Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Обучение и образование/Система образования в Норвегии/Система среднего образования Норвегии после образовательной реформы 1994 г./
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Статьи, интервьюИнформация для тех, кто собрался учиться в Норвегии Система образования в Норвегии
Учебные заведения НорвегииРоссийско-Норвежская Старшая Школа 

Система среднего образования Норвегии после образовательной реформы 1994 г.

Все граждане Норвегии в возрасте от 16 до 19 лет, завершившие курс начальной и неполной средней школы, имеют государственное право на продолжение образования в школе старшей ступени (полное среднее образование). 3-годичный курс старшей средней школы должен обеспечить учащимся необходимый уровень знаний, документально подтвержденный, для поступления в учебные заведения высшей ступени или профессиональную подготовку для работы в производственной сфере. Администрации округов гарантируют право на получение полного среднего образования следующими мерами:

1. Обеспечением необходимого количества мест в различных школах

2. Проведением специальной работы с молодежью, имеющей право на получение полного среднего образования, но по каким-либо причинам не посещающей школу и не работающей.

Программой старшей средней школы предусмотрено 15 базовых курсов. Количество подобных курсов до принятия реформы 1994 года составляло порядка 100 и более. Специализация по определенному предмету осуществляется на втором и третьем годах обучения в старшей средней школе.

Постановление о Полном среднем образовании, которое регулирует процесс обучения в заведениях старшей средней ступени, и Постановление о Профессиональной подготовке, которое регулирует и контролирует процесс получения профессиональной квалификации, были пересмотрены и переформулированы с учетом необходимости достижения более однородного/унифицированного образования и лучшей скоординированности между обучением в школе и производственной практикой на предприятиях.

Данный документ освещает наиболее важные аспекты образовательной реформы, принятой осенью 1994 года.

Предпосылки

Реформе среднего образования 1994 года предшествовала образовательная реформа 1976 г. С тех пор в норвежском обществе произошли значительные изменения.

Реформа 1994 года - своеобразный ответ как на все преобразования, произошедшие в норвежском обществе, в целом, так и на изменения в сфере образования в частности. Реформа нацелена на уточнение образовательной политики в новых условиях. П

оследние 15-20 лет отмечены заметным ростом качества образования. Выросло количество лиц, получающих среднее образование. Обязательное 10-летнее образование было введено повсеместно, и все больше и больше молодых людей учатся в средних школах старшей ступени. В 1977-78 гг. количество обучающихся в старших школах составляло чуть более 135 тысяч человек. К 1991-92 гг. эта цифра выросла приблизительно до 255 тысяч учащихся.

Необходимость проведения реформы была вызвана следующими факторами:

1. В старшей школе было чрезмерно много базовых курсов, что затрудняло выбор учащимися направления обучения.

2. Многие курсы старшей школы не предполагали 3-годичное обучение.

3. Требовала улучшения система взаимодействия школ с производственными предприятиями, на которых учащиеся завершают профессионально-техническое обучение.

4. Правила, регулирующие поступление в высшие учебные заведения, были слишком сложными и запутанными.

Основные цели и задачи.

Лицам от 16 до 19 лет была предоставлена возможность выбирать следующие направления обучения: 1) общеобразовательное направление, готовящее учащихся к поступлению в вузы, 2) профессионально-техническое направление обучения различным специальностям; 3) обучение по неполной программе.

Для достижения этих целей было необходимо предпринять следующие шаги:

1. Создать более благоприятные условия для учета образовательных потребностей учащихся;

2. Создать систему, облегчающую переход учащегося от одного этапа обучения к другому;

3. Расширить общеобразовательный компонент в рамках профессионально-технического направления обучения с тем, чтобы обеспечить возможность для обучающихся по этим направлениям поступать в вуз после окончания старшей средней школы;

4. Улучшить взаимосвязь школ и предприятий, предоставляющих возможность для производственной практики.

Право на получение полного среднего образования

Образовательная реформа 1994 года предоставляет право на получение полного среднего образования для лиц в возрасте от 16 до 19 лет, окончивших курс начальной и средней школы первой ступени или любой другой курс, равноценный уровню средней школы первой ступени. Одной из обязанностей окружных органов управления образования является обеспечение достаточного количества учебных мест, чтобы гарантировать право на получение полного среднего образования. При этом учащиеся должны воспользоваться данным правом не позднее одного года после окончания средней школы первой ступени.

Для учащихся-инвалидов этот период увеличен до 3-х лет.

Период профессионально-технического обучения в рамках старшей средней школы может быть продлен до 4-х лет с включением производственной практики в течение двух последних лет обучения.

В дополнение к обеспечению достаточного количества учебных мест для всех лиц, имеющих государственное право на получение полного среднего образования, окружные управления образования должны также гарантировать возможность воспользоваться правом на полное среднее образование тем гражданам, которые фактически им не обладают. К данной категории относятся граждане Норвегии в возрасте 20 лет и старше.

Всем лицам в возрасте от 16 до 19 лет гарантировано право на зачисление в старшую школу по одному из трех выбранных Базовых курсов. Детям-инвалидам гарантировано зачисление в старшую школу без ограничений в выборе Базового курса.

Структура

Реформа 1994 г. отвечает всем особенностям быстро меняющегося общества. Наибольшим изменениям подверглась система профессионально-технического обучения.

Как и в любом другом обществе, потребность в специалистах, обладающих определенными знаниями и умениями в бизнесе и промышленности, постоянно меняются. Это особенно выявляется на рынке труда, таким образом, требование к более многосторонней компетенции и гибкости является центральной для профессиональной и технической подготовки.

Структура обучения в старшей школе после реформы 1994 года может быть представлена следующим образом:

1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения

В школе Курс специализации (II этап):- общеобразовательное направление- профессионально-техническое направление

Приложение к курсу специализации (II этап)

(В школе) Базовый курс (В школе) Курс специализации (1 этапа)

Практика в школьных мастерских и/или на предприятии по профилю

Практика в школьных мастерских и/или на предприятии по профилю + непосредственное участие в производстве Практика в школьных мастерских и/или на предприятии по профилю + непосредственное участие в производстве

Старшие школы предлагают учащимся 15 следующих Базовых курсов:

1. Общеобразовательное направление
2. Театр
3. Спорт и физическое воспитание
4. Медицина и социальная работа
5. Искусство, дизайн и ремесла
6. Сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство
7. Гостиничное хозяйство и сфера общественного питания
8. Строительство
9. Промышленное строительство
10. Электротехника
11. Металлообработка и слесарное дело
12. Обработка полимерных материалов
13. Деревообработка и столярное дело
14. СМИ и телекоммуникации
15. Торговый менеджмент

Специализация (углубленные курсы) по данным направлениям осуществляется на втором и третьем годах обучения. В рамках профессионально-технического обучения специализация завершается на производственных предприятиях. Обучение по углубленным курсам считается возможным только при успешном завершении Базового курса.

Профессиональная подготовка в школах и на производстве.

Основная модель для профессионального обучения, например при обучении Торговому менеджменту, описанная в Постановлении о Профессиональном обучении, состоит из 2-х лет обучения (начальный курс и курс специализации 1 этапа) в школе и завершающего курса (курс специализации этапа II) на производстве. Модель получила название "2+" .

После двух первых лет общего курса можно выбрать между двумя альтернативными программами:
А) 1 год производственной практики
Б) 2 года производственной практики, включающей оплачиваемую работу на производстве

Предприятия, предоставляющие возможность прохождения производственной практики, получают государственные дотации на развитие и поддержание данного сектора.

Государственные службы занятости принимают активное участие:
1. в работе по оценке требуемого количества квалифицированных рабочих для различных сфер деятельности;
2. обеспечению необходимого количества мест для практикантов.

При недостатке мест для прохождения производственной практики на предприятиях окружные управления образования обязаны создать соответствующие условия для завершения профессиональной подготовки в школе.

Вне зависимости от места прохождения производственной практики и выбранной модели по курсу профессионального обучения учащиеся сдают единый экзамен, позволяющий при положительном результате получить сертификат о присвоении одной из рабочих квалификаций.

Присваиваемые квалификации

Успешное завершение любого курса, предусмотренного рамками системы старшей школы, ведет к получению сертификата о полном среднем образовании: сертификат о полном среднем образовании с присвоением рабочей специальности и сертификат о полном среднем образовании, дающий право на поступление в высшие учебные заведения.

А. Сертификат о полном среднем образовании с присвоением рабочей специальности

Молодые люди, желающие приобрести одну из рабочих специальностей во время обучения в школе, имеют такую возможность, которая предполагает прохождение курса соответствующей подготовки в школе или/и на производстве (см. структуру старшей средней школы).

При выборе данного курса и при его успешном завершении учащиеся получают сертификат о полном среднем образовании с присвоением одной из рабочих специальностей. Уровень компетенции/владения той или иной специальностью подтверждается экзаменом.

Вне зависимости от выбранной модели (2-годичный курс или 3-годичный курс Специализации) все учащиеся сдают единый экзамен.

Лица старше 19 лет, обладающие навыками той или иной профессии, имеют возможность документально подтвердить уровень компетенции, приобретенный вне рамок школы, официально подав заявку на прохождение теста/экзамена.

В. Сертификат о полном среднем образовании, дающий право на поступление в высшее учебное заведение.

Данный сертификат должен отражать наличие двух компонентов:
1 завершение 3-годичной программы старшей школы вне зависимости от курса специализации;
2 наличие учебного минимума по следующим дисциплинам:
- Норвежский язык - 14 час/нед.
- Английский язык - 5 час/нед.
- Обществознание - 2 час/нед.
- Новейшая история - 4 час/нед.
- Математика - 5 час/нед.
- Естествознание - 5 час/нед.
Общее количество - 35 час/нед.

Обозначенные выше сертификаты могут быть получены при:

1. Завершении 3-годичной программы обучения по следующим курсам специализации:
- Общие дисциплины и Деловой Менеджмент
- Музыка, Хореография, Драма
- Спорт и Физическая Культура
- Управление природными ресурсами (Продвинутый этап 2)
- Проектирование, Дизайн и Колорирование

2. Выборе специального курса продвинутого этапа II с набором общеобразовательных дисциплин после 2 лет профессиональной подготовки. Курс называется Приложение к курсу специализации (II этап) и включает следующие предметы общеобразовательного цикла:
- Норвежский язык (10 час/нед)
- Математика (2 час/нед)
- Естествознание (3 час/нед)
- Английский язык (1 час/нед)
- Новейшая история (4 час/нед)

В дополнение к вышеперечисленным предметам учащийся имеет возможность расширить список учебных дисциплин из тех, что предусмотрены по программе Общие дисциплины и Деловой Менеджмент.

Программы обучения
Программы обучения для старшей школы включают в себя:
- Общую программу, где указаны основные цели и задачи для школ всех ступеней: начальной, средней и образования для взрослых;
- Учебные программы по предметам.

Общая программа
Общая программа основывается на целях, указанных в образовательном законодательстве, и является одним из самых важных связующих документов. В ней заложены фундаментальные принципы, характеризующие общие подходы к содержанию и методам обучения на всех ступенях школьного образования.

Учебные программы

В программах обучения были представлены следующие принципы:
1. Использование единых программ обучения, применяемых вне зависимости от места обучения и контингента обучающихся. До 1994 года были отдельные учебные программы для школьных дисциплин, курса профессиональной подготовки и обучения взрослых.
2. Учебные программы разделены на модули. Модуль может включать все учебные дисциплины, предусмотренные учебным планом, или лишь их часть. Разделение на модули позволяет получить сертификат о полном среднем образовании путем соединения пройденного материала (отдельных модулей) в единое целое для ряда учащихся. К таким категориям учащихся относятся лица старше 19 лет, учащиеся, занимающиеся по индивидуальной программе и на курсах переквалификации и те, кто по тем или иным причинам не могут обучаться по программе полного курса в школе.
3. Внедрение концепции разносторонних знаний, включающей развитие знаний и умений, этических ценностей и моральных принципов, а также личных качеств таких как социальная компетенция, деловые и социальные характеристики личности, и т.д.
4. Во все учебные программы включены разделы, связанные с развитием мирового сообщества, экологией и современными компьютерными технологиями.

Методическая помощь и повышение квалификации работников образования.

В ходе работы над реформой в помощь учителю были подготовлены учебные материалы и другие методические средства для наиболее результативной педагогической деятельности. Подготовленные материалы способствуют достижению целей и задач учебных программ и составлены с учетом возрастных особенностей ученической аудитории, а также их потребностей и интересов. Методический материал широко проиллюстрирован примерами и основывается на богатом педагогическом опыте.

Одним из примеров таких материалов могут служить методические рекомендации по организации проектной деятельности.

Методические материалы являются приложением к учебным программам и служат своеобразным ориентиром и не должны рассматриваться в качестве директив.

Путеводитель для учащихся

Путеводитель разъясняет учащимся особенности организации учебного процесса в школе и их права, связанные с участием в работе по планированию и осуществлению учебной деятельности.

Путеводитель также настраивает учащихся на то, чтобы они осознали собственную ответственность за результаты учебной деятельности и принимали активное участие в развитии демократических процессов в школе.

Подведение итогов Реформы - 1994.

С тем, чтобы гарантировать выполнение поставленных Реформой целей и задач, работники образования в течение последующих 5 лет будут проводить анализ действия преобразований в системе школьного образования.

Результаты анализа будут использоваться в ходе работы для дальнейшего усовершенствования системы образования.

Квалификация преподавательского состава

В целях повышения уровня компетенции преподавательского состава, а также чтобы способствовать плавному переходу к преподаванию по новым учебным программам, в школах организуются соответствующие курсы и семинары.
 

Норвежский Информационный Центр
15 января 2003 г.



Важно знать о Норвегии Система среднего образования Норвегии после образовательной реформы 1994 г.


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Система среднего образования Норвегии после образовательной реформы 1994 г. Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru