О саамах в Норвегии
Саамы (самоназвание: Sápmi либо Sámiid eanan) – группа народов, поживающих в Северной Европе на территории Скандинавии и северо-западной части Российской Федерации, от Кольского полуострова на северо-востоке до провинций Даларна и Фемунд на юге. Часть саамского населения проживает за пределами указанных территорий – например, в Норвегии много саамов живёт в Осло. Точное количество саамов подсчитать сложно в силу их различного этнического самоопределения и по причине его добровольности. Тем не менее, по подсчётам экспертов, число саамов варьируется от 50 до 80 тысяч. Самая большая часть саамского населения (около 40 тысяч) проживает в Норвегии. По неофициальным подсчётам, в Швеции проживает около 17 тысяч, в Финляндии – 7500 и в России – около 2 тысяч. Критериями, определяющими принадлежность к саамскому этносу, являются следующие: - человек сам себя осознаёт и считает саамом и – как минимум один из его прадедов или прабабок имеет саамский язык в качестве родного. Название происходит от самоназвания sámit или sápmelaččat. В Норвегии саамов раньше называли lapper или finner, в Швеции – lappar и в Финляндии – lappalaiset. Согласно решению 15го Совета северных саамов от 1992 года, 6 февраля объявлен официальным Днём Саамов. В этот день в 1917 году состоялся первый конгресс саамов Норвегии в Тронхейме.
Органы и учреждения
Sametinget - Саамский парламент был основан в 1989 году и является крупнейшим выборным саамским органом, отвечающим за вопросы, связанные с саамами, их языком и культурой. Избирается на основании списков избирателей, число которых в 2006 году составляло свыше 10 тысяч. Большинство политических партий Норвегии участвуют в выборах в Саамский парламент – так, Рабочая партия в период с 2005 по 2009 год представлена столь же широко, как и Союз норвежских саамов (Norske Samers Riksforbund). Саметингет ежегодно получает финансовую поддержку от Стортинга (в 2006 году она составила около 250 миллионов крон). Средства идут на поддержку и развитие традиционной саамской культуры. Саметингет принимает активное участие в сотрудничестве в Баренц-регионе и деятельности Арктического совета, а также в деятельности ООН, касающейся прав коренных народов. В 2000 году был создан Саамский парламентский совет (Samisk parlamentarisk råd), в работе которого принимают участие саамские парламенты трёх северных стран. Основное направление работы – выработка Северной саамской конвенции. Норвежский Саметингет также принимает активное участие в соблюдении Finnmarksloven – Закона о правовых основах использования угодий и природных ресурсов в Финнмарке (принят в 2005). Резиденция располагается в городе Карашок (саамское название – Kárášjohka).
В 1948 году был создан Союз норвежских саамов-оленеводов (Norske Reindriftsamers Landsforbund, NRL). Его основная задача – урегулирование вопросов, связанных с профессиональной деятельностью оленеводов, и развитие оленеводческой отрасли в свете современных технологий.
Союз норвежских саамов (Norske Samers Riksforbund, NSR) – политическая партия, существует с 1968 года. Основные задачи – сплочение всех саамов, улучшение культурных, экономических и социальных условия саамского населения. Активно борется за политические права саамов. Sáráhkká – женская организация саамов, основанная в 1988 году. При её участии год спустя был создан Всемирный совет женщин коренных народов. Цель организации – подчеркнуть, что в традиционной культуре роли и задачи женщин и мужчин принципиально разные, и в процессе модернизации есть риск утраты обычаев и норм, восходящих к традициям. С 1996 года существует также Саамский женский форум (Samisk kvinneforum) как развитая сеть проектов, связанных с женским саамским населением. В 1990 году был основан Спортивный союз саамов (Sámiid valáštallanlihttu), организующий соревнования как по летним, так и по зимним видам спорта. С 2003 года существует и Саамский футбольный союз (Sámi spábbačiekčanlihttu).
Международным органом, объединяющим саамские организации разных стран, является Samerådet (прежнее название - Nordisk Sameråd – было изменено после того, как туда вошли российские саамы). Резиденция – в Утсьоки, Финляндия. Саамский конгресс (Samekonferansen) проводится раз в три года. Samerådet обладает официальным статусом в системе ООН и принимает активное участие в работе комиссии по правам коренных народов.
Традиционные основы экономики
Ранее саамы традиционно делились на четыре группы в зависимости от условий жизни и способа ведения хозяйства (приморские саамы, приозёрные, лесные и горные), однако эта классификация уже устарела. Современное саамское общество настолько же единородно и дифференцировано, как и любое другое. В то же время рыбалка, охота и оленеводство по-прежнему занимают важное место в традициях саамов, и политика в отношении саамской культуры предусматривает сохранение связей с природой и традиционными ценностями. Это также важно и в свете экологических проблем новейшего времени.
Религия
Древняя религия саамов была связана с шаманизмом. Шаман занимал центральное место как посредник между богами (духами) и людьми. При помощи особого саамского бубна с нанесёнными на него рисунками шаман мог предсказывать будущее и выполнял функции духовного лица. В некоторой степени верования саамов были анималистическими, поскольку они одушевляли окружающую природу. В пантеон древних саамов входили ряд божеств. Особое значение имел культ Beaivi – солярного божества. По солнечным лучам на землю сошёл олень, и на шаманских бубнах божества размещались на лучах солнца. Dearpmis или Horagállis – бог-громовержец, повелевающий радугой, управляющий погодой, земными благами и здоровьем. Саамы благодарили его за благополучие, в том числе в оленеводстве. Также он охранял дух шамана, когда тот отправлялся в Sáivu или Jábmiid áibmu (царство мёртвых, потусторонний мир) за знаниями и откровениями. Bieggolmmái – бог ветра и шторма, изображался с лопатой в руке. При помощи лопаты он выгонял ветер из его норы, потом загоняя его обратно молотком. Leaibolmmái был богом охоты, владычествующим над дикими зверями. Особенно важным было заручиться его покровительством при охоте на медведя, в противном случае зверь мог погубить охотников. Сам медведь был священным животным, и с медвежьей охотой было связано много ритуалов. Бога охоты же поминали утром и вечером молитвами и жертвоприношениями. Из женских божеств важную роль играла Máttaráhkká – праматерь, создающая тела детей при появлении их на свет. Ответственность за деторождение несла Sáráhkká, которая также помещала ребёнка в утробу матери. Она помогала в родах как женщинам, так и оленихам, разделяя родовые боли. Элементы культы Sáráhkká сохранялись и после принятия христианства. Sáivu – блаженная обитель усопших, своего рода «языческий рай» саамов, в противоположность Jábmiid áibmu, куда попадали недобрые люди и где царили божества болезней. В Sáivu люди жили почти так же, как и на земле, только были во много раз счастливей, с оленями, дичью и вином. С названием Sáivu также были связаны имена духов птиц, рыб и оленей, которые помогали духу шамана на его пути в потусторонний мир.
Язык
Саамский язык принадлежит к финно-угорской ветви уральских языков и разделяется на десять различных диалектов. Диалекты сильно различаются между собой настолько, что их носители часто не понимают друг друга, и отличие северно- и южносаамского примерно такое же, как норвежского и исландского языков. Таким образом, рассматривать саамский как один язык можно лишь условно. Большинство саамов также говорят на языках тех стран, где живут. В Норвегии саамский язык находится на грани выживания в силу многочисленных влияний извне и в силу того, что многие саамские поселения подвергались «норвегизации».
Литература
Древнейшие известные нам письменные тексты саамов относятся к семнадцатому веку и по большей части являют собой буквари и религиозную литературу. Устная литературная традиция имеет большую историю и представлена такими жанрами, как предания и сказки, лирику в форме йойков. Последние могли быть короткими и ёмкими либо большие по объёму эпические сказания, имеющие как историческую, так и мистическую основу. Современная литература саамов начинается в ХХ веке. Первая художественная книга на саамском языке вышла в 1910 году, её автором был Юхан Тюри. Книга называлась Muitalus samiid birra и представляла собой описание жизни саамов. В 1912 году вышел первый роман на саамском, «Рассвет» (Beaivi-álgu) Андерса Ларсена. Матти Айкио, писавший в те же годы, предпочитал писать на норвежском. До 1970 года книги, выходившие на саамском, были немногочисленны. Благодаря учреждению собственных саамских издательств и поддержке Северного совета по культуре объём издаваемой литературы в последнее время значительно увеличился. Крупнейшим из издательств является Davvi Girji в Карашоке. Саамские писатели объединяются в собственные союзы. В среднем в Норвегии в год издаётся от 10 до 20 книг на саамском языке. Некоторые из них переведены на английский язык, также выходили антологии на английском и венгерском языках. Из современных саамских авторов наиболее известны Nils-Aslak Valkeapää, Kirsti Paltto, Rauni Magga Lukkari, Jovnna-Ánde Vest, Synnøve Persen и Inger-Mari Aikio. Валькеапяя был в 1991 году удостоен премии Северного совета за роман «Солнце, мой отец» (Beaivi, Áhčážan). Общую тенденцию в современной саамской литературе можно определить как повышенное внимание к искусству слова, связанному с традициями фольклора.
Музыка и театр
Саамская народная музыка по преимуществу вокальная и называется йойк (joik). Йойки занимают особое место в саамской культуре и мироощущении, они имеют важное значение для осознания национальной идентичности, а также магический смысл, связанный с шаманизмом. В традиционной культуре йойк заменял и музыку, и литературу. Для него характерно большое разнообразие – как в способах исполнения, так и в географическом плане. Йойк подчёркивал индивидуальность, а его исполнитель воспринимался как полноправный член саамского общества. Он служил подарком на крещение или на конфирмацию, становясь своего рода «визитной карточкой» человека. Главное в йойке – музыкальное оформление. Текст представляет собой краткое описание поющего йойк и может со временем меняться. Любопытно, что у короля Харальда и у королевы Сони также есть свои йойки – их сочинил известный историк и исполнитель йойков Ante Mikkel Gaup. В последнее время йойк пережил своего рода «ренессанс», став источником вдохновения для современных музыкантов. Самые известные из них - Mari Boine, Wimme Saari и Transjoik, получившие известность во многих странах. Nils-Aslak Valkeapää одним из первых комбинировал йойк с элементами джаза и танцевальной музыки и даже пытался соединить его с традициями европейской классики. Саамская музыкальная жизнь отличается большой активностью и представлена рядом фестивалей. Самый известный - Riddu Riđđu в Северном Тромсе, объединяющий музыкальную культуру различных коренных народов. Пасхальный фестиваль в Каутокейно собирает главным образом саамских артистов. В 1980 году Сверре Хьельсберг и Маттис Хэтта вышли в финал Евровидения в Норвегии с песней Sámiid Eadnan, в которой присутствовали элементы йойка и которая стала одной из самых популярных детских песен в Норвегии. Работа по собиранию и изданию йойков ведётся уже не одно столетие, и антологии йойков издаются на компакт-дисках.
В 1979 году была основана саамская театральная группа Beaivváš, составившая основу созданного впоследствии Sámi Teahter. Он является профессиональным театром и базируется в Каутокейно.
СМИ
Первая газета на саамском языке, Muittalægje, начала выходить в 1873 году. Она носила просветительский характер. Всего вышло в свет 33 номера. С 1898 года выходила религиозная газета Nuorttanaste, которая, помимо материалов христианской тематики, содержала новости и объявления. Газета Sagai Muittalægje (1904–11) играла главную роль в объединении и политической мобилизации саамов в начале ХХ столетия. Норвежско-саамская газета Ságat начала выходить в 50-е годы, но сейчас в ней нет материалов на саамском языке. В настоящее время выходит газета Ávvir (5 номеров в неделю), объединившая ранее выходившие Min Aigi и Áššu. На NRK регулярно выходят теле- и радиопередачи на саамском языке. Наиболее популярной стал новостная программа Ođđasat, которую смотрят не только саамы.
(с) А.А. Сельницин (БНИЦ) по материалам Store norske leksikon
О саамах в Норвегии
|