Norway | Норвегия     
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/Знаменитые имена/Эдвард Григ/
Сегодня:
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Авторы и публикации
Обратная связь

рекомендуем посетить:


Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига

на правах рекламы:




Архитектурные памятники НорвегииВикингиНобелевские лауреаты
Знаменитые имена Даты истории НорвегииСтатьи
Эпоха викинговВеликие путешественникиИстория Норвегии - обзор
Норвегия в годы Второй мировой войны 

Эдвард Григ

Эдвард Григ

Ожидание премьеры фортепианного концерта

В конце марта 1869 года Копенгаген жил ожиданием сенсации. Молодой норвежский композитор Эдвард Григ наконец закончил свой фортепианный концерт, которого с нетерпением ждали с Рождества. Самый знаменитый пианист Скандинавии Эдмунд Нойперт приехал, чтобы сыграть концерт своего друга Грига. За дирижерским пультом должен был стоять главный дирижер Королевского театра, и сама королева Луиза собиралась на премьеру!

Премьера в театре «Казино»

Наконец настал вечер 3 апреля. Самый большой зал города, "Казино", был переполнен. На концерте собравшихся ждал новый сюрприз: в ложе для именитых гостей, рядом с самыми прославленными музыкантами Норвегии и Дании, сидел всемирно известный русский пианист Антон Рубинштейн. Счастливый случай! Именно в эти дни маршрут его гастрольной поездки пролегал через Скандинавию. По залу пронесся шепот: еще одна сенсация!
Рубинштейн, всюду возивший с собой для выступлений собственный рояль, великодушно предложил этот прекрасный концертный инструмент своему коллеге Нойперту. Многие в зале увидели в этом нечто символическое: молодой норвежский композитор входил в музыкальный мир Европы при внимательной дружеской поддержке своих старших, знаменитых коллег.

Реакция публики и исполнение

Исполнение началось. При первых же мощных и выразительных аккордах Рубинштейн весь превратился в слух, а публика то и дело нарушала правила приличия. Аплодисменты раздавались не только после каждой части концерта, но и после особенно выразительных мелодий или пассажей. Даже Рубинштейн и тот не выдержал и зааплодировал, не дожидаясь конца первой части.

Отсутствие Грига на премьере

Самого Грига в этот вечер в зале не было. Обязательства руководителя концертной жизни столицы Норвегии, Христиании, удерживали его на родине. О триумфе своего концерта он узнал из писем друзей да из частных рецензий.

Первый успех и признание

Так, благодаря случаю, русский музыкант познакомился с музыкой молодого норвежца. Вскоре в репертуаре Нойперта появился фортепианный концерт Рубинштейна, а в музыкальных кругах России заговорили о многообещающем таланте Эдварда Грига. Прошло без малого двадцать лет. Эдвард Григ стал известным композитором. Его Норвежские танцы и Лирические пьесы вошли в репертуар многих исполнителей, музыка к пьесе Ибсена "Пер Гюнт" и другие оркестровые произведения не раз звучали в Германии, Франции и других странах. Сам он уже несколько раз побывал в Европе с авторскими концертами. Неизменный дуэт — Эдвард Григ за роялем и его жена Нина как солистка (она была замечательной камерной певицей и непревзойденной исполнительницей романсов Грига, ей же и посвященных автором) — пользовался любовью и признательностью ценителей музыки.

Зимний Лейпциг и музыкальные знакомства

В конце 1887 года Нина и Эдвард снова оказались в Германии. Их путь лежал через Лейпциг, где в эту зиму несколько раз должны были исполняться произведения Грига с участием знаменитого скрипача Адольфа Бродского. Бродский уже несколько лет жил в Германии, но родился и провел артистическую молодость он в России. Неудивительно, что его дом стал местом встречи всех русских музыкантов, попадавших в Германию.

Встреча с Чайковским и Брамсом

В эту зиму среди гостей один был особенно почетный, Петр Ильич Чайковский давно был признан во всем мире как талантливейший композитор современности, и каждый его приезд в любой европейский город был праздником и для публики, и для музыкантов-профессионалов. Новый год встречали у Бродского большой, шумной и дружной компанией. Но в центре внимания были трое: живой классик, немецкий композитор Иоганнес Брамс, Петр Ильич Чайковский и Эдвард Григ.

Особая дружба Грига и Чайковского

Много слышавшие друг о друге, знакомые — по концертным исполнениям и изданным нотам — с музыкой друг друга, Григ и Чайковский впервые встретились лично. Между ними — с первой секунды! — установилась какая-то особенная душевная связь. Позже Чайковский скажет, что знакомство с Григом оказалось началом "искренней дружбы, основа которой есть несомненное внутреннее родство двух музыкальных натур, хоть и чуждых друг другу по происхождению". "Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, — писал Чайковский, — не удивительно, что Грига все любят..." А когда Григ с не меньшим восхищением отозвался о музыке Чайковского, тот заметил: "Искренний привет от такого собрата, как гениальный Григ, есть высшая, драгоценнейшая услада, которая может достаться в удел артисту".

Общие черты и музыкальные отношения

Позже русский композитор посвятит Григу свою знаменитую увертюру-фантазию "Гамлет", а пока, в Лейпциге, они находят много общего не только в своем отношении к музыке, но и в чисто человеческих чертах. Они оба, оказывается, страстно любят природу, прогулки, путешествия, оба сочиняют музыку вдали от больших городов: Чайковский - в подмосковных имениях своих друзей, Григ - в своем доме среди скал, на берегу моря.

Последующие годы и укрепление связей

Однако капризный случай, однажды сведя вместе эти две родственные души, больше никогда не доставил им этого удовольствия - ни одна из планировавшихся встреч Грига и Чайковского так и не произошла. Но связи Грига с русскими музыкантами окрепли и упрочились. Тогда же, в Лейпциге, среди музыкантов, окружавших двух великих композиторов, оказался ученик Листа, молодой пианист Александр Зилоти. Вскоре Зилоти уже играет Грига в России. Чайковский и Римский-Корсаков приглашают Грига посетить Петербург, а от дирекции Императорских театров Григу приходит очень почетное предложение — составить из своей музыки партитуру балета на норвежский сказочный сюжет.

Нереализованные планы и наследие

Но — опять увы! — и этим планам не суждено было сбыться. Поездку в Россию Григ все откладывал, пока не разразилась русско-японская война. Тогда уже для душевно чуткого Грига стало вовсе невозможно приехать — он, по собственному признанию, совестился привлекать к своей музыке внимание в стране, где на войне гибли люди. Ну, а балет-сказка на музыку Грига в Петербурге все же появилась. Но это было гораздо позже, а собрал и оркестрировал мелодии Грига для балета "Ледяная дева" русский композитор Б. Асафьев. Традиции любви и уважения к музыке великих композиторов передаются от поколения к поколению. Антон Рубинштейн был учеником П. И. Чайковского. Александр Зилоти стал знаменитым на весь мир пианистом, когда подрос и занял свое место в музыкальном мире его младший двоюродный брат — Сергей Рахманинов. Рахманинов же первым из русских дирижеров исполнил в симфоническом концерте музыку Грига к "Пер Гюнту"...

Любовь к музыке Эдварда Грига

Попробуйте на вкус, покатайте на языке эти дивные, непривычно звучащие слова: фьорд... тролль... Сольвейг...
И если за этими словами в вашей памяти возникнут то изысканные и нежные, то покоряющие силой и властностью мелодии Эдварда Грига — это значит, что и вы встали в эту не имеющую конца эстафету любви, любви к великому норвежскому композитору.

Автор: Наталья Энтелис
Текста пересобран и обновлён 15 августа 2025 года







Обратная связь