Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Кинематограф Норвегии/Имена в норвежском кинематографе/Эрик Лёкен - "философ среди норвежских кинематографистов"/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Имена в норвежском кинематографе Детские и семейные фильмыМультфильмы
МероприятияСтатьи о киноФильмы 1900-1990х гг.
Фильмы 2000х гг.Фильмы 2011-2014 гг. 

Эрик Лёкен - "философ среди норвежских кинематографистов"

Эрик Лёкен (Erik Formo Løchen, 1924-1983) – выдающийся норвежский кинорежиссёр, сценарист и джазовый музыкант. В историю кинематографа он вошёл благодаря своим картинам «Охота» (Jakten, 1959) и «Возражение» (Motforestilling, 1972). Эти фильмы занимают особое место в истории норвежского кино, являя собой яркие образцы экспериментальной драмы, отмеченной как влиянием кинематографа Европы, так и национальным своеобразием. По мнению историка и исследователя кинематографа Гуннара Иверсена, «Охота» до сих пор является лучшим фильмом в истории норвежского кино и доказательством того, что норвежское киноискусство не только не уступает европейскому, а даже в чём-то может его опережать. Впрочем, несмотря на культовый статус, ни сам фильм, ни его режиссёр не стали любимцами широкой публики. Это, однако, вполне объяснимо тем, что киноискусство Лёкена можно причислить к авангардистскому, «элитарному», не во всём понятному и доступному массовому зрителю.

Лёкен родился 22 мая 1924 года в Кристиании в семье биржевого служащего Арне Лёкена (1893-1974) и Валгьерд Формо (1894-1967). В 1942 году, сдав экзамен на аттестат зрелости в школе Berg skole в Осло, он прошёл годичный курс профессиональной подготовки в Oslo Handelsgymnasium. Сдав вступительные экзамены в Университет Осло, он начал заниматься юриспруденцией. Однако в 1943 году университет был закрыт по решению оккупационных властей. Лёкен пытался перебраться в Швецию, но был арестован 17 февраля 1944 года. После полутора месяцев, проведённых сначала в тюрьме, а потом в концлагере Грини, его направляют в трудовой лагерь под Тёнсбергом. В августе Лёкен выходит на свободу. В последние месяцы войны он был активным участником норвежского Сопротивления.

После войны Лёкен зарабатывает на жизнь джазом. Ещё в 1944 году он начинает играть на басу в Stein Lorentzens Storband. Впоследствии он являлся участником коллектива Rowland Greenbergs Swing Band, а также ряда других джазовых ансамблей. Он зарекомендовал себя как талантливый басист и некоторое время вёл передачи о джазе на норвежском радио.

Также в послевоенные годы Лёкен делает первые шаги в кинематографе. Круг людей, связанных с производством и дистрибуцией кино в Норвегии, был весьма узок, и Лёкен вошёл в него благодаря знакомствам, завязанным в движении Сопротивления. Он был задействован в качестве помощника режиссёра при съёмках фильма «Рикард Нурдрок» (Rikard Nordraak, 1945) Алфа Скотт-Хансена – первой игровой картины, снятой в Норвегии после окончания войны, а также был ассистентом режиссёра фильма Туралфа Сандё «Плывущие в Англию» (Englandsfarere, 1946). В 1948 году Лёкен в течение трёх месяцев был вольнослушателем в известной киностудии Rank Studio в Великобритании. Это укрепило его значение и авторитет на родине.

Режиссёрская карьера Лёкена начинается в 1950 году. Первоначально он работал над короткометражными документальными фильмами, первым из которых стал «Граждане завтрашнего дня» (Borgere av i morgen). Также он работал над рекламными фильмами и зарекомендовал себя как один из выдающихся мастеров «короткого метра» в своё время. Всего на его счету 28 документальных и рекламных фильмов. Помимо режиссёрской работы, Лёкен писал сценарии и занимался монтажом. Ещё в 1950 году он стал одним из создателей кинокомпании ABC-Film A/S, сыгравшей важную роль в развитии норвежского кинематографа середины ХХ столетия.

24 августа 1959 года на экраны выходит первый художественный фильм Лёкена – «Охота» (Jakten). На его съёмки было потрачено 100 дней работы (вместо запланированных 60) и шесть тысяч метров киноплёнки. Сюжет картины внешне выглядит не самым оригинальным, в его основе – любовный треугольник, соперничество двух мужчин – Бьёрна (роль исполняет Ролф Сёдер) и Кнута (Тур Стокке), добивающихся любви Гюри (Бенедикте Лисет, в замужестве Бёрсум). Гури выбирает сперва Бьёрна, который становится её супругом. Разочарованный и подавленный Кнут уезжает за границу, но не может преодолеть свои чувства. Он возвращается на родину, и в один прекрасный день все трое отправляются на охоту, где ревность и отчаянное соперничество становятся причиной трагедии.

Однако на основе столь, казалось бы, банальной фабулы Лёкен создал настоящий шедевр, вдохновлённый европейским искусством театра и кино. Критики отмечали влияние театральной эстетики Бертольда Брехта и новой волны французского кинематографа. В фильме нет единого, последовательного изложения событий – то и дело мы погружаемся в прошлое, в воспоминания и ощущения героев, в их мысли, высказываемые вслух, а одни и те же события (например, отъезд Кнута за границу) освещаются под разным ракурсом и с точки зрения разных персонажей. Начинается фильм с… конца: перед зрителем проходят несколько сцен финала, а ленсман предлагает публике самой расследовать то, что произошло. Режиссёр (в лице невидимого комментатора событий) и герои не просто показывают происходящее – они общаются со зрителем, порой играя с ним, разжигая его любопытство и жажду узнать, что будет дальше. В фильме присутствуют элементы мистификации – так, в самом начале комментатор, представляя место действия, позволяет себе усомниться в том, произошла ли вся эта история на самом деле… а быть может, ещё не произошла? Ирония чувствуется на всём протяжении картины и вызывает характерный для театра Брехта «эффект отчуждения».

Часто Лёкен прерывает рассказ «на самом интересном», снимая напряжение и заставляя зрителей не только следить за сюжетом, но и задуматься над идейным содержанием фильма. Лёкен показывает разрушительную силу любовной страсти, которая, овладевая человеком, заставляет его совершать насилие. Гуннар Иверсен сравнивает «Охоту» с книгами известного писателя ХХ века Акселя Сандемусе – в его произведениях также происходит борьба за женщину, и героиня, принадлежащая другому, лишь распаляет страсть в тех, кто жаждет её добиться. Но и у Сандемусе, и у Лёкена эта игра приводит к трагическому результату. И виновата в том числе и сама женщина, поддавшаяся соблазну игры и изменяющая своему суженому. Характерно, что именно Гюри становится нечаянной виновницей гибели Бьёрна.

Лёкен широко использует приём внутреннего монолога, также характерный для творчества Сандемусе, а в кинематографе впервые последовательно опробованный Т. Ибсеном. Это, наряду с реальными репликами героев и голосом комментатора, создаёт причудливую полифонию, позволяющую увидеть изображение на экране более «объёмным». Лёкен не пренебрегает и сугубо визуальными эффектами, он тщательно подбирает фон, на котором разворачивается основное действие, - горный пейзаж, без конца и края.

Фильм знаменовал собой прорыв модернизма в норвежском киноискусстве. Стоит заметить, что именно в послевоенные годы модернизм утвердился как ведущее направление в норвежской литературе и других видах искусства. Кинематограф на этом фоне шёл с неким «опозданием», и тем значительней был эксперимент Лёкена - по сути первый серьёзный модернистский эксперимент после «Таинственной квартиры» (Den hemmelighetsfulle leiligheten, 1948) Танкреда Ибсена. Но если продукт Ибсена не был понят и принят современниками, то «Охота» имела большой успех у критиков и искусствоведов. В то же время фильм не имел большого коммерческого успеха. В 1960 году он был представлен в основной программе на знаменитом фестивале в Каннах.

Прошло более десяти лет, прежде чем Лёкен занялся следующим большим режиссёрским проектом. Фильм «Возражение» (Motforestilling) появился в 1972 году. Он был более экспериментальным, чем «Охота», и отзывы на сей раз были более сдержанными. Композиционно «Возражение» состоит из нескольких историй, которые сплетаются друг с другом. Общая сюжетная линия связана со съёмками фильма, кадры из которого проходят перед зрителем, при этом трудно понять, где – сам фильм, а где – то, что происходит в реальности. При этом каждый эпизод, по замыслу Лёкена, обладает цельностью, и все они могут быть воспроизведены в произвольном порядке. Так что речь может идти не об одном фильме «Возражение», а о 120 его вариантах.

«Возражение» был во многом вызывающей картиной – не только потому, что Лёкен коснулся большой политики и «прошёлся» по известным норвежским политикам. Фильм задаёт принципиально новые эстетические критерии, бросая вызов всем традиционным способам и средствам киноискусства. Герой фильма - режиссёр - в чём-то похож на самого Лёкена. Он бескомпромиссный и не желает слушать указания других, а его цель – создать шедевр, который «собьёт с толку» зрителей, потому что это также может иметь свою художественную задачу!

Год спустя Лёкен начинает работу над следующей картиной – «Последняя охота Кнута Формо» (Knut Formos siste jakt), однако состояние его здоровья не позволяет заниматься режиссурой, и в итоге режиссёром становится Ян Эрик Дюринг. В 1980 году Дюринг выпускает фильм «Притча» (Fabel), сценарий к которому был написал Лёкеном. Эти картины не имели такого успеха, как «Охота» и «Возражение», хотя также выделялись на фоне остальной, в особенности массовой, кинопродукции. В том же 1980 году Лёкен занял должность художественного руководителя в компании Norsk film A/S и оставался на этом посту до самой смерти.

Коллега-режиссёр Арне Скоуен называл Лёкена «философом среди норвежских кинематографистов». Среди тех, кто занимается и интересуется кинематографом, фигура Лёкена ещё при его жизни была овеяна мифическим ореолом. В истории кинематографа он остался человеком бескомпромиссным, фанатично преданным своему видению искусства, режиссёром, взорвавшим старые формы и принёсшим новое. И фильмы Лёкена даже по прошествии десятилетий не утратили своей свежести и тем более актуальности. Они способны озадачить и в чём-то даже шокировать современного зрителя, избалованного арт-хаусом и спецэффектами, заставив его по-новому взглянуть как на фильм, так и на окружающий мир.

Из числа тех режиссёров, на которых повлияло творчество Лёкена, следует назвать Мартина Аспхауга (род. 1950), чья драма «Пригоршня любви» (En håndfull tid, 1989) стала одним из самых значимых событий в норвежском кино 80-х. Также любопытно, что внук Лёкена Юаким Триер пошёл по стопам деда, став кинорежиссёром – его фильм «Реприза» (Reprise, 2006) получил большую известность, в том числе и в нашей стране.

В 2010 году Норвежский Институт кинематографии переиздал всю режиссёрскую продукцию Лёкена на двойном DVD с реставрированным изображением и звуком. На дисках также содержится много дополнительных материалов – интервью с режиссёром (1972), сценарии обоих полнометражных фильмов, буклет с иллюстрациями и статьёй Гуннара Иверсена. Интересно, что диск первое время находился в топе-15 самых продаваемых DVD в сети магазинов Platekompaniet. Также зритель может посмотреть фильм «Возражение» в любом из 120 вариантов, о которых говорил сам Лёкен.

Избранная фильмография

Короткометражные фильмы:

Borgere av i morgen (1950)

Hver kveld kl. 20 (1952)

15 småbruk om dagen (1967)

Søring nordover (1976)

Barstadvikingane (1977)

Полнометражные фильмы:

Jakten, 1959

Motforestilling, 1972

(с) А.А. Сельницин (БНИЦ)

Читайте на норвежском языке:

Per Hagdal - Den makeløse Løchen

Erik Løchen på DVD

Jakten på Erik Løchen



Важно знать о Норвегии Эрик Лёкен - "философ среди норвежских кинематографистов"


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Эрик Лёкен - "философ среди норвежских кинематографистов" Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru