Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Mузыка Норвегии/Композиторы Норвегии/Кристиан Синдинг/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:
  • Тут
    Руны и как с ними можно медитировать
    gangotri.ru


Как часто Вы посещаете сайт norge.ru

Несколько раз в день
Ежедневно посещаю
Один раз в неделю
Пару раз в месяц
Не больше дного раза в месяц
Редко, меньше раза в месяц
Затрудняюсь ответить

 

Web www.norge.ru


на правах рекламы:



  • Тут
    Руны и как с ними можно медитировать
    gangotri.ru


Норвежские исполнителиМузыкальные группы НорвегииСтатьи о музыке Норвегии
Архив музыкальных событийФестивали в НорвегииДискография
Композиторы Норвегии Общество П.И. Чайковского в Осло 

Кристиан Синдинг

Кристиан Синдинг | norge.ru | норвегия на русскомВ "Дневниках" и "Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году" П.И. Чайковского неоднократно встречается имя некоего Синдинга - норвежского композитора, в наши дни практически неизвестного в России ни музыкантам-профессионалам, ни любителям музыки. Пожалуй, можно назвать лишь два относительно "популярных" опуса Кристиана Синдинга (1856-1941) - Престо из Сюиты для скрипки с фортепиано ля минор (ор.10), входящее в программу музыкальных школ и училищ для исполнителей на скрипке и альте, а также фортепианную пьесу "Шорохи весны".

Эта ситуация кардинальным образом отличается от того положения, которое занимали Синдинг и его музыка в России в конце 19 - начале 20 веков. Его произведения (симфонические, камерно-инструментальные, вокальные) регулярно исполнялись в Москве, Санкт-Петербурге, а также во многих других городах России (Киеве, Харькове, Одессе, Тифлисе, Саратове), его имя часто фигурировало в программах концертов, на страницах ведущих музыкальных газет и журналов - "Русская музыкальная газета", "Музыкальное обозрение", "Нувеллист", "Артист", "Музыкальный современник", "Музыка". Не случайно, русский музыкальный критик Николай Финдейзен в 1909 году назвал Синдинга "наиболее выдающейся и своеобразной музыкальной личностью современной Норвегии".

Интерес к творчеству Синдинга совпадал с отличающим художественную жизнь России рубежа веков общим увлечением скандинавским искусством. Пьесами Ибсена зачитывалась молодежь, буквально цитировавшая их наизусть, постановки произведений норвежского драматурга пользовались огромным успехом. Обычным явлением было устроение тематических музыкальных и поэтических вечеров, посвященных "северным (или скандинавским) авторам". Кроме того, Синдинг именно в то время находился в зените своей славы: его музыку знали в Скандинавии, Европе, Америке; его сочинения издавались и переиздавались в Германии ("Петерс"), Скандинавии ("Вильгельм Хансен"), Америке.

Совершенно неожиданным образом творческая биография этого норвежского композитора, младшего современника Грига, помимо предоставления прекрасной возможности расширения сферы наших познаний о музыкальной жизни Норвегии и Скандинавии рубежа веков, обнаруживает также и тесные связи с культурой России. Эта "русская" линия в жизни и творчестве Синдинга складывается из нескольких составляющих, предлагаемых ниже.
Русские контакты Синдинга, исходным пунктом которых явилось знакомство со скрипачом Адольфом Бродским.

Адольф Давидович Бродский (род. 21 марта 1851 в Таганроге - ум. 22 января 1929 в Манчестере) - известный скрипач и педагог. Свою концертную деятельность начал, будучи еще ребенком: с большим успехом выступал в Одессе. Учился в Вене, позже брал уроки у Ф.Лауба (чешского скрипача, преподававшего в Московской консерватории в период с 1866 по 1874 гг.). В 1874-1878 гг. Бродский работал преподавателем по классу скрипки в Московской консерватории. В начале 1880-х был приглашен в Лейпциг, где с 1884 года начинает преподавательскую деятельность в качестве профессора местной консерватории (заменив уехавшего в Америку Хенри Шрадика). Его широкая концертная деятельность включала как сольные выступления (в том числе и премьерные исполнения новых сочинений: Скрипичного концерта Чайковского в Вене в 1881 г., Скрипичной сонаты Грига c-moll в Лейпциге в 1887 г.), так и в квартете, который Бродский организовал и возглавил и который с неизменным успехом концертировал в странах Европы и в России. В 1895 году Бродский покидает Лейпциг, направляясь в Манчестер, где становится профессором и директором "Royal Manchester College of Music". В 1921 году он прекращает концертную деятельность, появившись на сцене еще лишь один раз, в 1927 году, в виде исключения, в связи с 70-летием английского композитора Эдварда Элгара.

Синдинг познакомился с Бродским в 1886-1887 гг., в период своего очередного пребывания в Лейпциге. Скорее всего, Эдвард Григ, тесно сотрудничавший со скрипачом в то время в связи с готовившимся исполнением его новой скрипичной сонаты (c-moll), представил ему молодого норвежского композитора. В то же время, Бродский, по-видимому, уже имел некоторые контакты, связывавшие его с кругом скандинавских музыкантов в Лейпциге: одним из учеников в его классе был норвежец Юхан Хальворсен.

Бродский сыграл важную роль в жизни Синдинга: во-первых, летом 1888 года он пригласил композитора, переживавшего серьезный кризис , совершенно отчаявшегося и уже подумывавшего о том, чтобы навсегда оставить музыку и сочинительство, жить у него в доме. Этим безвозмездным предложением Бродский обеспечил Синдинга кровом и пищей на 1888-1889 годы. Во-вторых, вера в талант молодого музыканта и стремление поддержать его, побудили Бродского взяться за исполнение Фортепианного квинтета Синдинга в Гевандхаузе в 1889 и 1890 гг. Успех этих концертов не в последнюю очередь был предопределен тем фактом, что исполнителями были столь именитые музыканты: члены квартета Бродского и молодой, но уже довольно известный пианист Ферруччо Бузони.

О том, насколько Синдинг ценил эту дружескую поддержку и помощь, свидетельствует фрагмент одного из писем композитора, адресованного Бродскому [26.04.89]: "Это огромная радость для меня. Я уже давно и глубоко чувствую, что завоевал твою дружбу, а что это для меня значит, нет нужды рассказывать тебе. Пожалуй, никто не имел большего влияния на меня, чем ты, и ни от кого я не научился столь многому, как человек и как художник, как от тебя. Бог знает, где и что бы я сейчас делал, если бы ты и твоя любезная жена мне тогда не помогли".

Однако Бродский, стараясь помочь Синдингу в решении его проблем, невольно создал новую, добавив к финансовым хлопотам композитора любовные: Синдинг влюбился в Ольгу Пикар - сестру жены Бродского, Анны, которая в то время, расставшись с мужем, жила вместе с сыном у Бродских, будучи в разводе со своим мужем - химиком Габриэлем Пикаром.

Ольга Львовна Пикар (урожденная Скадовская) с сестрой Анной в начале 1870-х гг. приехала из Херсона в Париж для учебы в Университете. Там Анна вышла замуж за скрипача Адольфа Бродского, а Ольга за своего педагога - Габриэля Пикара. В Рождество 1887 г. она переехала жить к сестре, где с ней и встретился Синдинг. Их отношения продолжались несколько лет: Синдинг был сильно влюблен и намеревался жениться. Они даже были помолвлены, но нестабильность финансового положения композитора помешала осуществлению этих планов. Они расстались, по всей видимости, в 1889 году.

Ольгу часто упоминает в письмах П.И. Чайковский, который провел немало приятных минут в семье Бродских: "Зилоти с женой и Бродский с очаровательно чудной женой и свояченицей (я страшно с ними подружился), композитор Grieg и его жена - все это люди, с которыми чаще всего вижусь и которые составляют мою отраду" . "К числу убежденных брамсианцев принадлежит сам А.Д. Бродский, его жена и свояченица". "Ужинал у Бродского. У него была елка. Жена его и сестра ее очаровательные, русские, добрые бабы, и я все время удерживался от слез" . "Отраду мою составляют Зилоти, Бродский (в жену и свояченицу которого я совершенно влюблен), Григ с женой (очаровательные люди)".

В доме Бродского в 1887 г. Синдинг познакомился с Чайковским. На одном из музыкальных собраний, которые скрипач имел обыкновение устраивать у себя, в числе прочих сочинений прозвучал Фортепианный квинтет Синдинга. Григ описывает этот вечер в письме Францу Бейеру от 29 января 1887 г. так: "Мы музицировали все время. Сначала по требованию Чайковского мы с Бродским сыграли мою новую сонату, затем читали с листа с Сапельниковым квинтет Синдинга [?] и, наконец, сыграли мой струнный квартет. Вот парни, которые умеют играть! Боже мой, как все это звучало!"

В норвежских источниках приводится приписываемая Чайковскому следующая устная оценка квинтета: "Я многое позволял себе, но такого - никогда!" Одна из записей в его дневниках подтверждает возможность подобной реакции: "26 декабря 1887 / 7 января 1888. Обед у Бродских. За обедом Григ с женой и два норвежца. Один из них композитор. Мы играли после обеда его квинтет. Дикости, ходы квинтами."

Значительно позже, уже в 1931 году, судьба свела Синдинга с другим русским композитором - Игорем Стравинским, посетившим с концертами Осло.

Поездка Синдинга в Одессу в 1910 году.

Корреспонденция, опубликованная в РМГ в 1909-1910 гг., дает некоторые сведения о концерте Синдинга в Одессе, состоявшемся в 1910 году. Суть этой информации в целом сводится к тому, что визита композитора ждали с большим нетерпением и принимали его (равно как и приехавшего с ним пианиста Карла Ниссена) очень хорошо.

Так, один из анонсов гласит: "Местное отделение И.Р.М.О. предполагает в текущем сезоне устроить 8 симфонических собраний в городском театре под управлением А.И.Зилоти, С.Кусевицкого, В.Малишевского, В.И.Сафонова и Х.Синдинга" . В январском номере следующего, 1910 года, читаем: "Итак, уже Музыкальное Общество приложило в этом году много стараний, чтобы повысить интерес к симфоническим собраниям приглашением таких дирижеров, как Сафонов, Каянус, Зилоти, а в будущем - Синдинг" .

И, наконец, в ?12 газета помещает небольшую заметку с впечатлениями о визите Синдинга - "редкого гостя" - оживившего музыкальную жизнь города, "совсем было погрузившуюся в спячку": "29 января состоялось VII симфоническое собрание И.Р.М.О. под управлением выдающегося норвежского композитора и дирижера Христиана Синдинга, при участии пианиста К.Ниссена. Программа была составлена исключительно из произведений именитого гостя, а именно: симфонии d-moll ?1, фортепианного концерта Des-dur с оркестром, фортепианных вариаций "Fatum" и "Rondo infinito" для большого оркестра. Синдинг был очень тепло встречен публикой, а перед исполнением последнего номера оркестром и публикой ему была устроена продолжительная овация. [?] Вполне заслуженный успех выпал и на долю г. Ниссена".

Кристиан Синдинг | norge.ru | норвегия на русскомСочинения Синдинга в концертных залах России в период 1890-х - 1910-х годов исполнялись достаточно часто и пользовались успехом, на что указывают материалы музыкальных газет и журналов, а также концертные программы того времени. Хотя произведения Синдинга звучали несколько реже, чем музыка его соотечественников Грига и Свенсена, тем не менее, основная масса его произведений (включая и камерно-инструментальные, и вокальные, и симфонические) была известна в России, причем, не только в столицах - Санкт-Петербурге и Москве - но и во многих провинциальных городах.

Самым популярным и наиболее часто исполнявшимся был Фортепианный квинтет. Так, 1912 году в Санкт-Петербурге только в концертах "Общества любителей камерной музыки" квинтет был исполнен 4 раза. Среди других камерно-инструментальных сочинений в концертных программах встречаются: Сюита для скрипки с фортепиано ор.10, Скрипичная соната ор.27, Вариации для 2 фортепиано ор.2, "Шорохи весны" (ор.32 ?2), Серенада для 2 скрипок и фортепиано ор.56, Фортепианное трио ор.23, Струнный квартет ор.70, Вариации "Фатум" для фортепиано и др.

Российская публика знала и симфонические произведения Синдинга. По меньшей мере, в 5 различных городах исполнялась его Симфония ре минор: в Санкт-Петербурге (1898), Киеве (1901), Харькове (1906), Одессе (1910), Риге (1912). Кроме того, в концертных программах встречаются: Симфония ?2 (СПб, 1908), Сюита ор.35b (СПБ, 1902), "Шорохи весны" в переложении для симфонического оркестра (СПб, 1908), "Rondo infinito" ор.42 (Одесса, 1910), Фортепианный концерт ор.6 (Санкт-Петербург, 1901, Одесса 1910), Скрипичный концерт ор.45 (Санкт-Петербург, 1901).

Среди исполнителей музыки Синдинга назовем самых известных: пианистов Василия Сапельникова, Веру Тиманову, Болеслава Яворского и Феликса Блуменфельда; скрипачей Ефрема Цимбалиста , Леопольда Ауэра, Яшу Хейфеца, Исаака Перельмана; виолончелиста Мстислава Ростроповича; квартеты: Московского и Киевского Отделений И.Р.М.О., Пражский, Чешский, Мекленбургский, Леопольда Ауэра.

Отзывы русских критиков (хотя и весьма немногочисленные) на исполнения сочинений Синдинга носят в большинстве своем положительный характер, нередко с выражением сожалений по поводу недостаточной известности музыки Синдинга, композитора "талантливого и оригинального", в России. Его опусы относят к разряду "интереснейших новинок", "до которых наши обычные концертанты боятся прикоснуться". Главные качества музыки Синдинга, на которые обращают внимание рецензенты - с одной стороны, новизна, "оригинальность и сила" ее звучания, а с другой - "красота и задушевность" .

В числе наиболее интересных следует отметить рецензии на Симфонию ре минор, скрипичный концерт #1 и Фортепианный квинтет:

"В концерте гамбургского дирижера г.Фидлера в программе находилась Симфония (d-moll) Синдинга. По-видимому, эта симфония напугала нашу публику и некоторую часть музыкантов, между тем, в прекрасной и энергичной передаче г.Фидлера, она показала свои крупные достоинства. Вообще она очень своеобразна, местами мало понятна, даже кажется странной (но по одному исполнению нельзя судить решительно), зато в ней не мало свежести, красоты, поэзии и силы. Первые две части ее (allegro moderato и andante) не только, оригинальны, звучны, но производят подчас захватывающее впечатление. Они полны мысли, полны выразительности."

"Синдинг - современный норвежский композитор, которого некоторые господа считают за страшного декадента. Об этом нельзя не пожалеть, ибо в настоящее время северная школа, в лице Грига, Свендсена, Синдинга, Хальворсена и др. показывает, что она вполне завоевала место среди культурно-музыкальных народностей Европы. Признаки этой молодой, но славной школы - несомненно народный характер творчества, новизна, изящество, певучесть, смелость, идут рука об руку с солидной техникой; эти признаки особенно присущи молодому даровитому Синдингу, к звукам и песням которого начинают уже прислушиваться на западе, и от которых наши гг.Тугоуховские зажимают свои слуховые клапаны. Скрипичный A-dur'ный концерт Синдинга - благородное, красивое произведение. В нем есть сила, новизна и чисто народная красота настроения. Его три части очень коротки, и это еще более усиливает достоинства прекрасного произведения, кстати сказать, блестяще инструментованного. Наш столь талантливый и отзывчивый к новым веяниям в искусстве проф Л.Ауэр хорошо сделает, познакомив публику с этим благодарным, вполне достойным его смычка, концертом".

"Квинтет Синдинга ор.5 - одно из лучших произведений этого своеобразного композитора-норвежца. В музыке его много силы и яркости, холодноватого блеска, местами чувствуется грандиозный размах, местами есть грубоватость и жесткие модуляции, при этом всегда эффектная звучность и мастерство полифонии".

Среди прочих рецензий необходимо выделить цикл статей Николая Финдейзена под названием "Музыка Норвегии. Очерк ее развития", опубликованных в нескольких номерах Русской Музыкальной газеты в 1909 году и охвативший историю становления и развития норвежской композиторской школы на протяжении 19 века и до начала 20 столетия (включая также обзор народной музыкальной культуры).

Очерк Финдейзена стал первой в России (и до сих пор одной из немногих), довольно подробной и пространной аналитической работой, посвященной норвежским композиторам. Главу о Синдинге ("Христиан Синдинг и новейшие композиторы") Финдейзен начинает с замечания, что современные композиторы "не подлежат еще исторической критике [?], они еще не сказали своего последнего, веского слова", поскольку "период романтизма в музыкальной Норвегии еще в полном расцвете - по молодости местной художественной школы". В России, пишет он далее, известны далеко не все норвежские композиторы, а лишь те из них, "которые постоянно живут в Европе". К ним он относит Герхарда Шельдерупа, Христиана Синдинга и Юхана Сельмера, называя их "крупнейшими и старшими представителями современной музыкальной Норвегии".

В оценке произведений Синдинга Финдейзен подчеркивает с одной стороны индивидуальность стиля композитора, а с другой стороны его принадлежность к скандинавской школе: "В его музыке чувствуется что-то твердое, определенное, волнующееся. Иногда его музыкальные образы можно было бы сравнить с крупными, рельефными, но изящно выточенными фигурами из камня. Его музыка далеко не так интимна, не так спокойна и душевно-ласкова, как григовская. Его звуковая волна постоянно вздымается и опускается, постоянно тревожна, часто предупреждающе зловеща. И этому характеру удивительно отвечает марциальный темп, в котором он так охотно и часто пишет, и в котором он умеет быть крайне разнообразным. Его музыка точно также гораздо менее народна, нежели музыка бергенского короля-тролля. Но в иных оборотах Синдинга все-таки сразу чувствуется северянин, с его угловатыми, но своеобразными очертаниями, с его резкими контрастами-переходами от мощи и бури к ласковому женскому лепету".

В завершении очерка Финдейзен высказывает предположение о том, что "творчество этого истинного мастера еще далеко не достигло своего зенита" и замечает, что в России сочинения Синдинга "исполнялись не раз, но все-таки менее, чем они заслуживают".

Нам остается надеется, что в России представления о музыкальной жизни Норвегии впредь не будут ограничены творчеством Эдварда Грига и присоединится к словам одного московского корреспондента, опубликованным в 1907 году на страницах Русской музыкальной газеты: "Можно не сомневаться, что Синдинг [?] сделается у нас популярным, если только артисты хоть немного освежат свой репертуар, включив в него норвежцев".

Читать также: К. Синдинг (краткая биография), Кристиан Синдинг. К 150-летию со дня рождения

10 декабря 2002
Елена Кривцова
(Московская государственная консерватория)


Важно знать о Норвегии Кристиан Синдинг


 
Новости из Норвегии
  • Норвегия стала первой страной в мире, полностью отказавшейся от FM-радио
  • 8 декабря родился писатель Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон
  • Флот норвежской круизной компании "Хуртирутен" скоро пополнится 2 современнейшими судами
  • Вышла новая книга о Шпицбергене
  • Вчера в стенах Российского государственного гуманитарного университета прошла Международная научная конференция
  • Норвежцев становится больше
  • Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории».
  • rss новости на norge.ru все новости »


    Библиотека и Норвежский Информационный Центр
    Норвежский журнал Соотечественник
    Общество Эдварда Грига


    Кристиан Синдинг Назад Вверх 
    Проект: разработан InWind Ltd.
    Написать письмо
    Разместить ссылку на сайт Norge.ru