Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Норвежские авторы/Кристофер Уппдал/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:
Все предложения и скидки от аквапарков москвы.



Норвежские авторы Статьи о литературеЛитературные события
Норвежская классикаО писателях НорвегииСлово переводчика
Поэзия НорвегииЛитература Норвегии: краткая историяКниги и переводная литература
Норвежские сказкиГамсун-2009 

Кристофер Уппдал

Кристофер Уппдал (Упдаль, норв. Kristofer Oliver Uppdal)  (19.2. 1878, хутор Оппдал в Бейтстаде, Норд-Трённелаг, – 26.12.1961, там же) - выдающийся норвежский писатель. Считается одним из создателей реалистического "рабочего романа". Свои произведения писал на лансмоле (ныне - "новонорвежский").
Уппдал вырос в крестьянской семье, и детство его выдалось тяжёлым. Он был первым из четырёх детей Сиверта Якобсена Опдаля (Opdahl). Отец был землевладельцем, но в 1882 году продал усадьбу и купил дом в Стейнхьере, занявшись извозом и тогровлей лошадьми. В 1885 году умерла мать будущего писателя, Анна Петрине Паульсдоттер Ландсем, к которой Кристоффер был очень привязан. По словам Арильда Бю, автора биографии Уппдала, будущий писатель обвинял в смерти матери своего отца Сиверта. Кристоффер остался с отцом, который почти не занимался мальчиком и вскоре женился во второй раз. В 10 лет Кристофер вынужден был начать зарабатывать на жизнь пастушком. Впоследствии он работал в разных местах, ему пришлось быть и извозчиком, и грузчиком, и строителем, и шахтёром. Как и выдающийся земляк Кнут Гамсун, он прошёл суровую школу рабочей жизни. В 1897-99 Уппдал прошёл курс в высшей народной в Намдале (Namdal folkehøgskule). В то же время он начал писать заметки для местной газеты Mjølner и занялся литературным творчеством. Это было непросто, так как Уппдалу приходилось трудиться по 10 и более часов в день на тяжёлых строительных работах. Также он активно участвовал в деятельности рабочих организаций, вступил в Норвежский Союз рабочих (Norsk Arbeidsmandsforbund), был председателем реигонального союза туннельных рабочих в Рьюкане. Зимой 1900-1901 года Уппдал побывал в Дании в Askov Højskole, где очень много работал в библиотеке. Год спустя он побывал в Кристиании, где изучал литературу, философию и историю религии, работая в Дейкманской библиотеке и библиотеке Университета. С 1905 года он подписывается фамилией Uppdal (вместо отцовской Opdahl). Именно в этом году выходит его первая книга.
После 1910 года материальное положение писателя улучшается, он обосновывается в Кристиании и с головой уходит в творчество, пишет стихи, новеллы и романы. В 1913 году он женится на медсестре Бергльот Исабелле Магнуссен, которая впоследствии также стала писательницей. Но после активного творческого периода, пришедшегося на 1910-середину 1920 гг., наступает кризис, причиной которого в значительной степени стали личные обстоятельства. Умирают двое маленьких детей Уппдала, Стортинг отказывает ему в стипендии, а жена Бергльот становится пациенткой психиатрической клиники. Сам Уппдал также вынужден отправиться на лечение в 1926 году. В психиатрических больницах - спева в частной, потом в Гаустаде в Осло - он провёл три года. Благодаря помощи писателей Оскара Бротена и Улава Далгара Уппдал выходит из больницы и снова принимается за творчество. Его поздние произведения носят религиозно-философский характер. Писатель скончался у себя на родине на второй день Рождества 1961 года от кровоизлияния в мозг.

Уппдал дебютировал как поэт-лирик. Его первые стихи были опубликованы в газетах ещё в 1896 году, а первый сборник "Песни" - Kvæde - появился в 1905. Впоследствии он выпустил ещё ряд стихотворных сборников, из которых наибольший интерес представляет "Священный огонь" (1920). Эмоциональные, часто меланхоличные стихи поэта посвящены  норвежской природе, человеческим чувствам, главным из которых является любовь. Любовь для лирического героя Уппдала - страсть, вызывающая душевные муки, но в то же время она вписана в контекст жизни природы и Вселенной и является основой бытия. Стихи Уппдала - типичный образец модернистской лирики начала ХХ столетия, исследователи отмечали в них влияние Георга Тракля и других европейских поэтов.

Главное произведение Уппдала - цикл романов "Танец в царстве теней" (Dansen gjenom skuggeheimen, т. 1–10, 1910–24). Эта серия не была задумана как последовательное, хронологическое описание истории героев. Романы не связаны между собой ни на уровне сюжета и композиции, ни в плане системы образов, но тем не менее, представляют собой единое целое - картину становления рабочего класса в Норвегии, проникновение капиталистических отношений в деревню, процесс превращения крестьян-бедняков в наёмных рабочих (rallar), первые шаги пролетарского движения. Некоторые романы были позднее переработаны, но не в ущерб идейно-эстетической концепции цикла. Это - самый большой цикл романов в истории литературы Норвегии, монументальный эпос, по своей масштабности в чём-то сопоставимый с поэмой Вергеланна "Творение, Человек и Мессия". Действие эпопеи разворачивается в период с 1870-х по 1920-е гг., при этом мы не чувствуем "исторической дистанции", характерной для повествования о прошлом, - действие разворачивается как бы "здесь и сейчас". Мы встречаем огромную и пёструю галерею человеческих характеров, выписанных с тщательным психологизмом. Сам Уппдал признавался, что в деле создания образов на него повлиял Максим Горький, многие из героев которого - бродяги, люди "дна", утратившие социальную принадлежность. Также критики отмечали влияние на Уппдала идей Ницше, а в литературно-эстетическом плане - произведений К. Гамсуна и Х. Кинка.

Прозу Уппдала традиционно причисляют к модернизму, хотя это в большей степени касается языка и изобразительных средств. Художественный метод Уппдала гораздо ближе к реализму, и его прозаическое творчество во многом перекликается с произведениями его современников - Сигрид Унсет, Улава Дууна, Юхана Фалкбергета. Писатель создаёт широкие эпические полотна, где красочное описание жизни гармонично сосуществует с полифонией, "многоголосием". 
Язык произведений Уппдала весьма непрост и представляет собой "модернизированный" "новонорвежский" с сильным влиянием диалектов Трёнделага. Писатель смело экспериментирует с языком, приближает синтаксис к разговорному, вводит в текст профессионализмы и областные слова и выражения. Несмотря на то, что его романы были высоко оценены критиками, некоторые упрекали его в том, что язык их сырой, "бессмысленно грубый". Тем не менее, его произведения были переведены на некоторые языки, в том числе датский, шведский и чешский.

В современной Норвегии Уппдал считается благополучно забытым "почтенным классиком", и его едва ли можно причислить к авторам, наиболее любимым и читаемым широкой публикой. В 2006 году на родине писателя в Стейнхьере было создано общество "Друзья Кристофера Уппдала" (Kristofer Uppdals venner). Главная задача общества - привлечение интереса к творчеству Уппдала. Силами членов общества была создана Интернет-страница, рассказывающая о жизни и творчестве писателя. Адрес страницы: http://www.uppdal.no/ (на норвежском языке).

Избранная библиография

Романы:

* 1911-1924 - Dansen gjenom skuggeheimen (10 томов)

Stigeren, 1919
Trolldom i lufta, 1912
Vandringa, 1923
Kongen, 1920
Dansen gjenom skuggeheimen, 1911
Domkyrkjebyggjaren
I skiftet, 1922
Røysingfolke, 1914
Fjellskjeringa , 1924
Herdsla, 1924

Сборники стихотворений:

1905 - Kvæde
1905 - Ung sorg
1908 - Sol-laug
1909 - Vill-fuglar
1918 - Solbløding
1919 - Elskhug
1920 - Altarelden
1947 - Kulten

Эссе и афоризмы:

1917 - Uversskyer
1918 - Andedrag
1925 - Jotunbrunnen

(c) А.А. Сельницин (БНИЦ)



Важно знать о Норвегии Кристофер Уппдал


Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига

на правах рекламы:

Норвегия

Полезная информация о Норвегии В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия - страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень - на зиму, а зима - на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии - от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала «Церковная кафедра» ( Prekestolen ) - горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия - вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы - столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии - с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.


Рекомендуем посетить:

Ссылки на полезные ресурсы:


SpyLOG Rambler's Top100 Рейтинг www.intergid.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Counter

Кристофер Уппдал Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru