Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Человек месяца/Мари Бойне Персен/Мари Бойн Персен - Gula Gula/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Ёрн Фоссхейм - пианистАрве ТелефсонЙенс Столтенберг
Фритьоф НансенВидар БюскАрне Гарборг
Томас Хюлланд ЭриксенКороль Харальд2007 год – юбилеи
Эдвард ГригХенрик ВергеланнЮхан Себастиан Вельхавен
Пер СивлеТеодор Северин КиттельсенМартин Наг
Ойвинд НордслеттенЮбилей Эдварда ХоэмаПер Петтерсон
Консул Йонас ЛидХьяртан ФлёгстадЕё Величество королева Соня
Валерий Павлович БерковТур ХейердалФ. Нансен
Бьёрнстьерне БьёрнсонСигрид Стрём РейбоИсак Рогде
Юлий Квицинский Мари Бойне Персен Александр Рыбак
Сигрид УнсетХенрик Юхан ИбсенНильс Хенрик Абель
Христиан Магнус ФальсенЮн ФоссеБент Хамер
Мария ПаррПетер Кристен АсбьёрнсенХанс Вильхельм Стайнфельд
Ульрик Фредерик ГюлленлёвеМарит Ингвилл СандеМагнус Карлсен
Фритьоф НансенРуаль АмундсенПер Воллестад и Сигмунд Йельсет
Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат ДюеKatzenjammer
Карл Густав БагговутЛев Львович ЖдановPUST
Турбьёрн ЭгнерКирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна Горлина
Камилла КоллеттКнут ХаугландЙорген Энгебретсен Му
Ханс Хенрик ЙегерЭрна СульбергМагнус Карлсен
Эдвард МункУле Эйнар БьёрндаленОдд Нердрум
Кристиан КронТур Хейердал 

Мари Бойн Персен - GULA GULA

Мари БойнGula Gula (Слушай, слушай) - так открывался альбом норвежской певицы Мари Бойн (Mari Boine) выпущенный в 1989 норвежской фирмой Iduit и тут же подхваченный и переизданный неутомимым пропагандистом всемирного фольклора Питером Габриэлем на его фирме Real World. Ровно две недели назад, в передаче о норвежском фестивале Vossa Jazz уже звучал голос Мари Бойн. В адрес программы пришло несколько писем с просьбой подробнее рассказать об этой певице и вот, не откладывая в долгий ящик, - "Открытая музыка", посвященная Мари Бойн.
"Я всегда хотела петь, я всегда любила петь. В детстве я все время пела, и родители мои все время пели. Но пели мы не наши традиционные песни, а христианские гимны - миссионеры и священники убедили поколение моих родителей, что наши песни - от дьявола. Но наша музыка была настолько сильной, что исчезнуть она не могла и пробивалась даже сквозь христианские песнопения".
Песни, которые Мари Бойн называет "нашими" - песни народа саами. Небольшая, насчитывающая всего 75 тысяч, человек народность раскинута в северных, по большей части заполярных районах Норвегии, Швеции, Финляндии и российского Кольского полуострова. Собственно, народностью этих людей назвать трудно - у них никогда не было единого национального образования, несколько их языков, хоть и принадлежат они все к угоро-финской группе, настолько отличны друг от друга, что, скажем, северные саами, к которым и принадлежит Мари Бойн, своих южных собратьев просто не понимают.
Мари Бойн Персен родилась в 1956 году в крохотной саамской деревушке Гамесньярга на севере Норвегии. Первая музыка, которую она слушала в детстве, были христианские псалмы, примерно такие же, которые питали в свое время негритянские спиричуэлс. Колонизаторское, как она его теперь называет, отношение господствующей христианской культуры порождало почти неизбежный комплекс неполноценности и сделало ее путь к возрождению саамской музыки непростым и даже болезненным.
"Попав учиться в педагогический колледж, я поняла, что той культуры, которую я считала для себя родной, саамской культуры, будет для меня недостаточно. Я хотела быть норвежкой, хотела быть европейкой, хотела забыть нашу культуру. И вдруг эти песни, эта музыка как бы сами собой полились из меня. И я проснуласьї Толчком для меня, как ни странно, стала песня Джона Леннона Working Class Hero - о том, как человека учат ненавидеть и забывать свою культуру, свое происхождение".
Мари Бойн появилась как нельзя кстати на гребне всплеска всеобщего интереса к корневым традиционным культурам, а при помощи глобальной дистрибуции Real World Питера Габриэля она стала если не всемирной, то европейской звездой, и знаменем народа саами. Она и гордилась этим и не хотела оказаться загнанной в гетто традиционной деревенской культуры. Ее не переставали мучить с детства преследующие комплексы раздвоенности. В 1996 году она отказалась выступать на Зимних Олимпийских Играх в норвежском городе Лиллихаммере, не желая, как она выразилась, быть "этнографическим орнаментом".
"Самое трудное - найти равновесие между этими двумя вещами. Поначалу меня всю трясло от злости, я пела песни протеста, но со временемї Я не жалею о том, что было, но вот есть у нас саамские группы, которые считают себя националистами. Я не люблю национализм. Национализм означает, что ты ставишь себя выше других, а это ведь то же самое, что делали угнетатели, колонизаторы. Главное - найти баланс, найти свою гордость и свое лицо".
Несмотря на то, что норвежский и уж тем более саамский фольклор в отличие от Африки, Латинской Америки или Ближнего Востока мировым явлением не стал, в музыке Мари Бойн традиционная основа саамской культуры богато удобрена самыми разными музыкальными влияниями: тут и джаз, и рок, и разнообразные этнические культуры - выходец из Южной Америки Carlos Quispe играет в ее ансамбле на латиноамериканской лютне charango и берущей свое начало в культуре Анд флейте quena, а ее скрипачка Helge Rimestad училась у индийского мастера Субраманьяма. И все же основе музыки Мэри Бойн - традиционная вокальная техника йок, сходная в каком то смысле с альпийским йоделлинг, и даже первобытный шаманизм.
"Поначалу я боялась этого слова - слишком затертый стереотип, хотя внутри меня все время зрело нечто, похожее на это чувство. Но я все же захотела наполнить это слово смыслом - ведь через музыку мы соприкасаемся с духовностью, которая когда-то была в нашей культуре, и конечно элементы шаманства - ритм, транс, спиритуализм - можно найти в моей музыке. В этом можно черпать энергию, но с этим нельзя шутить. Я хочу приобщиться к шаманизму, но я не хочу навешивать на него ярлыки таинственности и непознаваемости. Я научилась многому, что я не могу выразить словами, но могу выразить через музыку".
Мари Бойн не стала мегазвездой и ее пластинки не продаются миллионными тиражами, но о ее репутации среди музыкантов говорят и постоянные приглашения к сотрудничеству со стороны таких музыкантов как ее соотечественники Терье Рипдал и Ян Гарбарек и наш соотечественник Сергей Старостин. Не так давно зубры ремиксов Билл Лазвелл (Bill Laswell) и Джа Вобл (Jah Wobble) выпустили целый альбом ремиксов Мари Бойн. Я все же предпочитаю ее музыку в первозданном виде.

 

 

 

 

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Материл предоставлен Наталией Будур



Важно знать о Норвегии Мари Бойн Персен - Gula Gula


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Мари Бойн Персен - GULA GULA Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru