Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/О Норвегии/Внешняя политика/Речь господина Министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гар Стёре/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Конституция НорвегииКраткая информацияГосударственная символика
Государственные структурыСоциальная политикаНациональные особенности
Судебная системаПравовая системаЭкономика Норвегии
СтатистикаЭкологияСтатьи о Норвегии
Религия и церковь Норвегии Внешняя политика Лицом к лицу
СобытияВладения НорвегииПолитические партии Норвегии и политики
Норвежский бизнесКоролевский ДомНорвежский язык
Россия - НорвегияCаамыПрофсоюзное движение

Речь господина Министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гар Стёре

Крайний Север – задачи и возможности. Перспективы норвежско-российского сотрудничества. Дипломатическая академия, Москва 24.03.2009

Уважаемый ректор Панов,

Ваши превосходительства,

Дамы и господа

Возможность выступить сегодня перед Вами здесь, в этой авторитетной Академии по вопросам Крайнего Севера и норвежско-российского сотрудничества, является для меня большой честью.

Выступление в Дипломатической академии в Москве – это возможность вовлечения в более глубокий диалог по вопросам, представляющим общий интерес для Норвегии и России.

Таких вопросов много, и все они важные. Иногда они кажутся бесперспективными, а иногда становятся потенциальными победителями. Именно в условиях современных расширяющихся взаимосвязей существует потенциал для наиболее широкого развития общих интересов –Норвегия и Россия могут рассматривать свои отношения в свете взаимовыгодного развития. Альтернатива этому – утрата перспектив для обеих стран.

Отправной точкой таких возможностей является Крайний Север, где Норвегия и Россия встречаются как соседи и потенциальные партнёры.

Разрешите мне сначала обрисовать мизансцену с точки зрения норвежской перспективы: Крайний Север определён правительством Норвегии в качестве стратегического приоритета. И вот почему:

Крайний Север – регион, который охватывает северную часть Норвегии, простирается до Норвежского и Баренцева морей и уходит далеко в Арктику - претерпевает процесс значительных изменений:

Во-первых, этот регион переживает драматические последствия изменения климата. Отступают ледники, тревожащими темпами уменьшается морской лёд, ледниковый покров Гренландии и материковый лёд

.

На Крайнем Севере можно словно из первых рядов партера наблюдать за происходящими глобальными изменениями климата. Мнения наших учёных совпадают в том, что основной причиной этого процесса являются выбросы парниковых газов. Долгосрочные последствия глобального потепления будут иметь самые катастрофические последствия и в других районах земного шара. Однако эти изменения прежде всего заметны на Крайнем Севере. Арктика -

это уникальное место для проведения исследований с целью лучшего понимания динамики изменения климата.

Но у этой медали есть и оборотная сторона: по мере отступления ледников открываются новые морские пути.

Может стать реальной перспектива торгового судоходства прямо через Северный Ледовитый океан – и не через пятьдесят лет, а, возможно, лет через пять. Это позволит сократить расстояние между европейскими и азиатскими портами на целых 40 процентов.

Наша готовность к ликвидации последствий разливов нефти, возможность осуществления надзора и наши возможности в области поисково-спасательных работ ещё не достаточны для обеспечения такого развития и нуждаются в совершенствовании. В этом вопросе Норвегия и Россия взаимодействуют друг с другом.

Во-вторых, в этом регионе обнаружены новые запасы нефти и газа. Это сложный, но потенциально перспективный регион для развития новой промышленной деятельности в уязвимой арктической среде. Чтобы начать работы в арктических условиях нам по-прежнему необходимо разрабатывать новые технологии. Инвестиционные затраты представляются значительными. В условиях глобального финансового кризиса и низких цен на нефть нет ясности в том, когда начнётся промышленное освоение хорошо изученных месторождений.

Но мы знаем, в каком направлении идти. Наша ответственность заключается в постепенном приближении к осуществлению этих возможностей на основе всесторонних знаний о том, как защитить уязвимую окружающую среду, и - не в последню очередь - сохранить и защитить ценные возобновляемые рыбные ресурсы Баренцева моря.

И, наконец, в-третьих - Норвегия расположена рядом с Россией, страной, с которой моя страна прожила в условиях мира на протяжении тысячи лет. Норвежцы внимательно следят за развитием и преобразованиями в России - мы соседи и развитие вашей страны непосредственно касается и нас. Мы наблюдаем процессы значительных изменений в обществе. Мы видим развивающуюся рыночную экономику.

Мы стремимся также в полной мере понять, куда в действительности ведёт процесс социальных изменений, выдержит ли новая российская демократия испытание современностью, утвердятся ли прозрачность, подотчетность и правовые нормы. Мы наблюдаем за тем, как новые свободы личности - фундаментальные свободы, такие как свобода слова – проявляются во временами жёстких условиях. Шокируют сообщения об убийствах российских журналистов из-за их репортажей.

Другими словами, если говорить о развитии Крайнего Севера, то это одновременно возможности, ответственность и перспективы. Вместе с тем это и возможность углубить отношения между двумя северными соседями.

Нам необходим более широкий обмен. Вот почему находясь здесь, в Москве, я рад поделиться некоторыми перспективами по этим вопросам.

В свете того, что Крайний Север становится привлекательным регионом, и Норвегия и Россия уделяют особое внимание своей политике и решению вопросов в этой области. Мы видим как другие страны следуют этому примеру.

Через месяц в Тромсё состоится совещание Арктического Совета на уровне министров, которое проходит дважды в год. На нём будет рассмотрен целый ряд стратегических вопросов, касающихся рационального использования Арктики. Обратите внимание на то, какие изменения с течением лет претерпела повестка дня Арктического Совета. Совет остаётся основным органом инициирования важных исследований и научных изысканий. Это также важный орган, в котором принимаются решения и закладывается фундамент контроля за выполнением решений по вопросам Арктики, нормативных документов других соответствующих органов.

Правительство Норвегии разработало свою стратегию по Крайнему Северу в декабре 2006 года. Две недели тому назад мы представили основные моменты нашей политики по Крайнему Северу на ближайшие 10 - 15 лет с изложением конкретных инициатив, разработанных в соответствии с возможностями Крайнего Севера.

Этой зимой США и Европейская комиссия также представили свои программные документы с планами по расширению участия в арктических делах. А сейчас, насколько я понимаю, Россия планирует опубликовать свою новую стратегию по Арктике.

Хотелось бы подчеркнуть один важный момент - потенциал для более тесного сотрудничества между Норвегией и Россией. Наши страны имеют общую границу длиной в 196 километров. В течение 70 лет - всего 20 лет назад - эта граница была практически закрыта.

В 1990 году было зарегистрировано всего 3 000 пересечений границы. Сегодня границу ежегодно пересекает более 100 000 человек. Мы прошли долгий путь, создавая из границы скорее мост между нашими народами, а не преграду.

На самом деле у нас намного больше общего, это не только граница. У нас общее северное самосознание. Мы жители севера, «северяне». Несмотря на то, что Россия простирается далеко на юг, до широты Рима, ваша страна - как и моя – ассоциируется прежде всего с Севером, с долгими и холодными зимами и всем северным краем, находящимся у полярного бассейна.

Это реальная возможность для более тесного диалога, общих ответов и совместных действий. Расширение сотрудничества между Норвегией и Россией, двумя ключевыми приарктическими государствами, будет выгодным для всех.

Мы должны готовить себя к многоуровневому будущему - на национальном, двустороннем, региональном и глобальном уровнях.

Национальная стратегия Норвегии имеет два основных аспекта, заложенных в нашем стратегическом плане 2006 года; более детально разработанные основные моменты были представлены две недели назад:

Первый аспект представляет собой руководящие принципы, их всего три: присутствие, участие и знания. Мы будем присутствовать на суше и в водах, находящихся под нашей юрисдикцией. Мы будем участвовать в ведущей экономической деятельности, характерной для данного региона - от рыбной до нефтяной и газовой отраслей, от разработок месторождений до современной марикультуры. Мы будем продолжать развитие фундаментальной и современной базы знаний - университетов, научно - исследовательских центров и совместных предприятий с международными центрами передового опыта.

В сфере наших интересов разные области - наука, исследования и образование, окружающая среда, рациональное использование природных ресурсов, контроль и надзор, инфраструктура, развитие новых отраслей промышленности, таких как аквакультура и морская биоразведка, интересы коренного народа саами и многое другое.

Второй аспект нашей стратегии - аспект партнерства. Наше намерение заключается в установлении эффективных партнерских отношений – государственного и частного партнерства, партнерства между центральными и местными органами власти, партнерских отношений через границы стран, с соседями и союзниками.

И по всем этим направлениям мы стремимся к развитию сотрудничества с Россией.

Я часто встречаюсь с министром иностранных дел Лавровым, и каждый раз вопросы нашего двустороннего сотрудничества на севере занимают важное место в повестке дня. В последнее время в сфере нашего внимания находится вопрос о том, как способствовать еще более тесным связям приграничных регионов.

Я предвижу тот день, когда никому из нас для пересечения норвежско-российской границы не понадобится виза. Эта граница обычно представляется в виде сплошной разделительной линии, пограничного ограждения в том месте, где восток встречается с западом. Сейчас мы стремимся сделать норвежско - российскую границу обычной европейской границей, в соответствии с приграничными взаимоотношениями с нашими северными соседями. За одну ночь этот вопрос не решить, но необходимо определить направление работы.

Недавно мы упростили процедуру получения многократных виз. Мы обсуждаем различные способы упрощения процедуры пересечения границы для специалистов и рабочих из обеих стран. А те, кто живёт в приграничных районах, не должны каждый раз проходить через оформление всех формальностей.

Очень ценно сотрудничество в области образования и обмена студентами. В Норвегии постоянно находится около 700 российских студентов. Они являются прекрасными представителями вашей страны. А норвежские студенты учатся в России. Наша долгосрочная цель заключается в создании резерва молодых российских и норвежских специалистов, имеющих профессиональные навыки и владеющих языками, которые легко смогут работать по проектам в обеих странах и содействовать совместному экономическому развитию.

На севере норвежцы и россияне являются близкими партнерами. И друзьями. Мы хотим создать зоны сотрудничества по обе стороны, с благоприятными условиями для ведения бизнеса. Это было осуществимо более века назад, когда в данном бескрайнем регионе развивалась поморская торговля и обмен товарами. Сегодня мы заново открываем возможности тех времён и рассматриваем эти возможности с новой отправной точки.

Мы должны улучшить физическую инфраструктуру обеих сторон. Сегодня, изучая карты береговой линии Баренцева моря, мы видим много возможностей для обслуживания и поддержки офшорной деятельности будущего. Однако сухопутная граница представляет собой нечто большее, чем просто физическую границу - это еще и граница между весьма разными административными и политическими системами и традициями.

Мы должны уважать такие различия. И в то же время рассматривать их с прагматической точки зрения. Не ограничивают ли они сотрудничество?

Освоение ресурсов в Баренцевом море является сложной задачей. Мы знаем это из нашего собственного опыта по работам на месторождении «Белоснежка» в 150 км от г. Хаммерфест. В настоящее время вы двигаетесь в сторону Штокмановского месторождения, которое находится в 500 километрах к северу от Мурманска. Как вы знаете, норвежская компания «СтатойлГидро» входит в совместное предприятие вместе с компаниями «Газпром» и «Тотал».

Компании успешно развиваются. В то же время нам необходимо подготовить наши бюрократические структуры к тому, чтобы направить совместные усилия на решение общей задачи.

В течение последних десяти лет наши экономические связи становились всё более крепкими. Наши экономические отношения обычно развиваются главным образом через торговлю. Сейчас же мы наблюдаем и значительные прямые инвестиции.

Для продолжения такой положительной тенденции необходимо уделять постоянное внимание стабильной основе. Инвесторам необходима предсказуемость, прозрачность и стабильность, которые обеспечиваются независимой судебной системой. Компаниям необходимы гарантии равных конкурентных условий. Отклонение от такой предсказуемости подрывает доверительность, доверие и сотрудничество.

Было бы неправильным скрывать тот факт, что сегодня норвежские предприниматели с озабоченностью следят за развитием в России. Индивидуальный бизнес привлекает широкое внимание международного сообщества - однако и случаи явного произвола властей и отсутствие равных конкурентных условий ухудшают процесс дальнейшей глобальной интеграции российской экономики.

Мы наполняем наши добрососедские отношения смыслом и работаем по вертикали не только сверху вниз, но и снизу вверх. Мы подчеркиваем важность контактов между людьми. Мы поощряем активное участие любых неправительственных, экологических и молодежных организаций.

Мы часто слышим и читаем о препятствиях, с которыми сталкиваются неправительственные организации, стремящиеся к сотрудничеству с другими НПО. Это вызывает беспокойство. Отношения между людьми являются основой развития более тесных двусторонних отношений.

А теперь к вопросу о природных ресурсах. Наши страны обладают возобновляемыми и невозобновляемыми природными ресурсами.

Нигде в мире две страны не имеют столь успешного совместного управления ценными рыбными ресурсами. Примером всему миру служит совместная норвежско-российская комиссия по рыболовству. Уже в течение более 30 лет мы проводим ежегодные переговоры. И каждый год достигаем соглашения по устойчивой эксплуатации рыбных запасов Баренцева моря.

Результат: у нас самое совершенное управление океаном в мире. Лицензия на проведение научных исследований в экономических зонах друг друга является одним из важнейших элементов этого сотрудничества.

Мы достигли больших успехов в сокращении незаконного, нерегулируемого и незарегистрированного рыбного промысла. За последние три года, в условиях совместной работы и при сотрудничестве с партнёрами всех стран Европы мы смогли снизить его на 60 процентов. Мы будем продолжать наращивать усилия в этой области до полного искоренения проблемы.

Я говорил об управлении сухопутной границей. Хотелось бы добавить к этому общую ответственность за установление морской границы. Мы работаем над этой проблемой в течение многих десятилетий. В последнее время мы добились ощутимого прогресса. Соглашение об установлении морской границы в районах, наиболее близких к береговой линии в районе Варангерфьорда, вступило в силу после его ратификации в Думе и Стортинге. Это один из конкретных позитивных шагов вперёд

.

Ясность в вопросах юрисдикции в морских районах необходима для реализации полного потенциала сотрудничества. Норвегия как прибрежное государство имеет право и обязано осуществлять полномочия в водах вокруг Свалбарда. Мы подходим к этому справедливо.

Мы приветствуем присутствие российских граждан и компаний на Свалбарде, в самой северной части Норвегии. Норвежцы и русские живут и работают в арктических условиях Свалбарда в течение длительного времени. Добыча угля была и остается краеугольным камнем экономической деятельности. Постепенно мы отмечаем, что Свалбард становится базой современных арктических исследований. Мы это приветствуем, как же как мы приветствуем рост активности российских ученых и исследователей.

Таким образом, наши двусторонние отношения на Крайнем Севере расширяются. Кроме того, Норвегия и Россия работают в тесном контакте в формирующейся новой сети регионального сотрудничества в этой области.

Одна международная структура заслуживает особого упоминания: Баренцев Евро-Арктический регион, или, если коротко, Баренцево сотрудничество. Норвегия и Россия стали движущей силой в превращении его в инновационное и успешное региональное сотрудничество. Это успешное сотрудничество привлекает большое внимание.

Благодаря деятельности Баренцева Совета на государственном уровне и областного совета на местном уровне тысячи государственных служащих и простых граждан приняли участие в трансграничном сотрудничестве и в программах обмена. Региональные органы координируют свои приоритеты в таких областях как инфраструктура, здравоохранение, культура, охрана окружающей среды и т.д. Вместе они реализуют большое количество конкретных проектов.

Нам удалось развить общее региональное самосознание и способствовать развитию оптимизма и доверия. Это было бы невозможно без активной поддержки, самоотверженности и большого личного вклада основных региональных участников с российской стороны.

Мы будем и впредь оказывать Баренцеву сотрудничеству нашу максимальную поддержку. Я рад подчеркнуть, что мой российский коллега также поддерживает это сотрудничество.

Мы должны опираться на наш ценный опыт сотрудничества в более широком арктическом контексте, в котором научные исследования являются одним из приоритетных направлений. Продолжительное и взаимовыгодное сотрудничество между нашими арктическим и антарктическим научно-исследовательскими институтами является еще одним из многочисленных примеров высокоразвитых отношений между нашими двумя странами.

Говоря об Арктике, позвольте мне затронуть основной вопрос о юрисдикции, которого я уже касался. Мы находимся в благоприятной ситуации. Мировое сообщество поддерживает регулирование юрисдикции Северного Ледовитого океана через Конвенцию по морскому праву Организации Объединенных Наций.

Причина этому проста: центр Арктики не является континентом, это океан. В соответствии с морским правом мы имеем чёткое руководство к действию при определении внешних границ континентального шельфа. Я с большим удовлетворением отмечаю, что все заинтересованные государства неукоснительно соблюдают эти предписания.

В мае прошлого года в Илулиссате (Гренландия) прошла встреча пяти государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном. На этой встрече речь шла о наших правах и обязанностях как прибрежных приарктических государств. Декларация, принятая в Илулиссате, свидетельствует о единстве заинтересованных государств и является основой для наших дальнейших действий.

Только одна из заинтересованных стран, Соединённые Штаты Америки, пока не присоединилась к Конвенции по морскому праву. Однако администрация США очень четко заявила о своем намерении урегулировать этот вопрос. Это один из двух важнейших пунктов программного документа США по Арктике. Второй касается максимального использования существующих структур сотрудничества.

Как я уже упоминал, основным существующим форумом по сотрудничеству в Арктике является Арктический совет. Это наша единственная приполярная организация. Совет убедительно демонстрирует свою актуальность, особенно в таких областях как научные исследования, климат и окружающая среда.

Результаты научных исследований, инициированные Арктическим советом, оказывают существенное влияние на выводы Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Обсуждение в Арктическом Совете будет иметь важное значение при определении общих экологических стандартов и стандартов безопасности судоходства в Арктике, за соблюдением которых будет наблюдать Международная морская организация.

Страны Азии и другие страны хотят наладить с нами диалог по Арктике. Мы слышим намного больше голосов, чем раньше. Норвегия приветствует такое развитие. Глобальный интерес является законным, придаёт региону большую значимость в глобальном плане.

Наш подход должен заключаться в том, чтобы слушать и давать правильные ответы. При росте глобальных интересов наша цель – дать всем голосам возможность участвовать в одном и том же диалоге. Исключение кого-либо из этого диалога не служит интересам приарктических государств, так как такой подход будет способствовать развитию альтернативных обсуждений и альтернативных подходов к управлению Арктикой.

Ещё раз отмечу важный момент: изменение климата в Арктике носит доминирующий характер. Наша работа в Арктическом Совете, в других важных территориальных организациях должна быть направлена на повышение уровня информированности и на мобилизацию усилий по сдерживанию выбросов и изменения климата.

2009 год является чрезвычайно важным годом. На конференции по изменению климата, которая состоится в декабре с.г. в Копенгагене нам необходимо будет договориться о новом более комплексном и эффективном рамочном соглашении. Мы знаем, что в предстоящие десятилетия необходимо снизить глобальные выбросы парниковых газов на 50 процентов. В то же время глобальные поставки электроэнергии должны увеличиться более чем на 50 процентов.

Все политические партии Норвегии согласны с тем, что к 2030 году наша страна должна стать нейтральной по углеродным выбросам. Улавливание и захоронение углерода (

CCS) является важнейшей стратегией Норвегии в достижении нашей цели. Другими словами, речь идет об извлечения СО2 из газа и закачке его в надёжные геологические структуры для предотвращения выбросов в атмосферу.

Возвращаясь к совещанию Арктического Совета на уровне министров в Тромсё в конце апреля: на конференции по изменению климата и задачам по дегляциации

я буду выступать в качестве принимающей стороны вместе с лауреатом Нобелевской премии Алом Гором.

Наша цель - привлечь внимание и получить поддержку в разработке новых планов. Мы хотим видеть сильное российское присутствие. Являясь ведущими экспортерами ископаемого топлива, Норвегия и Россия несут в этой области особую ответственность.

На долю России приходится 25 процентов от общего потребления газа Европейским союзом. На долю Норвегии - 18 процентов. Мы очень серьёзно относимся к нашей ответственности по безопасности поставок. Мы стремимся содействовать диалогу и концепции долгосрочной взаимосвязи производителей и потребителей для общего блага. Развивающаяся энергетика Крайнего Севера может стать весьма важной для безопасности поставок в Европу в долгосрочной перспективе. В этой связи Норвегия и Россия несут политическую ответственность.

Дамы и господа,

Говоря о Крайнем Севере, я часто обращаю внимание на то, что наша главная задача состоит в обновлении нашего стереотипа мышления. Крайний Север обычно представляют себе в виде замороженного региона – как в политическом, так и в климатическом смысле. Сейчас наступила пора таяния льда и оттаивания политического климата.

Мы должны освободиться от старого стереотипа мышления. Напряжённость «холодной войны» осталась в прошлом. Необходимо смотреть вперёд.

В прошлом доминантой норвежского военного сценария была готовность к отражению крупной военной агрессии с востока. Этим объясняется наше членство в НАТО с момента основания альянса 60 лет тому назад. Этим же объясняется и организация нашей обороны.

Сегодня наша задача в меньшей степени связана с угрозой военного нападения; скорее с тем, как обращаться с факторами риска и управлять ими: такими как отступание ледников и изменение климата, безопасность морских судоходных путей, миграция, терроризм и международная преступность, пересечение границ, ядерная безопасность.

Так же как и для любого другого суверенного государства - соответствующее военное присутствие для поддержания порядка и стабильности. Таков подход Норвегии, таков подход НАТО. На Крайнем Севере нет таких актуальных проблем, которые должны решаться военным путём. Норвегия информирует НАТО, союзников по НАТО, северных соседей и Россию о наших перспективах по Крайнему Северу и о перспективах развития нового мышления. Что я здесь сегодня и делаю.

Моя основная миссия - сообщить о видении Норвегии: Крайний Север, низкий уровень напряжённости.

Угроза безопасности, с которой мы столкнёмся в ближайшем будущем, не носит военный характер; этим вопросом должны заниматься соответствующие гражданские структуры предпочтительно в тесном контакте с другими заинтересованными странами, такими как наши северные соседи, в том числе и Россия. А также партнёры по ЕС и союзники по НАТО.

Нам необходимо взаимодействовать с тем, чтобы мы могли быть уверены, что сможем решать вопросы, связанные с такими происшествиями как то, о котором я сейчас расскажу. Прошлым летом, когда российское судно («Григорий Михеев») оказалось в данном районе, оно по просьбе губернатора Свалбарда оказало помощь в спасении круизного судна «Антарктик Дрим».

Хотелось бы сказать несколько слов о сотрудничестве северных стран. Год назад министры стран Северной Европы обратились с просьбой к одному из моих предшественников, м-ру Торвальду Столтенбергу, с просьбой высказать свои соображения о потенциале более тесного сотрудничества северных стран по международным вопросам, вопросам обороны и безопасности. Перед вами фотография м-ра Столтенберга, представляющего свой доклад министрам иностранных дел северных стран в феврале этого года.

Сейчас мы изучаем 13 его предложений. Я лично вручил копию этого доклада послу России в Норвегии. Мы пригласили Россию высказать свои соображения по данному докладу – я уже неоднократно отмечал в связи с разными вопросами по Крайнему Северу, что мы сейчас рассматриваем Россию как часть решения, а не как часть проблемы.

Приведу всего один пример – предложение об объединении усилий по надзору, контролю и мониторингу за деятельностью на море. Нам это необходимо. Работая в тесном взаимодействии мы достигнем б

óльших успехов.

Россия играет ключевую роль в комплексной структуре безопасности в Европе. Мы с интересом отнеслись к летней инициативе президента Медведева обсудить архитектуру европейской безопасности. Мы будем приветствовать более конкретные идеи и готовы принять участие в обсуждениях. Однако с нашей точки зрения в этой дискуссии необходимо в качестве основных элементов исходить из уже существующих структур и рамочного сотрудничества с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и НАТО.

Через две недели НАТО отметит 60-ю годовщину своего основания в символичном месте, в Страсбурге во Франции и в немецком Келе. НАТО успешно работает на благо своих членов и вносит большой вклад во всеобщую стабильность.

Важным в этом развитии стало решение НАТО, недавно принятое министрами иностранных дел стран-членов НАТО о возобновлении официального диалога с Россией в рамках совета НАТО - Россия. Норвегия активно поддерживает возобновление этого диалога, приостановленного в августе.

Со времён Балканского кризиса 90-х гг. у нас были разные перспективы. И мы определённо расходимся во мнениях по фундаментальным вопросам, связанным с ситуацией в Грузии и вокруг неё. Это хорошо известно. Моя позиция заключается в том, что такие расхождения не должны препятствовать конструктивному сотрудничеству во многих важных областях, где у нас есть общие интересы. Я имею в виду проблемы в Афганистане и вопрос о стабильности на Ближнем Востоке в самом широком плане.

Нераспространение. Разоружение и ядерную безопасность. Аварийную готовность. Миротворчество. Борьбу с терроризмом. Хотелось бы, чтобы Россия приняла участие в дискуссии НАТО по вопросам Крайнего Севера.

Мы приветствуем возобновление внимания к международному диалогу в области разоружения. США и Россия дают понять, что на смену договору СНВ могут прийти новые обязательства. И мы надеемся, что две державы, в руках которых сосредоточено 95 процентов мирового ядерного арсенала, будут играть ведущую роль для гарантии успешного проведения конференции по рассмотрению ДНЯО, которая состоится в будущем году. Мы призываем Россию по-новому взглянуть на Договор ДОВСЕ и на то, как мы можем к нему вернуться.

Подвожу итоги, дамы и господа:

Норвегия и Россия имеют много практических вопросов для обсуждения. Наше сотрудничество на севере доказывает взаимовыгодность наших отношений. Это видно по нашему сотрудничеству в приграничных регионах и в Баренцевом регионе в области устойчивого управления живыми ресурсами, в области охраны окружающей среды. Это не «игра с нулевой суммой». Между нами существует взаимосвязь. И мы либо будем укреплять наше сотрудничество для достижения общих целей на севере – либо оба проиграем.

Развивая наш регион, мы вовсе не хотим повернуться спиной к остальному миру. Наш регион имеет большое мировое значение. И нашим странам нужны партнёры. Нам нужны инвестиции, самая передовая наука и свободная глобальная экономика. Мы убеждены в том, что сможем играть ведущую роль в мирном развитии Арктики.

Благодарю за внимание

Источник: Посольство Норвегии



Важно знать о Норвегии Речь господина Министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гар Стёре - Крайний Север – задачи и возможности. Перспективы норвежско-российского сотрудничества. Дипломатическая академия, Москва 24.03.2009


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Речь господина Министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гар Стёре Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru