Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Человек месяца/Хенрик Вергеланн/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:


Новости из Норвегии
  • Норвегия стала первой страной в мире, полностью отказавшейся от FM-радио
  • 8 декабря родился писатель Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон
  • Флот норвежской круизной компании "Хуртирутен" скоро пополнится 2 современнейшими судами
  • Вышла новая книга о Шпицбергене
  • Вчера в стенах Российского государственного гуманитарного университета прошла Международная научная конференция
  • Норвежцев становится больше
  • Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории».
  • rss новости на norge.ru все новости »


     

    Web www.norge.ru


    на правах рекламы:





    Ёрн Фоссхейм - пианистАрве ТелефсонЙенс Столтенберг
    Фритьоф НансенВидар БюскАрне Гарборг
    Томас Хюлланд ЭриксенКороль Харальд2007 год – юбилеи
    Эдвард Григ Хенрик Вергеланн Юхан Себастиан Вельхавен
    Пер СивлеТеодор Северин КиттельсенМартин Наг
    Ойвинд НордслеттенЮбилей Эдварда ХоэмаПер Петтерсон
    Консул Йонас ЛидХьяртан ФлёгстадЕё Величество королева Соня
    Валерий Павлович БерковТур ХейердалФ. Нансен
    Бьёрнстьерне БьёрнсонСигрид Стрём РейбоИсак Рогде
    Юлий КвицинскийМари Бойне ПерсенАлександр Рыбак
    Сигрид УнсетХенрик Юхан ИбсенНильс Хенрик Абель
    Христиан Магнус ФальсенЮн ФоссеБент Хамер
    Мария ПаррПетер Кристен АсбьёрнсенХанс Вильхельм Стайнфельд
    Ульрик Фредерик ГюлленлёвеМарит Ингвилл СандеМагнус Карлсен
    Фритьоф НансенРуаль АмундсенПер Воллестад и Сигмунд Йельсет
    Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат ДюеKatzenjammer
    Карл Густав БагговутЛев Львович ЖдановPUST
    Турбьёрн ЭгнерКирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна Горлина
    Камилла КоллеттКнут ХаугландЙорген Энгебретсен Му
    Ханс Хенрик ЙегерЭрна СульбергМагнус Карлсен
    Эдвард МункУле Эйнар БьёрндаленОдд Нердрум
    Кристиан КронТур Хейердал 

    Хенрик Вергеланн

    \"\"

    В нынешнем году Норвегия отмечает 200-летие со дня рождения выдающегося поэта и общественного деятеля Хенрика Арнольда Вергеланна (Henrik Arnold Wergeland, 1808-1845). В какой-то степени этого человека можно назвать универсальной личностью. Поэт, драматург, журналист, публицист, критик, народный просветитель и неутомимый труженик пера, он являл собой редкостный пример работоспособности. Творческое наследие Вергеланна огромно – полное собрание его сочинений составляет 23 тома. Правда, большинство из того, что было им написано, ныне представляет интерес лишь для истории литературы. Несмотря на это, Вергеланн оставил после себя немало шедевров, позволивших ему заслужить звание первого национального поэта Норвегии. Именно с Вергеланна многие ведут отсчёт эпохи романтизма в норвежской литературе. Наша статья главным образом посвящена литературному творчеству Вергеланна, а также отдельным аспектам его общественной деятельности.

    Выросший в Эйдсволле – городке, где была принята норвежская конституция, Вергеланн с детских лет проникся духом свободы и патриотизма. Будучи одним из самых непримиримых поборников «норвежскости» (norskhet), он называл конституцию своим «младшим братом». Семья, в которой вырос Хенрик, оказала огромное влияние на развитие его личности. Отцом поэта был выдающийся общественный деятель Николай Вергеланн (ссылка!), сестра Камилла (в замужестве Коллетт) – одной из первых женщин-писательниц в Норвегии и борцом за права женщин.

    Главной задачей своей жизни Вергеланн видел создание норвежской национальной литературы, её эмансипацию от датского влияния. Кроме того, Вергеланн был ревностным сторонником народного просвещения, пытаясь приобщить современников к лучшим образцам норвежской и европейской литературы.

    Со строго литературоведческой точки зрения Вергеланна вряд ли можно назвать «чистым» романтиком. Во многом он является фигурой переходной. В своём стремлении поставить поэзию на службу общественному благу он был наследником идей Просвещения. С другой стороны, Вергеланн - один из зачинателей новой романтической поэзии, порывавшей с прежними канонами и авторитетами.

    Столь же неоднозначным видится «патриотизм» Вергеланна, который далеко не во всём был яростным поборником «норвежскости». Поэт был известен своим крайне одиозным отношением ко всему датскому и заимствованному. В то же время он не был, что называется, «квасным» патриотом. Вергеланн живо интересовался всем, что происходило в Европе, пытался познакомить норвежцев с лучшими образцами европейской литературы. Поэт был также одним из первых защитников прав человека и ратовал за свободу угнетённых народов, он был инициатором отмены запрета на въезд и поселение евреев в Норвегии (соответствующее постановление было принято уже после его смерти, в 1851 году).

    Как общественный деятель Вергеланн известен также и тем, что во многом благодаря его инициативе день 17 мая стал национальным праздником Норвегии. Много лет понадобилось для того, чтобы праздник был признан и узаконен властями. Король Норвегии и Швеции Карл Юхан настаивал на том, чтобы норвежцы праздновали свой национальный праздник 4 ноября, в день заключения унии со Швецией. В 20-е годы девятнадцатого столетия празднование 17 мая имело ярко выраженную политическую окраску и нередко приводило к столкновениям с полицией. Особенно рьяное участие в демонстрациях принимали студенты университета в Кристиании. Молодой Вергеланн принимал самое активное участие в демонстрациях, а его имя в первую очередь фигурировало в полицейских протоколах.

    Творческий путь Вергеланна начался с поэзии. «Свобода Норвегии», опубликованная в 1825 году в газете «Патриот» (Patrioten), принесла известность юному поэту, в том же году (вместе с Вельхавеном) ставшему студентом университета. Первый сборник Вергеланна «Стихотворения. Первый цикл» (Digte. Første Ring) вышел в 1829 году. Основное его содержание составляет любовная лирика. Сквозным для многих стихотворений становится образ Стеллы – идеальной возлюбленной лирического героя. Стелла – «звёздный ангел» (Stjerne-Seraf), его небесная любовь, проводник между небом и землёй. Душа героя мечется между раем и адом, её сфера – вся Вселенная, вся история человечества начиная с «первого зова Мессии». Герой пытается познать себя и окружающий мир (стихотворения «К Стелле» - Til Stella, «Кто такая Стелла» – Hvem er Stella, «Стелла и поэт» – Stella og Skjalden, и др.)

    Заметим, что образ Стеллы является своего рода «обобщением» идеальных качеств реальных женщин, к которым юный поэт питал самые светлые чувства. Их было четверо, и они поочерёдно отвергли притязания Хенрика. Его личная и семейная жизнь сложилась позднее, когда в 1839 году он женился на Амалие Софии, и их брак был счастливым – хотя продолжался, увы, всего несколько лет.

    Вергеланн выступил явным новатором в области поэтики и стихосложения. Он резко порывает с традициями нормативной эстетики классицистов и «поэтов 14 года». Разрушая традиционные размеры стиха, Вергеланн первым использует верлибр в норвежской поэзии. В своих эстетических воззрениях Вергеланн следовал основному принципу: лирическая поэзия субъективна, не терпит над собою произвола, никто и ничто не вправе сдерживать поток мыслей и чувств поэта. Этим объясняются и синтаксическая перегрузка, когда длинные предложения растягиваются на много строк, и обилие картин и образов, главным образом цветовых, и многочисленные отступления от ведущей темы или мотива. Именно это послужило поводом для его ожесточённой полемики с Юханом Себастианом Вельхавеном, разгоревшейся в 1830-х гг.

    Поэт, по мнению Вергеланна, не способен контролировать творческий процесс – ибо в момент вдохновения его душа оставляет тело и общается с высшими сферами. Стихотворение, таким образом, творится как бы само собой. Вергеланн вполне соглашался с высказыванием одного из основоположников немецкого романтизма Новалиса о том, что «истинный поэт творит как бы в беспамятстве». Главное – ухватить непосредственно миг вдохновения, не дать остыть Божественной искре, запечатлев её в стихотворной форме.

    Помимо лирической поэзии, большое место в творчестве Вергеланна занимает сатира. Ещё в 1820-е гг. он начал публиковать фарсы под псевдонимом Сифул Сифадда (Siful Sifadda). В них Вергеланн бичевал неприглядные, с его точки зрения, стороны действительности. Основной пафос «Виртуозного Арлекина» (Harlequin Virtuos, 1830) – критика датского засилья в культуре Норвегии. Эту же тему Вергеланн развивает в фарсе «Попугай» (Papegøien, 1835), где за карикатурными образами угадываются многие его противники и оппоненты, в том числе Вельхавен.

    Крупнейшим произведением Вергеланна стала поэма «Творение, Человек и Мессия» (Skabelsen, Mennesket og Messias, 1830). Поэт попытался создать монументальный эпос, охватывающий историю человечества от времён сотворения мира. Образцами для Вергеланна послужили такие выдающиеся произведения, как «Мессиада» Клопштока и «Потерянный рай» Мильтона. Поэт создаёт собственную универсальную концепцию мироздания и размышляет над грядущим человечества. Главное, что его беспокоит – проблема свободы и деспотии, их борьба и взаимоотношения.

    В первой части поэмы («Творение») Вергеланн размышляет о сотворении мира и человека. Жизнь зарождается в противоборстве духа жизни Кайахеля и духа смерти Обаддона. Человек с самого начала создан неоднозначным: с одной стороны, он призван продолжить дело Кайахеля, с другой стороны, по мнению Обаддона, он – лишь раб, трепещущий перед всякой опасностью и тиранией. В душе человека борются Фун-Абириэль – дух сомнения и Охебиэль – дух смирения и любви. Мессия, первый среди духов, благословляет человека властвовать над всеми зверями и над первым зверем: над самим собой: «Не забывай, ты – прах! Не забывай, ты – более, чем прах!»

    Во второй части поэмы («Человек») рассказывается о первых людях – Адаме и Еве, их грехопадении. Люди забывают о том, что их сотворил Господь, и главное, что они теряют, - свободу. Поэт надеется на их возрождение, которое знаменует собой явление Мессии в третьей части поэмы. Образ спасителя слишком абстрактен и идеализирован, однако его устами Вергеланн выражает свои основные идеи. Сущность Мессии – «неразрывное триединство» (uløselige Trefold-eenhed) Истины, Свободы и Любви. Высшая ценность для человека – Любовь. Чтобы обрести её, нужно проложить путь к Истине – через завоевание Свободы.

    Выпустив первое издание в 1830 гг., Вергеланн продолжал работу над поэмой в последующие годы. В переработанном виде она вышла в 1844 году под названием «Человек» (Mennesket). Сам поэт называл её “библией республиканцев”, своим главным произведением.

    Вергеланн вошёл в историю как один из видных народных просветителей. В 1830-е гг. он редактировал и издавал альманахи For Almuen (“Для крестьянства”), For Arbeidsklassen (“Для рабочего класса”). При помощи их поэт пытался приобщить простых людей к литературе и культуре. При поддержке «Общества благосостояния Норвегии» (Selskabet for Norges Vel) он ездил с лекциями по стране, создавал библиотеки, зачастую на собственные средства. Он в полной мере разделял идею Руссо о том, что демократия нуждается в просвещённых гражданах, и стремился показать соотечественникам те возможности, которые им давала конституция.

    Но при этом Вергеланн оставался прежде всего поэтом. Широкая общественная деятельность не мешала ему писать стихи. В 1835 году выходит второй сборник – «Стихотворения. Второй цикл» (Digte. Anden Ring). Вновь в центре внимания Вергеланна – проблема свободы. Ей посвящены такие стихотворения, как «Освобождённая Европа» (Det befriede Europa), «Песни завоевателя» (Erobrerens Sanger), «Трёхцветному флагу Норвегии» (Til Norges trefarvede Flag) и др. Три года спустя выходит новый сборник «Стихи» (Poesier). Он был особенно примечательным, в какой-то степени ознаменовав собой «лирический прорыв» Вергеланна. В значительной степени возрастает его поэтическое мастерство, меняются прежние мотивы и представления. Большее внимание поэт уделяет ясности, музыкальности и сосредоточенности, рифмам и строгим размерам. Самым любимым становится четырёхстопный трохей – опробованный ещё в первом сборнике («Мой маленький кролик» и др.), в поздней лирике он достигает своих вершин (см. ниже, стихотворение «Следуй зову!»). Основной темой остаётся по-прежнему любовь, но лирический герой уже не витает в облаках, как прежде, - Вергеланна интересует любовь земная. Он прослеживает чувство во всех его проявлениях – от первых робких предчувствий до экстатического соединения, от горьких разочарований – к новым ожиданиям.

    В поздней лирике Вергеланна возрастает значение тем и мотивов, связанных с поэтическим трудом, философскими проблемами, прежде всего – жизни и смерти. Теме поэта и поэзии он посвящает отрывки «Армия Истины» (Sandhedens Armée) и «Следуй зову!» (Følg Kaldet!). Поэт в современном мире сравнивается с «царственным орлом» (Kongeørn), посаженным на цепь и принуждённым служить хозяевам. «Толпа» не слышит его песен, разве только тогда, когда они предназначены для её услащения. Даже дикие племена индейцев и негров относятся к своим поэтам, как к верховным жрецам – ибо поэт сообщает им зов свыше. Вергеланн призывает «служителей истины» вступить в бой с «владычеством мрака» и «армией предрассудков».

    Op! Hvis Herrens egen Røst Воспрянь! Коль сам глас Господа

    fylder med en Storm dit Bryst! Наполняет бурей твою грудь!

    Ud den bruse i det Øde! Пусть она бушует в пустыне!

    Bedre Tiders Morgenrøde Рассвет лучших времён

    Vil den frem af Mulmet støde. Поднимет его из мрака! (d.I, b.3, s.390)

    Настоящий поэт творит для избранных и понятен только меньшинству:

    Han vil føle, han ei længer Он должен чувствовать, ему больше

    Folk af Millioner trænger- не нужны миллионы читателей, -

    kun en liden venlig Flok. лишь небольшой дружеский круг.

    (SS: d.I, b.3, s.391)

    Сам Бог благословляет истинных поэтов, и «глас истины» неподвластен смерти. Ибо «дело истины лишь побеждает в поражении» (Sandhedens Sag / seirer kun i Nederlag). Не замеченный современниками, глашатай истины принадлежит Вечности, как и само божественное откровение, и рано или поздно его голос будет услышан потомками. Та же мысль звучит в стихотворении «Современное» (Efter Tidens Leilighed):

    Løgnen kun Sekunden vinder.

    Intet Sandhedsord forsvinder.

    (Ложь выигрывает лишь на мгновение.

    Ни одно слово истины не пропадает).

    В том же стихотворении Вергеланн выражает своё кредо как поэта и как человека: Vær i Alt og Eet dig selv – «будь во всём и едином самим собой». Проблема идентичности человека, его цельности – одна из ведущих в последующей литературе Норвегии. Отсюда тянутся нити к знаменитому ибсеновскому «Перу Гюнту».

    В «старом ключе» лирической исповеди выдержаны знаменитые стихотворения «Я сам» (Mig selv) и «К весне» (Til Foraaret). В «Я сам» душа героя находится в свободном экстатическом полёте фантазии, ей принадлежит весь Космос – земля, небо, звёзды. В финале ироническая концовка свидетельствует о возвращении на грешную землю.

    Из последних стихотворений Вергеланна наиболее известно «Моей желтофиоли» (Til min Gyldenlak, 1845). Это – трогательное прощание с тленным земным миром. На пороге Вечности герой обращается к хрупкому цветку: не успеет тот потерять свой цвет (før Du din Glands har tabt), как герой станет «тем, из чего вышел», - прахом (Muld). Цветок на окне – это и то последнее, что связывает его с земным миром, и он же выступает своего рода свечой – «свадебным факелом» (Brudeblus), проводником в «доме Смерти» (i Dødens Huus) - мире потустороннем (SS: d.I, b. 3, S.435).

    Из поздних произведений Вергеланна большой интерес представляет автобиография «Лесные орехи» (Hassel-Nødder). Вергеланн живо и иронично повествует о своей жизни, литературной деятельности, полемике с Вельхавеном. Обозревая свою жизнь, Вергеланн констатирует: Jeg var intet andet end Digter – «я был не кем иным, как поэтом». «Лесные орехи» нельзя назвать последовательным жизнеописанием: скорее, это – серия этюдов и набросков о разных событиях, объединённых лишь личностью рассказчика. В финале, прощаясь с друзьями и недругами, он заявляет: Jeg dør – leve Norge! («я умираю – да здравствует Норвегия!»)

    Норвегия по достоинству оценила творческую и общественную деятельность одного из выдающихся своих сынов. Вергеланн считается до сих пор национальным поэтом номер один и основателем норвежской литературы как таковой. Однако не следует забывать, что не он один стоял у её истоков. Не меньший вклад в развитие молодой норвежской литературы внёс его главный оппонент – Вельхавен, а полемика между двумя поэтами стала крупнейшим событием эпохи и надолго определила развитие литературы Норвегии.

    Ссылки:

    Большая статья о жизни и деятельности Вергеланна (на норвежском языке)

    Полное собрание сочинений Вергеланна (на норвежском языке)

    (с) А.А. Сельницин (БНИЦ)



    Важно знать о Норвегии В нынешнем году Норвегия отмечает 200-летие со дня рождения выдающегося поэта и общественного деятеля Хенрика Арнольда Вергеланна (Henrik Arnold Wergeland, 1808-1845). В какой-то степени этого человека можно назвать универсальной личностью.


     

    Библиотека и Норвежский Информационный Центр
    Норвежский журнал Соотечественник
    Общество Эдварда Грига


    Хенрик Вергеланн Назад Вверх 
    Проект: разработан InWind Ltd.
    Написать письмо
    Разместить ссылку на сайт Norge.ru