Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/Норвегия в годы Второй мировой войны/Шарнхорст/Scharnhorst. Последняя операция линкора - Остфронт/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:


Как часто Вы посещаете сайт norge.ru

Несколько раз в день
Ежедневно посещаю
Один раз в неделю
Пару раз в месяц
Не больше дного раза в месяц
Редко, меньше раза в месяц
Затрудняюсь ответить


на правах рекламы:




Конституция НорвегииОсло - столица НорвегииКраткая информация
Разрешение на работу в НорвегииАэропорт ГардермуэнНорвежские исполнители
Архитектурные памятники НорвегииПраздники в НорвегииПартнерские ссылки
Ёрн Фоссхейм - пианистСтатьи, интервьюВиза в Норвегию
Норвежские авторыКаталог отелей Норвегии2009 - Год Гамсуна
Год БьёрнсонаЯнварьНансен
Подготовка документов для их использования на территории НорвегииВиды спортаТележкина Диана
Государственная символикаМузеи и достопримечательностиМузыкальные группы Норвегии
ВикингиИскусство НорвегииСтатьи о литературе
Обменные ссылкиАрве ТелефсонСтатьи о Норвегии
Работа на нефтяных платформахАрхив новостейИнформация для тех, кто собрался учиться в Норвегии
Газета "Афтенпостен"ФевральГод Нансена–Амундсена
АмундсенСпортивные клубы НорвегииСергей Шпилькин
Top блок о компании на главнойГосударственные структурыГостиницы, отели, кемпинги
Статьи о музыке НорвегииНобелевские лауреатыСтатьи о культуре
Размещение платной рекламыЙенс СтолтенбергСезонная работа
Практическая информацияЛитературные событияСистема образования в Норвегии
Из истории "NRK"МартНовостные материалы
Год 2012История норвежского спортаШепелев Кирилл
Карта сайтаСоциальная политикаАрхив музыкальных событий
Знаменитые именаАрхив культурных мероприятийФритьоф Нансен
Достопримечательности АкерсхусаВид на жительствоЗимняя Норвегия для туристов
Норвежская классикаУчебные заведения НорвегииХанс-Вильхельм Стайнфельд
АпрельМероприятияПравовая информация
Фестивали в НорвегииДаты истории НорвегииФотоальбом Норвегии
Видар БюскНорвежские компании в РоссииО писателях Норвегии
Летний отдых в НорвегииУ истоков норвежской прессыРоссийско-Норвежская Старшая Школа
МайСтатьиЮбилейный 2013
ДискографияНаши баннерыАрне Гарборг
Предложение на работуИмена в норвежском кинематографеСлово переводчика
РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯФотографии НорвегииНорвежская пресса накануне 1814 года
ИюньМатериалы норге.ру прошлых летЮбилейный 2014
Реклама на сайтеПоэзия НорвегииОбменные ссылки
Томас Хюлланд ЭриксенСтатьи о работе в НорвегииКомпозиторы Норвегии
Круизы по Норвежским фьордамИюльОсне Сейерстад
Информация о сайтеЛитература Норвегии: краткая историяКороль Харальд
Добавить ссылку в каталогАрхитектураДостопримечательности Норвегии
АвгустСтейнар ДюрнесОбщество П.И. Чайковского в Осло
lnicСтатьи2007 год – юбилеи
Авторы и публикацииТеатр НорвегииКниги и переводная литература
СентябрьЭто интересно знатьТрун Эгрим
ФорумЭдвард ГригНорвежские сказки
Наука НорвегииЭпоха викинговОктябрь
Интересные статьиПремия «Эмми» норвежской телепрограммеХенрик Вергеланн
Гамсун-2009Великие путешественникиНоябрь
СМИ Норвегии - общая информацияНациональные особенностиЮхан Себастиан Вельхавен
Живопись НорвегииИстория Норвегии - обзорДекабрь
Verdens GangБергенНаши опросы и голосования
Национальная кухня Норвегии Норвегия в годы Второй мировой войны Прессу душит не только власть
Пер СивлеРазмещене рекламы на сайтеПиа Харальдсен
Судебная системаТёнсбергТеодор Северин Киттельсен
Норвежская литератураФольклор НорвегииDagens Naeringsliv
Правовая системаСтавангерМартин Наг
Библиотека и Норвежский Информационный ЦентрКультура и искусство в норвежской школеГазета Dagsposten (Тронхейм)
Экономика НорвегииТронхеймГлавная
Ойвинд НордслеттенСиверт Орфлот – журналист и общественный деятельНациональный костюм
ЛиллехаммерЮбилей Эдварда ХоэмаКонкурс кукол
Мортен Йентофт: «Это не была журналистика в нынешнем понимании»СтатистикаОлесунн
Пер ПеттерсонИнтересные ссылкиПервая народная газета в Норвегии
ЭкологияИз истории норвежского телевиденияГод Гамсуна: мероприятия
Консул Йонас ЛидНарвикСтатьи о Норвегии
Статьи о ГамсунеХьяртан ФлёгстадКристиансанн
Томас Хеллум - Медленное телевидение НорвегииЛонгйирРелигия и церковь Норвегии
Книги и рецензииЕё Величество королева СоняВнешняя политика
Малая проза ГамсунаВалерий Павлович БерковХамар
Лицом к лицуИнтересное о ГамсунеТур Хейердал
ХалденГамсун в стихах и прозеФ. Нансен
РьюканГамсун и театрБьёрнстьерне Бьёрнсон
ДрамменСобытияМеждународная конференция в ЦДЛ
Сигрид Стрём РейбоШиенВладения Норвегии
Исак РогдеХаммерфестПолитические партии Норвегии и политики
Эссеистика ГамсунаЮлий КвицинскийВадсё
Норвежский бизнесКонкурс кукол - Сказочная страна ГамсунаМари Бойне Персен
Ню-ОлесуннКоролевский ДомДни Гамсуна в Санкт-Петербурге
Александр РыбакБюгёйнесНорвежский язык
Сигрид УнсетСортланнРоссия - Норвегия
Хенрик Юхан ИбсенCаамыНильс Хенрик Абель
Христиан Магнус ФальсенПрофсоюзное движениеЮн Фоссе
Бент ХамерМария ПаррПетер Кристен Асбьёрнсен
Ханс Вильхельм СтайнфельдУльрик Фредерик ГюлленлёвеДетские и семейные фильмы
Марит Ингвилл СандеМультфильмыМагнус Карлсен
МероприятияФритьоф НансенСтатьи о кино
Руаль АмундсенФильмы 1900-1990х гг.Пер Воллестад и Сигмунд Йельсет
Фильмы 2000х гг.Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат Дюе
Фильмы 2011-2014 гг.KatzenjammerКарл Густав Багговут
Лев Львович ЖдановPUSTТурбьёрн Эгнер
Кирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна ГорлинаКамилла Коллетт
Кнут ХаугландЙорген Энгебретсен МуХанс Хенрик Йегер
Эрна СульбергМагнус КарлсенЭдвард Мунк
Уле Эйнар БьёрндаленОдд НердрумКристиан Крон
Тур Хейердал 

SCHARNHORST. Последняя операция линкора - Остфронт

История линкора Шарнхорст

25 декабря немцы, лодка У-601 и и самолет Дорнье 18, обнаружили конвой. И уже днем Дениц приказал Бею, находившемуся на Тирпице, идти на перехват конвоя. Операцию назвали Остфронт, весьма показательно. Главным, все-таки, было стремление хоть как-то и хоть чем-то помешать Советам. Уж больно тяжело немцам было в то время на этом самом Остфронте. Итак, Бею следовало вести в бой Шарнхорст в сопровождении 4-й флотилии эсминцев, и согласно приказу, выходить следовало в 17.00. 17.00 было все-таки нереально, Бею еще предстояло перейти с Тирпица на Шарнхорст, однако уже в 19.00 Шарнхорст последовал на выход из Альта-фьорда, в сопровождении эсминцев Z 29, 34 и 38, плюс три тральщика. В «точке Люси» соединение встретилось с эсминцами Z30 и 33, и уже в максимально полном составе легло курсом на север. В море бушевал очень сильный шторм. В природе царила полярная ночь. Несмотря на это, экипаж Шарнхорста никаких дурных предчувствий не имел и наоборот, рвался в бой. Люди Шарнхорста слепо верили в свой корабль, в его удачу и непотопляемость. Все полагали, что поход займет от силы трое суток, и были только рады бою, всем хотелось отомстить за потери на фронте и за бомбежки тыла – Германии. Однако Бей, по словам оставшихся в живых и очевидцев, был полон мрачных предчувствий. Действительно, когда смотришь на все это дело из сегодняшнего дня, то ясно видишь, что линкор был обречен.
Утром 26 декабря Бей приказал эсминцам выйти вперед и строем фронта, на расстоянии 5 миль друг от друга, начать поиск конвоя, следуя курсом 230 градусов. Линкор следовал сзади. В это время с востока следовал конвой RA 55A в сопровождении Соединения 1, а с запада в направлении Медвежьего шел JW 55B, в сопровождении Соединения 2. Немцы, того не зная, лезли прямо в середину, под молот и наковальню. Шарнхорст, тев временем, потерял связь с эсминцами. Уже в 08.30 РЛС Норфлока поймала Шарнхорст по пеленгу 280 градусов, на дистанции 30500 метров, а 10 минут спустя его засек и Белфаст, по пеленгу 295, на дистанции 32500 метров. А на Шарнхорсте о том и не догадывались.
В 09.24 Белфаст открыл огонь по линкору, его поддержали Норфолк и Шеффилд. Дистанция между ними составляла порядка 12000 метров. Шарнхорст ответил, но ввязываться не стал, и увеличив скорость до 30 узлов, пошел на отрыв. Линкор поразили несколько снарядов, без особого бы вреда, но один выстрел оказался очень удачным для англичан и почти критическим для Шарнхорста – сбило его главную РЛС, и он практически ослеп. РЛС англичан и без того превосходили немецкие по дальности, а с потерей главной у линкора оставалась лишь кормовая, с дальностью около 5-ти миль. При этом снаряд, разнесший вдребезги антенну главной РЛС, попутно убил матроса, лейтенанту оторвало ногу, еще несколько человек получили легкие ранения.
В 09.40 крейсеры прекратили огонь и начали преследовать Шарнхорст, на дистанции около 22000 метров. В 09.51 к Соединению 1 присоединилсь эсминцы 36-й эскадры, оставив конвой RA 55A.
Тут, в этом эпизоде, очередное гадание и различные версии – так, считается, что Шарнхорст, в свою очередь, засек своими РЛС слабые сигналы от крейсеров Соединения 1, принял их за конвой JW-55B, свою главную цель, и пошел на сигналы, не сообщив о том эсминцам. Другие историки обходят это дело стороной, не приписывают Бею никак ошибок, и чешут дальше, согласно хронометру и боевым записям. Дотошные же считают, что если бы Бей не отвернул на юг, то мог добиться своей цели – до JW-55B ему было меньше часа ходу. И если следовать за дотошными, то последние минуты Шарнхорста разрастутся в томы моего труда, чего я делать не собираюсь. Поэтому иду вслед за теми, кто сухо дает хронометраж дальнейших событий, без версий, без охов, ахов и упущенных возможностей.
На 10.09 германские эсминцы продолжали следовать курсом 230 градусов, в поисках конвоя. В 10.27 они получили приказ от Бея лечь на курс 070 градусов и увеличить скорость до 25 узлов. В 10.12 разведывательный самолет немцев обнаруживает Соединение 2, и сообщает о нем Бею, как о крупном соединении, в составе которого один большой корабль.
В 10.25 Соединение 1 потеряло РЛС контакт с Шарнхорстом. На момент потери контакта, линкор следовал на северо-запад, поэтому командующий Соединением 1 вице-адмирал Барнетт отдал приказ своим кораблям, в том числе 36-му дивизиону эсминцев, идти курсом, который поставит их между Шарнхорстом и конвоем JW 55B.
В 12.10 РЛС Шеффилда вновь обнаружила Шарнхорст по пеленгу 079 градусов на дистанции 24500 метров, линкор следовал курсом 240 градусов. В 12.24 крейсеры Соединения 1 сблизились с линкором до дистанции 10000 метров, и открыли огонь. Не отставали от своих крейсеров и эсминцы, они хладнокровно сблизились с Шарнхорстом до дистанции 6400 метров, и также открыли огонь. Шарнхорст постарался не остаться в долгу, открыв ответный огонь. Попадания были с обеих сторон – с немецкой стороны кому досталось, понятно, с английской стороны немецкие клыки царапнули Норфолк и Шеффилд.
В 12.41 огонь прекратили крейсеры, в 12.47 эсминцы, а в 12.50 Шарнхорст уже следовал курсом 138 градусов на юго-восток, с явным намерением оторваться от преследования и вернуться на базу. Англичане отрываться не согласились, и продолжили преследование линкора, имея скорость 28 узлов и дистанцию 12300 метров.
В 13.00 германские эсминцы разминулись с неуловимым конвоем, пройдя в 8-ми милях к югу от него. В 14.18 Бей приказал капитану первого ранга Йоханнессону, командиру 4-й флотилии, вести свои эсминцы назад, в Альта-фьорд. В 15.25 Бей сообщил командованию предполагаемое время прибытия в Ланг-фьорд, и конечно, о самом решении возвращаться.
Соединение 1, между тем, более трех часов преследовало линкор, следуя на скорости около 30 узлов, и держась на почтительных 7.5 мили. А немцы их видеть не могли, не забудем про уничтоженную основную РЛС.
Шарнхорст шел прямиком в ловушку, как волк по тропке, огороженной флажками. В 10.12 германский воздушный разведчик обнаружил Соединение 2, однако в штабе, на берегу, не смогли оценить всю важность этого сообщения, и линкор продолжал свой смертельный путь. Интересно, кстати, а как именно не смогли это сообщение летчиков правильно оценить? Технически, как это происходило? Прохлопал ушами штабной клерк, и подсунул радиограмму тем, кто должен был ее правильно оценить, слишком поздно? Ответственные лица получили ее во-время, но поленились отметить новые данные на карте, и посмотреть, что получится? Ну, да что теперь гадать. Интересно так, чисто по-человечески. Во всяких военно-исторических книгах уж больно оно гладко и внушительно – «не смогли правильно оценить», а на деле радиста или курьера с РД может, понос прохватил. Ну, и зевнул, припозднился, а потом и вовсе плюнул. Их мол, радиограмм, все равно девать уже некуда. Одной больше, одной меньше, чай, не от Бога с датой конца света, перебьются начальнички. А может, усталый и мудрый начальник зевнул и смахнул рукой, заснув за столом.
Фрейзер, между тем, уже со своим штабом расчитал, что контакт с противником, с ненавистным Шарнхорстом, произойдет в районе 17.15, плюс-минус. При условии, что все стороны этого драматического треугольника сохранят курс и скорость. Условие было нарушено, но англичане не огорчились. Шарнхорст принял южнее, и лег на курс 160 градусов, что бросило его в челюсти англичан на час ранее адмиральских расчетов. В 16.17 РЛС Дьюка засекла Шарнхорст на расстоянии 41500 метров, по пеленгу 020 градусов.
Шарнхорст никаких гадостей от мироздания в обозримом будущем не ждал, и в общем, настроение было противоречивым. Волей-неволей все радовались, что скоро прекратятся проклятая качка и мороз верхней палубы, постоянное нервное напряжение и ожидание раздирающих уши звонков колоколов громкого боя. Впереди был уютный, обжитой фьорд, и возможность отпразновать Рождество уж если не дома, то хоть в тишине и спокойствии. С другой стороны, имело место разочарование. Экипаж линкора был по-настоящему боевым, спаянным, настоянным на дрожжах прошлых громких побед коллективом. Про патриотизм не будем, но вот страстное желание отомстить, чем возможно, противнику, за усиливающиеся бомбежки Германии, отмечают практически все ветераны с немецкой стороны. Ощущения из разряда «врагу не пожелаешь» - сам ты вроде как на войне и в любую минуту можешь погибнуть, а твои родные и близкие, мирные люди, рискуют больше тебя, потому что их угощают бомбами чуть ли не каждый день.
Возвращаемся к Шарнхорсту. У экипажа были одни чувства, у Бея другие, очень мрачные. От него ждали победы, или хотя бы ощутимых результатов. Но – он-то уже знал – напрасно ждали. А значит, помимо собственных терзаний, на него накинутся и терзания внешние, от вышестоящих. Еще, глядишь, и сам фюрер облает, в качестве рождественского подарка. Впору харакири сделать. Бей не знал, что его харакири стремительно с ним сближалось. Более того, РЛС, стоявшая на харакири по имени Дьюк-оф-Йорк, уже поймала Шарнхорст на свой экран и настраивала орудия главного калибра для стрельбы. Ловушка, можно сказать, сработала идеально. Главная цель – волк или крыса, это уж кому как, впрыгнула в ловушку очень глубоко, сама о том пока не подозревая. Дьюк-офЙорк лег на курс 080 градусов, с тем, чтобы все его орудия главного калибра могли вести огонь по Шарнхорсту.
В 16.47 адмирал Фрейзер отдает приказ Белфасту открыть огонь, с дистанции 17500 метров, а в 16.50 к Белфасту присоединился и сам могучий герцог Йоркский, Дьюк, по-ихнему по-дворянскому английскому. Герцог, для затравки, решил пристреляться 133-мм орудиями правого борта, с дистанции 11000 метров. Снаряды были не простые, а осветительные, и как тать в ночи под внезапными лучами сторожевых прожекторов, Шарнхорст появился во всей своей красе и грозной пока мощи. Для немцев это все стало полнейшей неожиданностью. Чтобы Шарнхорст окончательно понял, что к чему, Дьюк ахнул всем своим главным калибром, как говаривали в парусную старину – произвел залп правым бортом. К Дьюку присоединился крейсер Ямайка. Уже первым своим залпом герцог накрыл линкор, однако реакция у немцев была отменной, и Шарнхорст тут же ответил. Одновременно меняя курс на восток и затем на север, и увеличивая скорость до самый полный вперед. Попадания англичан, как почти всегда, были очень удачными – первый же этот Дьюковский залп вывел из строя башню А, причем орудия башни оказались в поднятом положении, для стрельбы по англичанам, развернутыми на правый борт. Башню А заклинило. Досталось и башне Б, там начался пожар. Его тушили водой, что временно вывело из строя поворотный механизм, но его немного спустя наладили, и башня Б продолжила войну.
В 16.57, к веселью присоединилось Соединение 1, также открыв огонь по пытающемуся оторваться линкору, на скорости 30 узлов двигающемуся сначала на север, затем взявшему восточнее. Шарнхорст огрызнулся, затем вновь занялся Соединением 2 – он развернулся правым бортом к противнику, сделал залп, затем снова повернул на восток.
Англичане потихоньку делали свое дело, в 17.08 очередной залп Дьюка вновь накрыл Шарнхорст, тяжелый снаряд угодил между башней С и авиа катапультой. Взрыв повредил ангар и вызвал пожар, но с пожаром немцы быстро справились.
17.20 – Шарнхорст следует курсом на восток со скоростью 26 узлов, на раненого медведя вот-вот готовы наброситься овчарки, эсминцы Соединения 1, чтобы вонзить свои смертельные клыки, торпеды. Дьюк и Ямайка следуют сзади на дистанции 13000 метров, не прекращая огня.
17.25 – Бей дает радиограмму в штаб, понятно, о чем. Линкор окружен тяжелыми кораблями противника, ведет бой, пытается оторваться.
К 17.30 к торпедной атаке на Шарнхорст стали прицениваться эсминцы группы S (Stord, Scorpion, Savage and Saumarez), Соединения 2, оторвавшись от своих флагманов Дьюка и Ямайки, и последовав на сближение. Дьюк с Ямайкой приотстали до дистанции 16500, Ямайка прекратила огонь, но герцог продолжал стрельбу. К 18.00 разрыв увеличился еще больше, до 18000 метров, ведь скорость Шарнхорста на 3 узла превосходила скорость тяжеловеса Дьюка. Всем был хорош английский супертяж, кроме одной особенности – слишком тяжелого носа, зарывавшегося в волну. В общем, в спринтеры он не годился. Немцы воспрянули и подумали было, что пронесло, оторвались. Бей даже послал еще одну радиограмму, которую можно назвать жизнерадостной – Шарнхорст всегда впереди, в таком духе. А 15 минут спустя еще один залп Дьюка накрыл Шарнхорст, и башня Б вышла из строя – взрыв разрушил систему вентиляции, и выстрел из башенных орудий немедленно заполнил бы башню ядовитым дымом. У линкора, следовательно, оставалась лишь башня С, но пока еще у него оставалось самое главное, его большая по сравнению с основными силами англичан скорость. Шарнхорст продолжал увеличивать дистанцию между собой и грозным Дьюком. Башне С предстояло одной отдуваться за всех, поэтому было приказано перетащить к ее орудиям снаряды башен А и Б, а так как такого конструкцией предусмотрено не было, пришлось носить их вручную.
В 18.19 Бей послал на берег очередную радиограмму: «Противник ведет огонь с помощью РЛС, на дистанции более 18000 метров. Находимся в квадрате АС4965, курс 110 градусов, скорость 26 узлов».
В 18.24 судьба и удача жестоко улыбнулись, одним из тех вывертов, после которых остается лишь разводить руками. Герцог был на расстоянии 19500 метров, снаряд Шарнхорста пролетел сквозь рангоут и такелаж его мачты, и снес часть антенны РЛС управления артиллерийским огнем, после чего Дьюк немедленно прекратил стрельбу, так как без наведения по РЛС это было бы пустой тратой снарядов. К этому времени Дьюк успел сделать 52 залпа. Однако последний снаряд, выпущенный Дьюком, как укол шпаги, нанес Шарнхорсту невидимый глазу, но смертельный удар, перебив одну из жизненно важных артерий – снаряд попал в котельную номер 1, в результате был разорван паропровод, идущий к турбине. В считанные минуты скорость линкора упала до 10 узлов. Бею не понадобилось много времени, чтобы понять, что линкор обречен. Он дает радиограмму в штаб – «Будем драться до последнего снаряда!» В это время на Дьюке, лейтенант Бейтс залез на мачту и исправил повреждения, нанесенные снарядом антенне РЛС. Дьюк обрел глаза.
Ситуация была достаточно простой. С одной стороны, превосходящая скорость у Шарнхорста. С другой стороны, единственная надежда вывести линкор из строя, пока он не успел оторваться, это РЛС и мощные орудия Дьюк оф Йорк. Что-то одно из этих двух выходит из строя, и та или иная сторона получает решающее преимущество. Большая скорость немцев и РЛС с орудиями Дьюка, это постоянные величины. Удачное попадание или иная неожиданность, это переменные, условные величины – проще говоря, удача. Удача решительно отвернулась от немцев, как видим.
Насколько там все зависело от удачи и случайностей, очень ярко демонстрирует следующий поразительный факт. Бей дает трагическую радиограмму в свой штаб, а Фрейзер, в те же минуты, где-то в 18.40, сообщает Барнетту, что надежды достичь Шарнхорста практически нет, и поэтому он, со своим соединением, прекращает преследование линкора и проследует к конвою. Он отдает команду ложиться на новый курс, отказываясь от преследования обреченного Шарнхорста, не зная, что тот обречен! Но рок выносит немцам окончательный приговор, руками лейтенанта Бейтса. РЛС начинает работу, и буквально через минуту офицеры, ведущие боевую прокладку, криком кричат Фрейзеру новость, прозвучавшую победным маршем – «Шарнхорст теряет скорость»! Для этого не надо было даже времени между замерами. Как только РЛС заработала и получили первую отметку, секундные расчеты показали, что с Шарнхорстом что-то не то – за время, прошедшее с момента поломки до момента начала работы, он должен был уйти вон куда, а оказался вот где. Что-то явно не так.

На борту Шарнхорста, однако, о поражении еще не думали. Во всяком случае, в машинном отделении. Инженеры и машинисты бросились заделывать паропровод, прекрасно понимая, что скорость, это уже не победа или поражение, это жизнь или смерть.
В 18.50 в атаку на Шарнхорст выходят эсминцы. Savage и Saumarez стреляют осветительными снарядами, чтобы Scorpion и Stord не промахнулись – те выпускают по 8 торпед, один с дистанции 2000, другой с дистанции 1800 метров. Затем они меняются ролями, и под свет снарядов Scorpion и Stord свои 8 рыбок выстреливают Savage и Saumarez.
Шарнхорст, как затравленный слишком близко подошедшими собаками волк или медведь, своего не упускает, и Saumarez напарывается на взмах все еще могучей лапы – 280-милимметровый снаряд попадает в эсминец. 11 человек погибли, 11 ранены, а эсминец мгновенно теряет скорость до 10 узлов и отползает в сторону под прикрытием дымовой завесы.
Однако эсминцы не промахнулись, из 28 выпущенных торпед 4 попадают в цель, с правого борта. Одна попадает в корму и повреждает один из гребных валов, две попадают в середину линкора, и несколько отсеков затапливаются, одна бьет в райне носа. Надежда восстановить скорость и оторваться исчезает. Из попавших торпед, одна была выпущена с Scorpion, 3 с Savage.
С Шарнхорстом быстро сближаются все корабли британцев, все 13.
В 19.01 Дьюк вновь открывает огонь главным калибром, к нему присединяется Ямайка. Очень быстро Дьюк вновь пристрелялся, и залп за залпом стали поражать смертельной раненый Шарнхорст. Огрызаться он пока мог, но только одной башней С.
К 19.07 дистанция сократилась до 7000 метров, а Шарнхорст уже не мог дать более 10 узлов. В 19.11 - Бей принял свою последнюю в жизни радиограмму, ставшую последней и для линкора – командование сообщало, что к Шарнхорсту выслано все, что может его достигнуть. Подводные лодки, эсминцы и самолеты.
19.12 – огонь открывает Белфаст, с дистанции 15500 метров. Третий залп накрывает линкор, два попадания. Башня С выходит из строя, у Шарнхорста остается лишь пара 150-мм орудий.
В 19.17 Белфаст прегращает огонь и получает команду Фрейзера атаковать Шарнхорст торпедами, что и делает, снчала правым бортом с дистанции 5700 метров, затем после циркуляции, левым бортом. К этому времени вокруг обреченного Шарнхорста столпилось столько английских кораблей, что было приказано прекратить стрельбу тем, кто был слишком далеко, чтобы не стрелять в упор – в противном случае, можно было поразить своих. В дело пошло оружие близкого боя, торпеды. В 19.28 огонь прекратил и могучий Дьюк, сделав по Шарнхорсту 80 залпов, это 446 снарядов. Ямайка сделала 22 залпа, также прекратила огонь и пошла в торпедную атаку, выпустив 2 торпеды с левого борта на дистанции 3200 метров. Затем снова открыла артиллерийский огонь, но это уже была стрельба в упор, 152-мм орудиями.
К 19.30 Шарнхорст еле полз на скорости 5 узлов, с сильным креном на правый борт, курсом, переходящим в циркуляцию. А с 19.33 началась бойня, битва закончилась. Один за другим в атаку на линкор выходили эсминцы и легкие крейсеры, одна за одной в линкор били торпеды, немыслимым количеством попаданий – 2 попадания, затем 3, затем еще 2, затем еще 2… Линкор охватывают пламя и серия мощных взрывов, густые клубы дыма скрывают его от глаз победителей, а в 19.45 раздается грохот сильнейшего взрыва (скорее всего, взорвался боезапас носовых башен), и линкор быстро уходит под воду с сильным креном на правый борт и дифферентом на нос. Останки линкора отыскали лишь недавно, и судя по их анализу, корпус разорвало взрывом на две части, носовая до башен главного калибра, именно поэтому линкор так быстро и затонул. Он погиб в точке 72° 16' N and 28° 41' E. В 19.48 Белфаст и один из эсминцев прицелились было еще пострелять торпедами, но быстро выяснили, что стрелять уже не в кого.
Дальше идут, как и полагается, трагедия и героизм. По имеющимся сведениям от уцелевших, командир линкора Хинце и контр-адмирал Бей отдали свои спасательные жилеты молодым морякам, в воду – ледяную воду Арктики – попали сотни людей. Англичане начали спасать людей, но увы, не слишком долго этим занимались. В 20.30 Фрейзер получил подтверждение гибели линкора с эсминца Scorpion, от одного из спасенных, и тут же приказал всем кораблям следовать к конвою и дальше в Кола. Не забудем, что визуально гибели линкора англичане наблюдать не смогли, из-за сильного дыма. Поэтому Фрейзер ждал подтверждения. Дождавшись, он прекратил спасательные работы приказом следовать за ним. Несколько сот людей остались в воде на месте гибели линкора, и смерть их была не легкой. Официально оправданием стал все тот же довод, знакомый нам по потоплению Бисмарка – опасение атак немецких подводных лодок.
Позже в тот вечер адмирал Фрейзер отдал должное мужеству немцев, заявив своим офицерам «Джентльмены, мы победили. Надеюсь, каждый из вас, окажись он перед лицом значительного превосходящего противника, будет драться так, как дрался экипаж Шарнхорста». Лучше, наверное, не скажешь. Из 1968 человек, находившихся на Шарнхорсте, спасли всего 36. Matchless подобрал 6, а Scorpion 30. 


Строительство, испытания, учеба
 Нападение на Северный патруль
Операция Nordmark
 Операция Weserübung
 Операция Juno
 Возвращение
 Операция Берлин
 Март 1941 – февраль 1942 - стоянка в Бресте
 Прорыв
 Ежики в тумане
 Последние месяцы жизни
 Последняя операция линкора - Остфронт 

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Автор: Войтенко М.Д



Важно знать о Норвегии Scharnhorst. Последняя операция линкора - Остфронт


 
Новости из Норвегии
  • Норвегия стала первой страной в мире, полностью отказавшейся от FM-радио
  • 8 декабря родился писатель Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон
  • Флот норвежской круизной компании "Хуртирутен" скоро пополнится 2 современнейшими судами
  • Вышла новая книга о Шпицбергене
  • Вчера в стенах Российского государственного гуманитарного университета прошла Международная научная конференция
  • Норвежцев становится больше
  • Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории».
  • rss новости на norge.ru все новости »

    Попробовать искать через Google?


    Web www.norge.ru

    Библиотека и Норвежский Информационный Центр
    Норвежский журнал Соотечественник
    Общество Эдварда Грига


    SCHARNHORST. Последняя операция линкора - Остфронт Назад Вверх 
    Проект: разработан InWind Ltd.
    Написать письмо
    Разместить ссылку на сайт Norge.ru