Йойк
Йойк (саам. Joik) – традиционное песнопение у саамов (лапландцев), по нашему мнению – одна из древнейших форм музыки в Европе. В прежние времена это было частью тогдашнего религиозного культа, и это, возможно, было причиной тому, что христиане наложили на йойк строгий запрет. Даже сегодня в некоторых областях страны йойк запрещён. Здесь я хотел бы коротко прокомментировать йойк в общем и провести сравнение между йойком и научной теорией знания. Как метафору науки я буду использовать западноевропейское понимание песни. Йойк отличается от пения в Западной Европе во многом. Одной из основных его особенностей заключается в том, что йойк не является песней о ком-либо или чём-либо – йойк сам по себе и есть этот кто-то или что-то. В некотором роде у йойка нету предмета. Йойк в принципе нельзя представлять в терминах субъекта и объекта, так как исполняющего йойк можно считать неотъемлемой частью йойка. У этого факта могут быть интересные коннотации с темой объективности в исследовании. До какой степени исследователь является частью своего исследования, и насколько исследование составляет часть своего исследователя? У песни в западноевропейском её понимании должно быть начало, середина и конец. Йойк же начинается и прерывается внезапно. В этом отношении у йойка нет ни начала, ни конца, и он скорее цикличен, нежели линеен. Но обыкновенное понимание цикличности как круга также неприменимо к йойку, так как у йойка нету эвклидовой симметрии круга. На вопрос, где йойк начинается и заканчивается, просто не существует ответа. Ввиду этого можно рассмотреть вопрос развития и прогресса: считается, что прогресс идёт вперёд по прямой, но чем он становится, если движение происходит по несимметричной замкнутой кривой? Это поднимает вопрос о преимуществе симметрии в научном дискурсе. Йойки могут быть для людей, животных и мест. В саамской традиции очень важно, чтобы у человека был собственный йойк – это не менее важно, чем имя. У йойка места и йойка животного схожее ритуальное значение. Даже на слух специалиста разницу между йойком человека и йойком животного уловить трудно. Причина этого в том, что люди, животные и места не настолько отдалены друг от друга в сознании саама, как в европейском сознании. Этика, применимая к людям, точно так же применима к животным и местам, можно сказать, близким животным и местам. И так же как нельзя владеть близким человеком, нельзя владеть «близким» животным или местом. Йойки варьируются от местности к местности так же, как и язык. Они могут быть как мелодическими или эпическими, так и имитировать пение птиц. В каждом «диалекте» йойка есть свои «идиолекты», то есть индивидуальные разновидности. Таким образом, йойк не феномен унифицированного общества – он принадлежит миру разнообразия. Музыкантам трудно понять йойк, так как он разный при каждом исполнении. Музыкант может ожидать, что исполняющий йойк будет начинать каждый раз с одной и той же ноты, и попытаться сочинить музыку для сопровождения йойка. На самом деле исполнителю йойка будет тяжело следовать за изменениями гармонии аккомпанемента, поскольку его настроение могло измениться с прошлого раза, и это настроение отобразится в йойке. В этом отношении у йойка нет постоянной природы, его можно рассматривать как процесс, не поддающийся описанию с точки зрения установленных научных схем.
Йойк
|