Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/События и юбилеи/Юбилейный 2013/Богема Кристиании и Эдвард Мунк/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Год БьёрнсонаГод Нансена–АмундсенаГод 2012
Архив культурных мероприятий Юбилейный 2013 Юбилейный 2014

Богема Кристиании и Эдвард Мунк

Статья на норге.ру публикуется
по согласованию и с разрешения
Посольства Королевства Норвегия в Москве

------------------------------------------------------

«Богема Кристании» – это группа студентов, писателей и художников, в начале 1880-х годов собравшаяся вокруг писателя Ханса Йегера (1854–1910) и ратовавшая за необходимость покончить с отжившей общественной системой, с неравноправием полов и традиционным укладом семьи.

Ее членом, а затем критиком был Эдвард Мунк, чей 150-летний юбилей отмечается в этом году.

Ханс Йегер – талантливый и скандальный

Главным идеологом и душой богемы был Ханс Йегер, личность которого вызывала неоднозначные чувства не только у его современников, но и служила предметом горячих споров и в наше время.

Ханс Хенрик Йегер родился в Драммене, а вырос в Бергене в очень религиозно-консервативной семье с массой запретов и проповедями о добропорядочном образе жизни. Родители умерли, когда Ханс был еще совсем ребенком – и воспитанием мальчика занялся строгий дядя из Арендала. В 15 лет Йегер сбегает от ненавистного морализаторства и с 1867 по 1874 годы плавает на корабле матросом. Как писали исследователи жизни и творчества Йегера, «для него это было отличной возможностью избежать контроля общества и семьи и обогатиться сексуальными впечатлениями». В 23 года Йегер заразился сифилисом.

Бурная приключениями жизнь не помешала Хансу поступить в университет в Осло, заняться изучением философии и даже сдать некоторые экзамены, однако диплома он так и не получит – из-за своих взглядов.

Во время учебы Йегер подрабатывает стенографом в Стортинге, где весной 1882 года присутствует на слушаниях о проституции, организованных Кристианийским обществом рабочих. На одном из заседаний Ханс выступает с блестящим и логичным докладом и с трибуны заявляет, что проституцию можно искоренить, лишь упразднив сам институт брака, введя принцип «свободной любви» и платя женщинам высокую заработную плату. В буржуазных газетах такое выступление «философа-неудачника» вызывает жгучую и злобную критику, но среди радикально настроенной молодежи Йегер становится признанным лидером и символом свободы.

В результате образуется «Кристианийская богема», центральным персонами которой будут сам Йегер, художник Кристиан Крог и его жена Ода. Этот треугольник стал не только «идеологическим», но и любовным. Теоретика свободной любви настигло возмездие – он испытывал к Оде не просто страсть, а всепоглощающую романтическую любовь, которую сохранит на всю жизнь, а вот возлюбленная прекрасно могла делить себя между мужем и Хансом.

В 1885 году Йегер издает свой наиболее известный роман «Из жизни богемы Кристиании», в которой безжалостно обличает пороки общества – консервативное воспитание, несвободу женщины, проституцию и классовые различия. Скандальность книге придавало и то, что писатель-анархист, ничтоже сумняшеся, без смущения описал не только свою жизнь, но и жизнь членов богемы. Самое главное, как отмечают критики, в романе – описание последствий, к которым приводит подавление естественной сексуальности.

Роман был немедленно запрещен и изъят из магазинов и складов издательства, а сам автор – осужден на тюремное заключение, которое, впрочем, было весьма мягким: Хансу разрешили оборудовать камеру на свой вкус, украсить картинами (одной из которых был рисунок Мунка) и обставить собственной мебелью.

Заповеди богемы

Члены богемы жили по определенным правилам-заповедям, которые придумал Йегер.

Первая из них звучала так: «Пиши собственную жизнь», – и она стала исходной точкой для их творческой позиции как художников. Многие описывали и рисовали эпизоды, драмы и трагедии собственной души.

Второй принцип: «Обруби семейные корни».

Третий принцип: «Man kann seine Eltern nie schlecht genug behandeln» («Никогда нельзя плохо относиться к своим родителям»).

Четвертый принцип: «Никогда не нападай на своего ближнего меньше чем за пять крон».

Принцип пятый: «Презирай и ненавидь всех крестьян, а именно: Бьёрнстьерне Бьёрнсона, Кристофера Кристоферсена и Колбенстведта (Нильс Колбенстведт, землевладелец, был депутатом Стортинга, защищавшим интересы крестьян)».

Шестой принцип: «Никогда не носи целлулоидные манжеты».

Седьмой принцип: «Никогда не проси прощения за скандалы в Кристианийском театре».

Принцип восьмой: «Никогда ни о чем не жалей».

Девятая и последняя заповедь богемы гласила: «Ты должен сам лишить себя жизни», и это можно было сделать разными способами, в том числе и с помощью алкогольных напитков.

Богема Кристании нарочито абстрагировалась от общественных авторитетов и «корсетных» правил поведения. Пожалуй, самым тяжелым для многих было «обрубить» свои корни, поскольку многие члены богемы происходили не просто из обеспеченных семей, но из высшего круга, и довольно значительная часть «революционеров» зависела от своих семей экономически.

Пятая заповедь была направлена против «крестьян» с их патриархальным укладом жизни, среди которых оказался автор «крестьянских» повестей Бьёрнстьерне Бьёрнсон. Последний стал врагом номер один после выхода в 1893 году пьесы «Перчатка», в которой автор говорит о необходимости женской эмансипации, существующем в браке лицемерии и двойной буржуазной морали в вопросах пола, а также решительно высказывается за добрачное целомудрие молодежи. С последним постулатом никак не могла согласиться увлеченная принципами свободной любви богема.

«Больная любовь»

В период с 1893 по 1902 годы Йегер издает трилогию «Больная любовь», в которой подробно описана его любовная история – треугольник с участием супругов Крог. Собственно говоря, должно было выйти не три книги Йегера, а три книги разных авторов – участников любовной драмы, но Ода и Кристиан отказались от этой идеи на ранней стадии.

Трилогия была немедленно запрещена во всех скандинавских странах.

В начале 1890-х годов кружок богемы распадается – во многом из-за невозможности претворить в жизнь принцип свободной любви, как это выяснили на примере собственной жизни Ханс, Ода и Крог. «Роковая женщина» уезжает в Париж в 1897 году и живет там до 1911 года, а Йегер за свои выступления и взгляды теряет работу стенографа в Стортинге и исключается из Университета.

Он влачит жалкое существование и умирает в гостиничном номере в Кристиании в 1910 году, практически всеми забытый.

Супруги Крог возвращаются в Норвегию в 1909 году, когда Кристиан получает должность профессора и директора Государственной Академии художеств. После смерти Оды в 1935 году обнаружат ее рукопись, которая была задумана как параллель к «Больной любви».

В 1921 году Эрих Мария Ремарк напишет эссе «Ханс Йегер», в котором есть следующие строки:

«Йегер говорил жестокую, беспощадную правду. Его произведения — крик из бездны. В них слышен голос человека, у которого все позади, который познал жизнь, для которого ложь человеческого существования стала мукой и он решил бросить ей вызов. Он стал крестоносцем правды, он защищал ее, какой бы ужасной она ни казалась. В своем первом крупном произведении «Из жизни богемы Христиании» он уличал общество во лжи, срывал с него покровы, как бы говоря: «Вот как вы лжете всю жизнь; вот какие вы жалкие; вот каково ваше общество; а вот ваши поэты, которые тоже лгут и тоже виновны! А вот, вот, вот — правда, холодная, голая правда!» Книга была конфискована, а Ханс Йегер приговорен к четырем месяцам тюремного заключения. Друзья уговорили его бежать в Париж. Здесь он голодал, бедствовал, мерз душой и телом, чтобы вернуться и умереть от неизлечимой болезни или жить с единственным, что еще у него оставалось, — с женщиной, которую он любил, любил безумно, болезненно. … Буржуазное общество подвергло его остракизму. Его произведения не печатались. У него не было денег, чтобы купить самое необходимое. Бездомный, всеми покинутый, вернулся он во тьму вечной лжи. И тогда он понял: необходима опора, чтобы было где преклонить голову. Все свои разбитые мечты, всю потребность в счастье, всю тоску, всё, что разбилось в схватке с миром, он обратил в стремление к единственной цели — завоевать женщину. … И оказывается обманутым! Снова обманутым. Но свобода не гибнет в столкновении с ложью, она снова оживает, потому что искатель правды благодаря обману узнал правду о ней и о себе. И, умирая, он благодарит ее за обман, благодарит женщину, «единственного истинного, стоящего человека, который встретился ему на земном пути».

Это страстное произведение о женщине, этот дневник, полный беспощадной правды, эта печальная молитва, эта потрясающая книга, полная слез и страдания, роман «Больная любовь» Ханса Йегера... Неумолимо жестоко и честно изображает он в этой книге день за днем два года своей жизни. … Это не художественная литература в прямом смысле; это произведение не похоже на традиционный роман, что, вероятно, будут отмечать многие. Это — бормотание, трепет, крик, мука, рыдания, это — дрожащая, обнаженная человеческая душа, слабая и страдающая, маленькая и по-настоящему великая. Подлинная история человека, которая несомненно потрясет читателя. Кто еще перенес столько страданий, кто еще так любил, кто еще так беспощадно говорил правду о самом себе! … Он умер одиноким, в ужасающей нужде. Как подстреленный олень, что уходит умирать в чащу. Нильс Хойер … называет произведения Йегера «криком распятого, который сам пригвоздил себя к кресту...»

Бунтарь и моралист Мунк

Мунк был бунтарем и ниспровергателем идолов в искусстве, но его вряд ли можно причислить к кругу Кристианийской богемы, хотя со всеми ее представителями он был в большей или меньшей степени знаком.

С Йегером Эдвард познакомился на карнавале для художников в марте 1886 года. Ханс был старше на 9 лет и успел заочно шокировать своего нового знакомого – причем не богохульством и эротическими сценами в романе «Из жизни богемы Кристиании», а использованием «в открытую» частной жизни не столько самого себя, сколько других людей.

Тем не менее, двоим бунтарям удалось подружиться и даже весело проводить вместе время – чаще всего в знаменитом «Кафе Гранд». Позже Мунк напишет: «Многое можно рассказать о кафе "Grand" – и многое из этого будет изрядной частью истории Осло». Сам же он наверняка вспоминал бурные вечеринки и вечер с Йегером 1888 года, о котором он писал Арне Гарборгу: «Сижу в «Гранде» с Хансом Йегером, который завтра садится в тюрьму».

В кафе происходило много драматического и смешного одновременно. Так, нищие, как церковные крысы, представители богемы часто не могли покинуть помещение кафе, потому что им просто нечем было расплатиться за выпитое. Случалось, что посетителям приходилось часами сидеть в качестве заклада с утра до того момента, пока их наконец не «выкупали». Мунк же расплачивался за еду и выпивку картинами. Так, известен случай, когда за картину Мунка официант расплатился 42 обедами из бифштекса шатобриан с пивом и рюмкой водки. А другой официант не захотел купить знаменитую «Больную девочку» за 100 бифштексов. «Мадонну» же купил третий официант, который, к сожалению для него, продал картину до того, как к Мунку пришла слава. Сапожник Вит стал счастливым владельцем «Музыки на улице Карла-Юхана» в обмен на пару новых сапог.

Йегер же стал для Мунка на некоторое время авторитетом и антиподом – «заменителем» отца – художник считал йегеровский принцип «Пиши свою жизнь» основой любого творчества. Однако было нечто, что со временем оттолкнуло художника от этого кружка: эротические излишества. Мало кто в России знает, что Мунк был не только гениальным художником, но и хорошим писателем, и его литературное наследство смело можно называть огромным.

Описал он и жизнь богемы, выведя Крога и Йегера под собственными именами, а Оду спрятав за именем «Вера». При этом сочувствует он Крогу («Как же он должен страдать!»), а совсем не другу Хансу.

Постепенно дружба сходит на нет, хотя Эдвард делает несколько портретов Йегера, а последний не единожды писал о работах Мунка.

Эдвард всегда был моралистом – несмотря на внешнюю раскованность и смелость в творчестве. Тем не менее, он не забудет о Йегере и с теплотой отзовется о нем, попросив передать сердечный привет, когда узнает от общего друга Яппе Нильсена о том, что Ханс умирает от рака желудка: «Он один из немногих, с кем бы я хотел снова повстречаться». А в 1915 году напишет картину «Смерть предводителя богемы»…

Оригинал статьи см. на сайте портала «Норвегия - официальная страница в России» по адресу:

http://www.norvegia.ru/News_and_events/culture/-150/Kristiania-bohemians-and-Edvard-Munch/

Автор: Наталия Будур

Иллюстрация 1: Kristiania Boheme II (1895) . Фото: Munch Museum

Иллюстрация 2: Эдвард Мунк Автопортрет с бутылкой вина 1906. Фото: © Munch Museum / Munch-Ellingsen Group / BONO, Oslo 2013

-----------------------------------------------------------

Опубликовано: БНИЦ/Шепелев К.В. Источник: Посольство Королевства Норвегия в Москве



Важно знать о Норвегии Богема Кристиании и Эдвард Мунк


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Богема Кристиании и Эдвард Мунк Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru