Ксан Крон
Кристиан Крон родился 13 июня 1882 года в г. Берген, Норвегия. Отец его - морской капитан, мать - из состоятельной семьи фермеров. Вырос он в благополучной семье в Кристиании (старое название Осло) в обществе где он часто видел художников и писателей.
В 1898 Крон поступил в ученики к известному художнику-декоратору Вильгельму Кроху. После этого он работал под руководством других мастеров и параллельно посещал вечернее отделение Королевской школы рисования, которую он успешно законил в 1902 году.
В 1905 году Крон получил место вольнослушателя в Санкт-Петербуржской академии искуств, где одним из профессоров был Илья Репин, чьи мастерские были открыты для всех желающих.
В 1906 году Крон был вынужден покинуть академию всвязи с революционной обстановкой и решил поехать в Мюнхен.
В Мюнхене в то время был активен русский художник Василий Кандинский - основатель немецкого экспрессионистского движения Синий Всадник, и Крон некоторое время вращался в этий кругах.
1906-1907 ПАРИЖ. Наконец-то Крону удалось получить государственную стипендию и он смог отправится в Париж и окунутся в его богатый мир искусства. Там он познакомился с работами ярких прдставителей русского авангарда Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Сергея Судейкина и Василия Кандинского.
В 1907 году Крон обвенчался с русской шведского происхождения Юлией Хольмберг из Курска. Юлия была из состоятельной семьи, интересовалась искусством и была знакома с русскими чудожниками в Париже, что немало способствовало укреплению связей Крона в кругах русского авантгарда.
В 1907 Крон начал обучение в академии Витти в Париже, а уже на следующий год получил стипендию для обучения в академии Ля Палетт, где легко было попасть под влияние школы Поля Гагена.
1909. Мир Искусства и Салон Издебского
В 1909 году Крон выставляется на двух выставках в Одессе, Мир Искусства и Салон Издебского. За движением Мир Искусства стояли люди с общими интересами в литературе, искусстве, истории - такие как Сергей Дягелев, Александр Бенуа и другие русские и иностранные, консервативные и прогрессивные чудожники. ”Новое искусство” Крона было отмечено положительно другими мастерами такими как Иван Билибин, Борис Кустодеев и Николай Рерих. Выставка Издебского проводилась художником и скульптором Владимиром Издебским, где он сформулировал цель искусства как уход от традиций и углубление в секреты линий и цвета. Работы Крона были высоко отмечены, и он участвовал в следующей выставке ”Салон 2”. Все это, несомненно, свидетельствует о таланте Крона.
В 1911 прошла первая персональная выставка в Кристиании (Бломквист,Осло).
Крон выставил целых 89 работ из своего обширного репертуара: Париж, Россия, Украина, Норвегия. Тем не менее, это были русские мотивы, что взволновали посетителей и критиков: Церковь в Киеве, У Днепра, Михайловский Замок, Софийский Собор в Киеве и др. Пресса отметила свежий колорит в этих работах.
1912. Первая выставка с Бубновым Валетом.
Прогрессивная элитная группа Бубновый Валет основанная легендарным Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой была группой чудожников с радикальным взглядом на искусство. Крон принадлежал к так называемому западному, французскому крылу движения. К движению так же принадлежали такие известные московские чудожники как Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Илья Машков. В 1912, 23 января выставка открылась 400ми работами 43х чудожников в центре Москвы. Всего ее посетили около 8000 людей, среди которых были известные ценители и меценаты. Сергей Мамонтов, сын Саввы Мамонтова сказал о работах Крона, что они очень индивидуальны и по-особенному выделяются своим колоритом.
Спустя 3 месяца после выставки с Бубновым Валетом работа Крона Полночное Солнце была выставлена в Екатеринославле (Днепропетровск) на выставке, организованной Екатеринославским научным обществом. Искусствовед Алексей Моргунов отметил эту работу наряду с другими 18-ю художниками, среди которых были Николай Рерих, Виктор Васнецов, Константин Коровин.
В 1914 Крон участвовал в выставке с группой Кольцо в Киеве. Один из основателей группы Кольцо Александер Богомазов,хотел чтобы выставка была протестом против академизма и поощряла поиск нового. Богомазов отмечал 4 элемента этого поиска: линия, цвет, форма и поверхности.
1915-1916. Крон и Сергей Иванович Щукин
В 1915 Крон переехал в Москву. Несмотря на войну, живопись процветала. Крон жил в центре москвы на Смоленском бульваре и работал в своей студии, которая располагалась на Большой Левшинской. В это время Крон работал над портретами известноко русского коллекционера Сергея Ивановича Щукина(1854-1936). Эти портреты без сомнения являются самыми известными работами художника за время его жизни в России.
1916. Вторая выставка с Бубновым Валетом
Крон вернулся в Москву в 1916-ом и участвовал в ежегодной выставке Бубнового Валета, где Крон представил целых 21 работу. Работы Крона показывались в Михайловском салоне на Большои Дмитровке 11, в центре Москвы. Всего в выставке принимали участие 30 художников с 441 работой. На этот раз Крон был единственным иностранцем на исключительно русской выставке. Одним из участников был Казимир Малевич с 59-ю работами в стиле супрематизма. Другим участником был Марк Шагал с 50-ю работами. Из старых знакомых киевского круга Крона была Александра Экстер представившая 20 набросков костюмов к драме Александра Таирова ”Фамира Кифаред”.
1917. Крон и Союз Молодежи
Крон был членом Союза молодежи, одного из самых прогрессивных движений в мире Питерского авантгарда. Крон присутствовал на собрании 12го апреля 1917го. Здесь он был в центре самой элиты радикального крыла союза: Казимир Малевич, Владимир Татлин, Лев Бруни, Роберт Фальк, Любовь Попова, Александра Екстэр и Александр Куприн. Это были коллеги Крона из Бубнового Валета, причем сорокалетние Крон, Татлин и Малевич уже считались ветеранами. Союз играл важную роль в мире искусства Питера. Кроме выставок они занимались аукционами, концертами, дебатами и организацией встреч художников. Союз так же выпускал свой журнал способствующий распространению авантгардной эстетики в России. Членство Крона в союзе истересно с той точки зрения, что он не только демонстрировал свои работы в Санкт-Петербурге но и принимал активное участое в дебатах о развитии искусства.
1917. Третья выставка с Бубновым Валетом
Несмотря на революционное неспокойствие на улицах Москвы, 9го ноября состоялась последняя выставка Бубнового Валета в Михайловском Салоне на Большой Дмитровке. Крон выставил 4 работы: Натюрморт, Подсолнечник, Лодки на Днепре и Этюды. Кроме него было еще 16 русских чудожников, но Бубновый Валет был уже не тот. Многие члены покинули общество к тому времени.
1917. Последние работы в России
Среди последних работ Крона в России следует отметить его портреты Олександра Бердинева, Валентины Ростиной и Владимира Татлина. Интересно наблюдать, что эти портреты отражают расцвет эксперементализма в революционной Москве. Это довольно естественно, учитывая общение Крона с такими деятелями авантгарда как Малевич и Татлин. Именно им удалось добиться такой оригинальности, которая позволила говорить об исключительно русском стиле в живописи. Татлин в то время вместе с Якуловым и Родченко занимались отделкой Кафе ”Питтореск” - важного места для сбора московских авантгардистов.
Портрет Олександра(на Украине в то время было принято писать это имя с ”О”) Бердинеева изображает сильного человека с выразительными чертами. У портрета совершенно иная энергетика, чем у портретов Щукина. В работе много черт заимствованных явно из русского авантгарда, а не из французской школы. Мотивы Матисса ранних портретов уступают место элементам конструктивизма Татлина и Родченко. Разумеется, Крон не пытался напрямую копировать Малевича или Татлина, никогда не отдалялся от фигуративного искусства и сохранил собственный стиль. Те же тенденции Крон сохранил в работе над портретом певицы Валентины Ростиной(1886-1944), где можно увидеть абстрагированный задний план с геометрическими формами и линиями.
Недатированный портрет мультиталанта и коллеги Владимира Татлина может служит доказательством тесного общения чудожников.
Среди последних работ Крона были так же декорации для разных театров, в основном в Москве. Интерес к театру был феноменом русской революции, и театральные декорации были той областью, где русский авангард оставил заметный след.
1918. Назад в Норвегию
Радикальный поворот всей жизни после революции вынудил Крона покинуть Россию и вернуться в родную Норвегию, но отнють не с пустыми руками. Газета Сандефъюр Блад писала ”Он вернулся как освежающая непогода, так же как Мунк в свое время, неповторимый и независимый от других своих соотечественников”.
Крон незамедлительно удостоился внимания у себя на родине во многом благодаря тем свежим импульсам, которые он привез с собой из России. Крон использовал каждую возможность, чтобы не только показать, но и рассказать о своем видении искусства. Уже зимой 1918го он посетил множество малых городов Норвегии наряду с Кристанией, Бергеном, Ставангером и Хаугесюндом и практически везде его сопровождалала прекрасная критика.
Крон умер в Осло в 1959 году. Среди его детей так же были талантливые чудожники Олег и Юлия Крон
Справка "Кристиан Крон", Читать: О Кроне
Галерея картин Крона
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Эра Арт
Ксан Крон - Кристиан Крон
|