Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/Великие путешественники/Руаль Амундсен/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:


Как часто Вы посещаете сайт norge.ru

Несколько раз в день
Ежедневно посещаю
Один раз в неделю
Пару раз в месяц
Не больше дного раза в месяц
Редко, меньше раза в месяц
Затрудняюсь ответить


на правах рекламы:




Архитектурные памятники НорвегииВикингиНобелевские лауреаты
Знаменитые именаДаты истории НорвегииСтатьи
Эпоха викингов Великие путешественники История Норвегии - обзор
Норвегия в годы Второй мировой войны 

Руаль Амундсен

Руал Амундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen; 16 июля 1872 — вероятно, 18 июня 1928) — норвежский полярный путешественник и исследователь. Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый исследователь, совершивший морской переход и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага). Погиб в 1928 году во время поисков экспедиции Умберто Нобиле.

В честь путешественника названы море, гора, американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане, и лунный кратер.

Краткая хронология

В 1890—1892 учился на медицинском факультете в университете г. Христиания.
    * С 1894 по 1899 плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с 1903 совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.
    * Впервые прошёл (1903—1906) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске.
    * На судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14 декабря 1911 на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р. Скотта.
    * Летом 1918 экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 достигла Берингова пролива.
    * В 1926 возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген — Северный полюс — Аляска.
    * В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море.

Жизнь

 Юность и первые экспедиции

Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему было 14 лет умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 года — Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни».

В 1897—1899 гг. принял участие в бельгийской антарктической экспедиции на судне «Бельгике» («Belgica») под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша.

Северо-западный морской путь

В 1903 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) и отправляется в арктическую экспедицию. Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л.с. Личный состав экспедиции включал:

1. Руал Амундсен — начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф.
   2. Годфрид Хансен, датчанин по национальности — штурман, астроном, геолог и фотограф экспедиции. Старший лейтенант ВМФ Дании, участвовал в экспедициях в Исландию и на Фарерские острова.
   3. Антон Лунд — шкипер и гарпунщик.
   4. Педер Ристведт — старший машинист и метеоролог.
   5. Хельмер Хансен — второй штурман.
   6. Густав Юл Вик — второй машинист, ассистент при магнитных наблюдениях. Скончался от невыясненного заболевания 30 марта 1906 г.
   7. Адольф Хенрик Линдстрём — кок и провиантмейстер. Участник экспедиции Свердрупа в 1898—1902 гг.

Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку

13 августа 1905 корабль продолжает плавание и практически завершает Северо-Западный путь, но всё-таки вмерзает в лёд. Амундсен на собачьих упряжках добирается до Игл-Сити на Аляске. Позднее он вспоминал:

«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».

Покорение Южного полюса

Амундсен берёт у Фритьофа Нансена судно «Фрам» («Fram», норв. «вперёд») и готовится к покорению Северного полюса, но его опережает экспедиция Пири (апрель 1908). Тогда Руаль решает покорить Южный полюс, за покорение которого тоже начинала разворачиваться гонка.
«Фрам» под парусами

Личный состав экспедиции был разделён на два отряда: судовой и береговой. Список приводится по состоянию на январь 1912 г.

Береговой отряд

   1. Руал Амундсен — начальник экспедиции, начальник санной партии в походе к Южному полюсу.
   2. Олаф Олафсен Бьоланд — участник похода к Полюсу.
   3. Оскар Вистинг — участник похода к Полюсу.
   4. Йорген Стубберуд — участник похода к Земле короля Эдуарда VII.
   5. Кристиан Преструд — начальник санной партии к Земле короля Эдуарда VII.
   6. Фредерик Яльмар Йохансен — участник экспедиции Нансена в 1893—1896 гг., из-за конфликта с Амундсеном не вошёл в полюсный отряд.
   7. Хельмер Хансен — участник похода к Полюсу.
   8. Сверре Хассель — участник похода к Полюсу.
   9. Адольф Хенрик Линдстрём — кок и провиантмейстер.

Команда «Фрама» (судовой отряд)

   1. Торвальд Нильсен — командир «Фрама»
   2. Стеллер — матрос, немец по национальности.
   3. Людвиг Хансен — матрос.
   4. Адольф Ульсен — матрос.
   5. Карениус Ульсен — кок, юнга (самый молодой участник экспедиции, в 1910 г. ему было 18 лет).
   6. Мартин Рихард Рённе — парусный мастер.
   7. Кристенсен — штурман.
   8. Хальворсен.
   9. Кнут Сюндбек — швед по национальности, судовой механик (инженер, создавший дизельный двигатель для «Фрама»), сотрудник фирмы Рудольфа Дизеля.
  10. Фредерик Яльмар Ертсен — первый помощник командира, лейтенант ВМФ Норвегии. Исполнял также обязанности судового врача.

Двадцатым членом экспедиции был биолог Александр Степанович Кучин, но в начале 1912 г. он вернулся в Россию из Буэнос-Айреса.

Летом 1910 г. «Фрам» производил океанографические изыскания в Северной Атлантике, при этом выяснилось, что судовой механик Якоб Нёдтведт не справляется со своими обязанностями. Он был списан на берег, а взамен его взяли конструктора судового дизеля Кнута Сюндбека. Амундсен писал, что этот швед обладал большим мужеством, если решился идти в такой дальний путь с норвежцами.

13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. В это же время английская экспедиция Роберта Скотта разбила лагерь в проливе Мак-Мердо, на расстоянии 650 километров от Амундсена.

Перед походом на Южный полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке, разместили по ходу маршрута склады. Норвежцы построили в 4 км от побережья базу «Фрамхейм», состоящую из деревянного дома площадью 16 кв.м. и многочисленных вспомогательных построек и складов, построенных из снега и льда, и углублённых в антарктический ледник. Первая попытка похода к полюсу была предпринята ещё в августе 1911 г., но крайне низкие температуры препятствовали этому (при −56 Ц. лыжи и полозья нарт не скользили, а собаки не могли спать).

План Амундсена был детально проработан ещё в Норвегии, в частности, был составлен график движения, который современными исследователями сравнивается с музыкальной партитурой. На «Фрам» полюсная команда вернулась в день, предписанный графиком за 2 года до этого.

19 октября 1911 пять человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках. 14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии. Состав экспедиции: Оскар Вистинг (Oscar Wisting), Хелмер Хансен (Helmer Hanssen), Сверре Хассель (Sverre Hassel), Олаф Бьяланд (Olav Bjaaland), Руаль Амундсен. Весь поход на дистанцию 3000 км при экстремальных условиях (подъём и спуск на плато высотой 3000 м при постоянной температуре свыше −40 Ц. и сильных ветрах) занял 99 дней.

Основой плана Амундсена было использование промежуточных складов, сооружаемых на каждом градусе широты (на 84 градус ю.ш. было доставлено в марте 1911 г. 1200 кг провианта, в частности, тюленье мясо), а также использование ездовых собак в качестве тягловой силы и пищи для других собак и для людей. При старте из «Фрамхейма» Амундсен брал 52 собаки, но 36 из них были убиты перед подъёмом на Полярное плато (получившее имя Равнина короля Хокона VII), мясо было захоронено в леднике или скормлено оставшимся собакам. На базу вернулись только 12 собак. Это вызвало бурные протесты обществ защиты животных по всему миру.

Каждый член полюсной команды имел два костюма: эскимосский из оленьих шкур (были оставлены перед подъёмом на Полярное плато) и лыжный, сшитый из списанных армейских шерстяных одеял. Современные продувки манекенов в аэродинамической трубе показали, что костюмы Амундсена защищали от холода и ветра на 25 % лучше, чем используемые другими экспедициями.

Экспедиция Роберта Скотта выдвинулась в ноябре 1911 года и достигла Южного полюса 18 января 1912 года, но на обратном пути погибла. Причиной гибели стали тяжелейшие погодные условия, в которые попала группа Скотта, травма и гибель матроса Эдгара Эванса, а так-же нехватка горючего. Емкости, в которых находился оставленный на складах керосин, деформировались из-за мороза и керосин начал испаряться. За 11 миль до очередного склада (склада «Одной Тонны») где их уже поджидала вспомогательная группа) экспедиция Скотта имела запас керосина на 1 день, и еды на 3 дня. Однако разразившаяся буря не позволила совершить последний переход.

— В феврале 1913 г. Амундсен писал:

    Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни… Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии, она преследует меня.


Северо-восточный морской путь

В июле 1918 года на специально построенном судне «Мод» («Maud») Амундсен отправляется в экспедицию вдоль берегов Сибири (Северный морской путь)

В сентябре за мысом Челюскин льды остановили судно, и экспедиция остановилась на зимовку. Зимовка проходила в тяжёлых условиях: у некоторых членов команды появились признаки психического расстройства, Амундсен после отравления угарным газом испытывал проблемы с сердцем, а после нападения медведя получил тяжёлый перелом предплечья, но смог оправиться. Через год, 12 сентября 1919 года, судно смогло продолжить путь, но через 11 дней снова было задержано льдами и остановилось на вторую зимовку у острова Айон, которая заняла десять месяцев. Двое членов команды убедили Амундсена отпустить их в Диксон, но погибли: был разгар Гражданской войны в России. Летом 1920 года Амундсен прибыл в посёлок Ном на Аляске, откуда «Мод» отправилась в Сиэтл. Дальнейшая часть экспедиции, длившаяся до 1925 г. проходила без Амундсена.

Трансарктические полёты

На деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) Амундсен покупает два крупных гидросамолёта и 21 мая 1925 года отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс. Из-за технических проблем самолёты приземлились на лёд в 150 километрах от Полюса. После ремонта экспедиция смогла вернуться к Шпицбергену. К тому времени её уже считали погибшей.
Амундсену был оказан восторженный приём по возвращению в Осло. По словам норвежского путешественника, это был самый счастливый момент в его жизни.

11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена — Элсуорта — Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле, длиной 106 м, объёмом 19 000 м³, с тремя двигателями по 250 л. с., получивший имя «Норвегия» («Norge»). Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске.

Последние годы и гибель

Последние годы Амундсен провёл в своём доме в Бунне-фьорде, под Осло. Его быт называли спартанским. Он продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в 1927 году писал одному из своих друзей:

    «У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле, которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».

Нобиле стал генералом при Муссолини. 23 мая 1928 года он решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена он достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними прервалась.

По просьбе военного министра Норвегии, Амундсен присоединился к множеству отправившихся на поиски Нобиле спасателей. 18 июня 1928 года он вылетел на гидросамолёте «Латам-47» («Latham») с французским экипажем из города Тромсё на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Когда самолёт находился в районе острова Медвежьего в Баренцевом море, радист сообщил, что полёт проходит в густом тумане и запросил радио-пеленг, после этого связь оборвалась. В ночь с 31 августа на 1 сентября вблизи Тромсё был найден[1] поплавок «Латама-47». Точные обстоятельства гибели Амундсена неизвестны.

Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил:

    «Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, — там я хотел бы умереть».

Умберто Нобиле и ещё семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.

 

Читать:  Руаль АМУНДСЕН на Южном полюсе, Покоритель Южного полюса

Северо-Западный проход

Человек, растопивший стужу

Источник: Wikipedia.org
Опубликовано: Шпилькин С.В.(БНИЦ)



Важно знать о Норвегии Руаль Амундсен

 

Web www.norge.ru
Новости из Норвегии
  • 30 июня в истории Норвегии
  • 29 июня в истории Норвегии
  • 28 июня в истории Норвегии
  • 27 июня в истории Норвегии
  • 26 июня в истории Норвегии
  • 25 июня в истории Норвегии
  • 24 июня в истории Норвегии
  • rss новости на norge.ru все новости »


    Библиотека и Норвежский Информационный Центр
    Норвежский журнал Соотечественник
    Общество Эдварда Грига

    на правах рекламы:

    Норвегия

    Полезная информация о Норвегии В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия - страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень - на зиму, а зима - на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
    Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
    Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
    Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
    Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии - от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала «Церковная кафедра» ( Prekestolen ) - горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
    Норвегия - вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы - столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии - с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.


    Рекомендуем посетить:

    Ссылки на полезные ресурсы:


    SpyLOG Rambler's Top100 Рейтинг www.intergid.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Counter

    Руаль Амундсен Назад Вверх 
    Проект: разработан InWind Ltd.
    Написать письмо
    Разместить ссылку на сайт Norge.ru