Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Статьи о литературе/История норвежских сказок и основные сказочные персонажи/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Норвежские авторы Статьи о литературе Литературные события
Норвежская классикаО писателях НорвегииСлово переводчика
Поэзия НорвегииЛитература Норвегии: краткая историяКниги и переводная литература
Норвежские сказкиГамсун-2009 

История норвежских сказок и основные сказочные персонажи

Никто точно не может определить возраст норвежских сказок. На протяжении столетий они передавались из поколения в поколение. Норвежцы чувствуют, что нет ничего более норвежского в полном смысле этого слова, чем народные сказки, но изначально сказки пришли в Норвегию и остальную Европу из Индии. Но всё – таки норвежцы считают, что сказки самое норвежское, что может быть, потому что они так долго пересказывались из уст в уста, что приобрели колорит норвежских обычаев и природы.

Хотя мы не знаем, сколько лет этим сказкам, мы знаем в течение, какого периода и кем они были собраны и записаны. Огромное влияние на норвежский язык и норвежскую культуру, в общем, оказали Петер Кристен Асбьёрнсен (1812-1885гг.) и Йорген Му (1813-1882гг.) У двух этих собирателей норвежских сказок были абсолютно разные корни.  Асбьёрнсен родился в 1812 году в Христиании (ныне Осло) в семье ремесленника, Йорген Энгебретсен Му родился на ферме Му в коммуне Хуле в семье местного фермера и политика Энгебре Ульсена Му. Они встретились в 1837 году, будучи студентами.

Путешествуя по Норвегии, они стали собирать народные сказания. Результатом их работы стал опубликованный в 1841 году сборник «Норвежские народные сказки» (Norske Folkeeventyr). Через несколько лет Асбьёрнсен самостоятельно выпустил второй сборник — «Норвежские волшебные сказки и народные сказания» (Norske huldreeventyr og folkesagn, 1845—1847).

Много раз Асбьернсен и Му встречали людей, рассказывавших одни и те же сказки. Но каждый рассказывал их по-своему. Вместо того чтобы записывать сказки, так как их рассказывали люди, Асбьернсен и Му пересказывали их на свой лад и придавали им свой неповторимый колорит.

В то время, в качестве письменного языка в Норвегии использовался датский. Когда Асбьернсен и Му пересказывали сказки, они вносили типичные норвежские черты в письменный язык. Поэтому их сборники сказок являются не только очень интересными, но ещё и чрезвычайно важными.

Несколько основных мифологических персонажей, встречающихся в народных сказках:французская каррикатура на Хюльдр (19 век)

Хульдра или Хюльдра (Hulder)

Название восходит к древненорвежскому глаголу «hylja», что означает скрывать. Представляет собой красивую молодую девушку с длинными волосами. Единственное, что внешне отличает её от человека – это тщательно спрятанный длинный коровий хвост. Обычно люди могут встретить её в дремучем лесу или далеко в горах, где в подземном мире живут она и её родственники. Молодые люди, встречающие её,  могут легко влюбиться в Хюльдру, так как она, как правило, обладает необычайной красотой. Полюбив Хюльдру и решив связать с ней дальнейшую жизнь, человек обрекает себя на многие трудности. Он не может её бросить, и обязан жить с ней и с её родственниками всю жизнь. К тому же Хюльдра добра только к тем, кто добр к ней, в противном случае она может превратиться в уродливую женщину и сильно навредить. Рассказывают, что Хюльдра теряет свой хвост и становится обычной женщиной, если обвенчается в церкви.

 

Нёккен или Ноккен (Nøkken)

Слово «Nøkk» произошло от древненорвежского «nykr», Нёккен, это один из фольклорных персонажей норвежских сказок. В древненорвежских сагах его описывают как злобного духа, связанного с демонами и подземными существами. Так называют водяного духа, обитающего в глубоких реках и озерах, расположенных в дремучих лесах или высоко в горах. Принимая облик, неодушевленных предметов, появляясь в облике человека или красивой белой лошади, они пытаются заманить людей в воду. Нередко, он представляется как красивый, молодой человек, возможно, скрипач, с длинными волосами, который соблазняет молодых женщин, но он также может предстать как карлик с красной шапочкой-чулком. Иногда, Ноккен появляется как лицо с волосами, бородой и большими глазами, которое скрывается в воде. Существует поверье, что Нёккен особенно опасен для некрещеных младенцев и беременных женщин. Нёккены могли использовать красивое пение и музыку, чтобы очаровывать своих жертв. В нескольких историях они— мастера игры на скрипке. Есть также истории, в которых они учат людей их искусству игре на скрипке в обмен на жертву или что-нибудь еще — например, обещание спасения и блаженства. Никогда не стоит заключать сделки с нечистыми духами, неизвестно, чем это может закончиться. Поэтому поверья гласят, что встреча с  водяным грозит кораблекрушением, неприятностями в море, встречами с духами утопленников, и даже скорой смертью. Несчастливые истории, связанные с водяными, рассказывались, прежде всего, чтобы уберечь непослушных детей от неприятностей с купанием, и чтобы, как-то объяснить силы природы.

Домовой Ниссе (Husnissen)

Домовых ниссе называют так только на юге и востоке Норвегии. В остальных частях страны домового ниссе называют по-разному: «старичок с обжитого места» (tomtegubben) или «дворовый мужичок» (tunkall) — в Телемарке; «бонд из кургана» (haugebonde) — в Сетесдале; «хороший бонд» (godbonde) — в Согне и Северной Норвегии. Известно и древненорвежское имя домового ниссе, оно означает «хранитель хутора». Он мог быть полезным в хозяйстве, например, ухаживал за животными, особенно получал хорошую еду и питье в канун Рождества. Но он также мог быть капризным и непредсказуемым и  мог пакостить и вредить людям и животным, если с ним  невежливо разговаривали и плохо обходились. В отличие от других духов, с Ниссе можно было подружиться, до 19 столетия, считалось абсолютно нормальным, что каждому норвежскому (исландскому) хутору и семье покровительствует свой добрый дух.

Опубликовано БНИЦ, Автор: Тележкина Д.Х.

 



Важно знать о Норвегии История норвежских сказок и основные сказочные персонажи

История норвежских сказок и основные сказочные персонажи


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


История норвежских сказок и основные сказочные персонажи Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru