Г.Н. Храповицкая. Бьёрнстьерне Бьёрнсон
Бьёрнстьерне Бьёрнсон (Bjørnson, Bjørnstjerne - 8.XII.1832, Квикне - 26.IV.1910, Париж) - один из самых знаменитых норвежских писателей. Норвежцы XIX в. говорили: «Назвать имя Бьёрнсона - все равно что поднять норвежский национальный флаг». В его имени и фамилии повторяется слово «Бьёрн» (bjørn) - медведь. Север закалил мальчика, сына пастора, познакомил с простым народом Норвегии и помог понять его. Все творчество Бьёрнсона - это выражение его неуклонного желания воспитать своих соотечественников, нравственно возвысить их. Никакое слово не употреблял Бьёрнсон чаще, чем слово «правда». Жить в истине - вот чему он хотeл научить своих сограждан. Но прежде всего он хотел сам научиться жить в истине. Его страстная проповедь не была сухой и суровой: он всегда видел перед собой обыкновенного человека и стремился к тому, чтобы тот был счастлив. На вопрос, какой месяц он более всех любит, он отвечал, что апрель - месяц обновления. Много сил отдал Бьёрнсон борьбе за независимость Норвегии, за единство Скандинавии. Бьёрнсон был одним из первых борцов за мир во всей Европе. Голос его был слышен не только в Норвегии, но и во всей Европе. В России к Бьёрнсону с особым уважением относился Л. Толстой, видя в великом норвежце своего сторонника в борьбе за самосовершенствование личности, за высокую нравственность, за стремление к миру. После окончания гимназии он переехал в столицу, где хотел подготовиться к поступлению в университет. Там он познакомился со ставшими впоследствии знаменитыми писателями, Х. Ибсеном в том числе. Более всего юного Бьёрнсона увлекали театр и политика. Его обзоры в газетах обратили на себя внимание. В 1854 г. он выступил с большой статьей, в которой изложил свое отношение к современному искусству. В то время в Норвегии главенствующим направлением была так называемая «национальная романтика», сторонники которой в своих произведениях из народной жизни часто обращались к сюжетам из национального прошлого, используя народные песни, сказания, саги. Принимая все это, Бьёрнсон вместе с тем считал, что собственно народный дух искусства не в том, чтобы пересказывать старые саги и живописать охоту на медведей с бесконечными выстрелами и невероятными приключениями, но в том, чтобы передавать особенности народного характера, родной природы, жизни простого норвежца-современника. Образцом для него служил стиль сказок датчанина Андерсена и норвежского собирателя сказок и песен Асбьёрнсена. Его национальная романтика была тесно связана с изображением реальной жизни. Началом его творческого пути следует считать 1857 г.: в октябре в Кристианийском театре была поставлена его первая драма из истории Норвегии «Между битвами» (Mellem Slаgеnе), а в сентябре того же года был опубликован первый значительный рассказ о норвежских крестьянах «Сюннёве Сульбаккен» (Sуnnøvе Solbakkеn). Он стал своеобразным эталоном норвежского рассказа середины века, начинающий писатель сразу стал создателем нового направления в литературе своей страны. Действие рассказа развертывается в горах Норвегии. Его герои - простые крестьяне. Внимание автора сосредоточено на изображении нравов, характеров двух семей: на одном из хуторов живет семья суровых, истово религиозных Сульбаккенов, в семье которых растет единственная дочь Сюннёве, на втором - большая семья Гранлиенов, один из сыновей которых - Торбьёрн - с раннего детства любит Сюннёве. История их любви - это история развития характеров, сложного развития личности, где немалую роль играют религия и природа, которой всегда отводится большая роль. Писатель не стремится рисовать экзотические картины, хотя их можно найти немало в диких горах Норвегии. Его пейзаж прост и поэтичен, в нем всегда ощутимо присутствие человека. Бьёрнсон не рисует идиллии: среди трудолюбивых и честных крестьян оказывается задира, грубиян и бездельник Аслак. Имущественное неравенство и горе тоже изображены в повести. Дикие картины пьяных драк, избитые до полусмерти парни появляются на страницах произведения Бьёрнсона. Но не они создают основной колорит: главное здесь - сила человеческого духа, сила любви и вера в человека. 1850-1860-е гг. полны творческих достижений и успехов. В эти годы Бьёрнсон создает все свои драмы на темы истории. В эти же годы он становится руководителем театра - сначала в Бергене, а затем в Кристиании. Везде он выступает как активный сторонник норвежских пьес, норвежских актеров, как активный борец за серьезный, духовно развивающий зрителя репертуар. Борьба за норвегизацию сцены имела в то время особое значение - страна обретала государственную и духовную независимость от Дании, владевшей ею почти 400 лет. В 1870-е гг. Бьёрнсон начинает писать драмы о современности. Наиболее значительные из них - «Банкротство» (En Fallit, 1874) и «Редактор» (Rеdаktøren, 1874). 1870-е гг.- это время появления норвежской реалистической драмы. Главные фигуры здесь - Х. Ибсен и Бьёрнсон. Бурная общественная жизнь страны, обретавшей самостоятельность, привела к тому, что той областью искусства, которая решала возникающие противоречия, стала драма. В основе драмы лежит конфликт, т. е. столкновение противоречий, разрешающихся по мере развития сюжета произведения. Сама природа драмы давала возможность ставить вопросы и пытаться разрешить их. В основе всех драм Бьёрнсона - нравственные вопросы. Но рассматривает их автор в разных сферах. В «Банкротстве» - это мир дельцов, банкиров. Автором ставится вопрос о ложной и истинной морали, о чести подлинной и мнимой, о том, что такое подлинное человеческое достоинство. Сюжет драмы очень несложен. События начинаются с сообщения о разорении изолгавшегося банкира Тьельде, а завершаются нравственным возрождением его и его семьи. В «Редакторе» проблемы морали решаются в области действий журналистов и политиков. Побеждает, как и почти всегда у Бьёрнсона доброе начало, ибо он стремится не только раскрыть подлинное лицо зла, но и показать пути избавления от него. Финалы драм поэтому порой мелодраматичны, несколько неестественны психологические характеристики, как и в «Редакторе», где главный герой, ставший причиной смерти своего тяжелобольного соперника, раскаивается, а молодой политик доказывает отцу своей невесты, что и политику можно делать чистыми руками. Г. Брандес, во многом единомышленник Бьёрнсона, называл его творчество педагогическим. Целью каждого его произведения было воспитание своих современников. Он был убежден, что если писатель не воспитывает, то ему лучше молчать. Его тенденциозное искусство всегда отличалось борьбой за высокую нравственность, любовью к человеку. Страстное неприятие вызывает у него развивающийся в те годы в Европе натурализм, где человек был представлен прежде всего как воплощение инстинктов, разрушающих духовное содержание личности. Ссылки на Дарвина вызвали резкое осуждение Бьёрнсона. В тезисе «Каждый человек - животное» он видел подмену понятий: Дарвин действительно открыл в человеке зверя, но не только звериное, не только биологическое определяет человеческую личность. Особенно возмущали его романы Э. Золя, пользовавшегося в конце XIX в. большим успехом, и произведения Стриндберга. В драме «Kopоль» (Копgеn, 1877) Бьёрнсон выступает против всей современной общественной системы и создает образ идеального короля, который отказывается от своего высокого положения, ведет себя как простой гражданин, стремится к демократическим преобразованиям в обществе. Философская драма имела несколько редакций, что свидетельствовало об особом значении ее в творческом развитии писателя. Элемент условности - каждый акт отделен от другого интермедиями - придать произведению еще большую значительность и обобщающую силу. Бьёрнсон считал «Короля» своим самым значительным произведением. Основу «Новой системы» (Det ny System, 1879) представляет дискуссия о нормах морали. Здесь столпы общества изображены нравствен но падшими, а находящиеся вне закона оказываются по существу борцами за истину и нравственность. Она могла бы стать родоначальницей драмы нового типа в Европе, если бы, как писал Бьёрнсон, двумя неделями раньше не появился «Кукольный дом» Ибсена и «не запинал» eгo драму. В ней так же, как у Ибсена, нет oкoнчaтельного решения поставленных проблем - появился «открытый финал», история прошлого становится предметом обсуждения в настоящем и дает возможность уяснить привычные общественные и личные отношения. Создание современной реалистической драмы еще более упрочивает положение Бьёрнсона-писателя. Его поэзия получила признание еще раньше: лирическое начало в описании родной природы, своего народа тоже стало новым словом. Бьёрнсон написал государственный гимн Норвегии «Да, мы любим эту землю» (Jа, vi elsker dette Landet, 1859), где величие прошлого, стремление к миру органически сочетается с описанием красоты северной природы, В конце 1870-х гг. Бьёрнсон - политический деятель, один из идейных руководителей норвежского демократического общества. К началу 1880-х гг. он называет себя свободомыслящим: идее Бога он противопоставляет идею добра, нравственности, человечности, его привлекает мысль о вечном существовании мира и вечном его развитии по естественным законам. Не патриархальное прошлое, пороки которого он видел и раньше, но социальное развитие общества, радикальное его изменение влечет теперь Бьёрнсона. Эти идеи находят наиболее полное отражение в драме «Свыше сил» (Over Ævne), первая часть которой появилась в 1883 г. Это одно из самых сложных в психологическом отношении произведений Б., где философская и религиозная проблематика теснейшим образом переплетается с обязательными для драматурга вопросами нравственности. О ее успехе у зрителя и читателя говорит то, что после ее первого издания в 1883 г. она включалась во все собрания сочинений автора и вышла отдельными книгами в 1896, 1899, 1907, 1916 гг.; в России с 1897 по 1912 г. она издавалась пять раз; к концу ХIХ в. была переведена на немецкий, английский, французский, итальянский и испанский языки. Она ставилась с огромным успехом в Швеции и прочно вошла в репертуар Национального театра Кристиании. В России в Передвижном театре Гайдебурова в 1920-е гг. спектакль шел около 300 раз. О чем же в ней речь? Пастор Санг живет в небольшом селении в горах. Он известен своими необыкновенными способностями, говорят, что он творит чудеса. Его жена Клара не верит в Бога, но преданно любит своего мужа. Клара замечает не только удивительные способности своего мужа, она чувствует противоречивость совершающегося. То, что он губит свою семью, думая лишь о своих прихожанах, Клара видит уже давно: их сын и дочь почти не получили образования; когда они были совсем детьми, Санг брал их с собой в самые опасные путешествия, чтобы показать прихожанам, что Бог - с ним. Все это Клара называет действиями свыше сил. И этим действиям свыше сил она противостоит всеми своими силами. В последнем ее монологе возникает еще одна и очень важная идея - силе вeры Санга, которая свыше сил человеческих и которая несет его семье только несчастье, она противопоставляет свою любовь, которая охраняет семью уже 25 лет; и сила этой любви, по мысли Клары, столь велика, что она, прикованная к постели женщина, сможет встать и пойти, если это будет нужно для ее детей и ее мужа. Санг действительно решил совершить новое чудо - вернуть своей жене способность двигаться. В последнем действии драмы он молится в церкви о даровании чуда исцеления. В последнем явлении драмы Клара встала, но умерла. Санг поднял ее, но погиб тоже. Потому ли встала Клара, что была неизмеримо велика сила молитвы Сангa, или потому, что ее любовь к нему и детям может преодолеть все? Автор не дает ответа. Но сам Санг усомнился в необходимости этого чуда, нужности его людям. Усомнился и верящий беспредельно в Санга и в Бога Братт. Для Бьёрнсона «Свыше сил» - это не для человека, но против его возможностей и потребностей. Сама идея Бога поставлена под сомнение; антиклерикальная направленность драмы особенно сильна там, где представлены тупые, лицемерные служители Бога. «Свыше сил» для Бьёрнсона - это, во-первых, сама реальная действительность, основанная на предрассудках и ложных традициях, которую не может принять нормально развитый и мыслящий человек, во-вторых, это отношение к неприемлемой действительности, базирующееся на невыполнимых для всех, хотя и возвышенных идеалax. Конфликт второй части «Свыше сил» (1895), оставаясь в области нравственности, переносится в сферу отношений рабочих и предпринимателей. Здесь все свыше сил: рабочие столь бедны и так утратили надежды на избавление, что одна из женщин - мать троих детей - убивает их, а потом и себя, потому что свыше ее сил видеть голодных детей; свыше сил человеческих оправдать или осудить ее. Элиас, сын пастора Санга из первой части дилогии, решил действиями свыше сил покончить со всеми ужасами бедности сразу - он взрывает дом, где заседают хозяева. Но, как показывает Бьёрнсон, все остается по-старому, кровь пролита без пользы. Бьёрнсон не мог остаться равнодушным к узаконенному веками и обычаями неравенству мужчин и женщин. В начале 1880-х гг. он объезжает Норвегию с докладами «Единобрачие и многобрачие» (Engifte og Маngegifte), в которых гневно нападает на привычное, но глубоко безнравственное представление о том, что жизнь мужчины до брака и вне брака не подчиняется строгим нравственным законам, тогда как о поведении женщины судят во много раз строже. В этих докладах автор говорил о том, как человек может путем нравственных усилий воспитать сам себя, несмотря на дурную наследственность. Неравные нравственные требования к мужчине и женщине стали главной темой драмы «Перчатка» (1883), которая вызвала бурную реакцию публики. Роман «Флаги над городом и гаванью» (Det flager i bуеn og раa havnen, 1884), полный дискуссий, как и драма Бьёрнсона, доказывает, что наследственность не является роковой, если сила воли и доброта человека противостоят ей. Название связано с национальной традицией: флаги развешиваются в Норвегии не только в честь общегосударственных торжеств, но и по поводу важных и радостных событий в жизни уважаемых граждан. Здесь они становятся символом победы нравственного начала над антигуманной традицией и звериными инстинктами. В романе «По Божьему пути» (Раa Guds veje), 1891) представлен конфликт между догматически понимаемыми христианством и естественным жизнелюбием обыкновенного человека. Здесь «Божий путь» становится путем духовного оскудения. Радость жизни, радость любви Бьёрнсон считал необходимой для человека. Смысл названия его последней комедии «Когда цветет молодое вино» (Naar dеn ny vin blomstrer, 1909) символичен: молодое вино - сам виноград - цветет ранней весной. Любовь в этой драме - это чувство юности и одновременно чувство, возвращающее юность людям любого возраста. Страстная любовь к жизни, неприятие пассивности, постоянное чувство связанности с важнейшими проблемами своей страны и своего времени проявились даже в последнем решении Бьёрнсона: смертельно больной, он не желает оставаться дома в своей постели, а едет в Париж. Столь неординарный человек, талантливый писатель, борец за справедливость и торжество гуманизма первым из скандинавов получил в 1903 г. Нобелевскую премию.
Статья из кн.: Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь // Под ред. Н.П. Михальской. - В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 1997. – С. 107-110.
(c) Г.Н. Храповицкая. Публикуется с разрешения автора.
Г.Н. Храповицкая. Бьёрнстьерне Бьёрнсон
|