Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Поэзия Норвегии/Рудольф Нильсен (1901-1929)/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:
Аквапарк горки цены казанская ривьера горки аквапарка.



Норвежские авторыСтатьи о литературеЛитературные события
Норвежская классикаО писателях НорвегииСлово переводчика
Поэзия Норвегии Литература Норвегии: краткая историяКниги и переводная литература
Норвежские сказкиГамсун-2009 

Рудольф Нильсен (1901-1929)

Рудольф Нильсен (норв. Rudolf William Nilsen, 28.02.1901, Кристиания – 23.04.1929, Париж) – норвежский лирик, вошедший в историю литературы как один из выдающихся пролетарских поэтов. Он родился в семье мебельщика Карла Оскара Нильсена (1878-1940) на востоке Кристиании. Когда мальчику было 9 лет, родители развелись, и он переехал к деду по материнской линии, столяру Нильсу Андерсену.

С детских лет будущий поэт не понаслышке знал о жизни рабочих. Во время учёбы в гимназии он увлёкся социалистическими идеями, активно участвовал в общественной жизни, писал материалы для школьных газет. Он с восторгом принял Октябрьскую революцию в России и в 1919 году вступил в Норвежский социал-демократический союз молодёжи. Нильсен с головой окунается в общественную деятельность и даже помогает распространять революционную прессу в Норвегии, за что попадает под пристальное внимание полиции. В 1923 году, после раскола Рабочей партии, он становится членом вновь созданной Коммунистической партии Норвегии. Партийная газета Norges Kommunistblad становится его постоянным местом работы – в газете он публикует статьи, стихотворения и воззвания.

Дебют Нильсена-поэта состоялся в 1925 году, когда вышел в свет его первый сборник стихотворений «На каменистой почве» (På stengrunn). В лирике Нильсена сплелись воедино традиционные формы и изобразительные средства и новый язык, близкий к разговорному. Он выступает перед читателем как бы в двух ипостасях: как поэт-трибун, бичующий пороки капиталистического общества и превозносящий революционные преобразования, и тонкий, наблюдательный лирик, воссоздающий не только суровый быт городских окраин, но и картины природы. Хотя следует отметить, что его лирический герой всё же больше тяготеет к улицам, уличным фонарям и урбанистической атмосфере. Нильсену не чужды и философские размышления – и здесь оратор, зовущий к светлому будущему, спорит в нём с философом, осознающим преходящий характер всего сущего. Так, в стихотворении «Пепельница» (Askebeger) он иронично рассуждает о тленности человека, череп которого стал бытовым предметом, так что от него есть ещё «немного земной пользы». И в самом конце лирический герой надеется, что этот череп не был размозжён полицейской дубинкой. Нильсен смело попирает религиозные догматы – в «Песни земле» (Sang til jorden) его лирический герой, глядя на распятого Христа, заявляет «Сорвите его с креста!» - ибо человечество, по его мнению, должно жить по другим заветам, а его главная задача – сделать землю свободной, и человек обязан служить только ей – «всеблагой матери».

Революционные мотивы в лирике стали характерной чертой норвежской поэзии конца 1910-1920-х гг., и в этом плане Нильсен не был одинок. Кнут Улаи Турнэс (1874-1945), Турлейф Эуэрдал (1895-1918) и Арне Поске Осен (1901-1978) также считаются представителями «революционной», «пролетарской» линии в норвежской поэзии. В то же время следует отметить, что подобная лирика в Норвегии, в отличие от соседних Швеции и Дании, не получила широкого распространения.

Нильсен дважды побывал в Советском Союзе – в январе 1926 и августе 1927. Впечатления от визитов отразились в его втором сборнике «До свидания» (På gjensyn), в частности, в стихотворении «Знамя над Кремлём» (Fanen på Kreml). Сборник разбит на две части: в первой «№ 13» (Nr. 13) он описывает буржуазное общество, а его лирический герой словно указывает «дорогу в страну, где нет 13го номера». Во второй части – «Страна утра» (Morgenland) – посвящена новой жизни, воплощением которой он видит Советскую Россию. Как писал В.П. Неустроев, «его взгляд останавливается не только на внешнем облике Москвы 20-х гг., с золотом её колоколен, но ищет ростки нового в песне красноармейцев, на счастливых лицах пионеров, в творческом труде советских людей. Так, Москва из символа превращается в живой город, с улицами, полными света».

Одним из программных стихотворений Нильсена становится «Голос революции» (Revolusjonens røst), впервые опубликованный 19 июня 1926 года в газете Norges Kommunistblad. Лирический герой призывает «спасти нашу землю», и речь идёт не столько об установлении пресловутой «диктатуры пролетариата», сколько о консолидации всего норвежского общества. Революция заключается не только в смене политической власти, но и в духовном пробуждении человека. Он должен стать активным, отстаивать свои права и принимать участие в построении нового, справедливого общества.

Накануне нового 1929 года Нильсен с друзьями предпринял путешествие во Францию и Испанию. В дороге он заболел туберкулёзом, и в апреле 1929 года он скончался в Париже. Его третий сборник «Будни» (Hverdagen) был издан в том же году посмертно.

По словам Лейфа Лонгума, Нильсену не суждено было пережить то разочарование, которое пережили многие радикалы того времени – в частности, Арнульф Эверланн. Он не успел застать события 1930-х гг., и мечта о новом справедливом обществе осталась для него светлым идеалом.

Автор первой биографии поэта, Юхан Фалтин Бьёрнсен, справедливо называет его творчество образцом тенденциозного искусства. Всё в лирике Нильсена было подчинено одной главной идее, приверженцем которой он был и остался до самой смерти. Солидарность, активное участие человека в преобразовании действительности, мечта о новой жизни были для поэта главными. Это обстоятельство позволяет причислить его к художникам социалистического реализма (в том понимании, в каком он был «реабилитирован» и обоснован как оригинальная эстетическая и художественная концепция исследователями екатеринбургской школы отечественного литературоведения). При всём своём пристрастии к классическим формам поэзии и неприятии экспериментов, Нильсен тяготел к простоте и наглядности. Бьёрнстад не без основания указывает на влияние в его творчестве таких выдающихся норвежских поэтов, как Хенрик Вергеланн и Бьёрнстьерне Бьёрнсон. Другое дело, что творческое наследие Нильсена оказалось мало востребовано в послевоенный период, когда социалистическая утопия обернулась суровыми и подчас трагическими буднями. В Норвегии новый интерес к творчеству Нильсена вспыхнул в 1970-е годы – эпоху политического радикализма, когда ряд его стихов были положены на музыку, а также были опубликованы ранее не изданные поэтические и прозаические тексты. Ряд стихотворений Нильсена были переведены и на русский язык.

Библиография

På stengrunn, dikt, 1925

På gjensyn, dikt, 1927

Hverdagen, dikt, 1929 (posthumt)

Samlede dikte, 1935

Hilsen og håndslag, etterlatte avisdikt, 1974

Hundreårsutgaven. Samlede og upubliserte dikt, 2001

Литература

Быков Л.П., Подчиненов А.В., Снигирёва Т.А. Русская литература ХХ века. Проблемы и имена. – Екатеринбург: НИИ Русской культуры, 1994.

Неустроев В.П. Литература Скандинавских стран (1870-1970). – М.: Высшая школа, 1980.

Beyer, Harald og Edvard. Norsk litteraturhistorie. – Oslo: Tano Aschehoug, 1996.

Bjørnsen, J.F. Rudolf Nilsen. Mennesket og dikteren. – Oslo: Gyldendal, 1951.

Fidjestøl, Bjarne, m.fl. Norsk litteratur i tusen år. Teksthistoriske linjer. – Oslo: Cappelen, 1994.

(c) А.А. Сельницин (БНИЦ), опубликовано: 23.04.2013



Важно знать о Норвегии Рудольф Нильсен (1901-1929)


Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига

на правах рекламы:

Норвегия

Полезная информация о Норвегии В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия - страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень - на зиму, а зима - на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии - от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала «Церковная кафедра» ( Prekestolen ) - горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия - вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы - столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии - с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.


Рекомендуем посетить:

Ссылки на полезные ресурсы:


SpyLOG Rambler's Top100 Рейтинг www.intergid.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Counter

Рудольф Нильсен (1901-1929) Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru