Кристиан Синдинг | Человек месяца | NORGE.RU /Первая страница/Человек месяца/Кристиан Синдинг
     
Январь 2006

Кристиан Синдинг. К 150-летию со дня рождения

Елена Битерякова (Кривцова)
10 февраля 2006

Кристиан Синдинг. 1930-е годы | norge.ru | норвегия на русском11 января исполнилось 150 лет со дня рождения норвежского композитора Кристиана Августа Синдинга (1856-1941). Младший современник Эдварда Грига, Синдинг на рубеже XIX-ХХ веков занимал положение одного из ведущих представителей норвежской композиторской школы. Его камерно-инструментальные, концертные, вокальные и симфонические произведения пользовались широкой известностью как в Скандинавских странах, так и в Центральной Европе (особенно в Германии), в России и Америке. Среди музыкантов, в репертуар которых входила музыка Синдинга, можно назвать Феликса Вейнгартнера, Артура Никиша, Густава Малера, Адольфа Бродского, Анри Марто, Ферруччо Бузони, а также Федора Шаляпина, Исаака Перельмана и Мстислава Ростроповича.

В числе знакомых и близких друзей Синдинга были такие фигуры мира искусства рубежа веков как композиторы П.И. Чайковский, Иоганнес Брамс, Ян Сибелиус, Эдвард Григ, Вильхельм Стенхаммар, Игорь Стравинский, поэты Б. Бьёрнсон, Х. Драхманн и многие другие.


Кристиан Синдинг | norge.ru | норвегия на русскомРусский музыкальный критик Николай Финдейзен в 1909 году назвал Кристиана Синдинга "наиболее выдающейся и своеобразной музыкальной личностью современной Норвегии", а зарубежная пресса называла его в начале XX века в числе крупнейших европейских музыкантов. В Норвегии Синдинг - "некоронованный король среди музыкантов" - был официально признан главой норвежской композиторской школы, и его авторитет среди молодых композиторов считался непререкаемым. В 1921 году стортинг назначил ему крупнейшее жалование, которое когда-либо назначалось в Норвегии представителю мира искусства.

Празднования его юбилеев имели общегосударственное значение и сопровождались вручением высочайших наград. Главной из них стал Большой крест св. Олава, который Синдинг получил в 1938 году.

В 1924 году композитору было даровано право пожизненного проживания в непосредственной близости от королевского дворца - в доме Х. Вергеланна ("Гроте"). В письме премьер-министру Юхану Л. Мовинкелю Синдинг рассказывал, насколько он рад этому жесту со стороны правительства: "Можете себе представить, что это значит для меня - сидеть в историческом доме, за своим собственным письменным столом, когда не нужно упаковать свои бумаги каждый день, чтобы потом никогда не найти их снова. Если я действительно смогу получить его, то буду абсолютно счастлив" (от 6.09.1925).

Датский композитор Карл Нильсен в статье, посвященной 70-летию Кристиана Синдинга, писал: "Существуют два типа художников: те, которые быстрее других попадают на вершину волны, но также неожиданно идут вниз, подверженные любому изменению. И те композиторы, что строят себе лодку или большой корабль и спускают его на воду. Паруса раздуваются, судно идет вперед. Это настоящий праздник. Вдоль берега стоит народ и следит за движением. Некоторые ликуют и машут этому новому произведению, которое стоило многих усилий, другие сомневаются. Велика ли его грузоподъемность? Верно ли расположение парусов? Выдержит ли оно шторм и сильный встречный ветер?

Многие корабли идут ко дну, но за некоторыми мы можем еще долго наблюдать, пока они не исчезнут на горизонте. А потому мы до некоторой степени спокойны и надеемся, что они появятся с другой стороны нашего круглого земного шара.

Я верю, что большинство работ Кристиана Синдинга смогут выдержать это долгое путешествие, и хочу в завершение пожелать счастья ему самому и его норвежской родине, у которой есть такой замечательный корабельный мастер".

Кристиан СиндингК несчастью, некоторые обстоятельства последних лет жизни Синдинга сыграли роковую роль в судьбе его творческого наследия. В дни оккупации Норвегии композитор, всю жизнь с благоговением относившийся к немецкой музыкальной культуре и к Германии вообще, был обвинен (подобно Кнуту Гамсуну) в сотрудничестве с нацистскими властями. Его завербовали в члены местной нацистской партии "Национальный союз". П. Воллестад, впрочем, отмечает, что анкета для вступления была заполнена не рукой Синдинга, 85-летнего старика, ставшего к тому времени, по его собственным словам, "невменяемым, слишком старым и обессилевшим".

В целях пропаганды квислинговцы организовали выступление Синдинга в поддержку нацистского режима по Норвежскому государственному радиовещанию (16.07.1940). В результате его музыка на протяжении многих лет оказалась под негласным запретом: ее сознательное "неисполнение" в Норвегии привело практически к полному забвению имени и сочинений композитора на родине.

Мало вероятно, что политические идеи Третьего рейха находили какой-либо отклик у Синдинга. Для него Германия была олицетворением культуры и цивилизации. Он учился в Лейпциге и добился там величайших успехов. Вейнгартнер дирижировал премьерой его Первой симфонии, а немецкие критики провозгласили его "великим представителем северного духа"; его единственная опера "Священная гора" написана на немецкий текст. Всепоглощающая страсть к немецкой культуре и ко всему немецкому совершенно заслоняла от композитора политическую основу нацизма.

В декабре 1941 года композитора, еще недавно считавшегося национальной гордостью Норвегии, провожали в последний путь всего несколько соотечественников - ближайшие друзья и коллеги. Д. Юхансен произнес надгробную речь, в завершении которой призвал норвежцев внять голосу разума и не поддаваться немецкой пропаганде: "Когда потомки услышат об отношении соотечественников к Синдингу в последние годы, они будут испытывать смесь восхищения и стыда. В нашей истории есть немало таких позорных пятен. Они - следствие поверхностного взгляда на искусство и художников".

Без творчества Синдинга картина музыкальной Европы в целом представляется неполной. Обращаясь к изучению наследия композитора, мы имеем возможность заполнить одно из белых пятен на карте европейской романтической музыки. Выступив в начале своей творческой деятельности как продолжатель традиций Вагнера, Грига и Свенсена, Синдинг оказал ощутимое воздействие на молодых композиторов (на Сибелиуса, в частности) и определил дальнейшие пути развития норвежской музыки в ХХ веке. Кроме того, изучение творчества Синдинга раскрывает широкую панораму музыкальной культуры Норвегии (наши представления о которой связаны почти исключительно с деятельностью Эдварда Грига) и Скандинавии в целом рубежа веков.

Кристиан СиндингВ наши дни, в начале XXI века, пришло время восстановить историческую справедливость и вернуть доброе имя композитору, занимавшему столетие назад положение второго после Грига по популярности в мире норвежского музыканта и ставшему жертвой политических обстоятельств.

Попытки вернуть норвежцам искусство их талантливого соотечественника предпринимали в разные годы музыканты и исследователи Гюннар Рюгстад (автор первой монографии о Синдинге, 1977) и Пер Воллестад. Один из ведущих норвежских певцов, баритон П. Воллестад, записал в последние годы на компакт-диски 118 романсов Синдинга и защитил диссертацию о его вокальном творчестве (2002). А к 150-летнему юбилею композитора издал его более полную биографию, содержащую новые сведения, почерпнутые из обнаруженного исследователем архива Синдинга (2005). О возрождении исполнительского и слушательского интереса к музыке Синдинга свидетельствует также и концертная деятельность молодого норвежского скрипача Хеннинга Краггерюда, в репертуаре которого сейчас практически все скрипичные сочинения композитора.

В Московской консерватории 27 мая 2004 года состоялась защита диссертации на тему "Кристиан Синдинг. Портрет норвежского композитора", которая, хочется надеяться, стала одним из шагов на пути преодоления сложившегося во второй половине ХХ столетия негативного или безразличного отношения к музыке Кристиана Синдинга.

Однако главным событием в этом ряду, безусловно, явились концерты, прошедшие в Москве 22 и 25 января 2006 года и приуроченные к 150-летнему юбилею композитора. В качестве почетных гостей на концертах присутствовали потомки композитора: Эллен Гаде, Йу Георг Гаде, Нина Гаде Кристенсен и Том Кристенсен, Эленуре Гаде Роланд и Стейнар Ролланд, Туне Синдинг Стейнсвик, Матиас Стейнсвик Хадли, Нина Стейнсвик и Анне Туне Стейнсвик.

Музыка Синдинга: его поэтичные романсы (в исполнении Пера Воллестада и Сигмунда Йельсета), блестящие скрипичные дуэты (Павел Седов и Виталий Юницкий) и вдохновенные фортепианные миниатюры (Андрей Шибко), а также "неудержимо романтический", сложнейший фортепианный квинтет (Неоквартет и Мария Ляпкова) - наполнила своим ярким и неповторимым звучанием Малый зал консерватории и зал Дома-музея М.Н. Ермоловой. Эти замечательные сочинения, вновь зазвучавшие в Москве, после "паузы" длиною почти в 100 лет, привлекли большое число слушателей, для которых эта музыка стала приятным открытием. Многие из тех, кто был на первом концерте, пришли и в зал музея Ермоловой, дабы еще раз насладиться высоко профессиональным и талантливым исполнением этих интересных и новых для московской публики произведений.

Думается, первый опыт презентации творчества норвежского романтика в Москве был успешным и для музыкантов, и для любителей музыки, и для организаторов этого мероприятия (в числе последних с благодарностью назову Посольство Норвегии в Москве и Норвежский информационный центр). Остается надеяться на продолжение дальнейшего движения в этом направлении, обогащающего наши представления о музыкальной культуре Норвегии.




Кристиан Синдинг Кристиан Синдинг Кристиан Синдинг





норвегия Остальные статьи Е.В. Битеряковой (Кривцовой) Остальные статьи Е.В. Битеряковой
человек месяца норвегия | norge.ru        
              Кристиан Синдинг