![]() |
![]() |
|
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/Великие путешественники/Великие норвежцы. Руаль Амундсен/ | |
Сегодня: | |
рекомендуем посетить:
на правах рекламы:
|
Великие норвежцы. Руаль Амундсен
Амундсен родился в 1872г в местечке Борге, недалеко от города Сарпсборг, на юго-востоке Норвегии. С самого детства он поставил себе цель - стать полярным исследователем. Никакие сомнения не могли поколебать его решения. Он зачитывал до дыр всю литературу, какую только мог отыскать по полярным исследованиям, особенно книги о злополучной экспедиции британского исследователя сэра Джона Франклина, который на кораблях "Эребус" и "Террор" отправился на поиски Северо-Западного Прохода в 1845г, не вернувшись обратно. Подобно Фритьофу Нансену, он посвятил много времени тренировкам и развитию своего тела, чтобы быть приспособленным к тем опасным приключениям, которых он так хотел. Тем не менее, он был прилежным сыном, а потому по предложению матери поступил на медицинский факультет. В возрасте 21 года, когда родители Амундсена умирают, он продает свои медицинские книги, убирает с глаз долой череп, который изучал, и объявляет о своем намерении стать полярным исследователем. АРКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ Из усердного чтения литературы о полярных приключениях, Амундсен понял, что общим недостатком исследователей, а часто и причиной неудач было отсутствие у ученых мастерства судовождения. Со свойственным ему основательным подходом, Амундсен решил научиться этому. В 1894г он уходит в море на борту зверобойного судна. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПРОХОД Для своего мероприятия Руаль Амундсен выбрал корабль "Йоа" ("Gjoa"). В июне 1903 "Gjoa" покинул Кристианию. Амундсен пересек Атлантический Океан, обогнул западную часть Гренландии, вошел в море Баффина, а далее в пролив Ланкастера. Здесь началось медленное движение вперед, через лабиринт островов канадского побережья. Плавучие льдины, сильные ветры, туман и мелководье постоянно угрожали судну, но к концу лета экспедиция нашла естественную гавань на острове Короля Вильяма. Преимуществом местонахождения объекта экспедиции, служила близость северо-магнитного полюса. Это давало шанс произвести очень точные научные наблюдения. В течение двух лет Амундсен с компаньонами оставался в гавани, которую они назвали "Gjoahavn". Там они построили наблюдательные пункты, оборудовав их точными измерительными приборами. Результаты их изучений дали большую работу многим ученым еще на 20 лет вперед. Амундсен перенял у эскимосов управление собачьими упряжками. Он тщательно изучил одежду, пищу, быт эскимосов, сохраняя все это в своей цепкой памяти. ПЕРЕМЕНА ПЛАНОВ Теперь, признанный миром исследователь Амундсен, был занят проведением лекций и сбором средств на самый дерзкий полярный проект - покорение Северного Полюса. Его имя, ставшее известным далеко за пределами Норвегии, быстро помогло Амундсену привлечь необходимый капитал. План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в лед. Необходимое для этого судно, уже было построено. Амундсен завязал отношения с Фритьофом Нансеном и попросил его предоставить для мероприятия "Фрам", на котором Нансен с командой провели 3 года 1893-1896, дрейфуя со льдом к Северному Полюсу. У Нансена были свои собственные планы по отношению к Северному полюсу, но щедрость его была такова, что он согласился. Но планы Амундсена были разрушены когда, в апреле 1909 пришло известие о том, что американец Роберт Пеари достиг Северного Полюса. Амундсен мгновенно меняет цель своей экспедиции. Приготовления продолжаются, но место назначения меняется на Южный Полюс. В то время всем было известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовился к своей второй попытке открыть Южный Полюс. Амундсен, ведомый своими амбициями быть первым, решил попасть туда раньше его. Однако, цель предстоящей экспедиции, норвежский полярник тщательно скрывал. Об этом не было известно даже норвежскому правительству, так как Амундсен опасался, что ему будет запрещено отправиться к Южному Полюсу. Такие условия диктовались тем, что Норвегия была сильно экономически, а главное политически зависима от Великобритании. Чтобы не спровоцировать политический кризис, норвежский Стортинг мог учинить препятствия для Амундсена. О том, что Руаль Амундсен также готовится совершить рывок к Южному Полюсу, мир узнал лишь, когда "Фрам" достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов). Эта телеграмма настигла экспедицию Скотта, когда тот покидал Новую Зеландию. В январе 1911г, "Фрам" бросил якорь в Китовой бухте. Это место было тщательно выбрано Амундсеном из-за своего расположения, на 60 миль ближе к Полюсу, чем база Скотта на мысе Эванс. В течение февраля и марта мужчины разместили семь складов по маршруту, который предстояло проделать. Чрезвычайно практичный, Амундсен решил помечать путь вяленой рыбой, которая могла служить и пищей в случае необходимости. 19 октября экспедиция началась. Руаль Амундсен, вместе с четырьмя компаньонами, четырьмя санями, с запряженными 13 собаками в каждые, вышел из лагеря. Поначалу путь казался удивительно легким. Временами можно было даже стать на полозья и спокойно ехать, за собаками. Все разом переменилось, когда они достигли ледника с его бездонными расщелинами и бесконечными гребнями. Чтобы преодолеть эти препятствия им пришлось проявить максимум силы и храбрости. Но с этим препятствием позади, пять человек быстро приближались к финальной точке маршрута. С томительным нетерпением они подходили к Южному Полюсу. Естественному волнению, что Скотт мог опередить их, противопоставлялась уверенность в том, что такое быстрое продвижение гарантирует им победу. И вот, 14 декабря, Полюс был достигнут. РАЗОЧАРОВАНИЕ НА "МОДЕ " Экспедиция на "Моде", загруженным инструментами для метеорологических исследований, изучения земного магнетизма, являлась на тот момент наиболее оснащенной из всех, которые когда-либо отправлялись в полярные исследования. Но проект приносил одно разочарование за другим. Направляясь в Арктику, "Мод" вмерз в береговой лед и стоял беспомощным в течение первых двух зим. Вскоре судно потребовало обширного ремонта, который был проведен в Сиэтле. Но в июне 1922г судно, продвинувшись на север, вновь застряло у острова Врангеля, на северо-востоке СССР. "Мод", вмороженный в лед, продвигался к континентальному шельфу северо-восточной Сибири. Там он оставался еще три года. Географические цели экспедиции были провалены, но собранные геофизические данные, были бесценны. Это послужило небольшим утешением для участников вояжа. НА КРЫЛЬЯ НАД ПОЛЮСОМ? Будучи полярным исследователем, Амундсен проявлял интерес к авиации, в той мере, в какой это могло помочь в изучении Арктики. Во время последней экспедиции, "Мод" имел на борту 2 небольших самолета. Один использовался для обзора местности, другой (побольше) для доставки грузов с Аляски. Оба самолета довольно быстро разбились, хотя их пилоты остались живы. ТРИУМФ НА "НОРВЕГИИ" Убежденный в том, что самолет не подходил пока для трансполярных перелетов, Амундсен думал о возможности перелета с континента на континент на дирижабле. В рекордно короткий отрезок времени ему посчастливилось найти необходимую сумму денег для следующего приключения. 11 мая 1926г неустанный исследователь вылетел со Шпицбергена на борту дирижабля "Norge" (Норвегия). Вместе с ним были Линкольн Элсворс, итальянец Умберто Нобиле - конструктор и капитан дирижабля, и блестящий пилот (а в том полете штурман) Ялмар Риисер-Ларсон. Кроме этого, с ними была команда из 12 человек. Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: altfornorge |
![]() Обратная связь |
© Norge.ru 19992025. Все права защищены и принадлежат сайту Norge.ru. Перепечатка, включение информации, содержащейся в рекламных и иных материалах сайта, во всевозможные базы данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение таких материалов в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения редакции сайта. |