![]() |
![]() |
|
Вся Норвегия на русском/События и юбилеи/Юбилейный 2013/Норвегия готовится отпраздновать 150-летие Эдварда Мунка/ | |
Сегодня: | |
рекомендуем посетить:
на правах рекламы:
|
Конфликт с траулером «Опон» удалось уладить
Эдвард Мунк для многих сегодня — художник единственной картины. Его «Крик» — один из самых узнаваемых и растиражированных образов в мировой истории искусства, а с мая этого года еще и самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное на аукционных торгах. 120 млн долларов, заплаченные за картину американским финансистом Леоном Блэком, еще больше подогрели популярность работы. Сейчас она выставлена в нью-йоркском МОМА, в состав совета директоров которого входит бизнесмен, и это тоже можно считать частью юбилейной программы. В 2013 году Мунку исполняется 150, а «Крику» — 120 лет. Праздновать двойной юбилей начинают загодя — масштабная программа торжеств стартует в день рождения художника за год до 150-летия. Нетипичный случай для мировой практики, но очень уж число красивое — 12.12.12. Для Норвегии, страны, не избалованной фигурами мирового масштаба, Мунк — предмет особой национальной гордости. С тем же почтением здесь относятся разве что к драматургу Генрику Ибсену. С Мунком они были знакомы, хотя и не были дружны (Ибсен на тридцать с лишним лет старше), к тому же Мунк писал, что видит себя в драматических героях соотечественника, а его декорации к «Привидениям» в постановке немецкого режиссера Макса Рейнхардта в свое время наделали немало шуму. В центре юбилейных торжеств — большая выставка, состоящая более чем из 250 работ и последовательно раскрывающая все периоды, жанры и излюбленные темы художника (откроется 2 июня). Наследие Мунка, завещанное им муниципалитету Осло (а это около тысячи живописных полотен, 4,5 тыс. рисунков и 15 тыс. печатных листов), хранится в двух собраниях — Музее Мунка и Национальном музее искусств, архитектуры и дизайна. Доверить столь лакомую выставку кому-то одному не смогли, пришлось поделить ее на две части — ранний период, работы с 1880-го по 1903 год, включая реконструкцию «Фриза жизни» в том составе, который сам Мунк выбрал для выставки Сецессиона в 1902 году в Берлине, покажут в Национальной галерее. Вторая часть — работы с 1904-го по 1944 год — будет выставлена в Музее Мунка. Но это хоть и главное, но далеко не единственное событие. 12 декабря, с началом официального Года Мунка, в тур по Норвегии отправится «Автопортрет с сигаретой», купленный Национальной галереей у самого художника еще при его жизни. Проехав через семь городов, он вернется в столицу как раз к юбилейной выставке. В Музее Мунка уже сейчас проходит масштабная выставка The Modern Eye («Современный взгляд»), показанная перед этим в Париже, Франкфурте и Лондоне. Издан альбом детских рисунков художника. Впервые откроется для посещения его мастерская в Хвитстене. Своего Мунка выставят все, у кого он есть: и галерея Thiel в Стокгольме, и Кунстхаус в Цюрихе, и Музей Ибсена в Осло, и частные коллекционеры. В Нью-Йорке в «Скандинавском доме» сопоставят литографии Мунка с шелкографиями Энди Уорхола, выполненными по мотивам известных работ норвежского художника. Лондонскую Трафальгарскую площадь украсят репродукции. Исполнение посвященных Мунку музыкальных произведений и перформансов пройдет по всему миру от Осло до Вашингтона — словом, из юбилея сделали праздник такой насыщенности и такого масштаба, какие не снились многим более заслуженным мастерам. Кажется, даже венская «климтомания» (Климт на год старше Мунка) не может с ним сравниться.
