В.Н.Загребаева. Степан Востротин
Степан Васильевич Востротин – русский политический и общественный деятель, предприниматель, полярный исследователь, публицист и мемуарист. Его биография мало известна современным читателям, в связи с чем кратко расскажем о его жизни и деятельности.
Родился С.В.Востротин 18 декабря 1864 г. в г. Енисейске Енисейской губернии (ныне Красноярского края). Его отец, Василий Степанович, был младшим сыном основателя династии крупнейших купцов и золотопромышленников Восточной Сибири конца XIX – начала XX в. Степана Востротина, мать – Акулина Савельевна (урожденная Глазкова) из семьи крепостных крестьян Кыштымского металлургического завода.
В 1871 г. Степан Востротин поступает в приходское училище Енисейска. После 3-х лет обучения дед отдал внука к частному преподавателю Максимилиану Осиповичу Марксу – ссыльному поляку, осужденному в 1866 г. по делу революционера-террориста Д.В.Каракозова за подготовку покушения на императора Александра II. Ярким впечатлением детства для Востротина было посещение в 1875 г. Енисейска знаменитым шведским путешественником Нильсом Адольфом Эриком Норденшельдом1 . Это событие разбудило его интерес к полярным исследованиям, и он начинает следить по газетным сообщениям и литературе за событиями по освоению Арктики.
После занятий с частным преподавателем Востротин поступает сначала в прогимназию Енисейска, а затем в гимназию г. Томска. В 1883–1887 гг. он учится в Казанском ветеринарном институте, где его привлекает новое направление в медицине – микробиология. Для продолжения образования Востротин едет во Францию, в Парижскую медицинскую школу, но в связи со смертью отца вынужден был вернуться на родину. Продолжая семейную традицию, он активно занимается предпринимательством. С этого же времени начинается карьера Востротина в качестве государственного и общественного деятеля. В 1895–1899 гг. он избирается городским головой города Енисейска и почетным мировым судьей. В 1894 г. во время свадебного путешествия Степан Васильевич совершил плавание на корабле из Ньюкасла в Великобритании до родного города – Енисейска. Это плавание по Северному морскому пути в устье Енисея зародило в нем идею организации регулярных торговых связей Европы с Сибирью через Карское море. Востротин вкладывает свои деньги в покупку нескольких пароходов и становится совладельцем Енисейского пароходства.
В 1905 г. Востротин вступает в партию кадетов. В дальнейшем, став депутатом III и IV Государственных дум, он входит в конституционно-демократическую фракцию, участвует в работе ряда комиссий. Выступает по вопросам, связанным с использованием Северного морского пути. В 1912 г. благодаря содействию министра путей сообщения С.В.Рухлова2 Востротин добивается открытия первых русских радиостанций на Югорском Шаре, Маточкином Шаре (Новая Земля) и на полуострове Ямал.
К началу Первой мировой войны и революционных событий в России Степан Васильевич становится видным государственным и общественным деятелем. Он избирается в качестве представителя Думы в Особое совещание для обсуждения и координирования мероприятий по продовольственному вопросу, а также в Главный комитет Союза городов и в Центральный военно-промышленный комитет. В целях организации местных отделений и пропаганды идей Союза городов Востротин побывал во многих центрах Восточной Сибири. Возглавлял Красноярский комитет партии кадетов. После Февральской революции, в мае – июле 1917 г., занимал пост товарища министра земледелия в первом коалиционном Временном правительстве.
Октябрьскую революцию Востротин не принял. Он расценивал ее как политическую авантюру и незаконный захват власти. В середине декабря 1917 г. Степан Васильевич выезжает из Петрограда в Томск, затем в Красноярск, Иркутск и Владивосток, где принимает участие в конференции делегатов конституционно-демократической партии. После долгих обсуждений и дебатов делегаты конференции пришли к соглашению, что борьбу за восстановление законной власти в стране следует вести при поддержке союзнической интервенции, а формирование нового правительства необходимо поручить генералу Д.Л.Хорвату3 .
В марте 1918 г. Востротин прибывает в г. Харбин, в так называемую «полосу отчуждения» Китайско-Восточной железной дороги, и входит в состав ближайшего окружения Хорвата. По его поручению он принимает активное участие в подготовке переговоров с японским правительством и консулами союзных европейских держав об оказании военной помощи в борьбе с большевистской властью. Дважды (в апреле и июне 1918 г.) Востротин ездил в Японию. О результатах своих переговоров он сообщал в Париж послу Временного правительства России во Франции и члену ЦК партии кадетов В.А.Маклакову. Вопрос о предоставлении военной помощи со стороны Японии и стран Антанты был решен положительно. Возглавить военную компанию против большевиков было предложено адмиралу А.В.Колчаку. В июне Востротин вошел в правительство (Деловой кабинет) генерала Хорвата министром торговли и промышленности. Кроме того, он занимал должности председатель Северного морского пути, Верховного уполномоченного Российского правительства на Дальнем Востоке, председателя Делового кабинета Государственной думы г. Владивостока. С 9 ноября 1918 г., после того, как был организован Восточный отдел ЦК партии кадетов, куда вошли члены ЦК, находившиеся в Сибири, Востротин стал в нем одной из главных фигур. 18 августа 1919 г. он принимал участие в Государственном экономическом совещании Временного Сибирского правительства в Омске.
В начале 1920 г. Степан Васильевич переехал в Маньчжурию (Китай). Сохранилось мало подробностей об эмигрантском периоде его жизни. С июля 1920 г. по февраль 1926 г. Востротин был редактором газеты «Русский голос» в Харбине. С 1929 г. жил в Париже. В эмиграции он занимался главным образом беллетристикой – пишет статьи, очерки, воспоминания о пережитом, используя при этом различные документы, переписку, газеты. Востротин и ранее, до революции, занимался публицистикой4 . Свое литературное наследие он завещал передать на родину. Умер С.В.Востротин 1 мая 1943 г., похоронен на Русском кладбище в Ницце (Франция).
В 1946 г. через посольство Советского Союза во Франции вдова С.В.Востротина передала его материалы в Академию наук СССР. В декабре того же года они поступили в Московское отделение Архива АН СССР. В Архиве РАН фонду Степана Васильевича Востротина присвоен № 529. В нем 12 единиц хранения. Также необходимо отметить, что в Архиве РАН в фонде географа и геолога, академика В.А.Обручева, в разделе «Труды других лиц», выявлена статья С.В.Востротина «Северный морской путь»5 .
Материалы Востротина – это в основном записки мемуарного характера. Они содержат большой фактический материал о самых различных явлениях социальной и политической жизни, участником которых был автор. Его воспоминания ценный исторический источник, содержащий обширные фактические данные, образные зарисовки событий, характеров, быта, сведения о науке и культуре.
Несколько работ Востротин посвятил теме полярных исследований и личности выдающегося ученого Фритьофа Нансена6 . Одна из них – публикуемая ниже статья «С Ф.Нансеном на полярном пути в Сибирь». К сожалению, свои тексты автор не датировал. Лишь по косвенным данным можно предположить, что статья написана в эмиграции. Посвящена она морской экспедиции из Норвегии по Ледовитому океану (район Карского моря) в устье Енисея.
Предыстория этой экспедиции начинается с 1912 г., когда Сибирское акционерное общество пароходства, промышленности и торговли, основанное по инициативе И.И.Лида7 с помощью английского, норвежского и русского капитала для установления постоянных торговых сношений морским путем Европы (в частности, Норвегии) с Центральной Сибирью, предприняло первую попытку подобного плавания. В 1912 г. специально зафрахтованное для этой цели, норвежское судно «Тулла» пыталось пройти по Карскому морю к устью Енисея, где судно ожидал И.И.Лид. Попытка, однако, не удалась: «Тула» встретила в Карском море большое количество льда и вынуждена была вернуться в Норвегию.
В 1913 г. Сибирское акционерное общество повторило попытку подобного арктического плавания. Из гор. Тромсё (Норвегия) на пароходе «Коррект»8 была организована вторая экспедиция. И.И.Лид решил на этот раз участвовать в ней из самой Норвегии. В качестве приглашенных гостей были Ф.Нансен, С.В.Востротин и Иосиф Григорьевич Лорис-Меликов9 , дипломат, занимающий пост секретаря при русском посольстве в Христиании (с 1924 г. – Осло). Пройдя Карское море до устья Енисея на пароходе «Коррект», участники экспедиции пересели на моторное судно «Омуль» и отправились вверх по Енисею до родного города С.В.Востротина. От Енисейска, по тракту в колесном экипаже (тарантасе), отправились в Красноярск. В Красноярске Ф.Нансен сделал доклад о ходе и об итогах экспедиции в Императорском Русском географическом обществе10 . Далее по железной дороге Нансен, Востротин и Лорис-Меликов доехали до Иркутска. От Иркутска на Дальний Восток Ф.Нансена сопровождал Е.Д.Вурцель – начальник Управления казенными сибирскими железными дорогами. На обратном пути С.В.Востротин встретил Ф.Нансена в Красноярске и вместе с ним в Сибирском экспрессе доехал до Петербурга. Все этапы путешествия Ф.Нансен подробно описал в книге «В страну будущего: Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море»11 .
В статье С.В.Востротина «С Ф.Нансеном на полярном пути в Сибирь» содержится немало важных и интересных подробностей о самой экспедиции, ее первом, наполненным драматическими событиями этапе – арктическом плавании из Норвегии до устья Енисея, и конечно же, о легендарном исследователе Арктики Фритьофе Нансене.
Статья публикуется по современным правилам правописания, с сохранением ее стилистических особенностей. Сведения о ряде лиц выявить не удалось.
1 Норденшельд Нильс Адольф Эрик (1832–1901) – шведский геолог и географ, исследователь Арктики, мореплаватель, историко-картограф, член Стокгольмской АН (1858). Член-корреспондент Петербургской АН (1879), почетный член Русского географического общества (1881). В 1861 г. участвовал в шведской экспедиции О. Торелля на Шпицберген. В 1864 г., 1868 г. и 1872—1873 гг. экспедиции под его руководством произвели съемку берегов Шпицбергена. В 1870 г. и 1883 г. руководил шведскими экспедициями в Гренландию, положившими начало исследованиям ее ледяного щита. В 1875 г. и 1876 г. плавал из Швеции в устье Енисея, руководил научными работами. В 1878–1879 г. на пароходе «Вега» впервые осуществил сквозное (с зимовкой в пути) плавание Северо-восточным проходом из Атлантического океана в Тихий и через Суэцкий канал вернулся в Швецию (1880), впервые обойдя всю Евразию.
2 Рухлов Сергей Васильевич (1852–1918) – русский государственный деятель. В 1909–1915 гг. министр путей сообщения.
3 Хорват Дмитрий Леонидович (1858 [по другим сведениям 1859]–1937) – генерал-лейтенант (1912), участник Белого движения. Окончил Николаевскую инженерную академию. С 1895 г. начальник Южно-Уссурийской железной дороги, с 1899 г. начальник Закаспийской военной железной дороги. В 1902–1918 гг. управляющий Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД). Под его руководством КВЖД успешно обеспечивала снабжение русской армии в русско-японскую войну 1904–1905 гг. Пользовался уважением китайских властей, которые в Харбине в 1915 г. установили ему прижизненный памятник. Активный участник Белого движения на Дальнем Востоке. В ходе Гражданской войны в 1918 г. сдал пост управляющего КВЖД, а в 1920 г. эмигрировал в Китай (г. Пекин). С 1931 г. советник Маньчжурского правительства по КВЖД.
4 Опубликованные сочинения С.В.Востротина: Наши водные пути в Сибирь / Северный морской торговый путь. Обь-Енисейский канал и внутренний водный транзитный путь. СПб., 1906; Северный морской путь и Челябинский тарифный перелом в связи с колонизацией Сибири // Труды Общества изучения Сибири и улучшения ее быта. 1908; Туруханская рыбопромышленность и инородцы. СПб., 1910.; Северный морской путь (Азиатская Россия). СПб., 1914.
5 АРАН. Ф. 642. Оп. 5. Д. 87.
6 Нансен Фритьоф (1861–1930) – норвежский путешественник, океанограф, общественный деятель. Почетный член Петербургской АН (1898). В 1888 г. впервые пересек на лыжах южную часть Гренландии, установив наличие сплошного оледенения внутренних ее районов. В 1890 г. выдвинул проект достижения Северного полюса на судне, дрейфующем вместе со льдом. В 1893–1896 гг. на специально построенном для этой цели судне под названием «Фрам» Нансен организовал экспедицию к Северному полюсу. В 1895 г. вместе с участником экспедиции Ф.Я.Иогансеном покинул «Фрам» и в целях проведения научных исследований направился к полюсу. Перезимовав на о. Джэксона, летом 1896 г. на судне английской экспедиции Ф.Джэксона вернулся в Норвегию, куда вскоре прибыл и «Фрам». В 1900 г. Нансен участвовал в экспедиции по изучению течений в Северном Ледовитом океане. Он разработал метод определения скоростей течения с дрейфующего судна, предложенный М.В.Ломоносовым и С.О.Макаровым, сконструировал батометр и точный ареометр. В 1913 г. совершил плавание вдоль берегов Северного Ледовитого океана к устью р. Енисей, затем путешествовал по югу Восточной Сибири и Дальнему Востоку. После окончания Первой мировой войны Нансен был верховным комиссаром Лиги Наций по делам военнопленных. Являлся одним из организаторов помощи голодающим Поволжья (в 1921 г.). Нансен награжден Нобелевской премией мира (1922) за гуманитарную деятельность.
7 Лид Иона Иванович (Ионас Ион Гансович) – предприниматель, с помощью английского, норвежского и русского капитала основал «Сибирское акционерное общество пароходства, промышленности и торговли».
8 Пароход «Коррект» («Correct») – собственность норвежской пароходной фирмы Ивар Ан. Христенсен в Хаугезунде, был построен в Голландии в 1908 г. для обычных рейсов, но являлся крепким судном с толстой стальной обшивкой, вполне пригодным для экспедиций во льдах. Водоизмещение его равнялось 1550 тоннам, длина вдоль палубы 225 футам, ширина 33 футам. Специально для экспедиции «Коррект» был снабжен беспроволочным телеграфом. Высота мачт была увеличена и между ними были натянуты приемники. Команда «Корректа» состояла из представителей разных национальностей. Штурманы, механики, а также несколько матросов были норвежцы, остальные – англичане, шведы и датчане. Капитан судна – Иоганн Самуэльсен.
9 Лорис-Меликов Иосиф Григорьевич (1860–1950) – царский дипломат в Сиаме, Швеции и Норвегии. Много лет занимал пост секретаря при русском посольстве в Христиании. Армянин по происхождению, он долгое время провел в Германии, учился в немецком университете и, кроме русского и немецкого языков, прекрасно владел норвежским, французским и английским. Его задачей в экспедиции было выявить и записать языковые особенности (наречия) местного населения: юрацкого, самоедского и енисейско-остяцкого. Кроме того, он в качестве лица, поддерживающего связи Норвегии и России, был непосредственно заинтересован в проведении подобной экспедиции, имевшей целью открытие нового торгового пути из Северной Норвегии в Сибирь.
10 Доклад Ф.Нансена «О морском пути в Сибирь» с пояснениями И.Г.Лорис-Меликова напечатан в «Известиях Русского географического общества» (Т. 50. 1914. Вып. III и IV. С. 117–138).
11 В России (СССР) книга имела три издания: в 1915 г. – г. Петроград, издательство «Товарищество Л.Ф.Маркса»; в 1969 г. – издательство г. Магадан; в 1982 г. – издательство г. Красноярск.
В.Н.Загребаева. Степан Востротин
|