Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Культура Норвегии/Архитектура/Города у воды. Часть 2/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Праздники в НорвегииИскусство НорвегииСтатьи о культуре
Фотоальбом Норвегии Архитектура Театр Норвегии
Наука НорвегииЖивопись НорвегииНациональная кухня Норвегии
Фольклор НорвегииКультура и искусство в норвежской школеНациональный костюм

Города у воды. Часть 2

Все приоритетные направления норвежской градостроительной политики отражает масштабный план реконструкции прибрежной зоны Осло «Город у фьорда».

К Осло-фьорду выходят многие районы столицы, но далеко не все из них имеют доступ к воде: как и в любом порту, в городе за века вдоль изломанной линии берега сложилась развитая зона доков, верфей, пирсов. Сейчас, когда морской транспорт функционирует иначе, чем прежде (преобладают контейнерные перевозки, большую роль играет автоматика), потребность в такой обширной гавани отпала, и встал вопрос о реконструкции прилегающих к ней территорий.

Возрождение и возвращение городу этих пространств началось еще в 1980-е годы: тогда в нынешнем районе Акербрюгге закрылась крупная верфь, и в течение десятилетия на ее месте вырос квартал дорогого жилья, офисов и магазинов с удобной прогулочной набережной, где стоят у причала яхты. В 1989 перестал функционировать расположенный между Акербрюгге и Ратушей вокзал Вестбанен, а в 1994 площадь перед морским фасадом Ратуши стала пешеходной благодаря построенному под берегом тоннелю. Сложившееся таким образом общественное пространство стало ядром для возрождения всей приморской зоны площадью в общей сложности 225 га. В 2000 было принято решение о разработке комплексной программы «Город у фьорда» (сейчас речь идет о ее переработанном варианте 2008 года): согласно нему, вдоль воды возникнет широкая прогулочная набережная, общественный транспорт там будет представлен в форме экологически чистого трамвая, а весь автотранспорт, ранее отрезавший город от моря, уйдет в подземные или даже подводные тоннели (последний из них открылся этой осенью). На месте индустриальных сооружений, магистралей и железнодорожных путей появятся жилье, офисы, различные учреждения культуры и, что не менее важно, разнообразные рекреационные пространства. Все новые постройки будут энергоэффективными, сокращение транспортных потоков и озеленение также поспособствуют улучшению экологической ситуации, при этом новое строительство оживит центральную часть города, что гораздо предпочтительнее расползающихся пригородов; всё это — положения принятого недавно генплана Осло-2025.

Следует отметить, что Осло, как и любой город у воды, тяготел к береговой линии с момента своего основания, поэтому в центре реконструируемой полосы (длиной 10 км)  лежит выдающийся в пространство фьорда полуостров Акерснесет со средневековой крепостью Акерсхус: его самого изменения коснутся в меньшей степени, но роль своего рода центра тяжести для всего проекта он, несомненно играет; о других исторических памятниках, связанных с реконструкцией, будет сказано ниже.

К западу от Акерсхус лежат развитой район Ратуши, Вестбанена и Акербрюгге; к востоку же находится гораздо менее благополучная Бьорвика, где проблема портовых сооружений и автомагистралей усугубляется присутствием центрального вокзала, точнее, его путей. И именно пирс на ее территории в 2000 году парламент выбрал местом строительства одного из ключевых сооружений Европы последнего десятилетия — оперного театра мастерской «Снохетта». Это здание с его пологой крышей само по себе является общественным пространством, сразу же задавшим новый акцент индустриальному окружению. К востоку от Оперы, на территории, приобретенной инвесторами у управления порта и руководства железных дорог, был начат проект Barcode («Штрихкод») из дюжины стоящих параллельно корпусов (в числе архитекторов — a-lab, MVRDV и «Снохетта»): свое название он получил не только благодаря разной высоте и ширине построек, но и из-за равных проемов между ними. Благодаря такому решению, создается визуальная связь между фьордом и застройкой за железнодорожными путями, которые останутся на прежнем месте (но через них будут перекинуты три пешеходных моста, а сам вокзал полностью перестроят по проекту Space Group). Тем не менее, противники проекта из числа местных жителей считают, что внушительные габариты построек сводят на нет эффект от «щелей» между ними и, скорее, загораживают море, чем открывают его. Но вскоре ситуация прояснится: сейчас практически готова уже половина корпусов Barcode (60% площади там займут офисы в общей сложности на 10 000 рабочих мест; остальное пойдет под жилье и магазины).

Но строительство сейчас идет не только на востоке: бывшая зона доков, небольшой полуостров Тьювхольмен, примыкающий к Акербрюгге, с 2005 превращается в район дорогого жилья (всего к 2013 там появится 1200 квартир); кроме офисов и магазинов он также сможет похвастаться музеем по проекту Ренцо Пьяно: в 2012 в свое новое здание переедет частный музей современного искусства Аструп-Фернли.

Это все — уже завершенные или реализуемые сейчас проекты; но гораздо более масштабные планы пока еще не воплощены. В первую очередь, речь идет о новых жилых районах — с западного и восточного «краев» выбранной территории. Вместо портовых сооружений в Филипстаде, Сёренге и на других участках будут выстроены дома средней этажности по проектам видных норвежских архитекторов; в общей сложности там появятся тысячи новых квартир, а также объекты инфраструктуры, что актуально для Осло, где население (на сегодняшний день — около 590 тыс. человек) растет со скоростью 2% в год.

Плотная новая застройка (к тому же на «старой» территории) отвечает одному из основных положений действующего генплана; развитие доступного общественного пространства, важная часть проекта «Город у фьорда», также лежит в рамках «линии партии», как и энергоэффективное строительство, экологически чистый общественный транспорт, сокращение автомобильных потоков. Кроме того, озеленение центра города, особенно вдоль русел рек, также является общей для генплана и для «Города у фьорда» инициативой. Крупный парк у воды планируется разбить в Филипстаде, еще один — в Виппетангене на полуострове Акерснесет. В Бьорвике будут созданы сразу 7 зеленых зон, отходящих от воды вглубь города: в их числе будут устья рек Альна и Акерсельва, зона между двумя из корпусов Barcode и даже насыпной песчаный пляж в Лохавн. Такое расположение и конфигурация открытых пространств поможет создать и сохранить визуальные связи: например, виды от восточной части береговой линии, где до 17 века и располагался Осло, в сторону крепости Акерсхус, куда город был перенесен после катастрофического пожара.

Последняя по порядку, но не по значимости составляющая «Города у фьорда» — культурная; этот план известен за пределами Норвегии в первую очередь благодаря ей, потому что, если судить по удивительным размаху и амбициозности «культурного строительства», его легче представить на Ближнем или Дальнем Востоке, чем в Европе. При этом, по счастью, речь не идет о создании новых учреждений: все они старые, их лишь переносят из разных частей Осло к фьорду. Но также известно, что в обществе существует недовольство таким «вымыванием» музеев (главным образом, речь идет о них) из города.

О вполне оправдывающем свое расположение оперном театре и о строящемся музее современного искусства Пьяно уже упоминалось выше; кроме них в зоне гавани находятся Нобелевский центр мира, для которого Дэвид Аджайе реконструировал историческое здание вокзала Вестбанен, и крепость Акерсхус. Впрочем, некоторый перевес по числу памятников и музеев западной половины «Города у фьорда» в ближайшее время будет ликвидировано. Если там, на месте железнодорожных путей Вестбанена будет построен только Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна по проекту Яна Кляйхуса (хотя ранее на этом месте хотели возвести Центр международной торговли бюро ОМА и Space Group), то на востоке, в Бьорвике появится целых три новых учреждения культуры. За оперным театром построят новое здание Национальной библиотеки (мастерские Lund Hagem Arkitekter и Atelier Oslo), а на соседнем пирсе — новый корпус Музея Мунка и Музея Стенерсена Хуана Эррероса. Восточнее, за линией жилых домов у самой воды, на территории Парка Средних веков (названном в память о старом расположении Осло) будет возведено сооружение и для Музея истории культуры, где выставят три корабля викингов.

Следует отметить, что ситуация с Парком Средних веков вызывает беспокойство у критиков проекта: по их мнению, вертикальный объем здания загородит вид от первоначального центра города на нынешний, а сохранить эту зрительную связь необходимо. Наиболее радикальные противники плана выступают за перенос постройки от конца пирса, где он должен быть расположен, к корпусам Barcode; но пока же городские власти говорят только об уменьшении габаритов здания.

«Город у фьорда» будет полностью реализован примерно через 10-15 лет; его бюджет составляет порядка 8,5 млрд. долларов. Уже сейчас, хотя и середина пути еще не достигнута, Осло возможно сравнивать с другими европейскими городами, занимающимися комплексным возрождением портовых зон: Гамбургом, Марселем, Барселоной, Лондоном, Копенгагеном — этот список можно продолжить. Но кто из них окажется в итоге самым реалистичным, предусмотрительным или просто удачливым, покажет лишь время.

Читать: Нина Фролова - Города у воды. Часть 1

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. 08.11.2011 Источник: Архи.ру Автор: Нина Фролова



Важно знать о Норвегии Нина Фролова - Города у воды. Часть 2

Нина Фролова - Города у воды. Часть 2


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Города у воды. Часть 2 Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru