Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Культура Норвегии/Статьи о культуре/Образ тролля в фольклоре и литературе/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Праздники в НорвегииИскусство Норвегии Статьи о культуре
Фотоальбом НорвегииАрхитектураТеатр Норвегии
Наука НорвегииЖивопись НорвегииНациональная кухня Норвегии
Фольклор НорвегииКультура и искусство в норвежской школеНациональный костюм

Образ тролля в фольклоре и литературе

Троллей можно смело назвать самым известным персонажем скандинавского фольклора, прежде всего, сказок и баллад.

Кто же такой тролли? Тролль - это тролль. Он большой и безобразный на вид. У него бывает, как и людей, одна голова, а бывает - три, девять или даже двенадцать. Он необыкновенно силен, но страшно глуп. И его очень легко обмануть.

 Живут тролли в основном в горах и лесах Норвегии, хотя встречаются они и в Швеции, но их никогда не бывает в Дании. Как писал классик норвежской литератры Бьёрнстьерне Бьёрнссон, «тролли в Дании не уживаются. Случается, конечно, время от времени какому-нибудь троллю перейти вброд море и окинуть взором безлесные, озаренные солнцем датские земли. Но покачает он своими многочисленными головами - и снова переходит вброд море, вскипающее пеной под его тяжелыми шагами. Он возвращается в Норвегию, потому что там - его родина».

Есть тролли и в Исландии. Их называют трётлями. Эти великаны - родственники норвежских и шведских троллей. Трётли безобразны и глупы, жадны и мстительны, обычно причиняют людям массу неприятностей (например, крадут скот), но преданы тем, кто окажет им услугу. Живут они в горах по одиночке. Из лап почти никогда не выпускают железную палицу или нож. Они не выносят колокольного звона и никогда не тронут человека, отправившегося в горы сразу после церковного причастия. Как и тролли, с наступлением дня или при попадании на них луча солнца, превращаются в камень.

Жен исландских троллей называют скессами. Они глупые и мстительные, но очень любят своих детей-тролленышей. Скессы часто крадут красивых мужчин, утаскивая их в горы, или выходят за них замуж. Есть жены и у норвежских троллей, только их называют гюграми.

Вообще, украсть красивого принца или принцессу и утащить его в гору - любимое занятие троллей в сказках.

Все тролли выглядят по-разному. Одни - высокие, как горы, другие - не выше человека.  Голова тролля часто похожа на пень. Носы у них некрасивые, очень большие и все в бородавках. Рты широкие, до ушей, с желтыми клыками. Глаза маленькие и прищуренные. У некоторых троллей всего один глаз, и расположен он посреди лба. На голове растет трава, вереск и даже деревья.

У всех троллей есть хвостик. Хвост - вообще отличительная черта скандинавской нежити. Есть коровий хвост и у красавицы-хюльдры - норвежской горной ведьмы. Силе чар хюльдр не мо­жет противостоять ни один парень. У хюльдр часто рождаются от земных мужчин дети. Хюльдры могут помогать людям, и тогда советов их, как советов фей, надо слушаться беспрекословно, или вредить смертным. Они часто воруют еду, которую забыли перекрестить. Являются они в усадьбы невидимыми, потому что у них есть шапка-невидимка.

Горные жители очень хитры и бессовестны, но хуже всего ведут они себя летом, когда народ перегоняет скот на летние пастбища - сеттеры. Наступает тогда для хюльдр и троллей настоящий праздник. Девушки, остающиеся на сеттере, думают больше всего о парнях и забывают перекрестить молоко, сливки и прочую еду, и тут уж тролли могут взять все, что пожелают. И случается, что их даже удается увидеть. Происходит это не часто, но бывает. Иногда хюльдры и тролли живут в домах людей  в горах всю зиму.

Горные жители обычно не начинают первыми ссоры с людьми, если только те не станут слишком уж им надоедать. Зато когда разозлятся, могут превратить человека в кого угодно. Сам же тролль может обернуться и принцем, и козой, и черной собакой, и медведем, а то и просто деревом.

Тролли очень любят зло подшутить над человеком. Ночью они выбираются из своих гор на землю и начинают пугать людей. Могут схватить лошадь под уздцы и начать водить ее кругу на полянке. Как не пытается человек повернуть свою лошадку - ничего у него не получается. Тут есть лишь один способ побороть злую силу - посмотреть через хомут, чтобы увидеть, кто там из горных жителей вышел в наш мир и шутит с тобой такие злые шутки. Как только увидишь через хомут тролля - тут же нечисть от тебя отступится.

Часто тролли утаскивают людей к себе в гору. Чтобы вызволить человека из горы, надо зазвонить в колокола. Тролли очень боятся звона церковных колоколов и предметов, изготовленных из стали.

Из тех, кто попадал в плен к троллям, одни пробыли у них несколько минут, другие - долгое время, а третьи и вовсе остались у горных жителей навсегда. Тролли заставляли своих пленников, одинаково и мужчин и женщин, исполнять самую черную работу.

Тролли любят подсовывать мужьям, у которых похищены жены, живых кукол, как две капли воды похожих на их жен. Эти подменыши вскоре начинают болеть и умирают, и мужья хоронят их, так и не распознав подмены. В таких случаях у похищенных женщин уже не остается никаких надежд на спасение.

К сожалению, люди, вырвавшиеся из горы, часто не могут оправиться от тяжелого потрясения и теряют разум.

Как уже говорилось, тролли довольно легко меняют свою внешность, могут уменьшаться или увеличиться в размерах и принимать облик другого человека. Им ничего не стоит обратить на свадьбе красивой девушки в  жениха и похитить невесту. Если невеста заметит подмену, она должна попросить кого-нибудь бросить на пол любой стальной предмет или пару раз выстрелить возле дома. Это должно прогнать тролля.

Иногда не тролли утаскивают людей в гору, а сами люди женятся на ком-нибудь из троллиного племени.

Часто тролли крадут у людей детей и подсовывать вместо них своих троллят - подменышей. Чаще всего это случается на Рождество. Обернувшись кошкой, тролль проникает в дом и подменяет человеческое дитя своим тролленышем. Блестящие стальные предметы, псалтырь или даже просто чеснок могут помешать троллю проникнуть в дом.

Подмену заменить не так просто. Лишь с течением времени родители начинают понимать, что у них подменили ребенка. Тролленок совсем не растет, у него лишь увеличивается голова. Зато ест он за семерых. У подменыша, как правило, бывают маленькие косящие глазки, темная кожа и обросшие шерстью уши.

Чтобы избавить от тролленка, надо заставить его выдать свое происхождение. Тут матери идут на разные хитрости. Одна мать, например, стала варить кашу в яичной скорлупе. Подменыш от удивления позабыл обо всем на свете, спрыгнул с кровати и закричал: «Давно я живу на свете, но никогда еще не видел, чтобы кашу варили в яичной скорлупе!» Тут он понял, что выдал себя и убежал в горы.

Имена троллей, как правило, очень неблагозвучны - например, Гури Супное рыло, Громадный Нос, Вонючка, Грязнуля.. Зато их коров зовут очень поэтично  - Полное вымя, Серебряный нос или Золотой хвост.

Обычно в каждой горе живет по одному троллю. Но не все живут поодиночке, некоторые живут и семьями. Доврские горы, в которые отправился Пер Гюнт воевать с троллями, известны как раз тем, что в них живут многие троллиные семьи. Все знают, что ни в одних других горах Скандинавии не живет столько троллей, как в Довре.

В Доврских горах живет и большой тролль - Доврский дед, который получил свое имя в честь великана Довра, которого конунг Харальд Прекрасноволосый спас от плена. Он живет в горе, называемой Снежная Шапка, и эта самая высокая гора в Норвегии. В соседней горе живет его брат, а через две вершины  - их старик-дядя. Именно в царство Доврского деда попадает в пьесе Хенрика Ибсена Пер Гюнт.

Никто не знает, сколько живут тролли, известно лишь, что очень долго. На глазах у молодого тролля дубовый лес может трижды вырасти и погибнуть, а на глазах у старого - семь раз.

Тролли не должны появляться на солнце, ибо первый же солнечный луч превратит их в камень.

Откуда же на свет появились тролли? Происходят они от ётунов, или великанов, которые жили на земле задолго до людей. Вот как об этом рассказывается в скандинавских сказаниях.

Задолго до того, как создана была земля, существовал уже Нифльхель, царство мрака и холода. В середине его находился источник Кипящий Котел. На юге же лежал Муспелльсхейм – царство света и жара, окруженное пламенем, никому не доступно; черный великан Сурт, вооруженный огненным мечом, защищал вход в него. Нильфхель отделялся от Муспелльсхейма страшною Мировою бездною Гиннунгагап; в бездну устремилось из источника Хвергельмир двенадцать шумных потоков, и по мере того как потоки эти удалялись от своего источника, они остывали, и ядовитая вода их постепенно превращалась в лед, а яд выступил наружу росою и превратился в иней.

Когда льда накопилось, наконец, так много, что он не мог уже двигаться, он заполнил всю бездну между светлым царством и царством мрака и холода. Над грудами льда скапливался туман и, замерзая, тоже превращался в лед, нагромождаясь над бездною слой за слоем. На северном конце  эта бездна была вся укрыта снегом и льдом, и царствовали там метели, бури и непогоды; на южном же конце, обращенном к Муспелльсхейму, было светло от искр, залетевших туда из этого жаркого царства.

Искры падали на снег и иней: снег и иней таяли, превращались в капли, которые, оживая, соединялись и приняли, наконец, образ великана Имира. Вместе с Имиром из инея  возникла корова Аудумла, и она-то и питала Имира своим молоком.

Из частей тела Имира и возник мир. Из ног и зубов - горы, из плоти - суша, из крови - моря и озера, а из волос - леса.

Имир и другие великаны жили в Етунхейме, или Стране Великанов,

Великаны олицетворяли собой зло, тогда как боги были воплощением добра. Вот от них-то и произошли тролли.

«Тролль» - очень древнее слово, встречается во всех германских языках. В «северных» языках слово означало мифологического великана. И в языческие времена, и во времена раннего христианства тролли считались главными противниками человека, очень опасными и обладающими огромной колдовской силой. После принятия христианства в Скандинавии троллей стали считать дьявольскими помощниками. Конунги Олав Трюгвассон и Святой Олав боролись с троллями, о чем повествуется в древнесеверных сказаниях, в том числе и в сагах.

Постепенно из мифов и сказаний тролли перешли в сказки и баллады.

Самыми распространенными в Скандинавии являются рыцарские баллады, где идет речь об условном герое-рыцаре, и волшебные баллады, или сказочные, связанные со сказкой. Граница между этими двумя видами баллад довольно расплывчата, ибо герои их неизбежно встречаются со сверхъестественными существами - чаще всего, эльфами и троллями. С XVI по XIX века были очень распространены баллады, в основе сюжета которых лежит похищение дев троллем.

Но тролли появляются не только в сказочных балладах, встречаются они ив балладах исторических, то есть в балладах, в которых речь идет об исторических персонажах, часто упоминаются тролли. В Дании, например, это баллада о борьбе Олава Святого с троллями в Хорнелюммере.

Баллады сказочные, несомненно, генетически связаны с быличками и волшебными сказками. В них, как правило, есть романтическая завязка и обычна трагическая развязка. Для баллад, в которых появляются тролли, характерны такие сказочные сюжетные типы как «Похищение невесты», «Ученик колдуна», «Заколдованный жених».

Собирать фольклорные произведения в Скандинавии, как и во всем мире, стали лишь в XIX веке. Самыми известными собирателями сказок в Скандинавии были норвежцы Петер Кристен Асбьёрнсен (1812 - 1885) и Йоргеном Му (1813 -1882), которых часто называют норвежскими братьями Гримм, и швед Гуннар Улоф Хюльтен-Каваллиус (1818 - 1889). Именно на их собраниях основаны многие произведениях скандинавских писателей.

Во всем мире известен датский писатель Ханс Кристиан Андерсен (1805 - 1875). Именно ему принадлежит честь создания сказки лите­ратурной, авторской. Еще при жизни его называли королем сказки.

Андерсен в период 1835 по 1852 гг. опубликовал четыре сборника сказок - "Сказки для де­тей", "Новые сказки", "Истории", "Новые сказки и истории". Каждый из этих сборник представляет собой законченное и нерушимое целое. Всего Андерсеном было написано 156 сказок. Сам Андерсен был страшно недоволен, что его считают чисто детским писателям, поскольку считал свои сказки адресованными читателям всех возрастов.

Сказочное творчество Андерсена условно делится на два периода: ранний этап - 1830 - 1840-е годы, когда писатель в основном обрабатывает сказки народные, и этап более зрелого творчества - 1840 - 1870-е года, - когда создаются сказки по им самим выдуманным сюжетам. Сказки Андерсена - собственно его сказки - намного длиннее ска­зок, построенных по мотивам народных, и имеют собственную творческую историю. Все авторские сказки писателя - в отличии от сказок народных, су­ществующих в великом множестве вариантов, - "стабильны", неизменяемы.

В России, к сожалению, плохо известна сказка Андерсена «Эльфийский холм», в которой тролли, эльфы и прочая нечисть являются главными героями. Эта сказка написана в 1845 г. и представляет собой чисто авторскую сказку, в которой под видом фольклорных персонажей скрываются реальные личности. Так, под видом «старого тролля, истинного норвежца»  выведен норвежец Маттиас Боей, женившийся на падчерице Йонаса Коллина, друга Андерсена. Сыновья Боей становятся прообразами молодых троллей.

Появляются тролли и в других сказках Андерсена - например, в «Снежной королеве», которая сначала называлась «Зеркало тролля». В этой сказке образ тролля толкуется Андерсеном как образ дьявола: «Жил-был тролль, злющий-презлющий, то был сам дьявол».

Именно в роли бесов-соблазнителей, олицетворяющих человеческие пороки, появляются тролли и в драме норвежского драматурга Хенрика Ибсена.

Пер Гюнт - историческое лицо, жившее в долине Гюдбрандсдалерен в XVIII веке. Он - герой сказки из собрания Асбьёрнсена и Му,  в основе которой лежит сюжет о том, как смелый и ловкий крестьянский парень одурачивает глупых троллей. В пьесе Ибсена Пер Гюнт, наделенный смекалкой и лукавством фольклорного персонажа, оказывается эгоистом, готовым идти на любые сделки с совестью, что и притягивает к нему троллей. Осознание бесцельно прожитой жизни для очень неоднозначного персонажа Ибсена становится настоящей трагедией.

В первых трех актах пьеса почти целиком опирается на фольклорные традиции - например, фан­тастические персонажи горного короля и злобных троллей, волшебника-пу­говичника и гномов. Однако с четвертого акта начинает преобладать со­циальная сатира, столь характерная для всего творчества Ибсена.

Очень интересен и придуманный и долго не поддающийся расшифровке персонаж драмы, известный в русском переводе под именем «Великой Кривой». Это символ  «серости» и трусливого «пути сторонкой» Пера Гюнта. Кривая представляет как бы «наизнанку» самого Гюнта. Очень долгое время исследователи не могли расшифровать слово «boygen», которым в оригинальном тексте Ибсен назвал своего персонажа. Один из знаменитых норвежских иллюстраторов 19 века Теодор  Киттельсен сделал несколько рисунков к драме. Он изобразил Великую Кривую в виде тумана, окутывающего Пер Гюнта, некоего инеистого великана, у которого нет твердого тела. Тем не менее хотя посыл Киттельсена был правилен - под Великой Кривой в пьесе действительно скрывается тролль, только не совсем обычный - это тролль-дракон, генетически связанный с Мировым Змеем, одним из детей великанши Ангрбоды  и бога Локи. Само слово «boygen» - диалектное и означает «опоясывать».. Как известно из северной мифологии Мировой Змей был брошен асами в глубокое море, и там вырос он до таких размеров, что лежит теперь, плотно обвившись вокруг земли, и грызет свой хвост.

Интересно, что и сам Киттельсен (1857 - 1914)  на основе народных норвежских сказок создал свою знаменитую книгу сказок о троллях. Он лучше всех знал норвежских троллей и всю свою жизнь рисовал их. Дочь Киттельсена - Игрид Киттельсен Трейдер - в воспоминаниях о детстве писала: «Мы никогда не видели вблизи в лесу троллей, но прекрасно знали, что они прячутся неподалеку и подстерегают нас - особенно, когда мы совершаем прогулку в одиночестве. И поэтому мы предпочитали гулять вместе с папой, потому что в этом случае нам не приходилось опасаться даже тролля. В том, что папы видел троллей, водяных и хюльдр, мы нисколько не сомневались. И нам тем более не показалась странным, что, когда папа узнал о рисунках троллей, выполненных художником Блоком, он воскликнул: «Он рисует троллей? Он? Да ведь он в жизни ни разу не видел тролля!» Нам, детям, казалось настоящим оскорблением, если кто-то другой, кроме папы, пытался нарисовать тролля, ведь им и пытаться не стоило - им, которые в жизни своей ни разу не видели тролля».  Заметим, что в Швеции самым известным «портретистом» троллей был Йон Бауэр (1882 - 1918).

Появляются тролли и в сборнике рассказов другого норвежского писателя - Юнаса Ли (1833 - 1908), который так и называется «Тролль». В него включены  сказки и предания норвежского народа.

В Швеции в 1907 - 1937 гг.  выходит журнал «Среди домовых и троллей», в которых печатались произведения таких известных сказочников как  Эльса Бесков, Хелена Нюблум, Анна Валенберг, Яльмар Бергман.  Все они тоже писали о троллях.

Появляются тролли и в произведения знаменитой шведской писательницы Сельма Лагерлёф (1858-1940), которая активно использовала народные сказания и легенды. В 1915 - 1921 гг. ею создан двухтомный сборник литературных сказок “Тролли и люди” (1915 - 1921). В сказочных новеллах “Предании старого пастбища”  и “Халландской истории” Сельма Лагерлёф использовала старинные предания о троллях, всячески вредящих людям, ворующих у них скот и похищающих невест.

Классик  шведской литературы Яльмар Бергман (1883 - 1931)  в своих ироничных сказках, которых он написал коло 50, также обращается к  «троллиной» теме. Как и Ибсена и Лагерлёф, тролли в сказках Бергмана воплощают собой зло и темные силы, таящиеся в душе самого человека. Жизнь - это борьба между добрыми и злыми силами, и тролли - конкретное воплощение этих злых сил. Недаром Пер Гюнт говорит: "Тролль, доволен будь собой". Тролли существуют в нас самих, и сказки учат ребенка преодолевать в себе страхи, эгоизм и зло, воплощенные писателями в образах троллей..

Совсем  иначе толкуются образы троллей в современной детской литературе. Можно сказать, что тролли в результате эволюции превратились из злобных и опасных противников человека в добрых и милых маленьких сверхъестественных существ, продолжая злобствовать лишь в произведениях в жанре фэнтези.

Самыми известными современными троллями, вне всякого сомнения, являются  муми-тролли, созданные финской писательницей Туве Янссон (1914 - 2001), писавшей по-шведски. Именно она создала это всемирно известный образ - похожего на бегемотика с добрыми глазами и крошечным хвостиком Муми-тролля, который вместе со своими родителями живет в голубом домике в Муми-доле. Муми-тролли никому не причиняют зла и всегда рады новым гостям. Зимой Муми-тролли погружаются в спячку, набив себе желудок еловыми иголками. Со своим предком - настоящим троллем - Муми-тролль встречается в повести «Волшебная зима».

Из книг о троллях, вышедших в Скандинавии в последнее десятилетие,  следует отметить книги норвежской писательницы Фрид Ингульстад. Это ее сказки о тролля и семействе ниссе и большая книга "Тролли", представляющих собой, по сути дела, насто­ящую энциклопедию по фольклору, адресованные детям и их родителям. В троллиной энциклопедии чи­татели найдут полные свод правил и сведений об этих волшебных существах - от истории их появления на свет до рецептов приготовления их любимых блюд и - что не менее важно - узнают, что нужно делать, если встретишь в лесу тролля.

А закончить статью хочется словами норвежского профессора-фольклориста Улава Бё: «Сегодня никто не станет отрицать, что вера и выросшая на ее почве поэзия являются неотъемлемой частью истории культуры. Природа была бы менее таинственной и интересной и существование наше более бедным, если бы вера и поэзия не сопутствовали нам и теперь».

 

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. с разрешения автора Наталии Будур



Важно знать о Норвегии Наталия Будур - Образ тролля в фольклоре и литературе


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Образ тролля в фольклоре и литературе Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru