Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/Норвегия в годы Второй мировой войны/Шарнхорст/Scharnhorst. Последние месяцы жизни/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:


Как часто Вы посещаете сайт norge.ru

Несколько раз в день
Ежедневно посещаю
Один раз в неделю
Пару раз в месяц
Не больше дного раза в месяц
Редко, меньше раза в месяц
Затрудняюсь ответить


на правах рекламы:




Конституция НорвегииОсло - столица НорвегииКраткая информация
Разрешение на работу в НорвегииАэропорт ГардермуэнНорвежские исполнители
Архитектурные памятники НорвегииПраздники в НорвегииПартнерские ссылки
Ёрн Фоссхейм - пианистСтатьи, интервьюВиза в Норвегию
Норвежские авторыКаталог отелей Норвегии2009 - Год Гамсуна
Год БьёрнсонаЯнварьНансен
Подготовка документов для их использования на территории НорвегииВиды спортаТележкина Диана
Государственная символикаМузеи и достопримечательностиМузыкальные группы Норвегии
ВикингиИскусство НорвегииСтатьи о литературе
Обменные ссылкиАрве ТелефсонСтатьи о Норвегии
Работа на нефтяных платформахАрхив новостейИнформация для тех, кто собрался учиться в Норвегии
Газета "Афтенпостен"ФевральГод Нансена–Амундсена
АмундсенСпортивные клубы НорвегииСергей Шпилькин
Top блок о компании на главнойГосударственные структурыГостиницы, отели, кемпинги
Статьи о музыке НорвегииНобелевские лауреатыСтатьи о культуре
Размещение платной рекламыЙенс СтолтенбергСезонная работа
Практическая информацияЛитературные событияСистема образования в Норвегии
Из истории "NRK"МартНовостные материалы
Год 2012История норвежского спортаШепелев Кирилл
Карта сайтаСоциальная политикаАрхив музыкальных событий
Знаменитые именаАрхив культурных мероприятийФритьоф Нансен
Достопримечательности АкерсхусаВид на жительствоЗимняя Норвегия для туристов
Норвежская классикаУчебные заведения НорвегииХанс-Вильхельм Стайнфельд
АпрельМероприятияПравовая информация
Фестивали в НорвегииДаты истории НорвегииФотоальбом Норвегии
Видар БюскНорвежские компании в РоссииО писателях Норвегии
Летний отдых в НорвегииУ истоков норвежской прессыРоссийско-Норвежская Старшая Школа
МайСтатьиЮбилейный 2013
ДискографияНаши баннерыАрне Гарборг
Предложение на работуИмена в норвежском кинематографеСлово переводчика
РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯФотографии НорвегииНорвежская пресса накануне 1814 года
ИюньМатериалы норге.ру прошлых летЮбилейный 2014
Реклама на сайтеПоэзия НорвегииОбменные ссылки
Томас Хюлланд ЭриксенСтатьи о работе в НорвегииКомпозиторы Норвегии
Круизы по Норвежским фьордамИюльОсне Сейерстад
Информация о сайтеЛитература Норвегии: краткая историяКороль Харальд
Добавить ссылку в каталогАрхитектураДостопримечательности Норвегии
АвгустСтейнар ДюрнесОбщество П.И. Чайковского в Осло
lnicСтатьи2007 год – юбилеи
Авторы и публикацииТеатр НорвегииКниги и переводная литература
СентябрьЭто интересно знатьТрун Эгрим
ФорумЭдвард ГригНорвежские сказки
Наука НорвегииЭпоха викинговОктябрь
Интересные статьиПремия «Эмми» норвежской телепрограммеХенрик Вергеланн
Гамсун-2009Великие путешественникиНоябрь
СМИ Норвегии - общая информацияНациональные особенностиЮхан Себастиан Вельхавен
Живопись НорвегииИстория Норвегии - обзорДекабрь
Verdens GangБергенНаши опросы и голосования
Национальная кухня Норвегии Норвегия в годы Второй мировой войны Прессу душит не только власть
Пер СивлеРазмещене рекламы на сайтеПиа Харальдсен
Судебная системаТёнсбергТеодор Северин Киттельсен
Норвежская литератураФольклор НорвегииDagens Naeringsliv
Правовая системаСтавангерМартин Наг
Библиотека и Норвежский Информационный ЦентрКультура и искусство в норвежской школеГазета Dagsposten (Тронхейм)
Экономика НорвегииТронхеймГлавная
Ойвинд НордслеттенСиверт Орфлот – журналист и общественный деятельНациональный костюм
ЛиллехаммерЮбилей Эдварда ХоэмаКонкурс кукол
Мортен Йентофт: «Это не была журналистика в нынешнем понимании»СтатистикаОлесунн
Пер ПеттерсонИнтересные ссылкиПервая народная газета в Норвегии
ЭкологияИз истории норвежского телевиденияГод Гамсуна: мероприятия
Консул Йонас ЛидНарвикСтатьи о Норвегии
Статьи о ГамсунеХьяртан ФлёгстадКристиансанн
Томас Хеллум - Медленное телевидение НорвегииЛонгйирРелигия и церковь Норвегии
Книги и рецензииЕё Величество королева СоняВнешняя политика
Малая проза ГамсунаВалерий Павлович БерковХамар
Лицом к лицуИнтересное о ГамсунеТур Хейердал
ХалденГамсун в стихах и прозеФ. Нансен
РьюканГамсун и театрБьёрнстьерне Бьёрнсон
ДрамменСобытияМеждународная конференция в ЦДЛ
Сигрид Стрём РейбоШиенВладения Норвегии
Исак РогдеХаммерфестПолитические партии Норвегии и политики
Эссеистика ГамсунаЮлий КвицинскийВадсё
Норвежский бизнесКонкурс кукол - Сказочная страна ГамсунаМари Бойне Персен
Ню-ОлесуннКоролевский ДомДни Гамсуна в Санкт-Петербурге
Александр РыбакБюгёйнесНорвежский язык
Сигрид УнсетСортланнРоссия - Норвегия
Хенрик Юхан ИбсенCаамыНильс Хенрик Абель
Христиан Магнус ФальсенПрофсоюзное движениеЮн Фоссе
Бент ХамерМария ПаррПетер Кристен Асбьёрнсен
Ханс Вильхельм СтайнфельдУльрик Фредерик ГюлленлёвеДетские и семейные фильмы
Марит Ингвилл СандеМультфильмыМагнус Карлсен
МероприятияФритьоф НансенСтатьи о кино
Руаль АмундсенФильмы 1900-1990х гг.Пер Воллестад и Сигмунд Йельсет
Фильмы 2000х гг.Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат Дюе
Фильмы 2011-2014 гг.KatzenjammerКарл Густав Багговут
Лев Львович ЖдановPUSTТурбьёрн Эгнер
Кирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна ГорлинаКамилла Коллетт
Кнут ХаугландЙорген Энгебретсен МуХанс Хенрик Йегер
Эрна СульбергМагнус КарлсенЭдвард Мунк
Уле Эйнар БьёрндаленОдд НердрумКристиан Крон
Тур Хейердал 

SCHARNHORST. Последние месяцы жизни

История линкора Шарнхорст

Шарнхорст прибыл во фьорды Норвегии в марте, в это время англичане, после долгих и жарких споров, приостановили отправку конвоев в арктические порты СССР до наступления осенне-зимнего периода. Уж больно оно рискованно, слать караваны транспортов в белые ночи и в общем, постоянно хорошие погодные условия. Адмиралы, в частности Паунд, были против конвоев, Черчилль горячо за. Однако у них там не тут, не товарищ Сталин с трубкой и марксистской логикой, а господин Черчилль с сигарой, поэтому адмиралы победили.
Линкору, то есть, делать оказалось решительно нечего. Во всяких разных материалах и книгах, которыми я пользовался, этот период жизни линкора, от марта до декабря, либо никак не освещается, либо расписывается слишком подробно и несущественно, да и то – масса деталей и запутанных историй относится к действиям участников норвежского Сопротивления. Как они выслеживали немцев, как и кому и что сообщали, как их за то преследовали, кого в чем подозревают – в общем, это ближе к истории Норвегии, нежели линкора Шарнхорст. Были, впрочем, истории, которые можно отметить.
8 апреля прогремел сильный взрыв внутри корабля, вблизи башни С. Взрыв сопровождался серией сильных толчков. Поначалу подумали, что это диверсия, но потом разобрались, что диверсанты отдыхают – произошло самовозгорание материалов в помещении, где хранились баллоны с сжатым газом и химические вещества. В результате погибли 17 человек. Вскоре после этого ЧП случилось другое – разбился на взлете один из гидросамолетов Арадо линкора, летчик погиб.
Командир линкора, Хюффмайер, делал все возможное, чтобы держать дух и боеготовность экипажа на должном уровне. Однако мятежность этого духа росла. Рядовые недовольно ворчали по тому или иному поводу, особенно их раздражали краткосрочные отпуска комсостава на родину. В целом экипаж рвался в бой, а это требовало какого-то выхода. Удивительно, а может и нет, но большинство экипажа Шарнхорста считало свой корабль счастливчиком и не допускало и мысли о том, что он может погибнуть. Основания для такой убежденности у них были, так как линкору действительно, долго и упорно везло. Но безделье, пусть и весьма относительное – учения и тревоги, повседневные работы и вахты, различные спортивные состязания и самодеятельность – начинало действовать на нервы, и Хюффмайер это прекрасно понимал и видел. И буквально требовал от руководства – ближайшим был Кюмметц – какого-нибудь боевого задания.
Кюмметцу также надо было доказывать наверх, что они тут не даром хлеб едят, и в начале сентября немцы – вернее, руководство, изобрели таки операцию. Тирпиц и Шарнхорст окружились эсминцами и отправились побеждать Шпицберген. Для разгрома тамошних норвежцев хватило бы портового буксира с минометом, однако требовалось шоу. Поэтому линкоры несколько часов кряду садили тяжелыми орудиями по поселкам Лонгйир и Баренцбург, пока не превратили их в руины. После чего на берег высадился десант и захватил в плен 38 норвежцев. 6 человек погибли при обстреле, 150 ушли в горы. В Германии появился повод поднять дух населению рассказом о большой победе на Севере, на кораблях дух должен был подняться автоматически, однако по этому поводу есть противоречивые мнения – многие считают, что вряд ли бессмысленные поход и разгром жалких поселений могли всерьез поднять боевой дух, скорее наоборот.
23 сентября произошло куда более серьезное событие – Тирпиц успешно атаковали две сверхмалые подводные лодки англичан. Линкор получил очень серьезные повреждения от взрывов двух 8-тонных зарядов амматола под днищем. Настолько серьезные, что не мог уйти в Германию для ремонта. Из отечества затребовали необходимые средства и ремонтников, чтобы ремонтировать линкор на месте. Минимум на полгода Тирпиц был выведен из строя.

А конвоев, между тем, все не было. При этом Черчилль нашел возможность извлечь выгоду из вынужденного перерыва – он начал давить на Сталина, требуя, чтобы в Мурманске и Архангельске произошли перемены, желательно к лучшему, потому что хуже было уже некуда. Дело в том, что как постоянный военный контингент англичан на русском Севере, так и моряки транспортов и кораблей, равно гневно жаловались на причуды и извращения большевистской бюрократии. Все отмечали ужасные бытовые условия, некомпетентность и подозрительность властей, бесконечные, изматывающие людей мелочные придирки и требования. В мемуарах англичан и американцев описываются случаи драк, иногда массовых, моряков транспортов и кораблей с местным населением. Дело доходило до того, что моряков арестовывали и давали им сроки. Их передвижение ограничивали, как могли, на все требовались бумажки и визы, пытались даже ввести цензуру на личную почту. Англичане потребовали от Советов как-то все это отрегулировать, освободить осужденных за драку и вообще навести минимум порядка, в цивилизованном смысле этого слова. Мол, после того и конвои запустим, а пока – куда их отправлять, если им советские порты немногим лучше немецких торпед.
Так, во всяком случае, говорят и пишут как ветераны (с той естественно стороны, со стороны союзников – хотя они у нас все чаще напоминают противников, сговорившихся с немцами и прикидывавшихся, что с воюют с Германией, хотя на самом деле их главная задача была – гадить нам), так и современные историки. Современные историки и вообще интересно пишут и интересные факты приводят. Как вам такой факт от норвежца-историка:
12 апреля 1943 года. Рыбаки с острова Сенья мирно себе рыбачили в 20 милях западнее мыса Маанесодден, район отмели Свенсгруннен, где скопилось около 30 рыболовных судов норвежцев. Около полудня рыбаки заметили подводную лодку в надводном положении, сближающуюся с ними. У орудия стоял расчет, однако никакого страха рыбаки не испытывали, ведь и без биноклей было видно, чем они занимаются. Никто их не атаковывал и никто не нападал, ни немцы, ни англичане. И вдруг с лодки открыли огонь. Три судна было потоплено, одно захвачено и уведено. В результате обстрела и потопления судов 9 рыбаков погибли, 7 были ранены. Семеро, находившиеся на борту уведенного судна, пропали. Позже судно обнаружили дрейфующим в Анд-фьорде, людей на нем не было. Как выяснилось, это была К-21 под командованием Лунина. Рыбаков доставили на базу, допросили, и что делали с ними потом, мне неизвестно. Однако известно, что один после войны описал это похищение, из чего можно сделать вывод, что их хотя бы не пристрелили. Во время этого пиратского налета с лодки упал за борт матрос (вестовой кают-компании), Александр Лабутин. Через несколько часов после ухода лодки его обнаружил и подобрал норвежский транспорт Барен. 19-летнего парня доставили на берег, в поселок, откуда были погибшие рыбаки. Разгневанное местное население чуть было не устроило ему суд Линча, но вмешался священник, и матроса отправили в лагерь военнопленных под Тромсё.
В 2000 году в Тромсё была устроена встреча ветеранов, энтузиастам-норвежцам удалось выяснить, что Лабутин жив и здоров. Его пригласили на эту встречу, он приехал. Как пишут норвежцы, встреча Лабутина со своими спасителями была очень трогательной. Опять со слов норвежцев – Лабутин извинялся за варварство Лунина. Наши, естественно, описывают этот эпизод иначе – см. К.М.Сергеева «Лунин атакует Тирпиц», Яуза, Эксмо, 2005.
Но есть и другие сведения, подтверждающие норвежскую версию. Косвенные, правда. Наши же историки (само собой, не из Генштаба и не Пикуль) нашли данные и документы, подтверждающие нападения наших ПЛ на норвежские рыболовные суда и их потопление, с дальнейшим зачислением этих скорлупок в список боевых побед. Ну, а норвежцев схватили вовсе не из-за врожденного варварства Лунина, а видимо, согласно приказу. Это были рыбаки из тех мест, где, предположительно, находились немецкие линкоры, вот наше начальство и решило взять языков. Так как немецких языков схватить не представлялось возможным, разрешили обойтись норвежцами. А вот зачем надо было топить попутно еще три судна, это уже загадка сродни атаке Тирпица. Черт его знает, если норвежцы не врут. Может, приписали наши подводники это потопленные суда к счету своих побед, рассудив, что ведь наверняка не только себе норвежцы рыбу ловили, но и немцам перепадало?
А чего норвегам врать, давайте подумаем. С какой стати? Нападение и гибель рыбаков до сих пор помнит вся эта деревенька. Норвежцы у нас вроде как в друзьях ходили. Вроде как плечом к плечу освобождали мы Норвегию и добивали фашистского зверя в его северном логове. Вроде как даже самые отпетые патриоты-писатели, и те выводили стереотипный образ норвежца – угрюмые бородатые рыбаки-викинги, помогавшие нам, чем могли, и люто ненавидевшие немцев. С другой стороны, последние уточненные разведданные наших историков, высочайше утвержденных в качестве таковых, говорят нам, что союзников и друзей у нас нет и не было. За некоторыми экзотическими исключениями, все – либо явные, либо тайные наши враги и завистники. Вторая Мировая, то есть, была нашей титанической борьбой в гордом одиночестве с явными врагами, Германией и ее сателлитами, и тайными врагами, США и Англией, маскировавшимися под соратников и союзников. Тогда все понятно. Норвеги врут, и мы этот эпизод отметаем, как не имевший место быть, как очередную провокационную и враждебную вылазку всемирного заговора. А напротив Норвегии ставим галочку для памяти, чтобы при случае припомнить. Вот тебе и бородатые, вот тебе и потомки викингов.

Вернемся к нашему герою, к Шарнхорсту. К тому времени немцы увели с Арктики почти все свои тяжелые корабли, и осенью, после вывода из строя Тирпица, там остался один Шарнхорст. Арктические конвои возобновились с 1 ноября. К середине декабря успешно прошли RA 54A, JW 54A, RA 54B, JW 54B и JW 55A. С одной стороны, руководство кригсмарине понимало, что сил слишком мало, чтобы уверенно выйти на перехват. С другой стороны, были военная необходимость в уничтожиении какой угодно части военных грузов, следующих в Россию, давление со стороны Ставки или как там ее, в общем, военного руководства Германии, и определенный боевой настрой экипажей кораблей. Поэтому 19 декабря Дениц доложил Гитлеру, что следующий конвой будет перехвачен Шарнхорстом, в сопровождении 4-й флотилии эсминцев. 20 декабря из Лох-Ю, Шотландия, вышел конвой JW 55B -19 транспортов, имевших на борту около 200 тысяч тонн различных военных грузов. Его маршрут пролегал всего в 400 милях от норвежского побережья – слишком много для воздушных атак, но достаточно для воздушной разведки. В непосредственное охранение входили два эсминца, три тральщика и четыре корвета. Адмирал Фрейзер, глава флота метрополии, выделил в группу дальнего прикрытия Соединение 2 – линкор Дюк оф Йорк, легкий крейсер Ямайка и 4 эсминца, один из них норвежский. Встречный конвой, следовавший из России, RA 55A, сопровождало Соединение 1 – тяжелый крейсер Норфолк, легкие крейсеры Белфаст и Шеффилд. Адмирал Фрейзер, полагаясь на норвежское Сопротивление и заброшенных в Норвегию агентов, полагал, что он сумеет вовремя получить информацию о выходе Шарнхорста, а значит, у него, у Фрейзера, есть неплохой шанс поймать немецкого волка в ловушку и наконец-то с ним покончить. Фрейзер лично вышел в этот поход, подняв флаг на линкоре. Между прочим, по-своему интересный факт. Фрейзер командует всеми силами метрополии. Однако он счел цель операции настолько важной, что отправился в боевой поход, сопряженный с немалым риском. О серьезности подготовки к операции говорит и тот факт, что англичане успели провести учения по грядущему бою с Шарнхорстом, в роли немцев выступил крейсер Ямайка.
У немцев вместо Кумметца, уехавшего в Германию в отпуск, командующим силами стал контр-адмирал Бей, о котором всякие люди пишут всякое. В целом, в его мужестве никто не сомневался, но вот в его талантах флотоводца уверенности не было. А 14 октября Хюффмайера на посту командира Шарнхорста сменил капитан первого ранга Юлиус Хинтце. Хюффмайеру присвоили звание контр-адмирала и отозвали в Берлин, для работы в штабе. Чему он был не рад, между прочим. Ему хотелось боя и успеха. У Хинтце был большой морской и боевой путь, это был закаленный и просоленный моряк, принимавший участие не одном походе и бое. В качестве штурамана Хиппера он принимал участие в атлантических рейдах, в потоплении английских эсминца Глоууорм и крейсера Бервик. Хинтце был очень рад этому назначению, а экипаж Шарнхорста, в свою очередь, радовался столь боевому командиру.
Как писать дальше, я не знаю. Дело в том, что далее во всех трудах, мемуарах и документах идет сплошная мешанина донесений, сообщений, местоположений и предположений. Риск со стороны англичан был огромен. Если бы Шарнхорст все-таки прорвался к конвою, то, считают специалисты, нескольких часов ему хватило бы на то, чтобы нанести больший урон союзникам, чем все подлодки Третьего Рейха во втором полугодии 43-го, вместе взятые. Повторяю – это был 43-й, роковой год для немецких подводников.
Англичане дважды пытались выманить Шарнхорст и Тирпиц, когда тот был еще цел. Для чего дважды конвои отправлялись в достаточной для разведывательной авиации немцев близости от норвежского побережья.
И наконц, немцы обнаружили очередной конвой.  


 Строительство, испытания, учеба
 Нападение на Северный патруль
Операция Nordmark
 Операция Weserübung
 Операция Juno
 Возвращение
 Операция Берлин
 Март 1941 – февраль 1942 - стоянка в Бресте
 Прорыв
 Ежики в тумане
 Последние месяцы жизни
 Последняя операция линкора - Остфронт

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Автор: Войтенко М.Д



Важно знать о Норвегии Scharnhorst. Последние месяцы жизни


 
Новости из Норвегии
  • Норвегия стала первой страной в мире, полностью отказавшейся от FM-радио
  • 8 декабря родился писатель Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон
  • Флот норвежской круизной компании "Хуртирутен" скоро пополнится 2 современнейшими судами
  • Вышла новая книга о Шпицбергене
  • Вчера в стенах Российского государственного гуманитарного университета прошла Международная научная конференция
  • Норвежцев становится больше
  • Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории».
  • rss новости на norge.ru все новости »


    Библиотека и Норвежский Информационный Центр
    Норвежский журнал Соотечественник
    Общество Эдварда Грига


    SCHARNHORST. Последние месяцы жизни Назад Вверх 
    Проект: разработан InWind Ltd.
    Написать письмо
    Разместить ссылку на сайт Norge.ru