Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Кинематограф Норвегии/Фильмы 1900-1990х гг./Под каменным небом (Under en steinhimmel, 1974)/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Имена в норвежском кинематографеДетские и семейные фильмыМультфильмы
МероприятияСтатьи о кино Фильмы 1900-1990х гг.
Фильмы 2000х гг.Фильмы 2011-2014 гг. 

Под каменным небом (UNDER EN STEINHIMMEL, 1974)

Октябрь 1944 года. В цепи сокрушительных ударов Советской Армии по врагу появляется новое звено — Крайний Север.
Войска Карельского фронта и моряки Северного флота разгромили фашистов в Советском Заполярье и вышли к государственной границе с Норвегией... Об одном из эпизодов этой великой битвы и рассказывает фильм.

Режиссеры: Кнут Андерсен, Игорь Масленников

В ролях: Арне Ли, Евгений Леонов, Веслемей Хаслунд, Николай Бурляев, Олег Янковский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Федор Одиноков, Виктор Ильичев, Елена Соловей, Павел Кашлаков, Жанна Сухопольская

Производство: Ленфильм, Тимфильм (Норвегия)

Год: 1974

Воспоминания о фильме: "Норвежский король плакал на премьере"

Эта история началась для меня с краеведческой загадки, а закончилась замечательным, но, к сожалению, мало кому известным ныне фильмом. Расскажу обо всем по порядку. Лет десять назад во время поездок по норвежскому приграничью я познакомился с Юрием Дмитриевичем Козыревым. Жил он в округе Киркенеса, в селении Гренсе Якобсельв, в доме «с видом на Россию» - из его окон была видна рубежная черта, разделяющая два государства, и частица русской территории. Козырев - потомок эмигрантов первой волны, перебравшихся в Страну фьордов вскоре после революции, высокий, общительный старик, сохранивший неподражаемый, исконный поморский говор, много рассказывал мне о прошлом этих мест, о своих родителях, о собственной судьбе. Была только одна тема, которой он упорно избегал, - война. О причинах такой скрытности теперь, после смерти Юрия Дмитриевича, могу лишь догадываться. На мой взгляд, его биографией времен Второй мировой вполне можно гордиться. Однако узнал я о ней не сразу, не вдруг. Просто однажды наткнулся на рассказ Юрия Нагибина «Сентиментальное путешествие». Повествуется в нем о послевоенной, спустя десятилетия, поездке бывшего командующего немецкими войсками в Северной Норвегии по местам прежних боев. Заехал он и в Гренсе Якобсельв, где мать Козырева, Ксения Михайловна, не знавшая, кто перед ней стоит, поведала немцу о том, что в военные годы сыновей ее, Юрку и Андрюшу, забрали советские моряки:
« - Ночью на шверботе пришли. Ребята цельный год у них во флоте прослужили…
Она достала из комода старинный альбом с почерневшими серебряными застежками, где были наклеены фотографии…
- Это вот старший лейтенант Леонов, который сыновей моих увел. Он теперь капитан второго ранга, дважды Герой, до сих пор письма пишет. А это вот Юрка с Андрюшей, видите, тоже в морской форме. Они радистами служили».
Детали, приведенные Нагибиным, настолько точны, что у меня возникло ясное ощущение: он бывал в доме Козыревых - там, где спустя десятилетия гостил я. И не матерому нацисту, а известному советскому писателю показывала Ксения Михайловна Козырева семейный альбом, рассказывала о сыновьях. Но когда и как это произошло? Вопрос требовал ответа. Начались поиски, которые, впрочем, долго не давали результата. Разгадка нашлась случайно. И тоже - в Стране фьордов. Как-то раз в Киркенесе, общаясь со старожилами, обратил внимание на показавшийся странным речевой оборот: «Это давно было - когда наши с русскими кино снимали». Сразу выяснить, в чем тут дело, не удалось, но, вернувшись в Мурманск, я навел справки. И узнал много интересного.
В 1973 году «Ленфильм» получил предложение от норвежской компании «Тимфильм» на совместную постановку. Осенью 74-го картина была готова…
Группа советских солдат идет навстречу выходящим из глубокого туннеля норвежцам. А те радостно, со слезами на глазах бросаются к своим освободителям, жмут с волнением руки, хлопают по плечу, что-то торопливо говорят. Тем временем со всех сторон уже бегут, идут, подходят люди, одетые в гимнастерки, куртки, свитера, полосатые рубахи. И в глубь экрана, как бы развертываясь во всю ширь, движется, колыхается, вьется на ветру огромное полотнище самодельного красного флага. Таковы финальные кадры фильма «Под каменным небом». Сопостановщиком ленты с советской стороны стал Игорь Масленников - режиссер, более всего известный отечественному зрителю как создатель цикла фильмов по рассказам Артура Конан Дойля.
- Нас, работников картины, запущенной под грифом «совместное производство», - делился Масленников впечатлениями с корреспондентом ленинградской газеты «Кадр», - волнует множество вопросов. Ведь такой фильм делается людьми, которым предстоит узнать друг друга в работе, на отдыхе, в минуты раздумий и споров, советов и предложений, будней и праздников. Для меня на первый план тут выступает радость совместного творчества, совместных поисков, истинная профессиональная дружба представителей двух народов.
Эту ленту снимали не на Кольском полуострове, но все же ее с полным основанием можно считать мурманской. Ведь повествует она о событиях, по-особому памятных нам - северянам: об одном из эпизодов Петсамо-Киркенесской операции, связанном с освобождением Киркенеса. Директива немецкого командования предусматривала сожжение норвежского города в случае возможного отступления. Его жители знали об этом, а потому при подходе советских войск заблаговременно укрылись в штольне железодобывающего рудника в местечке Бьорневаттн. Под ее «каменным небом» и разворачивается действие фильма. Дело в том, что уничтожение рудника со всеми его службами, складами и запасами тоже входило в планы фашистов. Переселение туда людей стало для гитлеровцев неприятной неожиданностью, не переменившей тем не менее их намерений. Поскольку горожане отказались покинуть рудник, решено было взорвать его вместе с ними. Вместе с двумя с половиной тысячами человек! Но бойцы норвежского Сопротивления сообщили об этом командованию советских войск. На помощь послали небольшой отряд разведчиков, который и сумел спасти от гибели жителей норвежского приграничья. Такова вкратце сюжетная канва картины.
- Мы с Игорем Масленниковым были поставлены в нелегкое положение, - вспоминал позже возглавлявший норвежскую часть съемочной группы режиссер Кнут Андерсен, - приходилось искать общий язык в процессе работы - иногда в прямом смысле слова: с переводчиками были всякие проблемы, мы уже договаривались, как могли, на ломаном английском с обеих сторон. Был установлен четкий ритм работы: каждое утро мы встречались и обменивались раскадровками, выбирали лучший вариант или находили компромиссное решение. Надо сказать, что Игорь, будучи русским человеком, очень близко к сердцу принял историю Киркенеса, серьезно изучил период фашистской оккупации Норвегии. Это его неравнодушие к нашей истории очень расположило к себе людей - они чувствовали его заинтересованность. В Норвегии у него осталось очень много друзей.
Известно, что консультировали актеров и режиссеров жители приграничья, пережившие военное лихолетье. В том числе, возможно, и Козыревы. Но - не будем забегать вперед. Снимать начали в январе 1974 года в… Гурзуфе. Как ни странно, именно пейзаж зимнего Крыма был признан более всего соответствующим природе Северной Норвегии. Павильонные кадры делались в Ленинграде. В апреле киногруппа приехала в Киркенес.
- Во время съемок нам нужны были большие массовки, - сообщал о ходе работы исполнитель главной роли Евгений Леонов, - и у меня сложилось впечатление, что в картине снялось чуть ли не все население этого небольшого норвежского городка.
Он же вспоминал о теплоте и сердечности взаимоотношений с местным населением и даже о том, как ловил рыбу в Норвежском море «на веревку с семью крючками, и на каждом - по треске!». Не обошлось и без трудностей. Ленфильмовский оператор Владимир Васильев, по свидетельству очевидцев, не раз и не два испытывал на себе, как застывают на морозе, деревенеют пальцы, держащие ручку турели киноаппарата, глаза застилает летящий с ветром снег, мокрый или сухой, острый, колющий лицо, а команда ведущего режиссера: «Внимание! Съемка! Мотор!» - воспринимается, словно команда командира на поле боя. Норвежские участники съемочной группы, со своей стороны, помогали нашим соотечественникам чем могли и даже говорить на площадке старались по-русски, ибо считали, что фильм о подвиге советских солдат должен прежде всего звучать на русском языке.
- Я многому научился в работе над этой картиной, - пояснял Масленников. - Она была постановочно довольно сложная, и вообще нас не миновали все те трудности, что возникают в совместных постановках, когда перед разными сторонами неизбежно возникают разные задачи. Нас с Кнутом Андерсеном сплотило нормальное отношение к работе. Это были отношения без фальши; искренность, доходившая до регулярных скандалов, родила дружбу.
Состав актеров в фильме «Под каменным небом» вполне можно назвать звездным. По крайней мере, с советской стороны. Судите сами: помимо Леонова, ставшего на экране командиром разведвзвода старшим лейтенантом Кравцовым, прототипом которого был Герой Советского Союза Дмитрий Покрамович, снимались Олег Янковский, перевоплотившийся в Яшку - веселого шофера-одессита, Анатолий Солоницын - немецкий полковник Хофмайер, Николай Бурляев - сержант Васильев, жертвующий собой ради спасения жителей Киркенеса. Отлично справились со своими ролями Николай Гринько и Елена Соловей. Не потерялись в общем ансамбле и норвежцы: Арне Ли, Веслемей Хаслунд, первый в Стране фьордов актер-саам Нильс Утси, Коре Таннвик, Бернард Рамстад, Эйвольд Эйен и другие. Сыграл свою роль в работе над картиной и Мурманск, ставший перевалочной базой, откуда съемочная группа отправлялась в Норвегию и куда доставляли всю необходимую кинематографистам аппаратуру. Не случайно первый общественный просмотр новой ленты тоже состоялся в областном центре. Тогда, в октябре 1974 года, директор картины В. В. Семенец и актер Ф. И. Одиноков представили фильм партийным и советским работникам, ветеранам войны, журналистам. Картина получила хорошие отзывы и сразу, еще до официальной премьеры, была включена в программу областного кинофестиваля, посвященного 30-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков. «Бессмертие мужества людей, взявших в руки оружие, чтобы сокрушить черные силы фашизма» - так определил тему фильма на страницах газеты «На страже Заполярья» один из его мурманских критиков - подполковник запаса А. Бржезинский.
Но все-таки настоящий успех, настоящая слава ждали ленту «Под каменным небом» в Норвегии. Вот что рассказывал о премьере фильма в Осло Масленников:
«- Слушай, у тебя есть смокинг? - спросил Кнут с тревогой.
- Какой смокинг?!
- Нет, без смокинга никак нельзя, будет король.
Достали смокинг. Я себя в нем превосходнейшим образом чувствовал. Норвежцы - чрезвычайно симпатичный, простодушный, сентиментальный народ. Какие были овации! Действительно, приехал король Улав V. На просмотре плакал, вытирал слезы большим носовым платком - в особенности ему понравился эпизод с речью короля Хокона VII, его отца. Есть такая знаменитая речь, где король в 1944 году призывает народ к восстанию. Эту речь всякий норвежец знает наизусть. Конечно, вся картина значительно ближе и понятнее норвежскому зрителю».
С тех пор как вышла на экраны лента «Под каменным небом» минули десятилетия. Теперь иные времена, иные фильмы. Однако позволю себе не согласиться с заключительной репликой маститого режиссера. Не скажу «за всю Одессу», но что касается Мурманской области - эта картина дорога нам не меньше, чем норвежцам. И если они ее до сих пор помнят, то, безусловно, не должны забывать и мы.
Правда, и сам я не должен забывать о том, с чего начинал. О поиске ответа на вопрос, посещал ли Юрий Нагибин дом Козыревых в Гренсе Якобсельв. Так уж случилось, что именно фильм «Под каменным небом» помог мне найти разгадку этой тайны. Выяснилось, что сценарий к нему написали норвежец Сигбъерн Хольмебакк и… Нагибин. Вот тут и начали связываться в единое целое казавшиеся прежде оборванными нити. А потом, в дневнике Юрия Марковича, опубликованном отдельной книгой, я обнаружил запись о затеянной именно по киношной линии поездке в Страну фьордов, состоявшейся осенью 1972 года. «Тут все дивно, - восторгался он, - и густые леса на юге, и каменистая голизна севера, и серые лишайники, и березы кривулины. А… церковь и кладбище на берегу… моря! А маяк на холме! На кладбище я увидел могилу с русским северным крестом под двухскатной кровелькой. Надпись: «ДМNТРNN АНДРЕЕВNЧ КОЗЫРЕВ». Его историю я узнал от вдовы Ксении Михайловны, живущей в домике неподалеку от кладбища. Он помор, бывший школьный учитель, сбежавший в Норвегию… К профессии учителя муж не вернулся: учишь, учишь добру, а вырастают бандиты, и занялся ловом трески, семги, селедки, охотой и фермерством. На здешней каменистой почве - под Киркенесом - растут картошка и кормовые травы, они держали коров. Жили хорошо, нарожали кучу детей. Мой тезка Юрий работает здесь смотрителем маяка, остальные разъехались по всей стране. Ксения Михайловна сохранила чистую русскую речь, но писать разучилась, поэтому так неточна надпись на могиле… Дети зовут мать к себе, но она не хочет перебираться на юг, ей будет не хватать шторма, который так чудесно заплескивает в окна». Подводя в дневнике итоги года, Нагибин отмечал: «Норвегия - это чистое золото. И потянулся оттуда хороший рассказ и неплохой сценарий». Сценарий, ставший два года спустя совместной советско-норвежской кинокартиной.
Уже дописав этот материал, зашел в один из магазинчиков, где продаются DVD. И обомлел. Прямо на меня с обложки диска смотрел старший лейтенант Кравцов в исполнении Евгения Леонова. Смотрел устало, тревожно, но в то же время по-доброму, словно успокаивая, мол, не бойся, пока люди хранят память о том, что было на этой суровой заполярной земле в октябре сорок четвертого, наш фильм будет жить. И я ему поверил.

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С..В. Источник: Мурманский вестник

Автор: Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области.



Важно знать о Норвегии Под каменным небом (Under en steinhimmel, 1974)


Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига

на правах рекламы:

Норвегия

Полезная информация о Норвегии В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия - страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень - на зиму, а зима - на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии - от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала «Церковная кафедра» ( Prekestolen ) - горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия - вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы - столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии - с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.


Рекомендуем посетить:

Ссылки на полезные ресурсы:


SpyLOG Rambler's Top100 Рейтинг www.intergid.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Counter

Под каменным небом (UNDER EN STEINHIMMEL, 1974) Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru