Х. Сэверуд
Харальд Сэверуд родился 17 апреля 1897 года и умер спустя почти сто лет, 27 марта 1992 года. Родился он в Бергене, получил образование в бергенской консерватории. Его учительницей была получившая образование в Лейпциге Боргхильд Холмсен. Еще во время обучения он начал работать над своей первой симфонией, выраженной как две больших симфоинческих фантазии. Первая часть была закончена в 1919 и была впервые представлена на перфомансе в Кристиании в 1920. Слушатели отметили необычайный талант, и молодой Харальд получил возмоность обучаться в государственой высшей школе музыки (Staatliche Hochshule Für Musik), где два года его учителем был Фридрих Кох. В берлине Сэверуд завершил финиальную часть своей симфоинии, и его работа была представлена Берлинским Симфоническим оркестром. Дирижером был его друг, Людвиг Мовинкел, который был нанят для презентации современной норвежской музыки. Критики были крайне благосклонны к его работе, что послужило дальнейшим толчком к его интересу симфонической и оркестровой музыки.
Харальд вернулся обратно в берген в 1922, где оставлся, с небольшими перерывами (жил в Париже в 1925), весь остаток своей жизни. Его ранние сочинения были исполнены в духе позднего романтизма, но затем он выработал свой собственный стиль, основнный на влиянии Джозефа Гайдна и Вольфганга Моцарта. Со временем его неоклассический стиль приобрел дссонансное и очень экспрессивное звучание. Музыка его зачастую отличалась атональностью.
В 1930 году Храальд со своей женой Марией переселился в особняк в пригороде Бергена. Они назвали его "Siljustøl". Переезд сильно повлиял на творчество композитора, его произведения стали более норвежскими и ближе к природным ритмам и мелодиям. "Я создаю свою собственную народную музыку" -- заявлял Харальд.
В 1940 году нацисты захватили Норвегию. Композитор тяжело отнесся к захвату любимой родины, его творчество стало оружием против оккупантов. В период оккупации он сочинил три "Военных симфонии" , Quasi una fantasia, Sinfonia Dolorosa и. 7. Psalm. также были написаны две версии для Kjempeviseslåtten, Баллады Восстания - для оркестра и для пианино.
Так же в эти годы было создано множество лиричный вещей для пианино, таких как Tunes and dances from Siljustøl и Easy pieces for piano.
После освобождения норвегии, Сэверунд приобрел наибольшую известность среди норвежских композиторов. В эти годы были созданы наиболее известные его вещи, такие как Peer Gynt (1948), восьмая симфония Minnesota (1958) и симфония номер девять(1966), балет Count Bluebeard's Nightmare, и концерты для пианино, виолины и фагота.
После этого композитор неожиданно пришел к камерной музыке, продюсировал струнные и духовые квартеты.
Харальд отличался странным, гротекным юмором. "Я родился на краю кладбища", говорил он, что было истинной правдой -- дом его детства был построен на краю старинного кладбища. Композиор был убежден, что ночные кошмары его матери оказали сильное лияние на него как на человека, так и как на композитора. "Моя музыка ужасна меланхолична, дико меланхолична"
За свою жизнь Сэверунд завоевал центральное место в норвежской и европейской музыке. Ему была присуждена награда Золотая медаль общества Гармонии бергенского филамоничсекого оркестра. В 1967 он стал рыцарем королевского ордена святого олава, а двадцатью годами позже предводителем ордена. В 1979 он получил награду Arts Council Norway Honorary Award. Также получал награды в Швеции, Югославии, Англи Финляндии.
Материал подготовил: Юрий Любарский
Юрий Любарский - Харальд Сэверуд
|