Драматические события жизни и связанные с ними переживания Эдварда Мунка выплескивались на холст — это было кредо художника. Экспрессионизм, провозвестником и родоначальником которого он является, ценит драму личности и душевный эксгибиционизм. Попробуйте угадать настроение молодых Ренуара и Моне, писавших «Лягушатню». Оба — нищие и непризнанные, Моне подумывает о самоубийстве, но на холстах — солнечный свет, блики на воде и знаменитая французская joie de vivre, радость жизни, в чистом виде. От «Крика» Мунка «Лягушатню» отделяет четверть века, и за это время для европейского искусства стало важным не столько произвести впечатление (impression), сколько выразить себя (expression). Мунку было всего пять лет, когда умерла его мать, а следом и сестра. И хотя сам он прожил 80 лет, тема болезни и смерти часто встречается в его работах, особенно в щемящих сюжетах убитых горем родственников у постели умирающего. Роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, дочерью богатого норвежского виноторговца закончился ссорой, во время которой она нечаянно прострелила ему руку, и Мунк начинает рифмовать «любовь» и «кровь». Вот у него «Разлука», где женская фигура удаляется, как белый призрак в развевающихся одеждах, оставляя мужчину страдать на переднем плане, прижимая к сердцу руку, контуры которой нарочито выделены кроваво-красной краской. А вот «Вампир» — многократно повторенный сюжет, живописный вариант которого издалека можно принять за нежный поцелуй. И наконец, та же рифма читается в алом нимбе вызывающе эротичной «Мадонны». Мунк был успешен — с юности он постоянно выставлялся, сначала в Норвегии, а потом и по всей Европе; он много путешествовал, изучая классическое наследие и современные течения в Париже, Риме и Флоренции, подолгу жил во Франции и Германии. Пара громких скандалов вокруг его выставок, освистанных прессой, сделали ему отличную рекламу, у него были свои коллекционеры, заказчики и покровители. Мунку не было и тридцати, когда Национальная галерея впервые купила для своей коллекции его картину «Ночь в Ницце». И следом вышел первый искусствоведческий труд о работах Мунка, среди авторов которого были польский писатель-модернист Станислав Пшибышевский и немецкий арт-критик Юлиус Мейер-Грефе, много писавший об импрессионистах и приложивший руку к популяризации Ван Гога. Прижизненная ретроспектива Мунка в Национальной галерее сравнима по масштабу с той, что намечена на следующий год. И несмотря на внешний успех, как результат постоянного стремления вывернуть душу наизнанку и выплеснуть на холст, были в его жизни пристрастие к алкоголю, нервное расстройство и лечение в клинике. Главным учителем Мунка был Кристиан Крог, известный художник-реалист. Ранние работы выполнены под его влиянием, но реализм не подходил для выражения сильных эмоций. Путешествия по Европе, последняя выставка импрессионистов в Париже, знакомство с творчеством Сера, Ван Гога и Тулуз-Лотрека дали толчок к экспериментам — в работах Мунка можно встретить чистый импрессионизм («Улица Лафайет», 1891, Национальный музей) и синтетизм Гогена и понт-авенской школы с упрощенными формами и локальными цветами («Новый снег на аллее», 1906, Музей Мунка). В мягких текучих линиях одних фигур слышатся отголоски ар-нуво, в других угадывается влияние Мане и примитивистов.
К началу 1900-х Мунк известен и всеми признан. К этому времени уже созданы все ключевые работы — «Крик», «Мадонна», «Вампир», «Меланхолия» и другие, хотя к отдельным образам он возвращается снова и снова. Последующие десятилетия он живет по большей части в Норвегии, пишет портреты, в том числе заказные, расписывает большой зал университета и шоколадную фабрику Freia в Осло, готовит проект росписей ратуши. Он увлекается гравюрами на дереве и камне, воспроизводит собственные образы, и они оказываются не менее выразительны, чем живописные работы, — упрощение линий и форм лишь усиливает эмоциональный эффект. Кроме того, гравюры позволяли более смелые эксперименты — и без того фраппировавшая почтенную публику «Мадонна» в печатном варианте дополнена рамкой с изображением сперматозоидов. Занимает его и ставшая модной фотография — еще в 1902 году он покупает первую камеру и с тех пор довольно много снимает.
С 1893-го по 1910 год Мунк написал четыре варианта композиции, которая изначально называлась «Крик природы». Сам он так описывал историю ее создания: «Я шел вдоль дороги с двумя друзьями. Солнце садилось. Небо стало кроваво-красным. И я почувствовал дыхание Меланхолии. Я остановился, смертельно уставший. Над иссиня-черным фьордом и городом повисли кровавые языки пламени. Мои друзья ушли. Я остался позади, дрожащий от Беспокойства. Я почувствовал ужасный Крик Природы». «Крик» был задуман как центральная часть «Фриза жизни» — большого цикла, который, по замыслу Мунка, должен был стать «поэмой о любви, беспокойстве и смерти», «объяснить жизнь и ее значение и помочь другим прояснить их жизни». В него входят «Вампир», «Ревность», «Сфинкс и Меланхолия», «Девушка и Смерть» — всего более двадцати работ, их состав постоянно менялся, а над основными образами Мунк работал на протяжении 30 лет. Один из вариантов «Крика» хранится в Национальном музее, два других — в Музее Мунка и еще один — в частной коллекции. До мая этого года он принадлежал норвежскому бизнесмену Петеру Олсену, отец которого с конца 1920-х годов жил по соседству с Мунком в Хвитстене и активно покупал его работы, а во время Второй мировой войны буквально спас 74 работы Мунка от нацистов, по мнению которых, экспрессионизм стоило отнести к «дегенеративному» искусству. Торги Sotheby’s стартовали с 40 млн долларов, за 12 минут цена поднялась почти в три раза, и написанный пастелью «Крик» установил новый рекорд в 120 млн долларов, обогнав в цене портрет одной из муз Пикассо и бронзового «Шагающего человека» Джакометти. Невозможно даже предположить, какое произведение искусства сможет обогнать его на следующих торгах. Читать: Эдвард Мунк - краткая биография Читайте также: Эдвард Мунк
Фотоэкскурсия по музею Эдварда Мунка в Осло Норвежский художник Эдвард Мунк Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Expert.ru Автор: Ирина Осипова ![]() |
![]() Обратная связь |
© Norge.ru 19992025. Все права защищены и принадлежат сайту Norge.ru. Перепечатка, включение информации, содержащейся в рекламных и иных материалах сайта, во всевозможные базы данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение таких материалов в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения редакции сайта. |