Юхан Галтунг (Johan Vincent Galtung, род. 24 октября 1930) - норвежский социолог и математик, выдающийся ученый и практик, профессор ведущих университетов мира, в том числе в Берлине, Франкфурте, Цюрихе, Берне; Колумбийского и Принстонского Университетов США. Основоположник дисциплины «исследования проблем мира и конфликтов». Основатель и первый директор международного Института исследований проблем мира (ПРИО) в г.Осло (Норвегия), международных журналов “Journal of Peace Proposals” («Журнал мирных инициатив») и “Journal of Peace Research” («Журнал исследований проблем мира»). Ю. Галтунг ведущий консультант ООН, ОБСЕ и Совета Европы по проблемам урегулирования конфликтов, участвовал в процессах разрешения более 45 международных, региональных и внутригосударственных конфликтов.
Он - лауреат многочисленных международных премий, в том числе альтернативной Нобелевской премии мира, инициатор созыва Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, создатель международной организации по мирной трансформации конфликтов и развитию ТРАНСЕНД, разработчик инновационной технологии по урегулированию конфликтов - метода ТРАНСЕНД.
В последние два года Й. Галтунг ведет переговоры по разрешению конфликтов в Северной Ирландии, на Балканах и Шри Ланке. Й. Галтунг автор более 100 книг и более 1000 статей.
Йохан Галтунг родился в семье врачей и общественно активных людей. Когда Норвегию оккупировала захваченная нацистами Германия, вся семьи Галтунгов подключилась к работе антиоккупационного подполья. После окончания Второй мировой войны сестра Галтунга со своими будущим мужем заявили, что они коммунисты. Для этого две причины, объяснила сестра: 1) победу над нацизмом завоевала Советская армия (западные союзники только бомбили немецкие города и убивали мирных жителей); 2) только советское правительство заботится о простых людях: обеспечивает им образование, здравоохранение, социальную защищенность и полную смысла жизнь. Сестра не отрицала наличие диктатуры в СССР, но поясняла, что это только необходимая временная фаза. Это была идеализация, которую можно сравнить с неразумной влюбленностью человека.
Сам Йохан Галтунг избежал влюбленности в советскую идеологию и пропаганду и вместе с этим защитил себя от разочарования и слепого антисоветизма. Именно Йохан Галтунг, выступая на созванной в 1980 году в Москве конференции, прогнозировал, что в течение 10 лет падет Берлинская стена, и вскоре после этого развалится и сам СССР.
Развал СССР Галтунг прогнозировал, указав на пять главных противоречий: 1) между СССР и его союзниками, которые хотели независимости; 2) между Россией и остальными республиками СССР, которые хотели большей автономии; 3) в отношениях между городом и селом, которые были характерны для конструкции СССР; 4) в отношениях между социалистической буржуазией и социалистическим классом трудящихся; 5) между ликвидностью денег и дефицитом потребительных товаров (деньги у населения были, а товаров не хватало).
Если бы советские руководители всерьез прислушались к Галтунгу и что-то сделали для устранения этих противоречий, вполне возможно, что Восточный блок по-прежнему существовал и процветал бы. Однако имперское высокомерие сделало этих руководителей слепыми, и СССР развалился. А его жители потеряли, в том числе и то, что было хорошим и полезным.
В 2000 году на конференции в США Галтунг выступил с новым прогнозом – на этот раз о развале империи США до 2025 года. Политику Джорджа Буша он назвал ускорителем развала империи.
Некоторые из акцентированных Галтунгом противоречий, которые, по его мнению, неотвратимо подрывают империю США: - между экономическим ростом и распределением благ; - между финансовой экономикой и продуктивной (реальной) экономикой; - несправедливые, дискриминационные экономические договоры с другими странами; - между государственным терроризмом США и ответным терроризмом угнетаемых народов: - между США и их союзниками (в том числе между европейской элитарной культурой и продукцией вульгарной, плебейской массовой культуры США); - между США и странами Юго-Восточной Азии (в возможном альянсе с Россией и другими участниками Шанхайской организации сотрудничества, которые в целом составляют 40% населения Земли).
Известный ученый Йохан Галтунг – представитель современного научного сообщества, интернационального не только по объекту и содержанию профессиональной деятельности, по своему теоретическому багажу и критерию общенаучного достояния аналитических подходов и исследовательских выводов, но и по свойственному его членам образу жизни. Подобно другим своим коллегам, норвежец по рождению, он работал не только в Осло, но и во многих странах мира: занимался исследовательской деятельностью в Индии, преподавал в Чили и Швейцарии, в Принстонском, Колумбийском и Гавайском университетах США, был директором Международного университетского центра в Дубровнике (Югославия), руководителем международного проекта по целям, процессам и показателям развития Университета Объединенных Наций. Все его работы публикуются на английском языке1. В 1970-е гг. Й. Галтунг был президентом Федерации исследований мирового будущего. Он основатель и первый директор всемирно известного Международного института проблем мира (SIPRI), один из основателей не менее известного «Журнала исследований мира» (Journal of Peace Researcher), почетный член «Конгресса третьего мира».
По теоретическим взглядам в международно-политической науке Галтунга относят к неомарксистскому течению. Сторонники этого течения (Иммануил Валлерстайн, Роберт Кокс, Самир Амин, Мишель Рогальски и др.) представляют мир в виде глобальной системы многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Базовыми понятиями, которые играют роль методологического ключа, помогающего разобраться в этом сложном многообразии, выступают понятия мир-система и мир-экономика2. Последнее отражает не столько сумму экономических отношений в мире, сколько самую обширную систему взаимодействия международных акторов, ведущие позиции в которой занимают экономически наиболее сильные из них. Основные черты мир-экономики: всемирная организация производства, рост значения транснациональных монополий в мировом хозяйстве, интернационализация капитала и рынков продуктов при одновременной сегментации рынка труда, уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов и связанная с этим глобальная тенденция «финансизации» (термин С. Амина), выражающаяся в высоких процентных ставках, «плавающих» обменных курсах, свободе спекулятивных трансфертов, повсеместной приватизации. Господствующей идеологией, призванной обосновать управление указанными процессами в пользу мирового капитала, является радикальный неолиберализм («гиперлиберализм» – в терминологии Р. Кокса), рассматривающий роль государства прежде всего с позиций помощи глобальным рыночным силам и осуждающий всякие разговоры о перераспределении богатств в пользу бедных регионов как «протекционистское вмешательство». Хотя в современном мире существуют противоположные процессы: диверсификация экономических, политических, общественных, социокультурных и иных организаций и структур, сопровождающаяся поисками новых путей развития, радикально-либеральная идеология внушает людям, что альтернативы глобализации нет, что в основе наблюдающихся на мировой арене безжалостной конкуренции, эгоизма, дерегламентации взаимодействий и обменов лежат неумолимые экономические законы. Подвергая логику мировой экспансии современного капитализма резкой критике за повышение процентных ставок, сокращение социальных расходов, демонтаж политики полной занятости, изменение фискальных систем в пользу наиболее богатых и т.п., неомарксисты утверждают, что одно из главных следствий этой логики – растущее неравенство между членами мировой системы – лишает ее «периферийных» акторов (слаборазвитые страны и регионы) реальных шансов ликвидировать разрыв между ними и центральными акторами, в среде которых, в свою очередь, происходят сложные процессы перераспределения влияния и кристаллизации несимметричной взаимозависимости в пользу США. Все это порождает довольно опасную для мира ситуацию как в экономическом, так и в политическом плане, выход из которой может быть найден лишь на путях политики разрыва с указанной логикой, отказа все новых стран от того, чтобы подчинить ей свое развитие, новой регионализацией, альтернативной наблюдающейся сегодня3.
Галтунг разделяет многие из этих положений. В исследовании закономерностей международных отношений он также исходит из экономического и социального неравенства в рамках глобальной мировой капиталистической системы, «несимметричной взаимозависимости», оборачивающейся эксплуатацией «центрами» мирового хозяйства его «периферий» 4. Галтунг известен не только своими неомарксистскими взглядами. Его образование (социология и математика) и научные интересы позволили ему еще в 1960-е гг. успешно работать в таком направлении международно-политической науки, как социология международных отношений, причем не только в ее макро-, но и в микропарадигмальном понимании. В этом смысле вполне репрезентативной является его статья, фрагменты которой приводятся ниже.
Галтунг обосновывает здесь мысль о необходимости и возможности привлечения к изучению международных взаимодействий социологической теории социальных групп и присущих ей подходов и методов исследования своего объекта. При этом под социальными группами понимаются свободно сформировавшиеся объединения, члены которых при определенных условиях равноправия стремятся исходить в своем поведении из общих образцов, разделяют общие нормы и ценности. Галтунг приводит четыре довода в пользу ее использования для изучения как «конкретных», так и «абстрактных» взаимодействий в сфере международных отношений. Во-первых, ограниченное количество государств и сравнительно слабая организация системы международных отношений оправдывают применение терминов, соответственно, «малые» и «группы». При этом малые группы и международные системы могут рассматриваться как изоморфные с явными соответствиями: индивид – нация; межличностное взаимодействие – межнациональное взаимодействие. Во-вторых, теория малых групп представляет собой теорию взаимодействия в наиболее очевидной, освобожденной от всех коннотаций форме. Для макросоциологии – это то же, что камерная музыка для симфонического оркестра. В-третьих, теория групп, опирающихся на здравый смысл, лабораторный эксперимент, исследовательские отчеты и т.п., достаточно хорошо разработана, поэтому способна дать вполне достоверные результаты. В-четвертых, эта теория имеет не только прочно укоренившиеся концепции, но и относительно высокий уровень их теоретической интеграции. Это означает, что однажды установленные и укоренившиеся соответствия будут разнообразными в том смысле, что они затронут отношения между элементами. Использование теории социальных групп позволяет Галтунгу сформулировать несколько выводов относительно внутренних процессов в международных группах, правил поведения их членов, взаимоотношений между лидерами и маргиналами и компонентов взаимодействия. Одним из наиболее значимых выводов, оцениваемым как несомненный вклад в международно-политическую науку, явился вывод о зависимости между рангом и взаимодействием в межгосударственных отношениях, согласно которому, например, отчуждение и агрессия могут быть следствием рангового несоответствия. Галтунг стал одним из первых исследователей, попытавшихся опереться на социологию в анализе международных отношений. Бесспорная плодотворность его попыток не могла не повлиять на дальнейшее развитие этой субдисциплины.
Йохан Галтунг посвятил свою жизнь не идеологической работе и не поиску врагов, а мирным исследованиям и урегулированию конфликтов. Он основатель и долголетний руководитель TRANSCEND International. Сотрудники этой организации успешно работают во всех регионах мира. Много мирных решений найдено, много – еще впереди.
"I Love The US Republic, And I Hate The US Empire": Johan Galtung
Galtung on The Fall of the US Empire
Galtung - 50 Years With Peace Studies
Опубликовано: Шпилькин С.В. по материалам открытых источников в Интернете
Юхан Галтунг - норвежский социолог и математик
Йохан Галтунг - норвежский социолог и математик, выдающийся ученый и практик, профессор ведущих университетов мира. Основоположник дисциплины «исследования проблем мира и конфликтов».