Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Культура Норвегии/Архитектура/Города у воды. Часть 1/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Праздники в НорвегииИскусство НорвегииСтатьи о культуре
Фотоальбом Норвегии Архитектура Театр Норвегии
Наука НорвегииЖивопись НорвегииНациональная кухня Норвегии
Фольклор НорвегииКультура и искусство в норвежской школеНациональный костюм

Города у воды. Часть 1

Градостроительные преобразования в норвежском городе Драммене основаны на превращении берегов его реки из промышленной в рекреационную зону.

Драммен расположен на юге страны, в столичном регионе (и иногда даже рассматривается как спальный район Осло, хотя расположен в 40 км от него), но также в свою очередь является центром прилегающей области. Долгое время он был депрессивным городом, разделив судьбу многих промышленных центров Европы. С 14 в. через его порт начали экспортировать лес, а в 19 в. на основе этой специализации в Драммене появились деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные фабрики, металлургические заводы и верфи. Но в 1960-е – 1970-е годы эти предприятия постепенно закрылись, оставив после себя промзону в самом центре города, на берегах чрезвычайно загрязненной реки Драмменэльвы, в устье которой и расположен Драммен.

Не удивительно, что город в то время имел репутацию малоприятного места, что усугубляли проходящие через него оживленные автомагистрали национального значения. Экологическая ситуация там была настолько тяжелой, что в 1980-е годы министерство окружающей среды потребовало принятия срочных мер. К 1995 году удалось полностью решить проблему сточных вод, и сегодня в Драмменэльве можно даже купаться и ловить рыбу. Позже, в 2000-2010 из центра были выведены шоссе, помещенные в тоннели в окрестных холмах. Но главной проблемой оставались застроенные индустриальными сооружениями берега, причем на левом из них река была еще и отрезана от города автотрассой. Поэтому именно там, параллельно с превращением этой трассы в обычную улицу, на насыпных участках у самой воды было создано новое общественное пространство — Эльвепарк: частично зеленое, частично вымощенное, дополненное кафе и другими объектами инфраструктуры. Кроме того, застройка левого берега, где находится главная площадь Брагернес-торг (выходящая к реке и также подвергшаяся реконструкции: летом на ней проходят концерты, зимой заливают каток) и основные общественные здания (в значительной части —  конца 19 в.), была превращена в 2000-е годы в оживленный район с развитой инфраструктурой (первые этажи домов заняты кафе и магазинами, некоторые улицы превращены в пассажи).

Правый берег, бывший до 19 в. самостоятельным поселением Стрёмсё, представлял более значительную проблему: там было больше промышленных сооружений, объединенных в промзону Грёнланд. Большинство из них можно было снести и заменить жильем в рамках концепции Naturbania: она предполагала сохранение компактной городской застройки (в противоположность появившимся в 60-е – 80-е годы пригородам), что позволяло быстро добраться из центра города к окружающим Драммен лесистым холмам. Таким образом, в 2000-е на месте цехов у воды появились жилые дома, вдоль берега — устроена прогулочная набережная. Но после ухода тяжелой промышленности все же нельзя было полностью рассчитывать на туризм (который, впрочем, обеспечивает сегодня значительную часть доходов города: этому способствуют как живописные окрестности, так и фестивали, концерты, спортивные мероприятия). Поэтому было решено развивать «интеллектуальную» составляющую: на месте бумажной фабрики Union, исторические корпуса которой были сохранены, для Драмменского колледжа был выстроен комплекс Papirbredden (2006, бюро LPO arkitekter и другие), где также находятся городская и областная библиотеки. Рядом, на территории нового района Union Brygge (так стала называться бывшая промзона) появился научный парк, культурный центр Union Scene в бывшем заводском цехе (там проводятся концерты и работает отдел культуры муниципалитета), общежитие для студентов, отель. Union Brygge связал с противоположным берегом мост для пешеходов и велосипедистов Ypsilon (2007, бюро Arne Eggen Architects). Впрочем, развитие Стрёмсё будет продолжаться и дальше, причем частично в рамках национальной программы Future built, проводящей в жизнь образцовые проекты городской застройки с минимальным выделением CO2 в окружающую среду. Так, в ближайшие годы должен появиться Papirbredden 2, а пока не затронутая часть района подвергнется «зеленой» реконструкции по плану Look to Strømsø; уже сейчас по экологическому стандарту passive house в Драммене построены школа и детский сад.

Не менее важные достижения городских властей и их самые масштабные планы лежат в сфере транспортной системы. Частный автотранспорт ответственен за большую часть загрязнения окружающей среды, не говоря уже о прочих неприятностях, приносимых оживленным потоком машин в город: от «разбивания» районов автомагистралями до заставленных автомобилями обочин и пробок. Хотя шоссе из центра были убраны, все же движение там остается довольно оживленным: на машинах передвигаются работающие в центре жители окраин или соседних городов, те, кто приехал в Драммен по делам, работающие в Осло горожане и т. д. Поэтому в рамках национальной стратегии, направленной на сохранение окружающей среды, было принято решение минимизировать транспортные потоки. При этом муниципалитет посчитал очень важным действовать не в одиночку, но в сотрудничестве с другими городами области Бускеруд, потому что если не обращать внимание на действия друг друга, можно легко свести их на нет (так, в Драммене отказались от строительства привлекающего автотранспорт торгового центра на окраине, но в соседнем городе его все же возвели). Поэтому была выработана общая стратегия, которая, при успешном воплощении, сможет привлечь дотации норвежского правительства. Она предполагает решение транспортных проблем без строительства новых дорог. Объединив все населенные пункты области в условный Бускеруд-Сити, в нем выделили 5 основных центров (в их числе — Драммен), остальным присвоили 2-й или 3-й уровень значения. Все города будут связаны активным автобусным сообщением (в Драммене построили в связи с этим новую автобусную станцию), а главные из них — дополнительными линиями экспрессов. Также между ними будут проложены удобные и привлекательные велосипедные дорожки, между соседними населенными пунктами и внутри городов — новые велосипедные и пешеходные пути; у всех железнодорожных станций, где поезда отправляются в Осло, устроены перехватывающие парковки; такие же парковки планируется создать для направляющихся в 5 «региональных центров».

Но не все меры будут исключительно поощряющими: наряду с развитием общественного и «зеленого» транспорта, планируется применять различные запретительные меры против частного автотранспорта, например, широко использовать платные автодороги (что будет финансировать остальные преобразования). В самом Драммене, например, введены значительные ограничения (в форме высокой цены) по парковке машин в районах, окружающих его центр, таким образом, работающим там людям более выгодно использовать велосипед или общественный транспорт.

При строительстве новых объектов большое внимание в городе уделено мостам, что естественно, учитывая его приречное положение. В ходе вывода шоссе за пределы города был реконструирован мост на границе устья Драмменэльвы и фьорда (2007), несущий европейское шоссе Е18 (оно соединяет Великобританию и Санкт-Петербург через Скандинавию), а территория под ним на берегу была превращена в общественное пространство. Основной мост Драммена, соединяющий главные площади на обоих берегах, сейчас обслуживает машины и автобусы, а по его краям проложены дорожки для пешеходов и велосипедистов, но вскоре ситуация изменится. За мостом Ypsilon, находящимся еще западнее и дальше от залива, сейчас строится автомобильный мост, который целиком отдадут частному автотранспорту, а на основном оставят лишь автобусы, пешеходов и велосипеды.

Подумали городские власти и об изменении имиджа Драммена в соответствии с трансформацией его реального облика. Впрочем, кажется, пока это единственная сфера, успехи в которой у них не так велики, как хотелось бы: по наблюдениям автора статьи, норвежцы предпочитают шутить на тему связанной с названием города игры слов (dram означает «глоток спиртного»), чем хвалить его действительно чудесное превращение из унылой промзоны в чистый, красивый и живой город.

Читать: Нина Фролова - Города у воды. Часть 2

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. 08.11.2011 Источник: Архи.ру Автор: Нина Фролова



Важно знать о Норвегии Нина Фролова - Города у воды. Часть 1

Нина Фролова - Города у воды. Часть 1


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Города у воды. Часть 1 Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru