Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/События и юбилеи/Юбилейный 2013/Элеонора Панкратова - Эдвард Мунк/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Год БьёрнсонаГод Нансена–АмундсенаГод 2012
Архив культурных мероприятий Юбилейный 2013 Юбилейный 2014

Элеонора Панкратова - Эдвард Мунк

В этом году отмечается 150 лет со дня рождения Эдварда Мунка (1863-1944). Имя этого прославленного художника стоит в одном ряду с именами таких выдающимихся деятелей норвежской культуры, как Хенрик Ибсен, Кнут Гамсун, Эдвард Григ.

«Ось всей жизни - любовь и смерть», - писал Станислав Пшибышевский, польский писатель, с которым был знаком Мунк и жизнь которого оказалась во многом связанной с Норвегией. Этот девиз декаданса, едва ли не прописная истина модернизма эпохи рубежа веков (прошлого и позапрошлого), которую в Европе принято называть fin de ciecle, а у нас «серебряным веком», и явился стержнем творчества Мунка.

«Стоит мне лишь на мгновение представить смерть , как я буквально заболеваю от мысли, что моя плоть начнет разлагаться и смердить, мои пальцы застынут и посинеют… А летним вечером жизнь так манит меня. Да, я так люблю жизнь, жизнь саму по себе, летние дни, напоенные солнцем, громыхание экипажей, вздымающих пыль по мостовой…» – писал впоследствии Мунк, находясь во Франции 1).

Смерть и мысли о ней не оставляли Мунка с раннего детства. Семью преследовал туберкулез. Когда Мунку было пять лет, умерла его мать, девять лет спустя умерла его сестра Софи (одна из его самых известных картин «Больная девочка» изображает Софи на смертном одре), брат Андерс, младше художника на два года, умер в возрасте тридцати лет. Другая сестра, младше его на три года, заболела психической болезнью. Сам Мунк, будучи ребенком, много болел.

Пережитые боль, горечь и печаль и стали важными мотивами его творчества.

«Самых злейших врагов человеческих

Чахотку с Безумием рядом

Получил я в наследство.

Эти черные ангелы смерти качали мою колыбель…»

- писал позднее художник.

Творческая суть художника, конечно же, воплощена в его полотнах, рисунках, гравюрах. В Осло существует Музей Мунка, много его произведений хранит и Национальная галерея Осло и художественный музей Бергена, а также и зарубежные музеи. По всему миру издано огромное количество альбомов, монографий, посвященных личности и творчеству Мунка, как в целом, так и отдельным его аспектам.

Но при этом Мунк любил писать и словесные комментарии к своим произведениям, они представляют собой нечто среднее между ритмической прозой и белым стихом. Сам он называл их «прозаическими стихами».

Осмелилась перевести некоторые из них:

Вечер на улице Карла Юхана 1889 (тематически тесно связано с картиной «Крик», 1893, ставшей символом экспрессионизма):

За весёлыми, грустными, кроткими масками лиц

Я увидел, что сущность людская в страданье.

Мы все - мертвецы,

Суетимся, свершая тернистый свой путь,

Что ведёт нас в объятия могилы

Летняя ночь (1895)

Твой взгляд пронзил меня

Я ощутил невидимые нити,

Что протянулись между нами,

Связав сердца навеки наши.

Женщина в трёх стадиях (1902)

В улыбке женской смысл тройной.

Весна. Зима. И Лето

Весны соблазны: сладость предвкушенья, Бесстыдство и застенчивость, как в песне соловья

Или в убранстве полевых цветов.

Широкая улыбка Лета.

Она похожа на созревший плод,

Царит в ней радость материнства

Зимы улыбка - это скорбь

За ней могила, вкус напитка смерти

Уходит материнская улыбка

Грядет за ней улыбка скорби, горькое предчувствие конца
Улыбка эта - страшная гримаса,

Та, что застыла на лице Медузы,

Да, это голова Горгоны вперяет в нас

Свой взор, исполненный Страдания, Жестокости и Горя.

Живопись Мунка близка искусству слова. Его картины легко становились и продолжают становиться иллюстрациями к книгам, произведениям, например, Кнута Гамсуна. Или даже Достоевского, любимого писателя художника! (В написанной в своё время статье «Достоевский и Эдвард Мунк» 2) известный норвежский славист и переводчик Мартин Наг показывает, как легко картины Мунка становятся и иллюстациями к «Кроткой», «Белым Ночам», «Идиоту»).

Мне довелось изучать творчество и литературное наследие Мунка непосредственно в библиотеке музея Мунка в Осло. Художник вёл дневники, один из которых называл Фиолетовым. Синий, голубой, фиолетовый – любимая гамма цветов писателя, связанная с изображением моря, неба, леса.

«Вечер был светлый, а вода в фиорде фиолетовая, и холмы в сияющем свете тоже фиолетовые». 3)

«Фиолетовый Дневник» – кладезь откровений в сфере психологии искусства. В нём множество наблюдений и ссылок на собственный опыт художника, объясняющих принципы экспрессионистического и импрессионистического подхода к живописи, а также индивидуальный, неповторимый стиль самого Мунка.

Подзаголовок написан 1932 году. «Пусть после моей смерти его прочтет понимающий свободомыслящий человек». 4)

«В своём дневнике я пытался объяснить свою жизнь и её значение. Я также пытался помочь другим объяснить свою жизнь.» 5)

Первая запись в 1891 году в Ницце: краткие выразительные зарисовки:

«Небо неожиданно стало кроваво красным. Лица и одежда людей тоже». 6)

«Я не верю в такое искусство, которым не движет человеческое желание открыть свое сердце. Все виды искусства, включая литературу и музыку, создаются кровью сердца художника. Искусство – это кровь чьего-то сердца».7)

«В минуту сильного душевного волнения пейзаж резко меняется для каждого из нас. И пытаясь запечатлеть этот пейзаж, художник запечатлевает своё собственное состояние, дух, настроение, вот что главное. Природа оказывается в данном случае средством для изображения настроения художника». 8)

«Вот почему я не считаю, подобно и многим другим, своё искусство больным. Эти люди не понимают сущности искусства и не знают истории. Когда я изображаю болезнь и порок, они, напротив, становятся преодолимыми. Это здоровая реакция, которая позволяет жить дальше». 9)

«Не важно, что в этих мгновенных впечатлениях нет ни малейшего признака здравого смысла. Дерево может быть красным или синим, лицо – синим или зелёным». 10)

Далее об обывателях:

«Они знают с детства, что трава и листья деревьев зелёные… Им не может прийти в голову, что эти картины созданы на полном серьёзе, что они плод бессонных ночей, стоили крови и нервов». 11)

«Летними ночами всё приобретает фантастические очертания, камни на морском берегу превращаются в троллей и начинают шевелиться». 12)

Мунку, несомненно, было свойственно то, что его современник, писатель Юхан Борген называл «опьянением жизнью ». Обострённая временами радость бытия, неразрывность связи с родной природой, - это позволило художнику выстоять и прожить относительно долгую жизнь. Плодотворность творчества Мунка именно в близости норвежской природе, которая для норвежца не фон, не окружающая среда, а сама суть бытия. Природа – спасение, всегда надёжное пристанище в духовных и физических страданиях.

«Художественные импульсы Мунка коренятся прежде всего в современной ему литературе. Для Мунка, … важен прежде круговорот жизни… переходы от лета к осени, от зимы – к весне», - пишет ислледователь творчества Мунка Арне Эггум. 13)

Наряду с проникновенными пейзажами, образами одержимых страстями людей Мунку были близки и образы простых людей, крестьян рыбаков, лесорубов, живущих единой жизнью с природой и тем самым знающих подлинный смысл бытия, как например, персонаж картины «Человек на капустном поле» (1916).

«Широко расставляя ноги, крестьянин идёт по своему полю, где всё растёт и созревает, наполняется соками капуста, в руках он держит охапку зрелых кочанов. Краски на полотне переливаются оттенками жёлтого, красного и синего, а также всеми вообразимыми оттенками зелёного; уходящие вдаль борозды и пересекающиеся в перспективе создают впечатление пирамиды, в основании которой находится фигура труженика и одновременно и господина, который царит на земле и одновременно служит ей». 14)

1) Edvard Munch museets bibliotek, Dagbok 2700, Saint Cloud.

2) Kunst og Kultur, 1993, №1, s. 41-55.

3) Edvard Munch museets bibliotek, Dagbok 2700.

4) Ibid.

5) Edvard Munch museets bibliotek, Notatbøker OKK 29

6) Ibid.

7) Edvard Munch museets bibliotek. Notatbøker OKK 29

8) Edvard Munch museets bibliotek. Notater OKK 27

9) Ibid.

10) Edvard Munch museets bibliotek. Notatbøker OKK 36.

11) Ibid.

12) Edvard Munch museets bibliotek. Notatbøker OKK 57.

13) Eggum, Arne. Edvard Munch. Malerier, skisser og studier. 1983, s.258.

14) Гамсун Кнут. Мечтатели. М, ОГИ, с. 207.

Опубликовано в журнале «Переводчик», Чита, 2013.

Тексты Эдварда Мунка (на норвежском языке)

(с) Элеонора Панкратова

Опубликовано: БНИЦ 26.12.2013 с разрешения автора.



Важно знать о Норвегии Элеонора Панкратова - Эдвард Мунк


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Элеонора Панкратова - Эдвард Мунк Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru