновения для развития национального самосознания.

Адольф ТидеманнКисти Флинту принадлежат также выдающиеся пейзажные панорамы, самая известная из которых - "Обитель птиц" (Fuglev?relset, 1840-43) - была создана для Королевского Замка (Slottet) в Кристиании, где хранится и поныне. Художник успешно реализует принцип обрамления, и зритель словно бы из окна видит солнечный горный пейзаж, окутанный дымкой таинственного и невыразимого.

Жизнь норвежских крестьян, бытовые мотивы становятся ведущими в творчестве Адольфа Тидеманна (Adolph Tidemand, 1814-1876). Он был признанным мастером интерьера, изображая с этнографической точностью обстановку и уклад народной жизни ("Одинокие старики" - De eensomme Gamle, 1849; "Хаугианцы" - Haugianerne, 1852). Во многих отношениях Тидеманн стал предшественником реалистических тенденций в норвежской живописи, хотя в ранний период творчества оставался романтиком.

 Ханс Гюде Совместно с Хансом Гюде (Hans Gude, 1825-1903) Тидеманн создал знаменитую картину "Свадебное шествие в Хардангере" (Brudefærd i Hardanger, 1848), где объединились лучшие достижения пейзажной и бытовой живописи. Праздничное зрелище свадебного пира на фоне залитых солнцем долин и фьорда воспринималось как своего рода главная иллюстрация к норвежскому романтизму.

Алексей Сельницин
Библиотека и Норвежский информационный центр
20 ноября 2003


Важно знать о Норвегии У истоков Норвежской национальной живописи - Культура Норвегии


 
 

Web www.norge.ru

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


У истоков национальной живописи Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru