Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Человек месяца/Юн Фоссе/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Ёрн Фоссхейм - пианистАрве ТелефсонЙенс Столтенберг
Фритьоф НансенВидар БюскАрне Гарборг
Томас Хюлланд ЭриксенКороль Харальд2007 год – юбилеи
Эдвард ГригХенрик ВергеланнЮхан Себастиан Вельхавен
Пер СивлеТеодор Северин КиттельсенМартин Наг
Ойвинд НордслеттенЮбилей Эдварда ХоэмаПер Петтерсон
Консул Йонас ЛидХьяртан ФлёгстадЕё Величество королева Соня
Валерий Павлович БерковТур ХейердалФ. Нансен
Бьёрнстьерне БьёрнсонСигрид Стрём РейбоИсак Рогде
Юлий КвицинскийМари Бойне ПерсенАлександр Рыбак
Сигрид УнсетХенрик Юхан ИбсенНильс Хенрик Абель
Христиан Магнус Фальсен Юн Фоссе Бент Хамер
Мария ПаррПетер Кристен АсбьёрнсенХанс Вильхельм Стайнфельд
Ульрик Фредерик ГюлленлёвеМарит Ингвилл СандеМагнус Карлсен
Фритьоф НансенРуаль АмундсенПер Воллестад и Сигмунд Йельсет
Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат ДюеKatzenjammer
Карл Густав БагговутЛев Львович ЖдановPUST
Турбьёрн ЭгнерКирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна Горлина
Камилла КоллеттКнут ХаугландЙорген Энгебретсен Му
Ханс Хенрик ЙегерЭрна СульбергМагнус Карлсен
Эдвард МункУле Эйнар БьёрндаленОдд Нердрум
Кристиан КронТур Хейердал 

Юн Фоссе

«После того, как Бог умер, мы утратили абсолютную перспективу, и достоверные знания об этом мире – о реальности, о действительности – стали невозможны. Как следствие этого стал невозможен и реалистический роман».

Эти слова можно поставить эпиграфом к творчеству Юна Фоссе - выдающегося норвежского писателя, драматурга и поэта. Его можно назвать своего рода "визитной карточкой" норвежской литературы и театра за рубежом. Его сравнивают с великим Хенриком Ибсеном, а его пьесы ставятся по всему миру. Британское аналитическое агентство Synectics включило Фоссе в сотню ныне живущих гениев. Чем же вызван такой успех, и чем привлекает творчество Фоссе современного читателя и зрителя?
В одном из интервью писатель заявил: «Я смотрю на литературу (…) как на траур. Не тот, который мы должны пережить, но тот, который мы должны носить». Ощущение боли, меланхолии, пессимизма особенно характерно для раннего творчества Фоссе. Возвращаясь к выше приведённому «эпиграфу», добавим, что для писателя, по его словам, «роман в чистом виде» - это поиск «утраченного Бога». С начала творческого пути он позиционирует себя как приверженец «чистого искусства», отрекаясь от литературы 70-х с её социальной идейной направленностью: «Хорошая литература хороша сама по себе». Как и представители франкфуртской школы Адорно и Маркюзе, Фоссе полагает, что главная сила привлекательности художественного текста – в его эстетической составляющей. Вообще, Фоссе, будучи по образованию литературоведом, уделяет большое внимание вопросам теории литературы. В творческом процессе центральное место для него занимает понятие «скрибент» (skrivaren) – пишущий. Это – тот, «кто пишет, в момент написания, проявляющийся через материальность написанного». В основе композиции текстов Фоссе лежит принцип повторения, схожий с принципами построения музыкального произведения. Поэзия – его основная стихия, и это заметно даже в прозаических и драматических произведениях. Приоритет формы по отношению к содержанию приводит к редуцированию фабулы и сюжета произведений, и нарративный (повествовательный) элемент уступает место описательному. Повторяющиеся слова и предложения создают как ритмическую, так и эмоциональную основу текстов Фоссе. Его язык вызывающе прост в плане лексики и синтаксиса и в то же время очень музыкален. Кстати говоря, писатель – уроженец Хаугесунда – пишет свои произведения на «новонорвежском».

Творческий путь Фоссе начался в первой половине 80-х, хотя первые попытки литературного творчества можно датировать концом 70-х. В 1980 году он выиграл конкурс на лучшую новеллу для студенческой газеты ”Sud-Vest”. В те годы Фоссе учился в бергенском университете, пытался музицировать на гитаре (что сказалось на характере его последующего творчества) и был, по отзывам однокашников, весьма застенчивым молодым человеком – настолько, что даже боялся читать вслух. Эта застенчивость со временем не была преодолена – разве что писатель перестал её скрывать. По словам Лейфа Юхана Хансена, многое в поведении и в творчестве Фоссе происходит неосознанно – так, что писатель сам удивляется, как он, к примеру, может выступать перед публикой или как рождаются его произведения. «Когда я пишу, я увлекаюсь и не слежу за тем, что происходит. Иногда меня весьма удивляют мои собственные тексты».
Дебютные романы «Красное, чёрное» (Raudt, svart, 1983) и «Запертая гитара» (Stengd gitar, 1985) не были отмечены благосклонностью критиков, хотя уже в них Фоссе проявил себя как талантливый и оригинальный автор. В «Запертой гитаре» перед нами – один день из жизни молодой матери, которая захлопнула дверь и не может попасть в квартиру, где находится её годовалый ребёнок. Она бесцельно бродит по городу и уже ночью возвращается домой, по-прежнему не зная, как она попадёт к квартиру и попадёт ли вообще. Текст романа строится на «потоке сознания» главной героини, где повторения играют важную роль, что создаёт впечатление попадания женщины в «вынужденное повторение», в замкнутый круг. Это вызывает ощущение бессилия, безволия и скованности, что весьма типично для произведений Фоссе. Бесцельные и неосознанные блуждания по городу – это своего рода поиск основ бытия, которые всё время рушатся и ускользают. Третий роман Фоссе «Кровь. Камень» (Blod. Steinen er, 1987) считается самым «тёмным» и сложным из его прозаических произведений – он построен в форме длинного внутреннего монолога безымянного торговца, который полагает, что убил свою жену. На самом деле, читателю так и не ясно, было ли это убийство, и если было, то кто на самом деле его совершил, - настолько сцена с мёртвым телом «убитой» размыта и похожа на сновидение.

Следующий роман Фоссе – «Моток ниток» (Naustet, 1989) – считается его писательским «прорывом». Произведение строится на, казалось бы, банальном любовном треугольнике. Однако форма повествования, игра с временной перспективой и углами зрения, придают роману иное измерение. По сути, это – первый «метароман» Фоссе, где позиция «Я» рассказчика и «Я» главного героя не всегда совпадают друг с другом, потому что рассказчик порой превращается во всезнающего «автора», заглядывающего в потаённую душевную жизнь других персонажей – что может показаться абсурдным в рамках традиционного повествования от первого лица. Проблема «размытости» человеческой идентичности также поднимается в следующем романе «Собиратель бутылок» (Flaskesamlaren, 1991), где главный герой меняет всё – имя, фамилию, работу, семейное положение, происхождение – в зависимости от того, с кем вступает в разговор. Кто же он на самом деле – лжец и шут, играющий с окружающими, параноик, страдает ли он раздвоением личности, или же это несколько людей, а не один? Эти вопросы возникают у читателя, и как всегда, Фоссе не даёт на них чёткого ответа. Он словно бы вторит знаменитой ибсеновской строке: «Вопрос, а не ответ – моё призванье». Год спустя выходит роман «Свинец и вода» (Bly og vatn), в котором критики усматривали влияние Кафки и Беккета. Здесь есть завязка сюжета, связанная со встречей молодого журналиста и некой дамы сомнительного поведения, но интрига упирается в абсурдность происходящего, и действие застывает на одном месте, повторяясь несколько раз – всякий раз при встрече дама исчезает. Журналист не может взять у неё интервью и как-то поспособствовать развитию отношений – при этом осознавая, что он влюблён в даму.

Благодаря своим романам Фоссе занял своё почётное место в ряду современных модернистов. Однако важную часть его творческого наследия составляют и стихи. На сегодняшний день он издал девять поэтических сборников.
Сам автор признавался в том, что стихи его рождаются спорадически и почти случайно. Но при этом поэзия Фоссе обладает как стилистическим, так и тематическим единством, представляя ещё одну яркую страницу его творчества. Его поэтическое творчество развивается в русле модернизма и минимализма. Многие стихотворения объединяются «сквозными» образами – ангел, пёс, море, камень и т.д. Фоссе и его лирический герой рассуждают о взаимоотношениях человека и природы, обретении смысла сущего, антиномиях покоя и движения, близости и отдалённости. В более поздних сборниках («Новые стихи» - Nye dikt, 1997) углубляется религиозное содержание, выражающееся в библейских аллюзиях и в построении стихотворений как обращений (молитв).

Ещё одна грань творчества Фоссе – детская литература. Дебютировав на этом поприще в 1989 году книгой «Бесконечно поздно» (Uendeleg seint), он выступил как один из новаторов в современной детской литературе Норвегии. Как и в своих «взрослых» книгах, Фоссе использует здесь ритмическую структуру текста, внутренние монологи, разрушая традиционные эпические формы, меняя позицию рассказчика. Действие очень сконцентрировано – так, в «Бесконечно поздно» оно продолжается всего несколько минут и отображается в диалоге мальчика, укравшего банан, и его мамы. В книге есть мораль – но при этом автор прямо не указывает на то, что «хорошо» и что «плохо». Такой «скрытый» дидактизм характерен для последующих детских книг Фоссе. В центре его внимания – мотив детских страхов и беспокойств и их преодоление. В книге «Мокрое и чёрное» (Vått og svart, 1994) девочка не хочет спускаться в подвал – она боится большого, страшного зверя, который там якобы живёт, но в итоге этот зверь превращается в дружелюбного пса. «Собачья» тема – одна из излюбленных у Фоссе, и его неравнодушие к этим животным проявляется в трёх детских книгах особенным образом – собака по имени Вебстер выполняет роль рассказчика. Эти произведения гораздо более оптимистичны по своему настроению и тональности, чем ранние романы.
Впрочем, и во «взрослой» прозе Фоссе и его герой-рассказчик меняют тон на более жизнерадостный. Это заметно в «Двух повестях» (To forteljingar, 1993) и в «Прозе детских лет» (Prosa frå ein oppvekst, 1994). Эти тексты ещё более минималистичны, и здесь стиль Фоссе во многом перекликается с творческой манерой Хьелля Аскильдсена. «Проза детских лет» - сборник из 43 коротких рассказов, написанных подчёркнуто будничным языком. Вновь мы видим типичную для писателя игру с рассказчиком – три персонажа: «я», «Атле» и «он» - оказываются в итоге одним и тем же лицом.
В 1995-96 гг. выходит в свет роман «Меланхолия» (Melancholia) в двух частях. Главный герой романа «безумный» художник Ларс Хертервиг, живущий в девятнадцатом столетии, – дальний родственник самого писателя. Однако герой прямо присутствует лишь в первой части, и сам роман весьма далёк от традиционного жизнеописания. Хотя писатель придерживается в данном случае единства времени, места и действия, сам текст носит типичный для его творчества ритмический, поэтический характер, строится на ассоциациях и ощущениях. Помимо музыкальной составляющей, в романе появляется и художническая – Фоссе пытается воссоздать «божественный свет» картин Хертервига в «божественном ритме» своей прозы. Музыкальное сливается с живописным в литературном тексте, знаменуя попытку синтеза искусств с целью высказать «невыразимое». Эта тема волновала как романтиков, так и модернистов, и остаётся актуальной во все времена.

Фоссе не сразу осознал себя как драматург. Его первое драматическое произведение – «И мы никогда не расстанемся» (Og aldri skal vi skiljast) - вышло в свет в 1994 году. К тому времени писатель уже зарекомендовал себя на родине как выдающийся романист, поэт и автор детских книг. Но именно драма стала для него залогом успеха за рубежом – за пределами Норвегии он известен прежде всего как драматург.
Сам Фоссе признаётся, что он и не думал сочинять драмы – до тех пор, пока Том Ремлов не обратился к нему с просьбой написать произведение для театра «Den Nationale Scene». Драма была поставлена 25 февраля 1994 года в Бергене, и это событие положило начало «драматической лихорадке», беспрецедентной в истории норвежского театра. На сегодняшний день Фоссе написал уже почти 30 драм, которые с большим успехом ставятся как в Норвегии, так и во многих других странах.
Драматические тексты Фоссе строятся по тому же ритмическому принципу, что и его проза. В них постоянно присутствуют повторения – одни и те же реплики героев звучат по много раз, и некоторые фрагменты напоминают стихотворения. Число персонажей ограничено, действие сокращается до «абсолютного минимума», ремарки и прочие вспомогательные средства также ограничены. Пьесы напоминают скорее камерные постановки, чем спектакли для «большой» сцены. Герои пьес – самые обычные люди, и происходящие между ними конфликты также кажется совершенно обыденными. Как правило, это – семейные отношения, любовь, ревность, взаимопонимание. Хотя драматический язык Фоссе «очищен» от метафор и символов, гиперреалистичность происходящего вызывает ощущение гротеска, что придаёт действию и сценическому языку универсальный и порой символический характер. Это подчёркивается тем, что герои, как правило, безымянны и воплощают некие «универсальные» характеры и роли (Мать, Отец, Сын, Мужчина, Женщина и т.д.) Главная проблема, на которой строится конфликт во многих драмах, - отсутствие общения, взаимопонимания. В пьесах постоянно возникают паузы, минималистичные реплики героев кажутся бесчувственными и отстранёнными, а слова говорящих не достигают тех, кому адресованы. Иногда герои настолько погружены в себя, что не замечают окружающих, находящихся с ними на одной сцене, в одном пространстве, отчего возникает ощущение «раздвоения» реальности (как, например, в драме «Сон» - Svevn, 2005).
Критики отмечают в пьесах Фоссе влияние «театра абсурда», в частности, С. Беккета. Другой источник влияния – Хенрик Ибсен. Хотя в случае с Ибсеном речь идёт не столько о «влиянии», сколько о диалоге – многие «ибсеновские» мотивы и проблемы Фоссе освещает в своих драмах по-новому, с точки зрения современности и языком современной драмы. Пример тому – драма 1997 года «Ночь поёт свои песни» (Natta syng sine songar), где мы видим прямые ибсеновские аллюзии – «кукольный дом», в котором живут герои, и пистолетный выстрел в финале.
Следует отметить, что несмотря на колоссальный успех своих драматических произведений, Фоссе не ушёл полностью в драматургию. Он продолжает работать и как прозаик, и как поэт. Из его последних прозаических произведений интересна повесть «Бессонница» (Andvake, 2007), которую отчасти можно назвать «исторической», поскольку действие происходит в позапрошлом столетии в Бергене. Молодая пара – Асле и его возлюбленная Алида, ждущая ребёнка - попадает в большой город в надежде обрести там новую жизнь. Однако все двери оказываются для них запертыми. Скитания по холодному и дождливому городу чем дальше, тем больше перерастают в борьбу за существование. Вместе с тем жестокая гиперреальность оказывается «размытой», герои оказываются в «пограничном» состоянии между сном и явью, и автор – признанный мастер недомолвок – порой лишь смутно даёт понять, что же на самом деле с ними происходит.

На сегодняшний день Фоссе по-прежнему остаётся норвежским писателем мирового масштаба, олицетворяя собой новое лицо норвежского модернизма. Его пьесы ставятся и в нашей стране. На русский язык также переводились его стихи и прозаические фрагменты. 

Краткая справка и библиография на норвежском языке 

Стихотворения на русском языке

Миниатюра "Я не мог тебе сказать" на русском языке

Читайте также: Писатели Норвегии - Юн Фоссе; Юну Фоссе присуждена Интернациональная Ибсеновская премия - 2010

(c) А.А. Сельницин (БНИЦ)



Важно знать о Норвегии Юн Фоссе (Jon Fosse)


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Юн Фоссе Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru