Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/История Норвегии - обзор/Средние века в истории Норвегии/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум



на правах рекламы:




рекомендуем посетить:


Средние века в истории Норвегии


Страницы Норвежской истории
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть II
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть II Вергеланд выступил с прямой критикой в адрес Партии за независимость. Вергеланд обвинил Фальсена за веру в то, что у страны была как исполнительная, так и законодательная власть. Известно, что такого не было. Целью нападок Вергеланда был принц-регент. Он считал, что его оппоненты были заинтересованы в отстаивании позиции принца, а не народа.
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть I
Учредительное собрание в Эйдсволле. Часть I В Учредительное собрание в Эйдсволле весной 1814 года входили избранные представители со всей Норвегии (исключая Северную Норвегию). Их задачей было написание Норвежской Конституции. Представителей, участвовавших в собрании, принято называть депутатами народного собрания, принявших конституцию в Эйдсволле или отцов Эйдсволла.
Майские дни сорок пятого в Норвегии
Майские дни сорок пятого в Норвегии Майские дни сорок пятого. Ощущение пьянящего счастья. Объявление на дверях одного из магазинов парадной улицы Осло, Карл Юхан, так и гласит: «Закрыто по причине радости». После пяти трудных лет чувства рвутся наружу, и не только радостные.

Наступило более миролюбивое царствование Олафа Спокойного, который правил Норвегией мирно 27 лет. В его правление Норвегия достигла значительного благосостояния. После смерти Олафа, в 1095 г., Норвегия вновь разделилась на два государства, и опять возникли бесконечные распри, пока один из конунгов, Магнус III, не стал вновь государем объединённой Норвегии. Он совершил экспедиции в чужие страны, покорил Гебридские и Оркнейские острова и английский остров Мэн и пал в Ирландии в 1103 г. Ему наследовали сыновья его, Эрик и Сигурд. Первый мудрым правлением способствовал мирному присоединению к Норвегии новых областей, строил церкви, монастыри и т. д. Сигурд, напротив, отличался отважным, беспокойным духом древних викингов. В 1107—1111 гг. он предпринял крестовый поход в Святую Землю и вернулся с множеством награбленных сокровищ. В Иерусалиме он обязался перед патриархом устроить в Норвегии епископство и установить церковную десятину, что и было им исполнено.

После его смерти (1130) начинается длинный период междоусобных войн. Государство иногда раздроблялось между несколькими государями, иногда соединялось под властью одного. Духовенство сумело воспользоваться смутным временем, чтобы расширить свои права и привилегии. Это значительно ослабило власть конунга. Норвежская аристократия всё более и более отдалялась от народа и после введения христианства начала сближаться с духовенством, стремясь, совокупно с ним, сосредоточить в своих руках управление страной.

В 1161 г., в царствование Хакона II Широкоплечего, Норвегию посетил папский легат, который заставил признать запрещение браков священников и ввел другие реформы. В Бергене он помазал на царствование 8-летнего Магнуса, избранного конунгом в 1162 г. Магнус происходил от Харальда I по матери; церковь, освятив его наследственные права, дала возможность целому ряду потомков дочерей конунгов предъявлять притязания на норвежский престол. Конунг Магнус в 1174 г. по убеждению Эйстейна, архиепископа нидаросского, обнародовал закон, называемый грамотой Золотого пера и предоставлявший норвежскому духовенству очень большие права. Магнус, называвший себя в этой грамоте конунгом Божией милостью, обещал установить десятину в пользу церкви, отказался от всякого вмешательства в выборы епископов и других церковных сановников и предоставил архиепископу нидаросскому и его духовным советникам преобладающее влияние в решении вопроса о том, которому из сыновей или родственников конунга должна быть отдана корона. Таким образом, назначение конунга народным собранием было заменено в Норвегии диктатурой духовенства и коронованием. Объяснялось это тем, что каждый конунг получал Норвегию как бы в лен от св. Олафа.

После этого произошло восстание под предводительством Эйстейна Мейла, называвшего себя внуком одного из норвежских конунгов — Харальда Гилле. Возникла борьба между двумя партиями, из которых одна называлась Березоногой (биркебейнеры), а другая Кривожезловой (баглерами), от кривого епископского жезла. Борьба продолжалась более столетия и послужила причиной ряда переворотов. Биркебейнеры были уже близки к гибели, когда во главе их стал бывший священник Сверрир, исландец по происхождению, выдававший себя за сына конунга Сигурда Мунна. В 1184 г. Магнус был убит, а Сверрир избран конунгом.

Царствование его является новой эпохой в истории Норвегии; он нанес решительный удар обоим союзникам — духовенству и аристократии — и утвердил демократические начала, на которые опиралось норвежское государство. Он уничтожил могущество дворянского сословия, назначив для управления страной новых людей, зависевших исключительно от него; титулы сохранились, но они представляли теперь не более, чем пустой звук. Он ликвидировал также преобладание духовенства на том основании, что конунг получает свое звание от Бога и властвует над всеми своими подданными. Духовенство восстало против него, папа Иннокентий III отлучил его от церкви, все епископы выехали из Норвегии, но Сверрир оставался непреклонен. Если ему не удалось довести дело централизации до конца, то лишь потому, что ему приходилось бороться все время не только с внутренними, но и с внешними врагами. Борьба продолжалась и после его смерти (1202), как при его сыне Хаконе, так и во время наступившего за тем периода междуцарствия, когда биркебейнеры назначали одного конунга, а духовная партия — другого, пока побочный внук Сверрира — Хакон — не был признан конунгом обеими партиями на собрании в Бергене, на котором присутствовали высшее духовенство, ярлы и крестьяне.

Для Норвегии наступил период мирного развития. Хакон не согласился признать грамоты Золотого пера, но в то же время он выступил в качестве примирителя между крестьянами и духовенством. В деле юрисдикции духовенству была предоставлена полная независимость от гражданского суда; оно избирало своих сановников без вмешательства конунга, а церковные имения были объявлены свободными от воинской повинности. В благодарность за это духовенство помогло Хакону покорить почти всю Исландию и Гренландию. Сын его Магнус VI вступил на престол (1263) уже не по выбору на тинге, а по желанию отца, предложившего народу присягнуть ему на верность перед предполагаемым походом в Данию и обнародовавшего в 1257 г. закон о престолонаследии, не позволявший епископам влиять на выборы конунга и предотвращавший раздробление государства на части. Магнус поддерживал спокойствие внутри государства и мир с соседями и заслужил название Улучшителя законов (Lagabøte); он установил общий закон для всей страны, положив в его основание старое законодательство страны, гулатинг, фростатинг и т. д. Наказания были смягчены, были установлены более точные правила престолонаследия, совершенно устранившие выборы конунга. Существенные перемены, произведенные в государственном строе, заключались в увеличении значения служилых людей конунга и возвышении власти самого конунга. «Лучше всего, если нет никаких ярлов», — говорится в придворном уложении Магнуса. Той же политики придерживались и последующие конунги.

Конунг Хакон V Святой (1319) совсем упразднил звание лендерменов, не встретив никакого сопротивления: лендермены перестали быть вождями народа, представляя лишь крупных свободных землевладельцев, и не приобрели такого первенствующего значения, которое создало бы из них отдельное сословие, занимающее первое место рядом с конунгами. В общем, обезземелить крестьян и, сосредоточив в своих руках земельную собственность, создать себе первенствующее положение в государстве норвежской аристократии не удалось, так как не было промежуточного безземельного, вполне зависимого от неё класса, на который она могла бы опереться в своей борьбе с конунгами. Таким образом, Норвегия осталась страной крестьян — мелких землевладельцев. Хакон умер без наследников мужского пола, и, так как по матери малолетний шведский король Магнус Эрикссон был внуком Хакона, то норвежцы избрали его своим королём: престол Норвегии перешёл в шведскую линию, причем обе страны сохранили свои законы и свои верховные советы. В Норвегии было 4 местных совета (Orething) и один общий, собиравшийся большей частью в Бергене. Более крупные города имели собственное самоуправление.

 

-----------------------------------------------------------

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. по материалам Википедии



Важно знать о Норвегии Средние века в истории Норвегии

Средние века в истории Норвегии/ История Норвегии - обзор


Новости из Норвегии
  • 30 июня в истории Норвегии
  • 29 июня в истории Норвегии
  • 28 июня в истории Норвегии
  • 27 июня в истории Норвегии
  • 26 июня в истории Норвегии
  • 25 июня в истории Норвегии
  • 24 июня в истории Норвегии
  • rss новости на norge.ru все новости »


    Библиотека и Норвежский Информационный Центр
    Норвежский журнал Соотечественник
    Общество Эдварда Грига

    реклама на сайте:


    Рекомендуем посетить:


    SpyLOG Rambler's Top100 Рейтинг www.intergid.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics

    Средние века в истории Норвегии Назад Вверх 
    Проект: разработан InWind Ltd.
    Написать письмо
    Разместить ссылку на сайт Norge.ru