Человек месяца
Октябрь 2001 |
Первая частьВторая частьТретья частьЗаключение
Учитель математики, обводя глазами класс, с довольной улыбкой произнес: "Задачка, которую я вчера вам задал, была не из легких. Среди вас нашелся один ученик, который решил ее не только арифметическим, но и алгебраическим способом. Нсли он бросит своп проказы и возьмется за ум, из него можег получиться отличный математик. Это Фритьоф Нансен!"
Он действительно мог стать выдающимся математиком или физиком, по когда пришло время поступать в университет Кристиании (Осло), он предпочел зоологию. В 1882 году студент-второкурснику было предложено принять участие в плавании на зверобойном судне "Викинг" к Северный Ледовитый океан. В его задачу входило: сбор материалов по морскому зверю и наблюдение за состоянием льдов и погодой. Нансен с радостью соыасился, и в марте 1882 года "Викинг" отплыл от беретов Норвегии.
Плавание, длившееся четыре с лишним месяца, стало для Нансена точкой отсчета его будущей судьбы - судьбы полярного исследователя. Физически Фритьоф был вполне подготовлен к этому непростому северно-му походу: в 17 лет он стал чемпионом Норвегии, а вскоре и чемпионом мира по скоростному бегу на коньках, а что касается лыж, то в стране, где дети становятся на лыжню, едва научившись ходить, ему на различных состязаниях по длительным лыжным пробегам удалось победить 12 раз подряд.
Команда "Викинга" очень скоро поняла, чго этому студенту можно доверять. Выносливый, толковый юноша вникал во все тонкости полярного плавания и зверобойного промысла, живо интересуясь всем происходящим и уже мечтая о том, что но окончании уни-верситет он тоже станет полярным исследователем.
Впрочем, за время плавания на "Викинге" он не раз оказывался в ситуациях, в которых для любого другого на его месте разумнее было бы навсегда забыть как о морских путешествиях, так и о море вообще. Но это для другого - Нансен не хотел забывать ничего. Его много повидавшие товарищи не раз поражались бесстрашию, упорствуй выносливости, с которыми "господин студент" переносил это нелегкое плавание.
Не забывая о цели путешествия, Нансен занимался и научными исследованиями. Его крайне заинтересовали поведение океана, движение льдов и айсбергов. Каждодневные занятия по составлению карты дрейфа закованного во льды "Викинга" познолили сделать любо-пытное заключение, говорившее о том, что не сила и направление ветра, а именно морские течения задают курс дрейфу корабля. Тогда он еще не мог п предположить, к каким последствиям приведет эта гипотеза.
По случаю возвращения "Викинга" на родной берег был устроен праздничный обед. Подняв свой бокал, Нансен провозгласил тост: "За моряков-полярников, за их жизнь, полную трудов и борьбы!" Он пил и за себя. Ибо знал, что отныне и его жизнь неотделима от этих трудов и борьбы. В его голове зарождались планы как минимум двух полярных экспедиций - в Гренландию и на Северный полюс.
Впервые планом о пересечении Гренландии на лыжах Нансен поделился со своим другом, доктором Григом, в 1887 году. По ему было необходимо услышать мнение авторитетного и знающего эти края человека, таковым он считал Нильса Норденшельда, знаменитого шведского полярного исследователя. Приехав к нему в Стокгольм, Нансен изложил план экспедиции, который Нордешнельд счел хоть и смелым, но однозначно невыполнимым. Правда, в соответствии с собственным опытом исследователя материковых льдов Гренландии Норденшельл поведал Нансену много интересных и важных сведений. Скептицизм старого полярника не смог остановить Нансена. Когда его намерения стали достоянием широкой общественности, в одной на газет появилось издевательское объявление о том, что Нансеном будет дано представление на гренландском льду - "Места для публики в трещинах. А обратных билетов можно не покупать".
Но он продолжал упорно готовиться, пытаясь, во что бы то ни стало собрать необходимую на экспедицию сумму. Правительство не спешило выдать субсидию на том основании, что "грех содействовать намеренному самоубийству". Помощь пришла совершенно неожиданно от датского коммерсанта Гамеля, предоставившего необходимую сумму 5.000 крон. Команда, помимо самого Нансена, состояла еще из пятерых человек, в числе которых был и прославившийся в последствии как капитан буду-щего легендарного "Фрама" Отто Свердруп.
|