На ХХХI Московском международном кинофестивале в конкурсной программе «Перспективы» был представлен новый армянско-французско-норвежский фильм «Сплетенные паралелли» (режиссер – Ованес Галстян). 23 июня в 20.00 в кинотеатре «Октябрь» состоялась премьера этого фильма.
Краткий синопсис:
В конце второй мировой войны в своей хижине в одном из лесов на севере Норвегии норвежка Ханна Кнутсен, муж которой, Хенрик, участвует в сопротивлении, предоставляет временное убежище сбежавшему военнопленному Аракелу. Появление южанина вносит изменения в архаичную жизнь Ханны. Противоречивые переживания и сомнения Ханна начинает описывать в дневнике…Спустя 42 года после смерти родителей, живущая в Ереване одинокая учительница математики Лаура неожиданно получает дневник матери. Параллели здесь — отчаянность в любви двух женщин, дочери и матери, о судьбе которой первая, впрочем, до поры не знает.
О фильме:
Режиссер: Ованес Галстян
В ролях: Лоренс Риттер, Сос Янибекян, Сири Хелен Мюллер, Серж Аведикян
Производство: Армения, Франция, Норвегия, год выпуска: 2008, продолжительность: 95 мин.
Картина повествует о том, как конфликтные отношения 42-летней учительницы математики Лауры с одним из учеников неожиданно перерастают в запретную любовь. Разобраться в самой себе Лауре помогает переведенный с норвежского языка дневник ее матери. Она узнает, как во время войны норвежская крестьянка Ханна Кнутсен, муж которой участвовал в Сопротивлении, спасла беглого военнопленного – советского солдата Аракела. Получив известие о смерти мужа, после войны Ханна уехала с Аракелом на его родину – в Армению, чтобы родить ребенка. На следующий день после возвращения Аракел был арестован и отправлен в сибирские лагеря, а Ханна в чужой среде быстро угасла.
На фестивале фильм представили режиссер Ованес Галстян, актриса Сири Хелене Мюллер и продюсер Николас Осборн.
«Сплетенные параллели» – полнометражный дебют режиссера. Работа велась 6 лет. Первоначально это были два разных сценария, но с подсказки Кшиштофа Занусси, консультировавшего один из них, Ованес Галстян свел их в одно целое.
Бюджет фильма немногим превышает 0,5 млн евро – это очень мало для любого европейского или российского фильма, однако в финансировании, кроме госбюджетного Армянского национального киноцентра, участвовали правительство Швейцарии, кинофонды и кампании Норвегии, Нидерландов и России.
У фильма уже есть дистрибьютеры в России и Скандинавии. Кинопродукция, по словам режиссера, единственный путь самоокупаемости для стран с маленьким прокатным потенциалом.
«Как продюсер я хочу доказать, что некоммерческое кино может и должно быть недотационным и рентабельным, – сказал Ованес Галстян. – Я прекрасно понимаю, насколько этот фильм по ритму не похож на то, к чему сегодня привык массовый зритель, но уверен, что хорошие фильмы всегда находят своего зрителя».
Для молодой норвежской актрисы Сири Хелены Мюллер роль Ханны Кнутсен также стала дебютной полнометражной работой.
«Мы работали очень долго, – призналась актриса, – и я благодарна режиссеру за то, что он выбрал меня, за возможность побывать в Армении, увидеть изумительную красоту этих мест, познакомиться с теплым и открытым армянским народом и благодарна моему партнеру Сержу Аведикяну, сыгравшему Аркела, – его большой актерский опыт придавал мне уверенность».
Рецензия (с сайта "Видео.ру"):
В этом году, вопреки заверениям Разлогова, программа «Перспективы» выдалась на удивление вялой, чему подтверждение еще один фильм из конкурса – «Сплетенные параллели». Снятая армянином Ованесом Галстяном картина рассказывает о женской доле, пытаясь походить на аналогичный фильм «Часы».
Под конец Второй мировой в норвежской деревне появляется беглый солдат, которого пускает под свою крышу женщина по имени Ханна. Надеясь все же на возвращение мужа с фронта, Ханна тем временем начинает чувствовать, что привыкает к армянскому дезертиру. Все свои переживания женщина пишет в дневник, который уже в наши дни находит одинокая армянка Лаура. Перелистывая дневник своей матери, Лаура тоже начинает задумываться о любви, которая на нее обрушивается прямо-таки с нежданной стороны.
В прежние годы режиссер Галстян продюсировал для армянского телевидения несколько образовательных фильмов, может, оттого «Параллели» частично напоминают скучнейший сериал про мелодраму на фоне исторических событий. Пытаясь совершенно неоправданно, так сказать, запараллелить судьбу матери и дочери, нарратив у Галстяна скачет из Норвегии 40-х в сегодняшнюю Армению и обратно. При этом, если история про 40-е выглядит уж совсем как клюква, то жизнь Лауры частично напоминает героиню «Пианистки». Правда, у Галстяна, как можно догадаться, заканчивается все лирикой.
Оценка: 1 из 5
Александр ЗУБКОВ
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. по материалам Norway - the official site in Russia, Кавказский узел, Видео.ру