Музыкант-фольклорист и «Песнь о сновидении»
В современной Норвегии Линдеман известен, прежде всего, как собиратель норвежского музыкального фольклора Он был первым, кто обратил внимание на необходимость сохранения музыкального наследия своего народа и потому часто ездил по стране, записывая мелодии на самых отдаленных хуторах.
Именно в его трехтомнике «Древние и современные мелодии норвежских гор, в обработке для фортепиано в 3 томах» увидела свет самая знаменитая норвежская баллада «Песнь о сновидении» (Draumkvedet).
Строго говоря, «Draumkvedet» - это даже не баллада, а «видение» — жанр, широко распространенный в средневековой литературе. В пятидесяти двух четырехстрочных балладных строфах этого произведения некто Олав Остесон рассказывает о своем сновидении: он совершил длинное и сопряженное со многими опасностями путешествие на тот свет и видел собственными глазами рай (лишь небольшой его кусочек), суд над грешниками и их мучения в аду. Вероятные письменные прообразы этого произведения относятся к XIII века.
Записана она была сначала в виде текстов в Телемарке священником М.Б. Ланстадом, которого часто сопровождала в поездках дочь священника Олеа Крёгер. Она была очень музыкальна, и у неё был талант легко на слух воспринимать народные мелодии и очень быстро запоминать их, а потом записывать. Именно Олея впервые напела Линдеману о «Песни о сновидении» - и тот немедленно сам отправился в музыкальную экспедицию. Результатом трудов стало несколько разных мелодий, на которые исполнялись стихи «Песни о сновидении». Четыре из собранных мелодий Ланстад переработал и «сделал» из них две «аранжировки», выражаясь современным языком, которые и стали самыми известными вариантами «Draumkvedet».
По-норвежски существует поговорка: «Никто из норвежцев не может быть так образован, чтобы помнить наизусть всю «Песнь о сновидении», но и никто так не невежествен, чтобы не помнить пару строф из этой баллады». Так что Линдемана норвежцы не забудут никогда – ведь его варианты «Песни о сновидении» исполняют до сих, несмотря на огромное количество появившихся новых этнографических записей баллады и аранжировок.
Что же касается трехтомника Линдемана, то он не потерял своего значения и для современной музыки и современных композиторов. Конечно, поскольку народные мелодии были обработаны и переложены для игры на фортепиано, они потеряли толику национального «аромата», за что Линдемана критиковали многие коллеги и любители народной музыки, в том числе и Эдвард Григ. Однако это не помешало последнему неоднократно обращаться в собственной работе к многотомнику Линдемана. Третий том сборника был издан сыном Линдемана Петером, также ставшим композитором, в 1907 году.
Псалмы, консерватория и детские песни
Однако не только в качестве собирателя и хранителя народных мелодий известен Линдеман в музыкальных кругах.
Его издания избранных детских песен и специальных выпусков песен для школьных хоров стали поистине революционными, поскольку дали возможность детям изучать музыкальную культуру собственной страны, в которой в те времена как раз начинало пробуждаться национальное самосознание.
Будучи родом из семьи священника, Линдеман с детства рос в окружении духовной музыки - и в результате, став органистом, сам написал более 30 псалмов, которые входят в фонд мировой музыкальной классики. Среди псалмов Линдемана одним из наиболее известных и любимых в Норвегии является «В Пасхальное утро стихает печаль» («Påskemorgen slukker sorgen»), который можно послушать в исполнении знаменитой Кирстен Флагстад, вагнеровского сопрано ХХ века, здесь. А его псалом «Церковь – место обетованное» исполняется во всем мире.
Кроме того, именно Линдеман стоял у истоков зарождения так называемого «Движения мужских хоров» в 1840-х годах и принял активное участие в организации многих хоров и оркестров в Кристиании (так тогда называлась столица Норвегии Осло).
Его многолетняя деятельность как учителя пения в школе, «церковного» композитора, органиста, педагога и собирателя норвежского музыкального фольклора нашла свое логическое завершение в основании первой в Норвегии частной консерватории.
Людвиг Линдеман умер в возрасте 75 лет и похоронен у Спасской Церкви Осло, в которой долгие годы проработал органистом и где сам исполнял собственные произведения. В 1912 году у Домского собора Осло был установлен бюст в честь Л.М. Линдемана, а большой концертный зал в основанной им консерватории стал называться Линдемановским залом («Lindemansalen»).
Юбилейные празднования
В юбилейный год по всей Норвегии прошла «волна» концертов, со 2 по 7 октября в Левангере был фестиваль Линдемана, но «самые-самые» торжества впереди!
Одним из главных событий юбилейного года станет вручение Линдемановской премии.
По статуту премии, она вручается каждый год композитору или педагогу за особый вклад в норвежскую музыкальную культуру. Это самая большая премия в области музыки в Норвегии, и ее материальная часть равна 150 000 норвежских крон.
Кроме того, начиная с 2001 года, вручается еще и премия молодым дарованиям. Ее размер – 50 000 норвежских крон.
Выдвинуть претендента на премию может любой государственный институт, общественная или частная организация или частные лица – но при этом в последнем случае для выдвижения того или иного кандидата нужно как минимум три частных лица.
В этом году сделано несколько исключений из правил.
Во-первых, премия будет вручаться в Линдемановском зале в Норвежской высшей школе музыке (так теперь называется основанная юбиляром консерватория, которая, просуществовав как частное учреждение более 90 лет, стала государственным учебным заведением)) не в октябре, как это обычно происходит, а 30 ноября – через два дня после дня рождения юбиляра.
Во-вторых, «молодежная» премия вручаться не будет.
В-третьих, будут вручаться две «взрослых» премии – и уже известны лауреаты.
Это композитор и собиратель народных мелодий Свен Нихюс, которому этим летом исполнилось 80 лет (и это второй юбилей, который будет праздноваться в ноябре!) за вклад в сохранение норвежской народной музыки – и кантору Терье Кваму.
В одном из своих интервью Свен Нихюс сказал: «Я всегда вспоминал о Линдемане, отправляясь в собственные этнографические экспедиции, и я всегда получал невероятное наслаждение, записывая старые мелодии гор и псалмы. Я горд тем, что именно мне была присуждена эта премия, но очень беспокоюсь, действительно ли я ее заслужил».
Вручение премий начнется 30 ноября в 18.00 – и организаторы готовят много сюрпризов для гостей, которых ожидается так много, что уже сейчас возникают серьезные волнения по поводу их «рассадки»!
С 3 ноября по 1 декабря в Национальной библиотеке Норвегии пройдет будет работать выставка, посвященная юбиляру – будут показаны поистине уникальные материалы из личных архивов Л.М. Линдемана, хранящиеся в библиотеке.
Откроется выставка в библиотеке концертом, на котором Наталия Стрельченко и Квартет Энгегорда (Engegårdkvartetten) исполнят классическую музыку и произведения самого Линдемана.
Наталия Стрельченко хорошо известна российской публике, на страницах сайта посольства Норвегии в Москве неоднократно писали о ее концертах. Она – известный исследователь, лектор, автор академических статей по истории европейских традиций фортепианного стиля, профессор Высшей школы музыки в Осло. Она родилась в России и дебютировала в 13-летнем возрасте с оркестром Санкт-Петербургской консерватории, где впоследствии и обучалась. В 2004 году она окончила Норвежскую Высшую школу музыки и после этого концертировала в Лос-Анджелесе, Стокгольме, Копенгагене, Амстердаме, Глазго, Мюнхене, Москве и Санкт-Петербурге, неизменно с большим успехом.
30 ноября основные праздничные мероприятия завершатся грандиозным концертом в Высшей школе музыки!
Оригинал статьи см. на сайте портала «Норвегия - официальная страница в России» по адресу:
http://www.norvegia.ru/News_and_events/culture/news/Norwegian-pioneer-muzyky/
Текст: Наталия Будур
Фото: lindemandslegat.no
-----------------------------------------------------------
Опубликовано: БНИЦ/Шепелев К.В. Источник: Посольство Королевства Норвегия в Москве