Первой в Норвегии чествовали Камиллу Коллетт, двухсотлетний юбилей со дня рождения которой отмечался в конце января. Не менее известны в Норвегии и сестры Ода Крог и Боккен Лассон.
Русские корни
Собственно говоря, принцессой богемы называли одну из сестер – художника и писателя Оду Крог (1860 – 1935), но вторая была тоже очень известной – это певица и основательница знаменитого кристианийского кабаре «Chat Noir» Боккен Лассон (1871-1970).
Девочки родились в богатой и аристократической семье. Их отец Кристиан Отто Карл Лассон был государственным адвокатом, а мать — Александра Катрине Хенриетте фон Мюнте аф Моргенстьерне – аристократкой и наполовину русской. Бабушка девочек происходила из знаменитого княжеского рода Солтиковых (Салтыковых). Анастасия Сергеевна Солтикова вышла замуж за не менее благородного представителя семьи Моргенстьерне.
В семье росли десять детей: восемь сестер и двое братьев.
Ода и Боккен – любовные прозвища девочек. На самом деле старшую сестру звали Оттилия Паулине Кристине (Ottilia Pauline Christine Lasson), а младшую – Каролине (Caroline Lasson).
Свое прозвище Бoккен (Bokken), под которым Каролина стала известна не только в Норвегии, но и за ее пределами, она получила в детстве. Мама называла ее «Мое маленькое тельце» («Lille kroppen min»), а вот сестре показалось, что она слышит не «kroppen», а «bokken» - «кубышечка».
Как и было положено в хороших семьях того времени, все дети, в том числе и девочки, получили прекрасное образование, недаром их старший брат – Пер Лассон (1859-1883) - стал композитором и музыкантом, а сестра Александра, впоследствии вышедшая замуж за известного художника Фрица Таулова, декорировала предметы и изделия из кожи в стиле art nouveau. Еще одна сестра – Мария – преподавала музыку.
Пробиться «в люди» девочкам было вовсе нелегко. Родители, несмотря на всю свою любовь к детям и искусству, придерживались традиционных взглядов на место женщины в обществе. Тем не менее, все сестры Лассон обладали сильными характерами – и можно сказать, что с юности боролись за права женщин. Сестра Мими смогла добиться разрешения поступить в университет, а Боккен стала заниматься пением, она хотела стать камерной певицей и была одной из учениц знаменитой Евы Нансен.
Когда же Ода начала рисовать, то услышала от отца: «Ну хорошо, можешь попробовать и поучиться, но если у тебя окажется талант, то дальше я тебе рисовать не разрешу».
Так что в семье характера занимать не надо было никому.
Ода Крог
Взрослая жизнь Оды началась вполне традиционно - в 1881 году она выходит замуж за предпринимателя Йоргена Энгельхардта. В браке рождаются двое детей – Саша и Фредрик, которого называют в семье Ба. Вскоре Йорген разоряется – и Ода требует развода, что было неслыханным по тем временам – плюс еще решает жить отдельно и, вместо того, чтобы вернуться к родителям, снимает квартиру, где и поселяется с детьми.
Ода считала, что имеет право сама решать, что ей делать дальше – а больше всего на свете она мечтает рисовать – и начинает брать уроки живописи. Исследователи творчества «принцесса богемы» не знают, что именно побудило ее принять такое решение: вполне возможно, что, помимо любви к искусству, Одой двигал расчет, ведь детей надо было на что-то кормить, а выбор профессий для женщин был тогда очень скуден.
Решив не поступать в Школу живописи Кнуда Бергслиена, фру Энгельхардт решает брать частные уроки у знаменитого Кристиана Крога (1852-1925). Она ходит к нему на занятия зимой 1883/1884 годов. Уроки проходят в ателье художника, где ученик сидит и рисует в одиночестве, а учитель лишь изредка заходит в студию и корректирует процесс. В 1885 году Крог вместе с Эриком Вереншёльдом открывает частную школу живописи, куда также ходит Ода. Именно в это время между ней и Кристианом зарождается любовь (в этом же 1885 году у них рождается дочь Нана), продлившаяся, несмотря на уходы и возвращения Оды, всю жизнь. И именно в это время она создает единственную картину в духе социального реализма, написанную под явным влиянием Крога, которую и выставляет на Осенней выставке 1886 года.
Очень долгое время Ода воспринималась, прежде всего, как жена Крога (они поженились в 1888 году). И лишь сейчас о ней стали говорить как об очень серьезном и самостоятельном художнике – вполне заслуженно.
Первые же работы Оды привлекли к ней внимание – это были выставленные «Мой мальчик» и «У Кристианийского фьорда» («Японский фонарик»). Первая картина не сохранилась, но, судя по рецензиям и описанию, она была выполнена под явным влиянием импрессионизма. Необычной и поэтому мгновенно привлекшей внимание публики и критики была рама, украшенная позолоченными детскими игрушками. Вторая картина хранится сейчас в Национальной галерее, и именно она стала новаторской в норвежском искусстве – красивая летняя ночь, блестяще переданное настроение, настоящий шедевр в стиле неоромантизма.
Ода постоянно экспериментировала и работала в разных жанрах – она писала натюрморты, пейзажи, но большего всего ей удавались портреты.
Богема Кристиании
Крог ввел жену в кристианийскую богему, прекрасной принцессой которой она и стала.
Богема Кристиании, или кристианийская богема, объединяла людей искусства, а ее декларируемыми целями было - покончить с отжившей общественной системой, с неравноправием полов и традиционным укладом семьи. Лидером и отцом-основателем кружка был Ханс Йегер, талантливый писатель и бунтарь-анархист (1854-1910), который и сформулировал девять основных принципов богемы. Первый из них звучал так: «Ты должен написать свою собственную жизнь», и она стала исходной точкой для их творчества.
Последняя же заповедь гласила: « «Ты должен сам лишить себя жизни», и это можно было сделать с помощью виски с содовой», - так считали молодые радикалы 1880-х, собиравшиеся в кафе «Grand».
В кристианийскую богему входили многие известные писатели и художники – например, Кнут Гамсун и Эвард Мунк. А во главе свободно мыслящих дам стояла «принцесса богемы» (Une vraie princesse de la Bohême, так ее назвал в своем романе Ханс Йегер) Ода Крог – истинное воплощение новой эпохи освобождения женщин. У нее была свита из «молодых, свободомыслящих и хорошеньких женщин» (в нее входила и сестра Александра (Лассон) Таулов), которые презирали существовавшие правила поведения и хотели доказать всеми миру и самим себе, что кафе, разговоры на политические и общественные темы, сигареты и горячительные напитки существуют не только для мужчин.
Ода Крог была не только постоянной моделью для собственного мужа, но и выведена под разными именами в литературных произведениях того времени. В романе «Немесис» Яппе Нильсена она предстает под именем Туры, в пьесах Гуннара Хейберга ее зовут Жюли и Карен, Обстфеллер описывает ее как Ребекку, а Эдвард Мунк (он был не только художником, но и талантливым писателем) – как Веру.
Одним из принципов богемы было презрение к существовавшему институту брака и провозглашение «свободной любви» как одного из принципов жизни современного человека. В ту эпоху, которую иногда называют «эпохой прорыва модернизма», конфликт полов бурно обсуждался и описывался как в художественных произведениях (на бумаге и холсте), так и в общественных дебатах.
Поведение Оды вполне соответствовало провозглашенным принципам. Она рожает свою дочь Нану от Кристиана Крога, еще будучи в официальном браке с Энгельхардтом, но потом добивается развода и выходит замуж за учителя и друга.
В 1889 году у пары рождается сын Пер, крестным которого становится Эдвард Мунк, что очень символично, потому что сын приобретает не меньшую известность как художник, чем его родители.
Надо сказать, что взгляды на свободную любовь вполне разделяет Кристиан Крог. В 1886 году он выпускает роман «Альбертина», в котором рассказывается история натурщицы, вынужденной стать проституткой после изнасилования полицейским. Роман и картины Крога были его политическим вкладом в дискуссии 1880-х о лицемерии в вопросах сексуальности, проституции, нищеты и прав женщин.
В жизни Оды случались бурные романы (и с Хансом Йегером, и с Яппе Нильсеном), она несколько раз уходила от мужа, но Крог всё прощал жене – и она возвращалась.
В отличие от многих художниц, которые, выйдя замуж, постепенно прекращали рисовать, Ода продолжала творить наравне с мужем, а в последствии и с сыном, и они даже устраивали совместные «тройные» выставки.
Довольно часто моделями для ее картин становились члены семьи. Особенное внимание всегда привлекали портреты и жанровые сценки с изображением детей кисти Оды Крог, потому что художница всегда старалась воссоздать образ «живого ребенка» в момент, когда он капризничает, играет или слушает сказку, а не написать парадный «прилизанный» портрет воспитанного малыша.
С 1914 года и до смерти Крога в 1925 году Ода выступала, прежде всего, в роли «жены художника». Хотя она и продолжала заниматься творчеством, но основным смыслом ее жизни стал муж и его благополучие.
Ода пережила Крога на 10 лет и похоронена рядом с ним.
Певица и создатель кабаре
Сестра Боккен была на десять лет младше Оды.
На рубеже веков она считалась одной из самых ярких звезд варьете, а для этого нужна была в те времена великая смелость и стальная сила воли. Ее гастроли с успехом проходили а Англии, Германии, Дании и Франции. В наши же дни ее вспоминают, чаще всего, как младшую сестру принцессы богемы, но Боккен и сама достойна такого звания.
В прошлом году вышла ее биография, написанная Анне Хельгесен, в которой рассказывается о жизни певицы, полной драматизма, потерь, поражений и невероятного мужества, которое и помогло Каролине стать победительницей жизни.
Боккен всегда была успешна на сцене – и пользовалась заслуженным успехом, - но в личной жизни ее преследовали неудачи, причиной которых часто становились красавицы-сестры (так, из-за Оды ей пришлось расстаться с Яппе Нильсеном).
Но у Каролины Лассон был талант и ее гитара, и после очередной неудачи, несмотря на триумфальные гастроли по всей Норвегии, она уезжает в Копенгаген, где добивается успеха «горячими испанскими мелодиями, американским джазом, старофранцузскими романсами и старинными норвежскими балладами». И именно в Копенгагене она влюбляется в стареющего донжуана и драматурга Хольгера Драхмана и становится его гражданской женой. Их неофициальный брак Норвежская церковь подвергает анафеме, но не это становится причиной разрыва, а красавица Софи – одна из сестер Боккен.
Каролине вновь уезжает – на этот раз в Берлин, где становится звездой кабаре «Überbrett`l». А в личной жизни ее вновь преследуют неудачи – она выходит замуж за русского эмигранта Михаила Феофанова, который обирает ее до нитки, сбежав со всеми деньгами жены.
Лишь во втором официальном браке Боккен будет счастлива – и обретет в лице адвоката Вильхельма Дибвада не только мужа, но и соратника.
1 марта 1912 года супруги открывают в Осло кабаре европейского уровня, как на следующий день напишет восхищенная пресса, под названием «Chat Noir», которое существует и по-прежнему пользуется огромной популярностью и в наши дни.
Особенно поразила критиков обстановка и дизайн помещения, полностью соответствующий названию «Черная кошка» - на оранжевых стенах в центральном зале красовались грациозные черные кошки.
Дибвад начинает писать тексты и песни, которые исполняет Боккен – и в 1913 году они представляют свое шоу «1913».
В 1919 году «Chat Noir» стал ревю-театром под управлением Виктора Бернауса.
Однако Боккен Лассен продолжала активную концертную деятельность вплоть до последних дней жизни, а умерла она в весьма преклонном возрасте, лишь года не дожив до своего девяностолетия.
Оригинал статьи см. на сайте портала «Норвегия - официальная страница в России» по адресу:
http://www.norvegia.ru/News_and_events/culture/news/Sister-Lasson---artist-and-singer/
Автор: Наталия Будур
Иллюстрация 1: Ода Крог и Боккен Лассон.
Иллюстрация 2: Ода Крог
Иллюстрация 3: Боккен Лассон
Фотография: Oslo Museum / R. Ovesen/ L. Abel/
-----------------------------------------------------------
Опубликовано: БНИЦ/Шепелев К.В. Источник: Посольство Королевства Норвегия в Москве