Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Гамсун-2009/Международная конференция в ЦДЛ/Т.А. Чеснокова: Кнут Гамсун глазами Марии Гамсун. О личности писателя в книге воспоминаний «Под сенью золотого дождя»/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Норвежские авторы2009 - Год ГамсунаСтатьи о литературе
Литературные событияНорвежская классикаО писателях Норвегии
Слово переводчикаПоэзия НорвегииЛитература Норвегии: краткая история
Книги и переводная литератураНорвежские сказки Гамсун-2009
Год Гамсуна: мероприятияСтатьи о ГамсунеКниги и рецензии
Малая проза ГамсунаИнтересное о ГамсунеГамсун в стихах и прозе
Гамсун и театр Международная конференция в ЦДЛ Эссеистика Гамсуна
Конкурс кукол - Сказочная страна ГамсунаДни Гамсуна в Санкт-Петербурге 

Т.А. Чеснокова: Кнут Гамсун глазами Марии Гамсун. О личности писателя в книге воспоминаний «Под сенью золотого дождя»

В юбилейный — 2009 — год Гамсуна Марии Гамсун тоже дали слово. Переиздали ее биографию, написанную в 1994 году журналистом Биргит Ернес (Gjernes, Birgit. Marie Hamsun), которая познакомилась с Марией Гамсун в 1959 году и поддерживала с ней отношения на протяжении десяти лет, до ее смерти в 1969 году. В этой книге нарисован живой портрет Марии Гамсун — сперва молодой актрисы, талантливой писательницы, затем жены Кнута Гамсуна, матери четверых детей, сторонницы гитлеровской Германии, заключенной в тюрьму, под конец — старой женщины из Нёрхольма. А в Гримстаде, где в юбилейный год вспоминались события гамсуновских мемуаров «По заросшим тропинкам», норвежская актриса от лица Марии Гамсун прочитала четыре монолога, написанные режиссером Бентейном Бордсоном. Монологи отражали четыре события в жизни жены Гамсуна — пребывание в тюрьме, выход из нее, возвращение в Нёрхольм, похороны Кнута Гамсуна.
История брака Кнута и Марии Гамсун представлялась Бентейну Бордсону, по его словам в газетном интервью, античной трагедией рока. Многие другие критики и литературоведы также определяли эти взаимоотношения как любовь-ненависть, в духе Стриндберга, как стриндберговскую «пляску смерти» (en strindbergsk dødsdans, mye kjærlighet og mye hat). Они поженились в 1909 году, когда ей было 28 лет, а ему, уже известному писателю, 50. Мария Андерсен, молодая актриса, мечтавшая сыграть Элину в пьесе Гамсуна «У врат царства», встретилась с писателем в Театральном кафе в Осло. Так она получила роль всей своей жизни в жизненной драме самого Кнута Гамсуна.
Ее личность всегда вызывала противоречивые оценки. Одни считали ее сильной и властной, другие видели в ней женщину слабую, уступчивую. Сын Туре напишет затем, что в его матери уживалось и то, и другое.
Мария Гамсун (1881, Эльверум — 1969, Нёрхольм) была актрисой и писательницей. В 1920—30-е годы она издала два сборника стихов и целый ряд книг для детей. Ее цикл из пяти романов «Сельские дети» («Bygdebarn», 1924-1957) описывает жизнь и игры четырех детей в усадьбе Лангерюд, прообразом которой послужил дом ее собственного детства в Эльверуме. Эти детские книги были переведены на шведский, датский, немецкий, английский, финский и некоторые другие языки. За свое творчество для детей Мария Гамсун получила в 1957 году премию Министерства по делам культуры и церкви Норвегии. Как детская писательница, она упоминается в «Истории норвежской детской литературы» (2005).
У Марии и Кнута Гамсуна было четверо детей — Туре, Арилд, Сесилия и Эллинор. О жизни с Кнутом Гамсуном она написала две книги воспоминаний: «Радуга» («Regnbuen», 1953) и «Под сенью золотого дождя» («Under gullregnen», 1959).
В 1970 году были изданы письма Кнута Гамсуна к свой жене (составитель — Туре Гамсун). В1987 году в Рикстеатрет поставили пьесу Турмода Скагестада о жизни Кнута и Марии Гамсун («Min elskede på jorden»). Эта пьеса вдохновила впоследствии Ингара Слеттена Коллоэна на создание еще одного драматического произведения на ту же тему. Оно называется «Кровавые слезы» («Jeg kunne gråte blod») и изображало последний год совместной жизни четы Гамсунов, протекавший в двух комнатках Нёрхольма, между которыми дверь была то закрыта, то открыта. Премьера пьесы Коллоэна (режиссер Бентейн Бордсон) состоялась в Гримстаде в 2004 году и в Осло — в 2005 году.
Мария Гамсун была после войны заключена под домашний арест, затем отсидела в тюрьме и была приговорена к трем годам принудительных работ. В Нёрхольм она вернулась лишь в 1950 году, после пятилетней разлуки с Гамсуном, когда тот не хотел ее видеть, и ухаживала за мужем вплоть до самой его смерти в 1952 году. Власти послевоенной Норвегии преследовали ее за то, что она была сторонником нацистской идеологии. Мария Гамсун голосовала за NS на выборах в стортинг в 1936 году. Осенью 1940 года, после оккупации Норвегии, она вступила в ряды NS и была активным членом этой партии. Она принимала немцев в Нёрхольме, ездила по Германии, Австрии и Дании с докладами о творчестве Кнута Гамсуна.
Мемуары Марии Гамсун отчасти послужили основой сценария, написанного шведским писателем Пером Улофом Энквистом для известного фильма «Гамсун»(1996). Режиссер фильма — Ян Труэлль, писателя сыграл знаменитый шведский актер Макс фон Сюдов, а его жену — датская актриса Гита Норби. Она, кстати, написала затем предисловие к датскому изданию мемуаров Марии Гамсун «Под сенью золотого дождя». Блестящий дуэт двух мастеров, сцены, которые должны изучаться будущими поколениями актеров, лучший фильм года — так отзывалась критика о фильме. Поразительны образы, созданные Яном Труэллем, как, например, тот, что взят из мемуаров Марии Гамсун: часы, отмеривающие время, крупный план этих часов. И невольные ассоциации с человеком вне времени.
Вместе с тем неизбежно возникает вопрос о достоверности мемуарной литературы как источника. Для биографов Гамсуна нет недостатка в материалах подобного рода. Членами семьи Гамсуна после смерти писателя были написаны несколько книг: две книги воспоминаний Марии Гамсун, уже упоминавшиеся выше, две книги сына Туре («Кнут Гамсун — мой отец», 1952 и «Кнут Гамсун»,1959) и одна книга сына Арилда («о Кнуте Гамсуне и Нёрхольме», 1961). Кроме того, имеются и мемуары самого Кнута Гамсуна «На заросших тропинках» («Paa gjengrodde Stier», 1949), т.е. его собственная версия того, что же случилось с ним после войны. Мемуары — это, скорее, человеческие документы, субъективный взгляд на происходящее, что нисколько не умаляет их ценности. И в воспоминаниях своей жены Кнут Гамсун предстает перед нами узнаваемым, известным по своему творчеству.
В «Радуге» мы видим Кнута Гамсуна по его многочисленным письмам к жене. Мемуары повествуют в первую очередь о жизни Марии Гамсун: о детстве в родительском доме, о юности и начале артистической карьеры, о браке с Кнутом Гамсуном, рождении детей. Повествование в «Радуге» доведено до 1936 года, и отдельными штрихами обрисованы события 1952 года, года смерти Кнута Гамсуна.
Книга воспоминаний «Под сенью золотого дождя», переведенная теперь и на русский язык, охватывает в основном события послевоенного времени, хотя они и перемежаются отдельными картинами более раннего периода. Мария Гамсун начинает воспоминания со своего пребывания в тюрьме, но мысленно тут же возвращается к Кнуту Гамсуну, ибо именно он, а не она, — главный герой мемуаров: «Эта книга — если я уже в старости сумею написать небольшую книгу, — рассказывает прежде всего о другом человеке, о том, кто ворвался в мою жизнь, когда мне было 26 лет, и заставил меня поверить, что ему нужна только я». 
Она пишет о тюрьме, о детях и внуках, о повседневной жизни в Нёрхольме, но большое место в мемуарах занимают, конечно же, сороковые годы. Автор дает нам свое объяснение того, как Кнут Гамсун относился к нацистской Германии, к оккупационным властям в Норвегии. Мария Гамсун описывает также события, последовавшие в жизни Гамсуна после окончания войны, в том числе пребывание в психиатрической клинике, приговор Верховного суда в 1948 году, последние годы жизни в Нёрхольме и смерть писателя.
Личность Кнута Гамсуна предстает в этой книге необычайно многосторонней. Мария Гамсун отмечает его многогранность как главное качество писателя: «Кнут говорит в одном месте, часто цитируемом, что источник скорби и радости находится в душе самого человека. Он чувствовал это именно так и судил об этом. Он был многогранной личностью. Человеческую судьбу он умел вывести из того или другого источника, и сам он заключал в себе одном тысячу судеб. В его душе таилось множество источников, источников скорби или же радости для него самого, а вместе с ним и для меня тоже». 
Речь идет, конечно же, о цитате из «Пана». В своих мемуарах Мария Гамсун не анализирует творчество Гамсуна, но мы видим, что вся их долгая совместная жизнь была, по сути, подчинена творческому ритму писателя. По словам его жены, отсчет времени она вела не по годам, а по книгам, начиная со своей встречи с Кнутом Гамсуном.
В начале их совместной жизни появилась «Роза», затем «Странник играет под сурдинку» и «В тисках жизни». В семидесятилетнем возрасте писатель создал многогранный образ Августа. «Он сидел в «крепости», маленьком бревенчатом домике. высоко на горе в Сульлиене, за стеной шумела река Атна-Эльв, а в открытую дверь были видны Рондские горы. И так дни и ночи напролет, всего в ста метрах от меня. <...> Единственно главным в нашем совместном существовании было то, что книги выходили в свет».
Итак, время текло от книги к книге. Мария Гамсун описывает, как Гамсун работал над своими книгами: это был довольно мучительный процесс, «редкие миги экстаза и смирение ожидания» («henrykkelsens sjeldne under og ventetidens ydmykhet»). В письме к шведскому писателю Альберту Энгстрёму, своему старому другу, Гамсун признавался, что часто пишет собственной кровью и что с годами чернила окончательно превратились в кровь.
После создания трилогии об Августе в доме воцарилась пустота. «Мне тоже не хватало этого героя, — вспоминает Мария Гамсун, — особенно потому, что последняя книга об Августе писалась по ту сторону тощей перегородки между моей комнатой и комнатой Кнута. Невозможно было не познакомиться с героями книги, коль скоро все совершалось так громко».  Книга дописана, и затем другой мир — дом и семья — манил Гамсуна на какое-то время. Но приходил час, когда писатель чувствовал себя готовым к новому путешествию. Так на бумаге появились первые строки романа «Круг замкнулся».
 Сам Гамсун говорил об этой книге, что она будет последней. Однако последними оказались мемуары «На заросших тропинках». Как вспоминает его жена, он начал писать ее тайком еще в психиатрической клинике. «Как и прежде, его занимают книга и Нёрхольм. Только теперь еще в придачу он обвиняется в измене Родине».
Когда эта небольшая книжица вышла в свет в 1949 году, Мария Гамсун, находясь вдали от мужа, прочитала ее. Вот что она пишет о последнем произведении Гамсуна: «Кнут в последний раз обнажил здесь свою душу и перед друзьями, и перед врагами. Я вновь узнавала его по прожитой и вымышленной жизни. От романа «Голод» к книге «На заросших тропинках» пролегает прямой путь, отмеченный многими вехами, и мне кажется, что теперь к концу пути приблизился именно юный писатель из «Голода». Внешние обстоятельства так сходны с нищетой и превратностями».
Оглядываясь на прожитую жизнь, Мария Гамсун отзывается о судьбе своего мужа как о чем-то удивительном, феноменальном, достойном восхищения:«...бедняк из маленькой деревушки в Нурланне, без школьного образования, имея за плечами только знания, полученные от пономаря Ульсена из Хамарея (да оценит его Господь в вечности так же, как ценил его здесь Кнут!), — стал ведущим деятелем культуры своего времени...»  Немало страниц в мемуарах «Под сенью золотого дождя» посвящено повседневной жизни в Нёрхольме, ее бытовой стороне, отношению писателя к семье и детям. Кнут Гамсун был очень неприхотлив в быту. Он довольствовался самой простой и обычной пищей (рыба, мясо, каша, картошка). Скромная маленькая спальня в Нёрхольме, писательская избушка свидетельствуют о его непритязательности. Он даже отказывался от многих современных удобств, спрашивая жену: «А ты родилась с этим, Мария?» И вместе с тем, как известно, он был очень щедр по отношению к другим людям. Кнут Гамсун любил делать щедрые подарки, изумлять, помогать, радуясь чужой радости. Он очень любил детей и, собственно, ради них купил усадьбу в Нёрхольме. Мария Гамсун рассказывает об этом: «Он часто повторял: у детей должно быть свое место. Не номер дома на улице, а такое место, где сохранились бы воспоминания о годах детства, — тех годах в человеческой жизни, когда время длится так долго, когда от весны до весны оно кажется целой вечностью и когда на мир смотрят глазами первооткрывателя».  Мария Гамсун вспоминает, какое особое место в их жизни занимало празднование Рождества, как они с Кнутом готовились к этому празднику ради детей, помня и о Рождестве своего детства.
Большая часть мемуаров посвящена Второй мировой войне и взглядам Кнута Гамсуна. Мария Гамсун делает, собственно говоря, попытку объяснить позицию своего мужа по политическим вопросам. При этом она проводит параллель между писателем и его литературными героями. «Общее между Кнутом и героями его книг состоит в том, что он никогда не уступал давлению извне. Он слушал свой внутренний голос, из самых глубин души, — тот голос, который вел его через трудное детство и юность, через годы тяжелой борьбы за то, чтобы стать писателем. И у него были причины полагаться на внутренний голос. Он не мог изменить ему, даже если для него самого это приводило к счастью или к несчастью».  И так как мнение Кнута Гамсуна редко совпадало с мнением большинства, он чаще всего оставался в одиночестве. Так что вряд ли справедливы упреки в адрес Марии Гамсун за то, что она якобы повлияла на своего мужа в отношении к нацистской Германии. Сын писателя, Туре Гамсун, не мог согласиться с критиком Торкилем Хансеном, который в своей книге «Процесс против Гамсуна» обвинял во всех грехах Марию Гамсун. Туре Гамсун пишет об отце: «Он не поддавался никакому влиянию, она — всегда уступала. В этом и заключается трагедия ее роковой двойной роли».
Кнут Гамсун стоял на стороне Германии и в первую, и во вторую мировую войну. Юношеские идеалы пангерманизма, любовь к Германии как к великой культурной нации сочетались у писателя с ненавистью к Англии. Мария Гамсун подтверждает эти известные факты: «Первое, что он внушал мне по поводу политики, — это грубое насилие Англии и обделенность Германии».  Но можно ли назвать писателя политиком? Его мнение о политике, по словам Марии Гамсун, было прежде всего этическим, национально окрашенным и эмоционально связанным с идеалами юности. Вместе с тем Кнут Гамсун не был фанатиком, если поставить вопрос о его нацистских убеждениях в контексте моральной ответственности: он пытался защищать осужденных на смерть в оккупированной Норвегии, требовал убрать из страны Тербовена, испытывал разочарование в нацистских вождях. Субъективно он желал только блага родной Норвегии, стране, без которой он не мыслил своей жизни, в которой он остался даже тогда, когда его судили и назвали изменником Родины. «Ибо именно эта страна крестьян и рыбаков, к югу и северу от Полярного круга, была почвой, на которой произрастало все его творчество. Он сам не выделял ее, редко упоминал слово «Родина» с большой буквы. Но Кнут никогда не смог бы прожить без этой самой родины хоть какое-то время, — не больше, чем рыба, выброшенная из воды на берег. Другие писатели прекрасно жили себе за границей до самой смерти. Голод дважды гнал Кнута в Америку, однако тоска по дому дважды возвращала его обратно в Норвегию», — пишет Мария Гамсун.
В ее мемуарах со всей очевидностью предстает не только драма всей семьи, семьи побежденных, которую в мае 1945 года «накрыло лавиной», но и драма иного рода, в более широком экзистенциальном смысле. Речь идет о старости и ее плодах. Старение человека, борьба за жизнь и умирание. Мария Гамсун вышла замуж за писателя, которому было пятьдесят. В этом возрасте, цитируя Гамсуна, странник начинает играть под сурдинку. Но Кнут, по свидетельству своей жены, вел борьбу со старостью, желая выиграть время и успеть написать еще книги. В 75 лет ему предстоял «ближний бой». Затем он ощущает, что старость догнала и одолела его. Он плохо слышит и видит, он сражается с болезнями. Последним его чтением стала Библия. Девяностолетним стариком, сидя с лупой, он разбирал в ней слова. Потом уже и лупа не помогала, но он в ней и не нуждался, так как многое помнил наизусть. Он перестал различать цифры на циферблате часов. И ему купили часы без стекла, чтобы можно было дотронуться до стрелок рукой. Он так и сидел с ними, как пишет Мария Гамсун, следя по ним за часами жизни, за тем, как часы эти утекают сквозь пальцы. Смерть его была тихой и мирной. «Жизнь, которую он любил, была временами жестока к нему, но смерть, которой он страшился, оказалась милосердной».
Кнут Гамсун остался в памяти все-таки не своими пропагандистскими статьями, а художественным творчеством. В название мемуаров Марии Гамсун вынесено народное название бобовника, или золотого дождя. Под этим большим кустарником, который весной усыпан длинными кистевидными желтыми цветами, любили сидеть на скамеечке Кнут и Мария Гамсун. Цветущий бобовник в Нёрхольме может восприниматься как воплощение торжества жизни и творчества, примирения с собой и ближними, как победа над плутаниями и заблуждениями, когда время все расставляет по своим местам.

 

Библиография произведений Марии Гамсун


Сборники стихов:
Smaadikte (1922)
Vintergrønt (1934)


Книги для детей:
Bygdebarn: hjemme og paa Sæteren (1924)
Barnebilleder (1925, vers)
Bygdebarn: om vinteren (1926)
Bygdebarn: Ola i byen (1928)
Bygdebarn: Ola og hans søsken (1932)
Tripp og Trapp og Trulle (1932, vers)
Tina Toppen (1955)
Reisen til Sørlandet (1956)
Bygdebarn: folk og fe på Langerud (1957)


Мемуары:
Regnbuen (1953)
Under gullregnen (1959)


 О Марии Гамсун:

Hamsun, Knut. Brev til Marie. (red. Tore Hamsun.)1970.
Skagestad, Tormod. Min elskede på jorden. (Skuespill, Riksteatret). 1987.
Gjernes, Birgit. Marie Hamsun: et livsbilde. 1994.
Kolloen, Ingar Sletten. Jeg kunne gråte blod. (Teaterstykke om Knut og Marie Hamsun.) 2004.
Birkeland T., Risa G., Vold K.B. Norsk barnelitteraturhistorie. 2005.

(с) Т.А. Чеснокова



Важно знать о Норвегии Т.А. Чеснокова: Кнут Гамсун глазами Марии Гамсун. О личности писателя в книге воспоминаний «Под сенью золотого дождя»


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Т.А. Чеснокова: Кнут Гамсун глазами Марии Гамсун. О личности писателя в книге воспоминаний «Под сенью золотого дождя» Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru