Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Mузыка Норвегии/Композиторы Норвегии/Харальд Сэверюд/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:


 

Web www.norge.ru


на правах рекламы:





Норвежские исполнителиМузыкальные группы НорвегииСтатьи о музыке Норвегии
Архив музыкальных событийФестивали в НорвегииДискография
Композиторы Норвегии Общество П.И. Чайковского в Осло 

Харальд Сэверюд

К моменту вступления Харальда Сэверюда [Harald Sæverud] в музыкальную жизнь Норвегии профессиональная композиторская школа этой страны была еще очень молода. Ее история насчитывала около 80 лет, начиная от истоков (Уле Бюлля, Хальфдана Хьерульфа), далее к «золотому веку» романтизма (сочинения Эдварда Грига, Юхана Свенсена) и позднему романтизму Кристиана Синдинга и др. В 20-е годы ХХ века, т.е. в то самое время, когда появляются первые опусы Харальда Сэверюда, в норвежской композиторской среде еще было сильно влияние Грига и Свенсена. Их стиль казался истинно норвежским, и отказаться от него было нелегко. Другим незыблемым идеалом по-прежнему оставался стиль позднего, прежде всего немецкого, романтизма. И если в Европе в 1920-е годы музыкальная стилистика уже давно распрощалась с романтизмом и XIX веком в целом, то молодой музыкальной культуре Норвегии нужно было время для стилистического перелома и выдвижения свежих идей.

Молодых норвежских композиторов 1920-1930-х годов принято разделять на две группы в соответствии с их творческими принципами. К первой относятся музыканты, придерживающиеся традиции и не увлекающиеся национальными красками. Это так называемые «умеренные»: Людвиг Йенсен, Харальд Ли и др. Ко второй группе принадлежат композиторы, стремящиеся в своих сочинениях соединить норвежские национальные элементы с языком современной музыкальной Европы. К ним относится Харальд Сэверюд – один из самобытных норвежских композиторов ХХ столетия, в произведениях которого связь с народной традицией органично сосуществует с новой стилистикой ХХ века. Подобное разделение композиторов обнажает три ключевых проблемы, остро стоявших перед музыкантами Норвегии в 1920-1930-е гг.:
- отражение стилистики ХХ века;
- отношение к национальному наследию;
- определение места норвежской музыки в контексте музыкальной культуры Европы.
Таким образом, Х. Сэверюд начинает свой долгий и плодотворный композиторский путь на очень важном этапе развития норвежской музыки, и его творчество являет собой один из вариантов разрешения обозначенных выше задач.
Харальд Сэверюд родился 17 апреля 1897 года в Бергене – прекрасном городе на западе Норвегии, связанном с именами таких выдающихся норвежских музыкантов как Уле Бюлль и Эдвард Григ. Музыкальное образование Харальд получил в родном городе в Музыкальной академии (ныне носящей имя Грига), в которой провел 5 лет – с 1915 по 1920 гг. Затем стажировался в Высшей школе музыки в Берлине у Ф. Коха (1920–1921).
Его первые произведения, появившиеся в 1920-е годы, написаны в стиле позднего романтизма, который, уже порядком позабытый в Европе, был доминирующим в музыкальном языке норвежцев того времени. Этот стиль отличает его первые три симфонии, Сонату для фортепиано и Пять фортепианных каприччио. Показательно, что Первая симфония Сэверюда, молодого и совершенно неизвестного композитора, оконченная в 1919 году, уже в 1920 г. была исполнена в Осло. Этот факт говорит об актуальности проблем развития национальной музыки и об интересе общественности к каждому новому сочинению.
К началу 1930-х годов в сочинениях Сэверюда проявляются новые стилистические черты, отражающие связь с современными европейскими тенденциями. Это вполне естественно, ведь в те годы композитор живет в Германии, в 1925 г. посещает Париж, т.е. находится, что называется, в самой гуще новейших музыкальных событий. В Сюите для фортепиано ор. 6 и Концерте для виолончели с оркестром ор. 7 Сэверюд обращается к атональности в таком ее виде, в каком она была представлена австрийским экспрессионизмом. Но уже в 50 маленьких вариациях для фортепиано ор. 8 атональность сменяется расширенной тональностью с большой ролью полифонии, а также вариантного и остинатного принципов развития, которые станут характерными для произведений более позднего периода. Так, изжив влияния романтизма и опробовав отдельные техники музыки ХХ столетия, Сэверюд постепенно формирует собственные стилевые нормы.
Окончательное становление индивидуального стиля и отчетливое проявление в нем норвежских элементов произойдет в следующем периоде творчества композитора, который ведет свой отсчет с 1940 года. Именно в годы немецкой оккупации Сэверюд выступает как невероятно плодовитый и подлинно национальный художник. Сам композитор писал следующее: «Когда немцы вторглись в Норвегию, то это в мгновение ока пробудило во мне ярость творчества. Я чувствовал, что мое творчество будет моей личной войной в войне с Германией». Показательно, что именно в 1940-е годы Сэверюд обращается к еще одному виду музыкальной деятельности – дирижерским выступлениям.
Среди главных сочинений военного периода: фортепианный цикл «Слотты из Сильюстёля» и симфоническая трилогия, объединившая симфонии №5-7.
Сильюстёль – место, где находился дом Сэверюда, в котором композитор жил с 1939 г. до самой смерти. Сильюстёль для Сэверюда – такое же родное и дорогое место, как Тролльхауген для Грига. Сэверюд писал: «Сильюстёль всегда был решающим для моей музыки». Поразительная по красоте природа тех мест всегда была неиссякаемым источником вдохновения композитора. «Слотты из Сильюстёля» - цикл характеристичных пьес, по стилю близких романтизму, но при этом не соприкасающихся с григовской традицией. Слотты - народные мелодии, вырастающие на основе 2-4-хтактовых мотивов (vek), которые, подвергаясь варьированию, образуют «цепочки». Обращение к национальным истокам в этот период связано, вероятно, с инстинктивным стремлением защитить свое, родное.
Сэверюд рассуждал о национальном в искусстве следующим образом: «Когда композитор, будучи норвежцем, пишет от всего сердца, то и музыка его должна быть норвежской. Я никогда не прилагал усилий к тому, чтобы быть норвежцем. <…> Я никогда не испытывал потребности подражать особенностям нашей народной музыки, но я стремился проникнуться ее духом, как норвежский композитор, который нуждается в хорошей норвежской пище, чтобы быть здоровым и бодрым».
Симфоническая трилогия, созданная в годы Второй мировой войны, сопоставима по своей образной и идейной глубине, с такими явлениями в русской культуре, как Седьмая симфония Д. Шостаковича или Двадцать вторая симфония Н. Мясковского. Пятая симфония, «Quasi una fantasia» (1941), имеет подзаголовок: «Симфония Сопротивления»; Шестая симфония, «Sinfonia dolorosa» [Симфония скорби] (1942) посвящена памяти Аудуна Лавика, врача, участника движения Сопротивления, расстрелянного немцами. Наконец, Седьмая симфония, «Salme» [Гимн] (1945) – это «симфония лишений, борьбы, веры и благодарности, симфония отцов и матерей».
Эти три симфонии отражают также процесс развития жанра в ХХ веке, являясь образцами свертывания циклической формы в одночастную. К примеру, Седьмая симфония решена автором как одночастная композиция из пяти разделов, каждый из которых, однако, достаточно самостоятелен и имеет программный подзаголовок.
1940-е годы завершились созданием еще одного значительного сочинения – музыки к драматической поэме Х. Ибсена «Пер Гюнт». Произведение было заказано Сэверюду директором Норвежского национального театра как «музыка к неоромантической постановке». Композитор долго не давал согласия и колебался, резонно опасаясь соперничества с известнейшим опусом Грига. «Пер Гюнт» был поставлен в 1948 г. с музыкой Сэверюда, в которой драма Ибсена была трактована сугубо реалистично. В историю театра постановка Ханса Якоба Нильсена 1948 г. вошла как «революционная антиромантическая постановка, в которой прекрасную романтическую музыку Грига сменили сильные и разрушающие звучания новой партитуры Сэверюда».
Среди поздних сочинений Х. Сэверюда следует назвать драматический балет «Страшный сон герцога Синяя Борода» (1962), Восьмую симфонию, «Симфонию Миннесоты» (1958), написанную к 100-летию этого американского штата, и Девятую симфонию (1966). Свое последнее произведение – Сонату для альта и фортепиано - композитор окончил в возрасте 92 лет.
Творчество Сэверюда стало ярким и важным звеном в единой линии развития норвежской музыки. Тесная связь с народной музыкой сближает его с Григом. А отдавая предпочтение симфоническим жанрам, Харальд Сэверюд, автор девяти симфоний, продолжает традиции Юхана Свенсена – основоположника норвежской ветви симфонизма.

(c) Елена Битерякова



Важно знать о Норвегии Харальд Сэверюд


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Харальд Сэверюд Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru