![]() |
![]() |
|
Вся Норвегия на русском/События и юбилеи/Юбилейный 2013/"Крик" - шедевр живописи и икона массовой культуры/ | |
Сегодня: | |
рекомендуем посетить:
на правах рекламы:
|
"Крик" - шедевр живописи и икона массовой культуры
31 марта обложку американского журнала «Таймс» украсила версия картины «Крик», хранящаяся в Национальной галерее. Историк и журналист газеты «Моргенбладет» Бьярне Риисер Гундерсен (Bjarne Riiser Gundersen) предложил считать этот день поворотным моментом, начиная с которого «Крик» перестал быть просто общеизвестной картиной и превратился в мировую знаменитость. Так Гундерсену вместе с директором датского музея современного искусства «Луизиана» Полом-Эриком Тёйнером (Poul Erik Tøjner) пришла идея рассказать полную и достоверную историю о главном шедевре Эдварда Мунка в новой книге «Крик. История одной картины» (Skrik. Historien om et bilde). По словам авторов, в своей версии истории картины они расскажут о скандалах и критике, творческих интерпретациях и репродукциях, небывалых аукционах и кражах. Современный человек «Статья в «Таймс» вышла под заголовком «Вина и тревога» и стала своего рода диагнозом времени для человека, пережившего две мировых войны, появление ядерной угрозы и холодную войну. Бога нет, начинается бунт сыновей, отцы живут городской жизнью и так далее. Иллюстрацией диагноза времени стала картина «Крик», изначально будучи чем-то чужеродным и впоследствии став известной буквально всем», - сказал Риис Гундерсен. Было куплено 3,5 миллиона копий этого номера журнала, а картина превратилась в мировую икону, что, однако, нельзя считать одной лишь заслугой «Таймс». «Для того чтобы картина стала иконой, она должна обладать силой влияния на человека – хорошей ли, плохой – всё равно. В «Крике» она проявляется посредством визуального языка, крайне гиперболизированного и гротескного. Во многих отношениях это реалистическая картина, но её герои – сюрреалистичны», - считает Пол-Эрик Тёйнер. Универсальное содержание Директор датского музея современного искусства «Луизиана» и бывший редактор культурного раздела и критик издания «Викендависен» (Weekendavise) полагает, что картину можно считать иконой живописи ещё и потому, что её содержание универсально. «В картинах, изображающих такие чувства, как страх и радость, а также рождение и смерть, мужчин или женщин, занимающихся элементарными и основополагающими вещами, мы узнаём себя». Он считает, что «Крик» также достоин звания иконы, поскольку с ним связано немало скандалов. «Во времена Мунка эта картина явила собой новый способ изображения страдания, а у многих живопись Мунка вызывала отвращение». Но одна из главных причин возведения картины в статус иконы живописи кроется в её популяризации. ««Крик» - это целая серия. Мунк рисовал эту картину снова и снова и сам сделал много вариантов репродукций». Тёйнер также полагает, что многое для популяризации «Крика» сделал Энди Уорхол, создавший несколько репродукций шедевра. «Самое забавное в истории с «Криком» то, что существует несколько вариантов этой картины, она не уникальна и не исключительна. В США и Европе люди думают, что хорошее должно быть единственным и неповторимым, в то время как в других частях света, например, в Индии придерживаются совершенно противоположного мнения. Если какое-то произведение искусства велико, то следует создать несколько его вариантов. Мы видим, что Мунк рассуждал в том же ключе. Ему так понравился мотив картины, что он несколько раз возвращался к нему в своём творчестве.
По словам Риисе Гундерсена, «Крик» стал также известным благодаря своей известности. «В этом случае делу популяризации картины послужили охотники за искусством. Пол Энгер (похитивший картину в 1994 году) прекрасно знал, что полиция занята обеспечением безопасности на открытии Олимпийских игр в Лиллехаммере, где собралось большое число журналистов со всего мира. И, как и в случае кражи «Моны Лизы», похищение «Крика» способствовало росту его популярности полотна далеко за пределами родины. «Лестница так и стояла прислонённой к стене, чуть ниже огромной дыры в окне. Единственное, что осталось на месте, где совсем недавно висел шедевр норвежца, была небольшая открытка с рисунком норвежской художницы Марит Валле (Marit Walle). На открытке были изображены три толстяка, задыхающихся от истерического смеха над хорошей шуткой и бьющих кулаками по столу. На обратной стороне похитители оставили надпись: «Спасибо за плохую охрану!»», - пишет Риисер Гундерсен. Пол Энгер сам говорил, что своей популярностью «Крик» отчасти обязан ему, и в его словах есть доля истины. Его судьба также оказалась сильно связана с картиной», - продолжил рассказ Риисер Гундерсен. По его словам, благодаря его преступлению, уровни продаж воздушных шаров, созданныз по мотивам картины, были просто заоблачными в последующие после ограбления недели. Тот же эффект чёрного пиара произвело и второе похищение другой версии «Крика», произошедшее в Музее Мунка в 2004 году. Первый международный аукцион с рекордными ценами на Мунка прошёл на той же неделе, когда начался судебный процесс против грабителей. Во время реставрации выяснилось, что похищение, организованное преступным сообществом во главе с Дэвидом Тоска (David Toska), дало неожиданно положительный эффект. «Важно отметить, что в результате похищения «Крика» в 2004 году, которое, к слову сказать, было вооружённым ограблением, картина получила повреждения. Но это стало своего рода пиаром, и один из кураторов музея рассказывал в документальном фильме, что не будь столь пристального внимания общественности к картине вследствие ограбления, у музея никогда бы не появились средства для приобретения долгожданного ультрасовременного электронного микроскопа. Коммуна Осло пыталась препятствовать трансляции фильма по телевидению», - рассказал он. Второй автор книги Пол Эрик Тёйнер подтвердил, что истории с похищениями невольно способствовали популяризации «Крика». Эффект «Моны Лизы» «Таким образом, это сыграло «Крику» на руку. Подобное случилось и с картиной «Мона Лиза», украденной в 1911 году». Риисер Гундерсен не верит, что дебаты вокруг строительства нового музея Мунка сделают творчество великого норвежца ещё популярнее. Его больше беспокоит опасность того, что иконизация «Крика» может привести к тому, что картина потеряет своё смысловое содержание. «В этом смысле «Крик» не менее уязвим, чем другие иконы массовой культуры. Своей книгой мы восстановим историческую справедливость», - заключил он. Автор: Шепелев К.В. Источник: Aftenposten Опубликовано: БНИЦ, 07.10.2013 |
![]() Обратная связь |
© Norge.ru 19992025. Все права защищены и принадлежат сайту Norge.ru. Перепечатка, включение информации, содержащейся в рекламных и иных материалах сайта, во всевозможные базы данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение таких материалов в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения редакции сайта. |