Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/События и юбилеи/Юбилейный 2013/Норвегия готовится отпраздновать 150-летие Эдварда Мунка/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Конституция НорвегииОсло - столица НорвегииКраткая информация
Разрешение на работу в НорвегииАэропорт ГардермуэнНорвежские исполнители
Архитектурные памятники НорвегииПраздники в НорвегииПартнерские ссылки
Ёрн Фоссхейм - пианистСтатьи, интервьюВиза в Норвегию
Норвежские авторыКаталог отелей Норвегии2009 - Год Гамсуна
Год БьёрнсонаЯнварьНансен
Подготовка документов для их использования на территории НорвегииВиды спортаТележкина Диана
Государственная символикаМузеи и достопримечательностиМузыкальные группы Норвегии
ВикингиИскусство НорвегииСтатьи о литературе
Обменные ссылкиАрве ТелефсонСтатьи о Норвегии
Работа на нефтяных платформахАрхив новостейИнформация для тех, кто собрался учиться в Норвегии
Газета "Афтенпостен"ФевральГод Нансена–Амундсена
АмундсенСпортивные клубы НорвегииСергей Шпилькин
Top блок о компании на главнойГосударственные структурыГостиницы, отели, кемпинги
Статьи о музыке НорвегииНобелевские лауреатыСтатьи о культуре
Размещение платной рекламыЙенс СтолтенбергСезонная работа
Практическая информацияЛитературные событияСистема образования в Норвегии
Из истории "NRK"МартНовостные материалы
Год 2012История норвежского спортаШепелев Кирилл
Карта сайтаСоциальная политикаАрхив музыкальных событий
Знаменитые именаАрхив культурных мероприятийФритьоф Нансен
Достопримечательности АкерсхусаВид на жительствоЗимняя Норвегия для туристов
Норвежская классикаУчебные заведения НорвегииХанс-Вильхельм Стайнфельд
АпрельМероприятияПравовая информация
Фестивали в НорвегииДаты истории НорвегииФотоальбом Норвегии
Видар БюскНорвежские компании в РоссииО писателях Норвегии
Летний отдых в НорвегииУ истоков норвежской прессыРоссийско-Норвежская Старшая Школа
МайСтатьи Юбилейный 2013
ДискографияНаши баннерыАрне Гарборг
Предложение на работуИмена в норвежском кинематографеСлово переводчика
РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯФотографии НорвегииНорвежская пресса накануне 1814 года
ИюньМатериалы норге.ру прошлых летЮбилейный 2014
Реклама на сайтеПоэзия НорвегииОбменные ссылки
Томас Хюлланд ЭриксенСтатьи о работе в НорвегииКомпозиторы Норвегии
Круизы по Норвежским фьордамИюльОсне Сейерстад
Информация о сайтеЛитература Норвегии: краткая историяКороль Харальд
Добавить ссылку в каталогАрхитектураДостопримечательности Норвегии
АвгустСтейнар ДюрнесОбщество П.И. Чайковского в Осло
lnicСтатьи2007 год – юбилеи
Авторы и публикацииТеатр НорвегииКниги и переводная литература
СентябрьЭто интересно знатьТрун Эгрим
ФорумЭдвард ГригНорвежские сказки
Наука НорвегииЭпоха викинговОктябрь
Интересные статьиПремия «Эмми» норвежской телепрограммеХенрик Вергеланн
Гамсун-2009Великие путешественникиНоябрь
СМИ Норвегии - общая информацияНациональные особенностиЮхан Себастиан Вельхавен
Живопись НорвегииИстория Норвегии - обзорДекабрь
Verdens GangБергенНаши опросы и голосования
Национальная кухня НорвегииНорвегия в годы Второй мировой войныПрессу душит не только власть
Пер СивлеРазмещене рекламы на сайтеПиа Харальдсен
Судебная системаТёнсбергТеодор Северин Киттельсен
Норвежская литератураФольклор НорвегииDagens Naeringsliv
Правовая системаСтавангерМартин Наг
Библиотека и Норвежский Информационный ЦентрКультура и искусство в норвежской школеГазета Dagsposten (Тронхейм)
Экономика НорвегииТронхеймГлавная
Ойвинд НордслеттенСиверт Орфлот – журналист и общественный деятельНациональный костюм
ЛиллехаммерЮбилей Эдварда ХоэмаКонкурс кукол
Мортен Йентофт: «Это не была журналистика в нынешнем понимании»СтатистикаОлесунн
Пер ПеттерсонИнтересные ссылкиПервая народная газета в Норвегии
ЭкологияИз истории норвежского телевиденияГод Гамсуна: мероприятия
Консул Йонас ЛидНарвикСтатьи о Норвегии
Статьи о ГамсунеХьяртан ФлёгстадКристиансанн
Томас Хеллум - Медленное телевидение НорвегииЛонгйирРелигия и церковь Норвегии
Книги и рецензииЕё Величество королева СоняВнешняя политика
Малая проза ГамсунаВалерий Павлович БерковХамар
Лицом к лицуИнтересное о ГамсунеТур Хейердал
ХалденГамсун в стихах и прозеФ. Нансен
РьюканГамсун и театрБьёрнстьерне Бьёрнсон
ДрамменСобытияМеждународная конференция в ЦДЛ
Сигрид Стрём РейбоШиенВладения Норвегии
Исак РогдеХаммерфестПолитические партии Норвегии и политики
Эссеистика ГамсунаЮлий КвицинскийВадсё
Норвежский бизнесКонкурс кукол - Сказочная страна ГамсунаМари Бойне Персен
Ню-ОлесуннКоролевский ДомДни Гамсуна в Санкт-Петербурге
Александр РыбакБюгёйнесНорвежский язык
Сигрид УнсетСортланнРоссия - Норвегия
Хенрик Юхан ИбсенCаамыНильс Хенрик Абель
Христиан Магнус ФальсенПрофсоюзное движениеЮн Фоссе
Бент ХамерМария ПаррПетер Кристен Асбьёрнсен
Ханс Вильхельм СтайнфельдУльрик Фредерик ГюлленлёвеДетские и семейные фильмы
Марит Ингвилл СандеМультфильмыМагнус Карлсен
МероприятияФритьоф НансенСтатьи о кино
Руаль АмундсенФильмы 1900-1990х гг.Пер Воллестад и Сигмунд Йельсет
Фильмы 2000х гг.Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат Дюе
Фильмы 2011-2014 гг.KatzenjammerКарл Густав Багговут
Лев Львович ЖдановPUSTТурбьёрн Эгнер
Кирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна ГорлинаКамилла Коллетт
Кнут ХаугландЙорген Энгебретсен МуХанс Хенрик Йегер
Эрна СульбергМагнус КарлсенЭдвард Мунк
Уле Эйнар БьёрндаленОдд НердрумКристиан Крон
Тур Хейердал 

Норвегия готовится отпраздновать 150-летие Эдварда Мунка

Норвегия готовится отпраздновать 150-летие Эдварда Мунка — художника, написавшего одну из самых знаменитых картин в истории человечества

Эдвард Мунк для многих сегодня — художник единственной картины. Его «Крик» — один из самых узнаваемых и растиражированных образов в мировой истории искусства, а с мая этого года еще и самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное на аукционных торгах. 120 млн долларов, заплаченные за картину американским финансистом Леоном Блэком, еще больше подогрели популярность работы. Сейчас она выставлена в нью-йоркском МОМА, в состав совета директоров которого входит бизнесмен, и это тоже можно считать частью юбилейной программы. В 2013 году Мунку исполняется 150, а «Крику» — 120 лет. Праздновать двойной юбилей начинают загодя — масштабная программа торжеств стартует в день рождения художника за год до 150-летия. Нетипичный случай для мировой практики, но очень уж число красивое — 12.12.12.
Гордость нации

Для Норвегии, страны, не избалованной фигурами мирового масштаба, Мунк — предмет особой национальной гордости. С тем же почтением здесь относятся разве что к драматургу Генрику Ибсену. С Мунком они были знакомы, хотя и не были дружны (Ибсен на тридцать с лишним лет старше), к тому же Мунк писал, что видит себя в драматических героях соотечественника, а его декорации к «Привидениям» в постановке немецкого режиссера Макса Рейнхардта в свое время наделали немало шуму.

В центре юбилейных торжеств — большая выставка, состоящая более чем из 250 работ и последовательно раскрывающая все периоды, жанры и излюбленные темы художника (откроется 2 июня). Наследие Мунка, завещанное им муниципалитету Осло (а это около тысячи живописных полотен, 4,5 тыс. рисунков и 15 тыс. печатных листов), хранится в двух собраниях — Музее Мунка и Национальном музее искусств, архитектуры и дизайна. Доверить столь лакомую выставку кому-то одному не смогли, пришлось поделить ее на две части — ранний период, работы с 1880-го по 1903 год, включая реконструкцию «Фриза жизни» в том составе, который сам Мунк выбрал для выставки Сецессиона в 1902 году в Берлине, покажут в Национальной галерее. Вторая часть — работы с 1904-го по 1944 год — будет выставлена в Музее Мунка.

Но это хоть и главное, но далеко не единственное событие. 12 декабря, с началом официального Года Мунка, в тур по Норвегии отправится «Автопортрет с сигаретой», купленный Национальной галереей у самого художника еще при его жизни. Проехав через семь городов, он вернется в столицу как раз к юбилейной выставке. В Музее Мунка уже сейчас проходит масштабная выставка The Modern Eye («Современный взгляд»), показанная перед этим в Париже, Франкфурте и Лондоне. Издан альбом детских рисунков художника. Впервые откроется для посещения его мастерская в Хвитстене. Своего Мунка выставят все, у кого он есть: и галерея Thiel в Стокгольме, и Кунстхаус в Цюрихе, и Музей Ибсена в Осло, и частные коллекционеры. В Нью-Йорке в «Скандинавском доме» сопоставят литографии Мунка с шелкографиями Энди Уорхола, выполненными по мотивам известных работ норвежского художника. Лондонскую Трафальгарскую площадь украсят репродукции. Исполнение посвященных Мунку музыкальных произведений и перформансов пройдет по всему миру от Осло до Вашингтона — словом, из юбилея сделали праздник такой насыщенности и такого масштаба, какие не снились многим более заслуженным мастерам. Кажется, даже венская «климтомания» (Климт на год старше Мунка) не может с ним сравниться.


Успех и смех, любовь и кровь

Драматические события жизни и связанные с ними переживания Эдварда Мунка выплескивались на холст — это было кредо художника. Экспрессионизм, провозвестником и родоначальником которого он является, ценит драму личности и душевный эксгибиционизм. Попробуйте угадать настроение молодых Ренуара и Моне, писавших «Лягушатню». Оба — нищие и непризнанные, Моне подумывает о самоубийстве, но на холстах — солнечный свет, блики на воде и знаменитая французская joie de vivre, радость жизни, в чистом виде. От «Крика» Мунка «Лягушатню» отделяет четверть века, и за это время для европейского искусства стало важным не столько произвести впечатление (impression), сколько выразить себя (expression). Мунку было всего пять лет, когда умерла его мать, а следом и сестра. И хотя сам он прожил 80 лет, тема болезни и смерти часто встречается в его работах, особенно в щемящих сюжетах убитых горем родственников у постели умирающего. Роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, дочерью богатого норвежского виноторговца закончился ссорой, во время которой она нечаянно прострелила ему руку, и Мунк начинает рифмовать «любовь» и «кровь». Вот у него «Разлука», где женская фигура удаляется, как белый призрак в развевающихся одеждах, оставляя мужчину страдать на переднем плане, прижимая к сердцу руку, контуры которой нарочито выделены кроваво-красной краской. А вот «Вампир» — многократно повторенный сюжет, живописный вариант которого издалека можно принять за нежный поцелуй. И наконец, та же рифма читается в алом нимбе вызывающе эротичной «Мадонны».

Мунк был успешен — с юности он постоянно выставлялся, сначала в Норвегии, а потом и по всей Европе; он много путешествовал, изучая классическое наследие и современные течения в Париже, Риме и Флоренции, подолгу жил во Франции и Германии. Пара громких скандалов вокруг его выставок, освистанных прессой, сделали ему отличную рекламу, у него были свои коллекционеры, заказчики и покровители. Мунку не было и тридцати, когда Национальная галерея впервые купила для своей коллекции его картину «Ночь в Ницце». И следом вышел первый искусствоведческий труд о работах Мунка, среди авторов которого были польский писатель-модернист Станислав Пшибышевский и немецкий арт-критик Юлиус Мейер-Грефе, много писавший об импрессионистах и приложивший руку к популяризации Ван Гога. Прижизненная ретроспектива Мунка в Национальной галерее сравнима по масштабу с той, что намечена на следующий год.

И несмотря на внешний успех, как результат постоянного стремления вывернуть душу наизнанку и выплеснуть на холст, были в его жизни пристрастие к алкоголю, нервное расстройство и лечение в клинике.

Главным учителем Мунка был Кристиан Крог, известный художник-реалист. Ранние работы выполнены под его влиянием, но реализм не подходил для выражения сильных эмоций. Путешествия по Европе, последняя выставка импрессионистов в Париже, знакомство с творчеством Сера, Ван Гога и Тулуз-Лотрека дали толчок к экспериментам — в работах Мунка можно встретить чистый импрессионизм («Улица Лафайет», 1891, Национальный музей) и синтетизм Гогена и понт-авенской школы с упрощенными формами и локальными цветами («Новый снег на аллее», 1906, Музей Мунка). В мягких текучих линиях одних фигур слышатся отголоски ар-нуво, в других угадывается влияние Мане и примитивистов.

Его ранние выступления сопровождали жестокие насмешки публики и прессы. В первой же персональной выставке 26-летнего художника критики увидели «изобилие наглости и недостаток самокритики». А выставку в Берлине, к участию в которой Мунк был приглашен, Союзу художников пришлось закрыть через неделю. Но Мунк не расстраивался. «Я никогда еще не проводил время с таким удовольствием — невероятно, что столь невинная вещь, как живопись, может стать причиной такого возмущения», — писал он родственникам из Берлина. Он увидел рекламные возможности скандала и тут же заключил контракт с арт-дилером Эдуардом Шульте на показ выставки в Кельне и Дюссельдорфе. А когда выставка вернулась в Берлин, Мунк, хоть и не продал ни одной работы, неплохо заработал на билетах — все хотели увидеть «оскорбление искусства», как называли выставку в прессе. Значительно позже, в 1912 году, когда мнение и публики, и прессы изменится, он получит приглашение участвовать в выставке в Кельне, где его работы повесят рядом с полотнами Ван Гога, Пикассо и Сезанна, и, ошеломленный, он напишет: «Все самые яркие вещи, созданные в Европе, собраны здесь. На их фоне я — бледный классицист».

К началу 1900-х Мунк известен и всеми признан. К этому времени уже созданы все ключевые работы — «Крик», «Мадонна», «Вампир», «Меланхолия» и другие, хотя к отдельным образам он возвращается снова и снова. Последующие десятилетия он живет по большей части в Норвегии, пишет портреты, в том числе заказные, расписывает большой зал университета и шоколадную фабрику Freia в Осло, готовит проект росписей ратуши. Он увлекается гравюрами на дереве и камне, воспроизводит собственные образы, и они оказываются не менее выразительны, чем живописные работы, — упрощение линий и форм лишь усиливает эмоциональный эффект. Кроме того, гравюры позволяли более смелые эксперименты — и без того фраппировавшая почтенную публику «Мадонна» в печатном варианте дополнена рамкой с изображением сперматозоидов. Занимает его и ставшая модной фотография — еще в 1902 году он покупает первую камеру и с тех пор довольно много снимает.
Как появляются шедевры

В фильме «Афера Томаса Крауна» есть момент, где экскурсовод, отчаявшись объяснить детям, в чем заключается красота работ импрессионистов, говорит: «Посмотрите, эта картина стоит сто миллионов долларов», и группа замирает перед полотном. В такой же ситуации может оказаться зритель перед «Криком» Мунка. Кажется, что среди его работ есть и более интересные, и более впечатляющие. Что делает картину общепризнанным шедевром — удачный пиар, своевременный скандал или кража (как было с «Моной Лизой») или все же реальные художественные достоинства, — риторический вопрос, на который еще никто не дал однозначного ответа. Но в истории «Крика» было всего понемногу (за последние двадцать лет его крали дважды, но быстро возвращали на место). В отличие от таких известных работ, как «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне или кубистические «Авиньонские девушки» Пабло Пикассо, «Крик» Эдварда Мунка стал не просто символом или точкой отсчета нового направления в искусстве, но его квинтэссенцией. Экспрессионизм — это и есть крик. Ужас, боль, страх и другие сильные эмоции, выраженные средствами живописи. «Экспрессионизм — это “искусство кричать”», — пишет один из современных историков искусства Валерий Турчин. В начале XIX века знаменитый немецкий философ Артур Шопенгауэр заявлял, что главное ограничение силы экспрессии произведения искусства — это невозможность воспроизвести крик. Но Мунку удалось с помощью деформированных линий, света и цвета передать ощущение звука, изобразить экзистенциальный ужас современного цивилизованного человека. Исследователи более позднего времени видели в «Крике» предвестие всех бед XX века.

С 1893-го по 1910 год Мунк написал четыре варианта композиции, которая изначально называлась «Крик природы». Сам он так описывал историю ее создания: «Я шел вдоль дороги с двумя друзьями. Солнце садилось. Небо стало кроваво-красным. И я почувствовал дыхание Меланхолии. Я остановился, смертельно уставший. Над иссиня-черным фьордом и городом повисли кровавые языки пламени. Мои друзья ушли. Я остался позади, дрожащий от Беспокойства. Я почувствовал ужасный Крик Природы». «Крик» был задуман как центральная часть «Фриза жизни» — большого цикла, который, по замыслу Мунка, должен был стать «поэмой о любви, беспокойстве и смерти», «объяснить жизнь и ее значение и помочь другим прояснить их жизни». В него входят «Вампир», «Ревность», «Сфинкс и Меланхолия», «Девушка и Смерть» — всего более двадцати работ, их состав постоянно менялся, а над основными образами Мунк работал на протяжении 30 лет.

Один из вариантов «Крика» хранится в Национальном музее, два других — в Музее Мунка и еще один — в частной коллекции. До мая этого года он принадлежал норвежскому бизнесмену Петеру Олсену, отец которого с конца 1920-х годов жил по соседству с Мунком в Хвитстене и активно покупал его работы, а во время Второй мировой войны буквально спас 74 работы Мунка от нацистов, по мнению которых, экспрессионизм стоило отнести к «дегенеративному» искусству. Торги Sotheby’s стартовали с 40 млн долларов, за 12 минут цена поднялась почти в три раза, и написанный пастелью «Крик» установил новый рекорд в 120 млн долларов, обогнав в цене портрет одной из муз Пикассо и бронзового «Шагающего человека» Джакометти. Невозможно даже предположить, какое произведение искусства сможет обогнать его на следующих торгах.     

Читать: Эдвард Мунк - краткая биография   

Читайте также: Эдвард Мунк

Эдвард Мунк - Берлин
Эдвард Мунк - XX ВЕК
Эдвард Мунк - Успех и неудачи
Эдвард Мунк - Возвращение в Норвегию

Музей Мунка в Осло

Фотоэкскурсия по музею Эдварда Мунка в Осло

Крик

Мадонна

Норвежский художник Эдвард Мунк

 Галерея картин Э.Мунка

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Expert.ru Автор: Ирина Осипова



Важно знать о Норвегии Норвегия готовится отпраздновать 150-летие Эдварда Мунка


 
Новости из Норвегии
  • Норвегия стала первой страной в мире, полностью отказавшейся от FM-радио
  • 8 декабря родился писатель Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон
  • Флот норвежской круизной компании "Хуртирутен" скоро пополнится 2 современнейшими судами
  • Вышла новая книга о Шпицбергене
  • Вчера в стенах Российского государственного гуманитарного университета прошла Международная научная конференция
  • Норвежцев становится больше
  • Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории».
  • rss новости на norge.ru все новости »


    Библиотека и Норвежский Информационный Центр
    Норвежский журнал Соотечественник
    Общество Эдварда Грига


    Норвегия готовится отпраздновать 150-летие Эдварда Мунка Назад Вверх 
    Проект: разработан InWind Ltd.
    Написать письмо
    Разместить ссылку на сайт Norge.ru