Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/О Норвегии/Внешняя политика/Внешняя политика стран Северной Европы на современном этапе/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Конституция НорвегииКраткая информацияГосударственная символика
Государственные структурыСоциальная политикаНациональные особенности
Судебная системаПравовая системаЭкономика Норвегии
СтатистикаЭкологияСтатьи о Норвегии
Религия и церковь Норвегии Внешняя политика Лицом к лицу
СобытияВладения НорвегииПолитические партии Норвегии и политики
Норвежский бизнесКоролевский ДомНорвежский язык
Россия - НорвегияCаамыПрофсоюзное движение

Внешняя политика стран Северной Европы на современном этапе

Политический и экономический обзор

Пять североевропейских стран ─ Данию, Финляндию, Исландию, Норвегию и Швецию ─ связывают между собой глубокие исторические, лингвистические и культурные взаимоотношения, а кроме того, множество политических и экономических сходств. Эти страны представляют собой стабильные демократические сообщества с парламентской системой правления и, как правило, рассматриваются в качестве открытых, эгалитарных обществ. Более того, в них установилась процветающая рыночная экономика с относительно высоким уровнем жизни.

С общей численностью населения почти 27 миллионов человек (см. Схему 1) страны Северной Европы образуют 12-ю по величине экономику в мире. В них действуют широкомасштабные системы социального обеспечения и относительно высокие налоговые ставки, при этом они признаны передовыми, поддерживающими предпринимательство странами. Как правило, страны Северного союза занимают приоритетное место по индексу глобальной конкурентоспособности. Внешняя торговля играет ключевую роль в их экономике. Вместе с тем, они обладают значительными природными ресурсами. В частности, Норвегия пользуется благами огромных залежей нефти и природного газа в Северном море.

Вопреки многим преимуществам, страны Северной Европы сталкиваются с некоторыми трудностями. Члены Северного союза экономически пострадали в результате мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. и последовавшего за ним финансового и банковского кризисов в Европе. На большей части Скандинавии экономический рост восстановился (на 2-3% в 2017), но безработица по-прежнему относительно высока в некоторых ее странах  (около 6% в Швеции и 8% в Финляндии). Несмотря на устойчивую экономику Исландии, многие граждане до сих пор обременены задолженностью, по причине краха трех главных банков страны в 2008 году. Старение населения и уровень рождаемости ниже уровня воспроизводства также вызывают вопрос о долгосрочной устойчивости систем социального обеспечения в странах Северной Европы.

Поток только что прибывших в Европу беженцев и мигрантов повлиял на Данию, Финляндию, Норвегию и Швецию. Стремительное увеличение количества мигрантов во всех четырех странах, пиком которого стал кризис 2015 года, привело к появлению напряженности в образовательной, жилищной и социальной системах. Власти Северных стран приняли более строгие политические меры в отношении беженцев и сократили некоторые социальные преимущества. Новоприбывшие беженцы и мигранты вызывают беспокойство у некоторых слоев общества в Северной Европе из-за возможных проблем идентичности, интеграции и безопасности.

Экономические трудности и вопросы миграции привели к увеличению оппозиционных, популистских партий в Северных странах. Значительная часть из них является правыми или ультраправыми и придерживается антимиграционных взглядов, хотя при этом в Исландии на политическую арену вышла партия левого толка. За последние годы популистские партии присоединились к коалиционному правительству Норвегии и Финляндии. Партия популистов является второй по значимости партией в Парламенте Дании (в котором правительство меньшинства пользуется ее политической поддержкой); другая партия в 2018 году выиграла больше мест в парламенте в ходе выборов в Швеции и остается третьей по значимости партией в парламенте. Данные партии оказали давление на правящие партии, перевернув некоторые традиционные объединения и усилив напряженность внутри коалиционных государств.

Внешняя политика и политика безопасности

Все пять стран Северной Европы в целом разделяют общие международные взгляды, уделяя приоритетное внимание сотрудничеству, как внутри этих стран, так и с международным сообществом. Скандинавы вместе работают над проблемами регионального значения в межпарламентском Северном Совете и в межправительственном Совете министров Северных стран. Они содействуют оборонному сотрудничеству посредством NORDEFCO (Североевропейское оборонное сотрудничество), форума, на котором собираются военные должностные лица Северных стран. Начиная с 1950-х, Северный паспортный союз предоставил гражданам скандинавских стран право свободного передвижения и проживания в любой стране Северного союза.

Скандинавы являются ярыми сторонниками ООН и многосторонних решений глобальных проблем. Эти страны часто принимают участие в  миссиях по поддержанию мира, являются основными поставщиками помощи в целях развития и гуманитарной помощи, а также сторонниками ООН по решению проблемы изменения климата. В центре внимания внешней политики Северных стран находится Арктический регион (иначе именуемый Крайним Севером). Все скандинавские страны входят в Арктический совет, состоящий из восьми стран (вместе с Россией, Канадой и США). Финляндия в настоящее время председательствует на двухлетней основе в Арктическом Совете.

Среди Северных стран существуют некоторые различия во внешней политике. Как видно из Схемы 1, членство стран Северного союза в НАТО и Европейском союзе (ЕС) неодинаково по причине исторических и географический различий, а также отличных друг от друга внешней политики и экономических преференций. Несмотря на то, что Швеция и Финляндия являются тесными партнерами НАТО, они сохраняют статус неприсоединившихся стран. Финляндия уделяет особое внимание своим отношениям с Россией, с которой она разделяет 1450-километровую границу. Финляндия ─ единственная страна Скандинавии, в которой используется евро ─ официальная валюта ЕС. Исландия и Норвегия остаются за пределами ЕС, но принимают участие в системе единого рынка и входят в Шенгенскую зону свободного перемещения.

Безопасность Северных стран и Россия

Россия вновь вызывает главное беспокойство в вопросе безопасности для Северных стран в свете конфликтной ситуации на Украине и возросшей российской военной активности рядом с границами Скандинавии. В ответ на эти действия, страны Северного союза направили силы на развитие  оборонного сотрудничества и взаимодействия с НАТО для сдерживания России. В апреле 2015 года пять Северных стран обнародовали новое соглашение по  расширению информационного обмена и сотрудничества для противодействия кибератакам, рассмотрению совместного проекта закупок и улучшению региональной безопасности. Норвегия и Дания вносят свой вклад в Расширенное передовое присутствие НАТО (РПП) по поддержке союзников, наиболее уязвимых для России; каждая предоставляет по 200 солдат для батальонов РПП в Литве или Эстонии. Швеция и Финляндия также сблизились с НАТО; оба государства заключили соглашение о поддержке принимающих стран для содействия потенциальному размещению НАТО на территории Швеции и Финляндии для оказания военной помощи и проведения боевых подготовок.

Действия России стали причиной распространившихся слухов о возможном вступлении Швеции и Финляндии в НАТО. Несмотря на то, что беспокойства относительно России вызвали глубокую поддержку общественности относительно вступления в НАТО как в Швеции, так и в Финляндии, роль оппозиции в каждой из этих стран остается довольно значимой. Большая часть аналитиков считает, что ни одна из этих стран не присоединится к НАТО в ближайшем будущем. Власти Северных стран продолжают выступать в поддержку санкций США и ЕС против России в ответ на кризисную ситуацию на Украине, вопреки некоторым экономическим издержкам (в частности для экспортеров северной молочной и рыбной продукции, пострадавших от российских ответных санкций). В то же время, многие должностные лица стран Северной Европы предостерегают против полной изоляции от России.

Противодействие терроризму

Правительства стран Северной Европы были обеспокоены действиями террористической группировки «Исламское государство»[1] (также известной как ИГИЛ) и ее способностью вербовать граждан и жителей Европы. Несколько сотен граждан Северных стран принимали участие в военных действиях и/или проходили боевую подготовку с Исламским государством в Сирии и Ираке. Гражданину Швеции, который предположительно участвовал в военных операциях в Сирии, было предъявлено обвинение в участии в парижской атаке в ноябре 2015 года и в бомбардировке Брюсселя в 2016 году. В апреле 2017 года в Стокгольме житель Узбекистана, которому было отказано в политическом убежище, будучи сторонником Исламского государства, сбил насмерть пять человек. В августе 2017 года беженец из Марокко, исходя из террористических побуждений, убил двух человек в городе Турку в Финляндии.

Все пять стран Северной Европы поддерживают возглавляемую США коалицию по борьбе с Исламским государством, предоставляя военную и/или гуманитарную помощь. Норвегия, Финляндия, Швеция и Дания оказывают содействие в военной подготовке войскам, направленным в Ирак. С 2014 по 2016 гг. Дания предоставила истребительную авиацию для коалиционных операций, направленных против ИГ. Власти Северных стран также стремятся ужесточить антитеррористические законы, запретить передвижения по стране в террористических целях и противодействовать радикализации.

Отношения с Соединенными Штатами

США и страны Северной Европы в значительной мере поддерживают двусторонние отношения. Приблизительно 11 миллионов американцев заявляют о своем скандинавском происхождении. Соединенные Штаты Америки, как известно, по достоинству оценивают сотрудничество с Северными странами по многим вопросам глобального и регионального значения, от кибербезопасности до ситуации в Арктике. США выступает как главный не европейский торговый партнер для стран Северной Европы. Как видно из Таблицы 1, норвежско-американские инвестиционные связи оцениваются в миллиарды долларов, и филиалы Скандинавских международных предприятий, в целом, нанимают приблизительно 279.400 работников в США.

Норвежско-американское военное сотрудничество также признано успешным. Начиная с 1951 года, Соединенные Штаты снабжали Исландию необходимым для обороны вооружением по просьбе НАТО. В Норвегии размещена военная техника США  по программе Заблаговременного наращивания морской пехоты (the Marine Corps’ Prepositioning Program), и с начала 2017 года страна приняла около 300 единиц морского флота США для зимней военной подготовки. Датская территория Гренландии стала местом размещения американской радиолокационной системы раннего оповещения. В 2016 году США подписали двусторонний договор о военном сотрудничестве со Швецией и Финляндией, ориентированный на усиление информационного обмена, совместных военных подготовок, и, кроме того, развитие общих исследований и сотрудничества. В 2018 году Соединенные Штаты подписали трехстороннее соглашение с Финляндией и Швецией о дальнейшем стимулировании военного сотрудничества между тремя странами. Американские оборонно-промышленные отношения со странами Северного союза также имеют большое значение. Пожалуй, наиболее примечательным, является намерение Норвегии и Дании приобрести американские истребители-бомбардировщики F-35 Joint Strike Fighter в качестве истребителей следующего поколения.

В то же самое время между Северными странами и США существует некая напряженность. Как и в остальной части Европы, представители Скандинавии выражают сомнения по поводу степени поддержки НАТО, ЕС и свободной торговли Администрацией Дональда Трампа. Большинство лидеров стран Северной Европы обеспокоены тарифами США на стальную и алюминиевую продукцию и возможные будущие автомобильные тарифы. Политики Северных стран существенно противостоят решениям президента Дональда Трампа по отказу от участия в многостороннем ядерном соглашении 2015 года с Ираном и климатическом договоре с Парижем, равно как и решению США признать Иерусалим столицей Израиля. Тем не менее, лидеры Северных стран, похоже, готовы сотрудничать с Администрацией Дональда Трампа на общих интересах и над решением глобальных проблем. Аналитики главным образом ожидают, что Северные страны будут стремиться сохранить хорошие отношения с Соединенными Штатами.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Террористическая организация, запрещенная в России

Источник: Конгресс США

Перевод с английского: Ирина Гуменюк (РГГУ)

Опубликовано: 22.09.2018



Важно знать о Норвегии Внешняя политика стран Северной Европы на современном этапе


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Внешняя политика стран Северной Европы на современном этапе Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru