Женское лицо норвежской электронной музыки. Часть II
Бертине Зетлитц (Bertine Zetlitz) всегда много и охотно привлекала к своей работе продюсеров со всего мира, но за звук ее дебютного альбома ‘Morbid Latenight Show’ (1998) отвечал норвежец Ян Банг (Jan Bang). Альбом, который включал в себя элементы техно, дэнса и джаза, был встречен критикой с восторгом, многие композиции стали хитами. В том же году она выпустила сингл под названием ‘Fi Fy Fo Fum’, который был своего рода дуэтом со скрипачкой Марте Крог (Marte Krogh), продюсером которой был Бугге Весселтофт, известный своим сотрудничеством с женщинами-артистами, работающими в жанре электронной музыки.
Бертине впервые стала известна широкой публике в 13 лет в качестве ведущей программы ‘Midt i smørøyet’ на канале NRK. Критики очень хвалили ее после выпуска ее первого альбома, восхищаясь ее стремлением к «тотальному мировому господству». Уже давно не появлялось таких артистов, которые бы не пытались сдерживать свои порывы и не изображали из себя «саму скромность». Летом 1999 года она приняла участие в фестивале Lillith Fair в США, где она выступала вместе с такими звездами мировой величины, как Сюзанна Вега (Suzanne Vega), Шерил Кроу (Sheryl Crowe), Мишель Ндегеочелло (Me’Shell Ndegeocello), Сара Маклахан (Sarah McLachan) и Крисси Хинди (Chrissie Hynde).
- У меня в шкафу лежит письмо, лично написанное мне Сарой Маклахан, где объясняется почему меня пригласили для участия в фестивале, и что это никакая не случайность. За всю мою карьеру, это было самое большое турне, в котором я учувствовала, говорит Бертине.
Более мрачный и драматичный альбом ‘Beautiful So Far’ (2000), который последовал за первым, был создан под руководством Туре Юханссона (Tore Johansson), который продюсировал Cardigans. Альбом завоевал музыкальную награду Spellemannpris. В 2000 году, одновременно с выпуском диска, Бертине дебютировала в качестве писателя прозаика с книгой ‘Og dagen inntil nå er god’ (‘И день до сих пор прекасен’). Книга вызвала споры в литературных кругах относительно строгости отзывов на произведение Бертине, когда Стиг Освик (Stig Aasvik), критик из Dagavisen, разнес в пух и прах работу юной писательницы: «Безнадежная попытка, которая ни коим образом не является литературным произведением, нет, эта писанина просто насилие над эстетикой, пустые страдания и безынтересная болтовня о карьере.»
- В последствии я была рада, что пережила все это. Теперь я знаю, что что-то может разгореться за мгновенья, но также быстро потухнуть. Но я знаю, что меня не смущает участвовать в проектах, которые не одобряет критика, заявляет Бертине, которая писала для феминистской антологии ‘Råtekst’. Ее эссе называлось ‘Bertine må lære seg å slippe de andre jentene til’ (‘Бертине должна научиться давать другим девочкам шанс’), и речь в нем шла о ее детстве.
- Я думаю, я пострадала от так называемого «синдрома единственного ребенка», во всяком случае, у меня всегда было огромное желание покрасоваться перед всеми и вызывать всеобщее восхищение. Это стало своего рода моей движущей силой. Но это также делает человека очень ранимым, так как очень быстро осознаешь, что ты не пуп земли.
Над своим третьим альбомом ‘Sweet Injections’ (2003) Бертина работала в Лондоне вместе со многими известными продюсерами, такими как Richard X (Sugababes, Annie) и Howie B (Massive Attack, U2, Björk). Альбом получил потрясающие отзывы, а сингл ‘Girl Like You’ стал суперхитом. Альбом возглавлял топ-лист VG 4 недели подряд, и продержался в Topp 40 в течение 30 недель. Известность Бертине набирала обороты, и она стала «Норвежской поп-королевой».
Продолжение следует...
Источник: Breen, Marta. Piker, vin og sang: 50 år med jenter i norsk rock og pop. - Oslo: Spartacus, 2006.
Перевод с норвежского: А.С. Кузнецова (БНИЦ)
|