Раньше я давал деньги нищим. В холодные дни, когда нищие, казалось, особо нуждались в еде или чашке кофе, я давал им несколько монет. Мелочь, думал я, значит для них гораздо больше, чем для меня.
Однако теперь я перестал это делать.
Аргументы «против» делятся на две категории.
Циничные аргументы
С одной стороны у нас есть традиционные, несколько циничные аргументы, которые имеют определенный вес. Каждая крона, которую мы даем попрошайкам, делает попрошайничество более прибыльным, а работу – менее прибыльной, благодаря чему в Осло теперь сотни нищих, которым мы хорошо платим за их попрошайничество. Это печально, потому что мы хотим, чтобы люди работали, а не выпрашивали деньги. В то время как работа продуктивна, а попрошайничество – нет, и часто выпрашивание денег превращается в бремя. У нас нет никаких гарантий, что деньги, которые мы даем, используются на благо, и они могут быстро потратить их на финансирование организованной преступности.
Хотя эти аргументы имеют определенный вес, они не были для меня решающими.
Для меня важно то, что, давая деньги нищим, мы неэффективно и несправедливо расходуем наш бюджет.
Несправедливость
Во-первых, экономисты могли бы рассказать нам, что, давая деньги нищим, мы, вероятно, даем их тем, кто уже получил многое от нас до этого. Успех попрошаек зависит от того, в каком районе города они «работают», как выглядят и что говорят, когда мы проходим мимо. Статистика показывает, что мы даем деньги тем, кто расположился в удачном месте и знает, как заставить людей открыть кошельки.
Несколько дней назад я остановился понаблюдать за нищей женщиной, которая была немного похожа на мать Терезу. Перед ней было небольшое изображение Иисуса Христа, и когда люди проходили мимо, она наклоняла голову, складывала руки и просила, называя имя Иисуса Христа в метре от потенциальных «спонсоров попрошайничества». Один из десяти давал ей деньги.
Возможно, мы можем избежать несправедливости, следуя продуманной стратегии, когда мы даем деньги нищим. Но даже если у нас есть продуманная стратегия, мы по-прежнему будем напрасно тратить деньги, отдавая их нищим на улицах Осло, которые, в большинстве своём, не нуждаются и не заслуживают нашей помощи.
Не лучший способ помочь
У некоторых нищих довольно плохая жизнь, но у них у всех есть одежда и еда, и большинство может позволить себе такие вещи как кофе и сигареты. В мире, где тысячи людей каждый день умирают от голода, позволить себе кофе и сигарету не так уж плохо, но когда мы даём 10 крон нищему в Норвегии, умирающий человек из другого уголка мира этих 10 крон никогда не получит. Нищие на улицах Осло, которые родились в Норвегии или сумели добраться сюда, часто находятся в числе 50% людей с наибольшим потенциалом, у многих из них есть образование и возможности, о которых миллионы бедных могут только мечтать людей.
Не слишком ли жестоко утверждать, что неэтично давать деньги нищим? Ведь это нам выбирать, как тратить деньги. Возможно, это наше решение, но давать деньги нищим просто расточительство. В случае, когда нам нужна помощь, идти просить милостыню ужасный выход из ситуации. Это и не самый лучший способ помочь кому-то, кто нуждается в помощи. В любом случае и независимо от цели, это неэффективное использование денег, и в мире с большим количеством бедных нерациональное использование денег является этической проблемой.
Самое эффективное
Мораль такова, что если мы хотим помочь ближнему, то не стоит воспринимать это буквально и помогать тем, кто находится в непосредственной близости и выглядит так, что в нас просыпается сострадание. Помогать нужно тем, кто больше всего в этом нуждается, кому будет важна каждая крона и кто в меньшей степени виноват в ситуации, в которой они оказались. Чтобы помочь действительно нуждающимся, мы должны решить, сколько денег мы готовы дать, чтобы помочь другим, найти наиболее эффективную форму гуманитарной организации, наладить ежемесячную систему денежных переводов на постойной основе и ответить «нет, извините» в следующий раз, когда нищий будет просить несколько крон.
Материал на норвежском
Автор: Ole Martin Moen
Опубликовано: БНИЦ. перевод: Ракова Катя, под редакцией Шепелева К.В.
Источник: Aftenposten
Фотография: Monica Strømdahl