![]() |
![]() |
|
Вся Норвегия на русском/События и юбилеи/Юбилейный 2013/Национальная боль Норвегии/ | |
Сегодня: | |
рекомендуем посетить:
на правах рекламы:
|
Национальная боль Норвегии
Эдвард Мунк, 150-летие которого отмечает Норвегия десятком разнообразнейших мероприятий, в том числе двумя огромными, самыми-самыми, решающими все и вся экспозициями в Осло, составившими хит сезона, выставку "Мунк-150", безусловно, очень норвежский художник. Он здесь родился, здесь учился, здесь стал знаменитым, здесь бывал отвергнут и здесь еще при жизни стал национальным гением. Он пишет почти все время норвежские места и норвежских людей, здесь покупает дом, здесь трудно любит и тяжело и долго болеет. Если считать за "норвежское" мрачные краски, нервные линии, одиночество, постоянную нервозность, истерию и маниакально-депрессивный психоз, то тут он в первых рядах. Вот только ровно то же самое можно сказать о "шведском", "финском" и даже "датском". В их исполнении рубеж веков окрашен ровно в те же тона. Но ведь и немецкое искусство, с которым связь у Мунка глубочайшая, почти что кровная, с середины века очень часто болело теми же болезнями. И продолжало болеть еще долго — так долго, что в XX веке именно этот тип немецкого искусства стал восприниматься как национальный. Поучившись в Государственной академии искусств и художественных ремесел в Осло, Мунк поехал в Париж. Он ехал по стипендии, тогда еще самостоятельно не выбирая, но ведь и с точки зрения профессии в 1880-х годах особого выбора и не было. Чтобы стать художником, в Париж ехать надо было обязательно. Мунк попадает в эту Мекку в 1885-м — здесь он видит последнюю выставку импрессионистов, что важно, но, судя по тому, что он будет делать позже, не меньшее впечатление на него произвели те, кто вошел в историю искусства под нелепым, искусственно объединяющим ни в чем не совместимых персонажей названием "символисты". Мутные фантазии Одилона Редона, размытые тени Эжена Каррьера и даже эффектные световые эффекты Гюстава Моро окажутся отличной базой для склонного к меланхолии молодого норвежца. После Парижа будет Берлин — и вот тут-то новый язык, найденный Мунком, обретет свою силу. В Берлине у Мунка будет две выставки, обе закроются, едва открывшись: не художник, а сплошной скандал. Те, с кем он начинал в Берлине, потом окажутся "Берлинским сецессионом", но сам он будет записан искусствоведами в экспрессионисты, даже более того — его назовут чуть ли не первым экспрессионистом в истории европейского искусства. Понятно, что одного только "Крика" хватит на то, чтобы зачислить его автора именно по этому ведомству. Никому не удалось лучше Мунка передать страх человека перед новым веком. Но чисто исторически это, конечно, не совсем так. Весь ранний (и во многом — зрелый) Мунк — это чистое беклинианство, в котором темные сны Арнольда Беклина насыщены скандинавским отчаянием и стиснуты жестким воротником северного чувства долга. Смотреть Мунка в том количестве, какое предлагает сегодня выставка в Осло,— тяжелый труд. Не все там "Крик", далеко не все узнаваемо и признаваемо зрителем за того Мунка, образ которого создан этим мифом о первом экспрессионисте. Уточненная же родословная вполне способна помочь — в конце концов это один из удивительнейших случаев совершенно прямого и естественного перехода от стиля к стилю в пределах даже не одной биографии, а буквально нескольких лет. Не резкий отказ, а плавный переход, с возможностью вернуться всегда, когда душа этого требует. Душа же Мунка требовала боли, и форму у него она могла принять любую. Осло, Национальная галерея, до 13 октября
![]() |
![]() Обратная связь |
© Norge.ru 19992025. Все права защищены и принадлежат сайту Norge.ru. Перепечатка, включение информации, содержащейся в рекламных и иных материалах сайта, во всевозможные базы данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение таких материалов в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения редакции сайта. |