Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Культура Норвегии/Архитектура/Архитектура Норвегии/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Праздники в НорвегииИскусство НорвегииСтатьи о культуре
Фотоальбом Норвегии Архитектура Театр Норвегии
Наука НорвегииЖивопись НорвегииНациональная кухня Норвегии
Фольклор НорвегииКультура и искусство в норвежской школеНациональный костюм

Архитектура Норвегии

К древнейшим памятникам Норвегии относятся рисунки в горах и на побережье, относящиеся к бронзовому веку (1000 до н.э.) и выполненные мягким камнем красного цвета (с примесью железа). На них изображены животные – медведи, олени и рыбы, а также длинные корабли, в которых сидят люди. Люди дуют в рог, несут поверженного быка, бегут на лыжах, а также предаются сексуальным утехам.
С древних времен (начиная с железного века и до эпохи викингов включительно) сохранились курганы – круглые насыпные сооружения диаметров до 50 метров, похожие издалека на холмы, в которых даже могла быть дверь, как в обычный дом, через которую «курганный житель», как рассказывают древнеисландские саги мог являться в мир людей. Наиболее известен Ракнехауген в Акерсхусе (ок. 400–600 гг.), самый большой в Северной Европе. Внутри курганов в позднее время также мог находиться викингский корабль – драккар, в котором погребали королей или знатных воинов. На основе исследований, проведенных при раскопках Гокстадского корабля (найден в 1880 г.), установлено, что при захоронениях в курганах драккаров делалась своеобразная яма полтора метра глубиной, в которую устанавливался киль, а нос корабля направлялся к морю. Затем драккар закреплялся при помощь земли и деревянных планок. За мачтой воздвигалась погребальная камера из досок в форме небольшого дома с плоской или покатой крышей. Обычно на кораблях викингов не было кают или других каких-либо закрытых помещений под палубой, так что на ночь ставились шатры (палатки) на самой палубе.
На протяжении тысячелетий основным материалом для строительства домов в Норвегии было дерево. Здания целиком из камня появились не ранее 1000 года, да и то это были церкви.
Одним из самых древних типов строений были палатки и шатры из жердей, которые норвежские саамы, практически без изменений, продолжают строить и в наши дни. Шатер летом крылся полотном, зимой - оленьими шкурами. Другое древнейшее жилье – башня, или кота, - четырех- или шестигранное пирамидальное здание из бревен высотой 2,5 м и размером 3х3 м, крытое дерном или берестой и с отверстием для выхода дыма. Пол выстилался ветками, а поверх клались оленьи шкуры. Посреди из камней сооружался очаг. Вход был ориентирован на юг. Башня могла иметь специальное отверстие липс (через него заходил лишь хозяин, возвращаясь с добычей с охоты), а также дыры над спальными местами для вентиляции. В современных условиях в Скандинавии саамы строят коту как летнюю кухню.
Зимой жили в пирте – однокамерная рубленая изба высотой более двух метров и площадью 12-13 м. У входных дверей из камня и обожженной глины устраивали очаг. Напротив входной двери находилось наиболее почетное, так называемое «чистое» место.
Самый древнее реконструированное деревянное строение в Норвегии - дом из Форсанда, который был построен за 1000 лет до н.э. Также известна реконструированная деревянная усадьба Улландхауг в Ставангаре (IV – V в. э.), состоящая из нескольких низких и удлиненных строений, в которых люди жили вместе с домашними животными. Деревянные крыши были покрыты слоем торфа, на котором росла трава. Сама крыша опиралась на два ряда вертикальных бревен, врытых в земляной пол дома.
Из дерева выстроены и усадьбы викингов, центральное место в которых занимал «длинный дом».
До наших дней практически не сохранилось усадеб времен викингов (VIII – XII вв.), однако их с успехом реконструируют археологи (например, усадьба Борг на Лофотенских островах, VII-IX вв.).
Все усадьбы были огорожены, а мир, по представлениям вредних норвежцев делился на две части – «внутри усадьбы» и «снаружи».
В центре располагался главный дом, а вокруг - строения поменьше: дома для рабов, амбары, мастерские, клети для хранения припасов.
«Длинный дом» (как правило, длиной около 17, но мог достигать и 80, и шириной около 6 метров), в котором находился центральный зал. Это было большое помещение с земляным полом и длинным очагом посредине. Бывали печи и круглой или овальной формы. Дом был строго ориентирован по сторонам света: обе длинные стены его были обращены были к югу и северу. В дом вели два главных входа в коротких стенах: один — с восточной стороны, другой — с западной. Первый назначался для хозяйки и назывался женские двери, последний — для хозяина и мужчин, он назывался мужскими дверями и считался главным.
Первоначально бревна, из которых были сделаны стены, зарывали в землю. Срок существования таких домов был не слишком продолжительным - через 20 или 30 лет строения требовали полной реконструкции. Внутри также был ряд столбов, на которые опиралась крыша. С ходом времени столбы перестали зарывать в землю, стены начали укреплять на фундаменте, а внутренние столбы опор крыши вынесли наружу, «опоясав» дома ажурной «верандой».
Крыши крылись тесом, древесной корой и дерном. Наружные стены обмазывались дегтем для лучшей сохранности.
К дому пристраивалась конюшня, однако к концу эпохи викингов главный дом представлял собой обособленное строение.
Дома, особенно в богатых усадьбах, украшали богатой резьбой и красили в яркие цвета. Входные двери также украшались резьбой или оковывались железными полосами. И в домах, и в подсобных строения всегда были замки из дерева или железа.
По длинным стенам дома во всю их длину шел ряд лавок, называвшихся длинными. Лавка у южной стены была главной и называлась почетной; в средине ее находились высокие кресла хозяина. Лавка с другой стороны, шедшая по северной стене, называлась низшей, или северной. В середине ее также было высокое кресло, которое называлось противоположное место: оно располагалось напротив хозяйского, было почетнейшим и предназначалось для самого знатного или уважаемого гостя. И хозяйское, и почетное сидения были несколько выше лавок и с обеих сторон отделялись от них спинками и двумя большими столбами - кресловыми столбами, - считавшимися святыней дома. Норманны верили, что в этих столбах обитают духи, которые охраняют покой в доме. При переселении из Норвегии в Исландию язычники брали с собой эти священные столбы и при приближении к острову бросили их в море. Куда приплывали эти столбы - там и высаживались на берег переселенцы.
Лавки были широкими, так что можно было положить на сидение за собой меч и щит. Сидели на таких своеобразных нарах-лавках люди на корточках или поджав ноги.
Перед лавками стояли столы. Но за лавками помещались еще и кровати со ступеньками впереди. В богатых домах эти кровати устраивались в глубине комнаты и могли затворяться дверями, словно шкафы. Это были своего рода альковы. В них спали гости.
Во многих домах вместо западных дверей была устроена особенная лавка, за которой располагалась супружеская постель хозяина и хозяйки – так называмая закрытая кровать. Лавка перед закрытой кроватью называлась поперечной. На ней также находилось почетное место. По сторонам лавки были небольшие чуланы для хранения еды.
По всему периметру дома шли полки, на которых расставлялась посуда. В обычные дни на стенах висели лишь щиты и оружие, а на пирах стены украшали коврами и шкурами.
Из мебели в домах были два высоких сидения - хозяина и гостя - и отдельно стоящие вдоль стен сундуки и лари с имуществом. Сундуки запирались на висячие замки. В доме также был ткацкий стан.
В крыше имелось отверстие для выхода дыма, а под стрехой часто прорубались небольшие бойницы для света. Отверстия в стенах и потолке могли закрываться затворками из прозрачной кожи. Свет давали масляные лампы или факелы.
Кроме голой земли, другого пола не знали, и этот пол устилался соломой.
Королевский двор мало чем отличался от усадеб богатых людей – в основном, лишь размерами домов.
Главным отличием усадеб конунгов и ярлов, а также богатых людей, было наличие либо дополнительной комнаты для приема гостей, либо специальной палаты, стены которой были убраны гобеленами и коврами, а также всевозможным оружием. Вдоль стен шли лавки, накрытые иноземными полавочниками.
В палатах устраивались пиры для всей дружины конунга, а также для его гостей, а потому они отличались большими размерами. В залах во время пиров горел продольный огонь, потому что очаг в таких помещениях был во всю длину комнаты. Через огонь - для очищения - обязательно проносились рога или кубки.
На больших дворах были особенные дома для ночлега гостей. Упоминают древнеисландские саги и об опочивальнях, которые устраивались под кровлей.
Помимо главного дома в усадьбе были хозяйственные строения на столбах, где хранились съестные припасы и инвентарь.
Были в норманнской усадьбе и двухэтажные хозяйственные постройки: нижний служил кладовой для разной провизии, в верхнем же, куда поднимались по лестнице, стены были увешаны платьем, вдоль стен также стояли сундуки с однждой, гобеленами, одеялами и другими вещами. Эта верхняя комната была второй по значимости в усадьбе после залы длинного дома. В ней спали молодые в первую ночь, там же ночевали иноземцы, там хранились лучшие вещи.
Из саг также можно понять, что в усадьбах богатых людей были специальные отдельно стоящие кухни. Впрочем, слово «кухня» употреблялось вообще для обозначения строений с очагом или для таких, которые были одновременно и кухней, и столовой.
Кроме этих и других строений: кухни, пивоварни, пекарни, дворовой для рабов и разных служб, конюшен для лошадей, скотного двора, хлебных амбаров, саги часто упоминают о земляном доме, тайном подземном жилье, связанном подземными ходами, с одной стороны, с главным домом, с другой — с ближним лесом или берегом реки. В этом подземном жилье прятали драгоценности, спасались и сами в случае нужды или укрывали своих друзей.
Для женщин в усадьбе строили особый дом, где хозяйка с дочерьми и прислугой занимались работой. Однако очень часто ткацкий стан стоял в главном доме.
Находка в Усебергском кургане (1903) дает возможность представить, какими удивительными мастерами были норманны и сколь прекрасно их искусство. Декоративное оформление предметов культа, домашнего обихода и оружия делалось не столько ради красоты как таковой, сколько из-за определенных религиозных и мировоззренческих убеждений. Рационалистические представления о природе сливались с представлениями мифическими, в которых миром управляли грозные и могущественные силы.
Богатой резьбой покрывались бытовые вещи, ювелирные изделия, оружие, боевые корабли и стены жилищ. Чаще всего украшенные резьбой вещи красились в какой-нибудь яркий цвет - белый, красный, черный, зеленый или коричневый.
Растительные мотивы, почерпнутые из франкского искусства и образы "каролингского льва" в скандинавском искусстве эпохи викингов сливаются с характерным для него ленточным плетением и звериным орнаментом. Несомненно в искусстве норманнов и англо-саксонское, и ирландско-шотландское, и кельтское влияния.
В Х - IX вв. в орнаментике появляются новые элементы западно-европейского искусства, а в позднем йеллингском стиле находят широкое распространение образы "большого зверя", полностью заполняющие своими сплетающимися драконьими телами плоскость изображения и вытесняющие звериный орнамент. До начала христианизации в орнаментике преобладали условные схематизированные образы, прежде всего зверя, змея и коня.
Для стиля Усеберга наиболее характерен "зверь хватающий", а для стиля Борре – изображения животных, обращенных головами к середине вещи. Стиль же рунических камней отличается извивающимися лентообразными драконами и змеями. Вполне возможно, что стиль Йеллинге и Борре является возрождением старых традиций скандинавского искусства с новыми западноевропейскими элементами.
Чтобы расшифровать сложный звериный орнамент, следует начать с головы и следовать по изгибам тела зверя до конечностей.
Искусствоведы выделяют несколько стилей орнаментального искусства древних скандинавов. Это стиль Усеберга (по найденным в Усеберге вещей), стиль Борре (по находке в одном из курганом Норвегии), стиль Йеллинге (по находке в кургане в Йеллинге). Стиль Йеллинге характеризуется сплетением мощных и исполненных силы тел животных и растительных мотивов. Из него «возрос» стиль Рингерике и Урнес со змеевидными зверями, грациозными и бесплотными. Развиваясь от мотивы «зверя хватающего» усебергской резьбы через звериные маски и вычурные формы животных стиля Борре (вторая половина IX - Xвв.) и от более натуралистических переплетающихся тел драконов стиля Йеллинге (конец IX - начало XI в.), звериный орнамент достигает вершины в порталах норвежских ставкирок - деревянных церквей.
Отдельно выделяется и стиль рунических камней - с малым количеством рисунков, окрашенных в яркие цвета, переплетающихся с памятными и сакральными надписями.
Рунические (руны – древние германские письмена) камни (начиная с III в.) ставились в Норвегии, прежде всего, как могильные камни. Рунами на них вырезано имя погибшего или магическое изречение. Древнейшим камнем на территории Норвегии являются Эйнангский в Оппланде (IIIв.), а известнейшим – камень из Кули, на котором высечена следующая надпись: «Туре и Халвард поставил этот камень в честь Ульва… Христианство в Норвегии царит в Норвегии двенадцать зим». vært i Norge…» это – раннее документальное свидетельство о принятии христианства в Норвегии (1000 г.), после которого стали появляться каменные строения – прежде всего, церкви.
Памятниками того времени являются кафедральный собор в Ставангере, Бергенский собор, церковь Гамле Акер в Осло, строительство которых было начато в 1100-х годах.
Ставангерский собор (основная его часть сооружена во второй четверти 12 в.) носит следы англо-норманского влияния. Особенно выразителен низко перекрытый средний неф с могучими приземистыми круглыми столбами, над которыми возвышается массив сложенной из крупных квадров стены с окнами, пропускающими лишь небольшое количество света. Хор собора —готический, решенный в духе английских построек; он завершается прямой стеной с широким окном и фланкирован двумя низкими массивными башнями.
Но самым знаменитым и красивым культовым строением по праву считается Нидаросский собор в Трондхейме, строительство которого длилось в течение двух веков и было закончено ок. 1320 года. Собор был начат еще в романское время; с 1186 г. постройка продолжалась в раннеготических формах, а с 1248 г. — в формах зрелой готики. В нем также заметно влияние английской архитектуры. Это сильно вытянутая трехнефная постройка с трансептом, отнесенным почти к середине продольного корпуса, и очень большим по протяженности хором. На востоке хор завершается своеобразной восьмигранной пристройкой, напоминающей «венец Бекета» в знаменитом Кентерберийском соборе. Подобно английским храмам, Тронхеймский собор имеет ряд дополнительных пристроек, в том числе зал капитула и несколько капелл. В наружном облике собора, в соответствии с его английскими прообразами, подчеркнуто множество самостоятельных объемов. Даже примыкающий с востока к хору октогон капеллы увенчан отдельным кровельным покрытием в виде восьмигранного шатра. Самая высокая и массивная из башен собора помещена над средокрестием. Наружный архитектурный декор относится в основном уже к новому времени, башня над средокрестием реконструирована в духе башни собора в Норвиче (Англия). В интерьере массивные стены и плоское покрытие трансепта восходят еще к романскому периоду, а хор весьма близко воспроизводит основные членения стены и характер форм в английском соборе в Линкольне, вплоть до тонких пучковых колонн арок нижнего яруса и сложных по профилировке арок трифория и окон.
Именно в это время в Норвегии возводятся и крепости на манер европейских, но до наших дней сохранился лишь один рыцарский замок того времени - это Акерсхус в Осло, построенный Хоконом V (начало строительства 1290, окончание – 1300-е годы, в 1310 упоминается в летописи как отстроенная крепость).
Однако и в Средние века продолжили строить деревянные церкви в традициях викингской архитектуры – это так называемые ставкирки, особенностью которых является построение несущей конструкции из вертикальных бревен. Тепляк сооружается из длинных вертикально устанавливаемых бревен.
В ранних ставкирках стойки зарывались прямо в землю, отчего они снизу сгнивали. Позднее основание, или лежень, из горизонтальных балок, лежащих на каменном фундаменте. Все вертикальные элементы вставлялись в пазы на лежне – по два-четыре столба на стену. Верхняя часть каждой стойки высотой 8-9 м, крепилась к верхней опорной балке при помощи подкосных соединений и косых крестов. Большие части каркаса стены собирались на земле и поднимались как уже единое целое на лежащие под прямым углом брусья фундамента, образуя внутреннее пространство в форме куба.
Существует несколько видов ставкирок. Самые простые имеют только один неф и маленький алтарь. Крыша установлена на стенах. У некоторых ставкирок характерной чертой является высокая мачта посредине для поддержки остроконечной крыши и подкоса стен. В самых больших и наиболее сложных есть средний неф в центре, поддерживаемый отдельно стоящими мачтами и окруженный более низкой галереей. Деревянные врата обычно украшены орнаментом в виде замысловатой резьбы.
Наиболее известными ставкирками являются ставкирка в Урнесе, Боргунде и Хеддале (все построены в 1100- og 1200 гг).
Всего с 1100 по 1300 гг. в Норвегии было построено около 1000 ставкирок. Сегодня их осталось меньше 30-ти. Хотя археологи нашли доказательства, что ставкирки строились по всей Северной Европе, они сохранились только в Южной Норвегии.
Из сохранившихся средневековых деревянных строений (их в Норвегии насчитывается около 250) особого внимания заслуживает дом из Рауланда, ныне находящийся в Норвежском этнографическом музее. Он был построен в 1300-х гг. по так называемому «трехкомнатному плану», типичному доя норвежской архитектуры, и состоит из небольшой прихожей, из которой одна дверь ведет в комнатку, а другая – в зал с камином. Этот тип домов с небольшими изменениями строили по всей стране до начала XIX века.
Со Средних веков и до недавнего времени практически в неизменном виде строили и деревянные двухэтажные амбары, на первом этаже которых было помещение для хранения продуктов, а на втором – гостевая комната.
С окончанием эпохи викингов на смену домов из вертикально поставленных бревен приходят деревянные дома из лафета (полубруса), в которых бревна диаметром не менее 300 — 350 мм протесываются с двух сторон по всей длине, а угловое соединение выполняется «норвежским замком». Из лафета изготавливаются стены и все внутренние перегородки. Замки, посредством которых лафет соединяется между собой в строении, представляет собой самозаклинивающееся при усушке—усадке сруба под собственным весом соединение, которое, при дополнительном устройстве штроб, обеспечивает безупречную жесткость всей конструкции. Чем больше усушка и усадка, тем плотнее замок. Дома покрывали пропиткой, темно коричневого цвета, защищающей древесину.
Средневековые города были малы по размерам, в них преобладали низкие постройки, а возвышались над домами только церкви. Застройка осуществлялась по двум схемам: либо это были параллельные улицы, которые соединялись перпендикулярными переулками (так застраивался Осло), либо, если строительство шло вокруг морской бухты, то дома строились параллельно берегу, очень тесно друг к другу (как в Брьггене в Бергене). Однако чума 1349 года выкосила такое количество людей, что на два столетия всякое строительство было прекращено.
Первым значимым зданием в стиле ренессанс, возведенным в 1560-х годах после долгого перерыва, стала башня Розенкранца в Бергене, названная по имени коменданта Э. Розенкранца. Строилась она как укрепленная резиденция губернатора, в ней были и богато украшенные жилые помещения, и помещения для военных нужд.
В XVII в. преобладающим становится стиль барокко, в котором были построены дома и замки, однако до наших дней сохранились два замка - Росендаль и Аустрот. Кроме того, в стиле барокко строили и церкви, стены и алтари которых украшали затейливыми орнаментами.
В XVIII в. архитектура Норвегии переживает расцвет, строится большое количество красивых особняков, даже в маленьких городах, как из камня, так и из дерева (например. дворец Шёлера (1774 – 1778) в Трондхейме).В то же время возводятся три красивейших церкви Норвегии – Новая церковь в Бергене (1756 – 1763) и соборы в Рёросе (1784) и Конгбсерге (1761 - 1764).
При строительстве деревянных домов для украшения начинает применяться национальная норвежская роспись русемалинг (букв. «роспись розами»), которой декорируют не только стены и потолки, но и предметы функционального назначения: столы, стулья, кровати, сундуки, блюда и т.п. В этой росписи используются цветные фоны, включая черный цвет. Самым характерным является ярко-красный цвет, синий преобладает в рисунках. Предмет после нанесения рисунка покрывают лаком, чтобы сделать его долговечнее. Русемалинг был очень популярен до 1850 г. Его популярность резко возрастает в наши дни.
Около 1500 г. в стране появились лесопилки, приводимые в движение водой, что дало возможность распускать бревна на доски для обшивки домов, которые стали не только красивее и изящнее, но и получили дополнительную защиту от дождя и снега благодаря наложению досок друг на друга таким образом, что закрывались стыкующие швы. В XVI в. возводятся островерхие дома в Бергене и дома с более покатыми крышами на юге Норвегии и в Трондхейме.
В 1624 году Осло в результате пожара был практически полностью уничтожен, и король Кристиан IV приказал полностью отстроить город, дав ему свое имя - Кристиания. Кафедральный собор в Осло (1679 -1686) был построен на месте сгоревшей церкви Святой Троицы. Средства на постройку главного храма Норвегии собирались всем миром, а при постройке использовались камни, оставшиеся от церкви - предшественницы. В результате собор стал самым высоким зданием в Осло более чем на полтора века. На его башне располагался наблюдательный пункт, где дежурили пожарные. Кафедральный собор Осло несколько раз достраивался, а современный облик получил в 1850 г., когда по проекту Алексиса де Шатонёфа был воздвигнут восьмигранный шпиль.
После того, как в 1814 г. Дания отказалась от своих прав на Норвегию, согласившись передать ее Швеции и Норвегия получила собственную конституцию, численность населения Осло стала расти, экономика развиваться. Город вновь стал столицей, а потому в нем строится много зданий для нужд государства. Так, в стиле классицизма были построены Дворец в Осло (1824 – 1849, арх. Х.Д.Ф. Линстоу), Биржа (1827 – 1829), Норвежский банк (1824) и Университет (1838 - 1854) (все – арх. Кр. Х. Грош). Этот же архитектор спроектировал здание Пожарной службы  и прилегаюшие торговые ряды в стиле историзма (оба проекта – 1840 – 1859). В том же стиле построены больница в Гаустаде (1847-1855) и тюрьма в Осло (1843-1851) архитектором Х.Е. Ширмерс, сын которого Адольф спроектировал здания Национальной галереи (1879-1881, совместно с отцом) и Сберегательного банка (окончание строительства – 1860) в Трондхейме в стиле неоренессанса.
В больших городах (Осло, Трондхейме и др.) в XIX в. строятся доходные дома. Одним из самых известных примеров кварталов многквартирных жомов того времени является Терраса Виктории в Осло (арх. П. Дюе и Х. Трап-Майер). На окраинах вырастают районы вилл (в Осло – район Хомансбю, 1860-е гг., арх. Г. А. Буль). В центре строятся частные особняки, на первых этажах которых расположены магазины и конторы.
В архитектуре во второй половине XIX в. главенствует стиль «драконов», или «северный» («древнесеверный») стиль, что объясняется повышенным интересом в Норвегии ко всему национальному, самобытному и возникновением собственно национального сознания. Особенное значение стиль получил после разрыва унии со Швецией в 1905 г.
В 1844 г. создается Общество по сохранению норвежских памятников истории. Председатель этого Общества Н. Николаусен в 1855 г. издает «Памятники средневекового искусства в Норвегии», где особенное внимание уделялось архитектуре деревянных церквей и построек на хуторах.
В 1877 г. Общества приобретает Ставкирку из Богрунда, а в 1880 г. - церковь из Урнеса, что способствует продолжению роста интереса к деревянным церквям. В 1881 г. король Оскар II покупает ставкирку из Голя, которую перевозят в 1884 г. в королевскую резиденцию на Бюгдёй. Вместе с домом из Хова это были первые экспонаты Норвежского народного музея, основанного в 1886 г. Друг Норвегии кайзер Вильгельм II возводит ставкирку в парке своего охотничьего замка Роминтен (1890 – 1891 гг.) в стиле «дракона» по проекту норвежского архитектора Х. Мюнте, постоянно использовавшего мотивы драконов в эскизах интерьера и экстерьера – например в знаменитых ресторанах «Фрогнерсетер» (1891), «Сант-Хаугена» и «Туристотеля» (1889–1890) на Холменколлене, а также при разработке проектов «сказочных» отелей, санаториев и вокзалов по всей стране.
 В 1876 г. открывается Музей прикладных искусств, в котором были представлены старинные норвежские ковры, резьба по дереву и филигрань. Музей также организовал курсы обучения резьбе по дереву и ткачеству и выпускал специальные образцы для подражания для художников. Одним из таких художников стал резчик по дереву Л. Кинсарвик из Хардангера, получивший прозвище «нового отца норвежской резьбы по дереву». Его мебель в стиле «дракона», резьба которой была выполнена в национальных местных традициях и созданная под влиянием архитектуры и резьбы ставкирок, пользовалась огромной популярностью и, в свою очередь послужила источником вдохновения для М. Дагестада и Ю. Боргерсена, начавших создавать мебель в том же стиле. В конце XIX в. подобной мебели производилось огромное количество, и такие профессиональные дизайнеры как Х. Синдинг Ларсен, У. Сверре и Х. Бюль соединили в своих эскизах стиль «дракона» с европейским модерном.
В Норвегии основными факторами, способствующими развитию стиля «дракона» были находки викингских кораблей и возникший интерес к ставкиркам. В 1867 был найден корабль викингов в Туне, в 1880 - в Гокстаде, в 1903 - в Усеберге.
В начале XX в. под влиянием европейских тенденций главенствующим стилем становится необарокко. Новое поколение норвежских архитекторов, преимущественно получающее образование в Германии и Швеции, мечтает о новой архитектуре. В 1910 г. учреждается Союз архитекторов Норвегии и одновременно начинается обучение по специальности «архитектура» в Норвежской технической высшей школе (NTH) в Трондхейме. В моду входят общеевропейские идеалы, греческие колонные и античные орнаменты. Г. Блакстад и Х. Мюнте-Каас делают проект ратуши в Хаугесунде (1922), а К. Бионг – Норвежского кредитного банка в Осло (1925), Ф. Брин и Ф. Эллефсен - новые здание Университета Осло на Блиндерне (1926) – лучшие примеры неоклассизма 1920-х гг. По после посещения Брином учебно-творческим центра авангардной архитектуры и дизайна в германии Баухауза осенью 1927 г. В моду входит функционализм, первое здание в стиле которого – ресторан «Скансен» (арх. Л. Баккер) строится в Норвегии в 1927 г. Вскоре в этом направлении начинает работать большинство норвежских архитекторов. Наиболее примечательными зданиями этого периода становятся виллы архитекторов А. Космо и С. Осланда (1920 – 1930-е гг.), находящихся под несомненным влиянием Ле Корбюзье, а также магахин Сюндта в Бергене (арх. П. Григ, 1928).
Именно в это время создается проект ратуши Осло (арх. А. Арнебергом и М. Поульсоном, проект – 1918, строительство – 1931 – 1950 гг.) Для строительства вручную было изготовлено ок. 8 мл. кирпичей, которые имели небольшие отличия по цвету, что дало возмодность добиться особой фактурности стен. В Ратуше две башни, одна из которых достигает 66 м в высоту, а другая на 3 м ниже. Перепад высот возник из-за наличия рельефной кривизны. Оформление Ратуши было доверено лучшим норвежским художникам. Участки работ распределялись в соответствии с тем местом, которое мастер занимал в художественной иерархии того времени. Главный зал расписывал Х. Сёренсен. В одной из башен находится комната, которую оформлял Э. Мунк.
После Второй мировой войны в городах строятся функциональные многоквартирные дома. В Осло архитекторы разрабатывают план «зеленого города» с панельными домами, первые экземпляры которых появляются уже в 1930-х гг., а также планы «городов-спутников».
Наиболее известными архитекторами этого времени являются К. Кнутсен (здание посольства Норвегии Стокгольме в стиле функционализма (1949 -1952) и А. Корсмо (район жилых домов на Фрёеене в Осло, 1929-1930).
Последний прославился также как преподаватель NTH и идейный вдохновитель организованной в 1949 г. группы PAGON (Progressive Architects Group Oslo Norway), целью которой было развитие функционализма и создание новой модернистской архитектуры. Членами ее были А. Корсмо, С. Фен, Г. Грунг, О. Эстбюе, Х. Мьелва и К. Норберг-Шульц. Фен и Грунг построили  в стиле модернизма здания музейного комплекса Майхауген в Лиллехаммере (1950) и Экёрнский дом престарелых в Осло (1955). В Осло в стиле модернизма Э. Викшё спроектировал бетонные здания: дом правительства (1940, построено в 1958) и офис «Hydro» (1962).
С. Фен со временем стал одним из самых известных архитекторов Норвегии. В 1956 и 1962 гг. он спроектировал два выставочных павильона в Брюсселе и Венеции, в которых чувствуется влияние Л. Мис ван дер Роэ, в 1973 – Хедмарскский музей в Хамаре, а в 1976 - Школу для глухих в Осло. В 1997 г. ему была присуждена Прицкеровская премия.
В 1960 – 1970-х гг. на смену функционализму приходит брутальный структурализм (архитекторы Х. Люнд и Н. Слотто).
Строительство нового здания Университетского издательства (арх. Я. Дигерюд и Ю. Люндберг, 1980) возвестило о начале эпох постмодернизма в Норвегии. Дигерюд и Люндберг стали главными норвежскими архитекторами-постмодернистами), благодаря которым стали очень популярны жилые дома с панорамным остеклением, чего не бывало ранее из-за холодного климата. В 1976 г. строится Трондхеймский университет на Драговоллле (арх. датчанин Х. Ларсен) со стеклянными переходами между зданиями факультета. Этот принцип был использован и при проектированиии зданий IBM в Оппегоре (арх. Г. Грунг, 1987) и здания банка «Kreditkassen» на Майорстюа в Осло (арх. Lund & Slaatto в сотрудничестве с арх. бюро «ØKAW», 1980-е гг.).
В 1990-е гг. норвежские архитекторы вернулись к истокам модернизма. Как частные дома, так и офисные здания были однотипными – с огромными, ровными фасадами и четко очерченными геометрическими формами, напоминавшими функционализм 1930-х гг. (офисное здание Норвежской Метрологии в Кьеллере (1997), спроектированное Кристин Ярмунд.
Однако постепенно появляться не единичные, а масштабные проекты в области городского планирования – например, промышленная набережная Акер Брюгге в Осло (начало реконструкции – 1984 г.), здания заводов и доков на которой перестроены под магазины, офисы и жилые дома (начало реконструкции – 1994 г.). Реализация столичного проект «Города у фьорда» стало самым впечатляющим проектом городского развития со времен Кристиана IV, поскольку в планах – открытие территории вдоль берега Осло-фьорда для жилых кварталов, офисов, культурных центров, мест для отдыха и открытых городских площадок и превращения самого Осло-фьорд в неотъемлемую частью города. Тут будут выстроены Новый музей Мунка, музей искусства Стенерсена и Дейхманская библиотека, а уже выстроенное здание Норвежской Оперы (2004) получило звание лучшего здания Европы (Приз имени Миеса ван дер Рое 2009) и множество других наград. Здание Оперы спроектировано норвежским архитектурным бюро «Снёхетта» (Библиотека в Александрии (1989), Центра Тернера в Маргейте в Англии (1998), новый павильон памяти 11 сентября на Граунд Зиро и реконструкция площади Таймс сквер в Нью-Йорке (2004).
Достижения фирмы «Снёхетта» в 1990-х стали частью более крупного явления, благодаря которому мир обратил внимание на норвежских архитекторов. Ведущие международные журналы выпустили специальные издания, посвященные современной архитектуре Норвегии. К. Лунд и Н. Слатто были названы почетными членами Американского Института Архитектуры, Н. Торп получил международное признание за новаторское офисное здание для Скандинавской Системы Авиалиний (SAS) в Стокгольме.
Строительство олимпийских объектов в Лиллехаммере (1994 г.) также привлекло внимание к норвежским архитекторам – это Олимпийская деревня в Скорсетлия (арх. Див А. и Л. Хагем), Олимпийский зал (Викинский корабль) в Хамаре (арх. Biong & Biong и Н. Торуп), художественный музей в Лиллехаммере (1994, «Снёхетта»).
Другими известными архитектурными бюро в Норвегии являются бюро Телье-Торп-Осена и бюро Кристин Ярмунд. Последняя – одна из самых успешных норвежских архитекторов, принципом которой является создание зданий-«глав», которые бы «вписывались в тот роман, которым живет город, не разрушая при этом предыдущие».

Библиография: Almaas, Ingerid Helsing: Norway: a guide to recent architecture, 2002; Berg, Knut m.fl., red.: Norges kunsthistorie, 1981-83, 7 b.; Brekke, Nils Georg m.fl.: Norsk arkitekturhistorie, 2003; Brochmann, Odd: Bygget i Norge : en arkitekturhistorisk beretning, 1979-81, 2 b.; Brochmann, Odd: - disse arkitektene: en historie om deres liv og virke i Norge, 1986; Bugge, Gunnar & Christian Norberg-Schulz: Stav og laft i Norge, 1969; Christensen, Arne Lie: Den norske byggeskikken : hus og bolig på landsbygda fra middelalder til vår egen tid, 1995; Findal, Wenche: Norsk modernistisk arkitektur: om funksjonalismen, 1996; Findal, Wenche: Mindretallets mangfold: kvinner i norsk arkitekturhistorie, 2004; Grønvold, Ulf: Priset arkitektur 1904-2000: bygninger belønnet med A.C. Houens fonds diplom, 2000; Gunnarsjaa, Arne: Arkitekturguide for Norge, 2002; Norberg-Schulz, Christian: Modern Norwegian architecture, 1986; Norsk kunstnerleksikon, 1982-86, 4 b. (inneholder biografier over en lang rekke norske arkitekter).


Автор: Наталия Будур


Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В.



Важно знать о Норвегии Наталия Будур - Архитектура Норвегии

Наталия Будур - Архитектура Норвегии


Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига

на правах рекламы:

Норвегия

Полезная информация о Норвегии В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия - страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень - на зиму, а зима - на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии - от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала «Церковная кафедра» ( Prekestolen ) - горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия - вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы - столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии - с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.


Рекомендуем посетить:

Ссылки на полезные ресурсы:


SpyLOG Rambler's Top100 Рейтинг www.intergid.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Counter

Архитектура Норвегии Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru