Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Статьи о литературе/Норвежская литература/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Норвежские авторы Статьи о литературе Литературные события
Норвежская классикаО писателях НорвегииСлово переводчика
Поэзия НорвегииЛитература Норвегии: краткая историяКниги и переводная литература
Норвежские сказкиГамсун-2009 

Норвежская литература

Норвежская литература — литература на норвежском языке, либо написанная норвежскими авторами (на букмоле и новонорвежском языках).

История Норвежской литературы восходит ко временам языческой эддической и скальдической поэзии (IX—X века). Древнейшие скандинавские литературные памятники «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда» в равной степени имеют отношение к истории норвежской, исландской и датской литератур.
Наиболее значимыми памятниками дохристианской норвежкой литературы и письменности считаются рунические надписи на камнях. Рунические камни использовались в языческих богослужениях. Известно более 1500 таких памятников в Норвегии, систематизированных и описанных норвежским рунологом А. Листёлем. На многих их них надписи наносились по часовой стрелке, как, например, на камне, обнаруженном в 1870 году в Вестфолле. Но и с введением Христианства традиция установки рунических камней продолжалась. Гранаволленский рунический камень, например, был установлен в память о некоем брате Ауфе. Надпись заканчивается словами молитвы о его душе, понятии, появившемся после принятия Христианства. С приходом Христианства около 1000 года Норвегия налаживает контакт со другими европейскими культурами.

В период с XIV по XIX век в литературе Норвегии наметился так называемый тёмный период. Рождённые в Норвегии писатели (например, Людвиг Хольберг) внесли свой вклад в литературу Дании и других смежных стран. С проявлением национализма и борьбы за независимость в начале XIX века в норвежкой литературе обозначился новый период. Драматург Генрик Вергеланн являлся наиболее значимой фигурой этого этапа, а работы Генрика Ибсена позволили литературе Норвегии занять достойное место в Западноевропейской литературе. В XX веке среди наиболее значимых представителей литературы Норвегии два нобелевских лауреата Кнут Гамсун и Сигрид Унсет.

Древнейшая литература

От древнейшей Норвежской литературы осталось мало памятников, однако судить о наследии можно, например, по древнеисландским литературным памятникам, созданным переселенцами из Норвегии и принесённым в Исландию. Корни их уходят в песни мифологического и героического содержания, а также в саги. В этот период древнеисландская и Норвежская литературы развивались в тесно взаимодействии. Так, наиболее известные исландские скальды и историографы подолгу жили в Норвегии (Снорри Стурлусон). Среди зачинателей скальдической поэзии были такие норвежцы, как Браги Боддасон (англ.)русск. (IX век), и др. До наших дней дошли висы Боддасона — древнейшие скальдические стихи — представлявшие собой хвалебные песни в честь норвежских конунгов. Бодассон был известен своим умом и мудростью. Считается, что существовавший в исландской мифологии Ас по имени Браги, и является мифологизированным скальдом Бодассоном.

Традиция складывания скальдических произведений продолжалась у норвежцев и в более позднее время. Среди наиболее известных произведений: «Песня о Харальде», написанная придворным поэтом короля Харольда I Торбьерном Хорнклови (норв.)русск., а также «Песня о Хаконе» (также известная, как «Речи Хакона») Эйвинда Финсона. Финсон носил прозвище Погубитель скальдов и считался последним норвежским скальдом. Он жил при дворе короля Хакона Доброго, и самое известное его произведение посвящено «встрече Хакона с богами в Валгалле»:
«Рекла им Гёндуль
на копье опираясь:
«Вам великая доля!
Ибо Хакона боги
к себе призывают
со всем его войском».
«Песня о Хаконе»
 

Среди чисто норвежских произведений до потомков дошла созданная в XIII веке поэма «Сонное видение», которая описывала загробный мир, а также «Королевское зерцало», своего рода дидактический диалог. Эти произведения уже базируются на христианской вере, распространявшейся на территории Норвегии. Возникают новые литературные произведения: уложения законов, а также религиозная и историческая литература на норвежском языке. Этот период развития норвежской литературы, однако, вскоре сменился полным упадком, поскольку после Кальмарской унии (1397—1523) Норвегия фактически стала датской колонией, а литературным языком становится датский язык.

Норвежская литература в Средние века

Среди литературных памятников раннего Средневековья в Норвегии отдельное место занимают записи законов. К началу XIV века относится «Речь против духовенства Норвегии» (норв. «Onatoi contra clerum Norvegiae»). В XIV — XVI веках определённые сдвиги наметились в развитии норвежского фольклора: появился и завоевал огромную народную популярность новый жанр — баллада (folkevise). Из всех скандинавских стран в Норвегии позже других началось собирательство баллад, в частности, первое издание баллад датируется серединой XIX века (сборник М. Б. Ланста, 1853), а также более поздние сборники К. Листеля и М. My, У. Бё и С. Сульхейма). Наибольшее распространение получили так называемые героические баллады (норв. kjempeviser), то есть повествующие о героях старинных эддических песен («Роланд и король Магнус»). Некоторые произведения этого времени отличаются одной особенностью: развязкой в духе христианской идеологии. Например, баллада «Улав и Кари» рассказывает историю мужа, избивающего свою жену до полусмерти, по той лишь причине, что его мать оговорила её, назвав колдуньей. Погибшая жена попадает на Небо и просит Деву Марию простить мужа. Позднее подобная христианско-католическая мораль в литературе будет вытеснена лютеранско-христианской. Помимо героических баллад, широкое распространение получили баллады об исторических событиях и баллады-сказки о сверхъестественных существах («Маргит Хьюске»). Отдельного упоминания достойны рыцарские баллады, самой знаменитой из которых является «Бендик и Оролилья». Содержание баллады отчасти пересказывает датское сказание о «Хагбарде и Сигне», но есть в ней и намёки на «Балладу о Тристраме и Исот», более известную впоследствии как «Тристан и Изольда».
«Схватили отважного рыцаря,
Руки назад заломили
И крепкой тугой веревкой
Белое тело скрутили.

Схватили отважного рыцаря,
— Так король приказал —
Его веревкой скрутили:
Он ее сразу порвал.»

Новый виток развития норвежская литература получила в 1567 году, когда появилась патриотическая историко-географическая книга Абсалона Педерсена Бейера (1529—1574) «О норвежском государстве» (норв. Om Norgis rige)[1], которая будет издана в 1781 году. Педерсен также написал историю Бергена — «Книга Бергенского капитула», в которой описал город и события времён 1552—1572 годов. Берген становится культурным центром Норвегии, именно в нём оживает литературная жизнь. Первые типографии возникают в Норвегии лишь в XVII век.

Норвежская литература Нового времени

Одной из наиболее значимых фигур норвежкой литературы Нового времени являлся поэт Петтер Дасс (1647—1707). Его поэма «Глас Нурланна» (норв. Nordlands Trompet, 1678) красочно, а иногда и с юмором, описывает норвежскую природу и жизнь крестьян, их быт и обряды. Дасс был капелланом, а также домашним наставником и приходским пастором, все эти занятия позволили поэту видеть жизнь народа такой, какая она была. Некоторые части его поэмы, а также другие стихи впоследствии стали народными норвежскими песнями. На русском языке поэма также публиковалась под названием «Нурланнские трубы»:
«Хочу написать я прилежным пером

О Нурланне нашем, поведать о том,

    Какие тут реки и горы,

О долах глухих и о скалах седых,
О вечных снегах, покрывающих их,

    О чащах лесных, о погоде,

Какая рыбалка, охота и лов, —
Подробно об этом поведать готов,

    И кроме того — о народе.
    «Нурланнские трубы»

Отдельное место в литературе этого периода занимает Доротея Энгельбретсдаттер, первая известная истории норвежская писательница и поэтесса. Её поэзия была преимущественно религиозного содержания. Доротея рано овдовела и осталась с девятью детьми, семеро из который умерли, а двое пропали без вести. Её поэтические сочинения, в частности поэма Afften Psalme пронизаны болью и горем, которые она испытала. В самый тяжелый период её жизни выходит поэма «Жертвенные слёзы» или «Песенные жертвоприношения души» (Tåreoffer), опубликованная в 1685 году; это была пространная поэма религиозного содержания в четырёх частях. Она переиздавалась более 25 раз. Уникальность Доротеи в норвежской литературе заключается еще и в том, что она была первой из женщин-литераторов Норвегии, кто существовал за счет собственной литературной деятельности, иными словами, Энгельбретсдаттер была первой профессиональной писательницей.

Вместе с оживлением в экономике, значительный подъем ожидал и норвежскую литературу в XVIII веке. В народе усиливались национально-патриотические настроения. В 1772 году в Копенгагене было основано «Норвежское общество» (норв. Det Norske Selskab), в задачу которого, в том числе, входило возрождение национальной норвежской литературы. Основателем Норвежского общества был норвежский писатель и поэт Уве Мейер (англ.)русск. (1742—1790). Мейера волновали многие аспекты литературной жизни страны, но более всего его беспокоило отсутствие в Норвегии собственного университета. Больших литературных успехов сам Мейер не достиг, но в историю норвежской литературы прочно вписал своё имя именно как основатель Норвежского общества[9]. Первое заседание Общества состоялось 30 апреля 1772 года в кафе мадам Юэль. На встречи допускались только мужчины. Исключением была служанка Карэн Бах (англ. Karen Bach). Встречи общества проходили в шумной творческой обстановке: декламировались стихи, исполнялись песни, велись споры. Ориентиром творчества для членов Норвежского общества был норвежско-датский писатель Людвиг Хольберг. Среди его членов были Йохан Херман Вессель, Юхан Брун, Нильс Трешов и другие. Общество просуществовало вплоть до 1813 года, когда был основан первый Норвежский университет. Однако через несколько лет, в 1818, литературный клуб с одноимённым названием вновь открылся.

Одна из наиболее значимых фигур норвежской литературы предромантического периода считается Йохан Вассель, создавший целый ряд сатирических поэм и посланий. Он был ярким мастером популярного тогда жанра комического рассказа в стихах, зачастую создаваемых в порядке импровизации. Издаваемый Весселем сатирический журнал «Ваш слуга, бездельники!» снискал популярность среди норвежцев, живших в Копенгагене. Ко времени функционирования норвежского общества относится и творчество Ю. Н. Бруна (1745—1816), который стал автором первой норвежской трагедии на историческую тему — «Эйнар Тамбешельвер» (норв. Einer Tambeskielver, 1772). Драма вызвала большой отклик в норвежском обществе и способствовала поднятию национального духа. Среди других значимых его достижений в литературе считается написание текста к одной из самых популярных национальных песен норвежцев, "«Для Норвегии, страны воинов…» (норв. «For Norge, Kiempers Fødeland»), которую также называли «Норвежская Марсельеза». Нурдаль Григ, другой норвежский писатель, является потомком Юхана Бруна.

Христиан Туллин (1728—1765) представлял романтические традиции в норвежской поэзии XVIII века. Сборник его произведений «Samtlige Skrifter» вышел трёхтомником в 1773 году. Он обладал необыкновенным даром импровизации, его стихи были весьма музыкальными. Самым значительным произведением Туллина считается поэма «Майский день» (1758), написанные в традициях классицизма. В 1760 году вышла его книга «Возникновении мореходства и его последствиях», в которой Туллин рассуждал на тему развития цивилизации как следствия мореходства, его влиянии на общество: появление роскоши, алчности и как результат к дегенерации личности. Схожим по стилю стало его произведение 1763 года «Непревзойденность творения с точки зрения порядка и взаимосвязи творческих сил вселенной», в которой поэт размышлял о смысле и красоте мироздания. Здесь им была поднята тема Бога-творца, он искал ответ на извечный вопрос: каково место человека в мироздании. Эта тема была позднее подхвачена Генриком Вергеланном в «Творение, Человек, Мессия». Туллин жил и умер в Копенгагене и, несмотря на внушительный вклад в норвежскую поэзию, он также считался видным датским поэтом.

Возрождению национальной литературы дали толчок два события. Во-первых, основание в 1811 году Университета Христиании позднее переименованного в Университет Осло. Во-вторых после многолетней Унии с Данией (1380—1814), в 1814 году Норвегия подписала свою первую конституцию в Эйдсволле. Стоит понимать, что за время унии, письменный норвежский язык был заменён датским. Общность культур сохранялась ещё в течение ряда лет, и сохранялась во время унии Норвегии со Швецией (1814—1905). До начала XX века бо́льшая часть литературных произведений норвежских писателей была написана на языке, практически неотличимом от датского.
«Наш язык первоначальный
Завершил свой путь печальный,
На столетия четыре
Ночь настала в нашем мире»
Г. Ибсен «Пер Гюнт»
 

Традиционно, Генрик Вергеланн считается отцом норвежской литературы. Будучи ярым националистом, Вергеланн возглавлял радикальную национальную партию, боровшуюся за культурную независимость Норвегии. Литературная деятельность Вергеланна вызывала неприятие у другого крупного мастера — Юхана Себастьяна Вельхавна, виднейшего литературного критика первой половины XIX века. Борьба между ним и Вергеланном определяла в известной мере дальнейшее развитие норвежской литературы. Именно их полемике посвящено первое в истории норвежской литературы литературно критическое произведение «Поэтическое искусство Хенрика Вергеланна и полемика, освещённая в документах» (норв. Henrik Wergelands Digtekunst og Polemik ved Aktstykker oplyste), опубликованное в 1832 году Юханом Вельхавном. Вергеланн, в свою очередь, оказал определённое влияние на творчество Бьёрнсона и Ибсена. Среди наиболее заметных произведений писателя поэма «Творение, Человек, Мессия», написанная в духе романтизма.

Воодушевленные переменами и патриотическими идеями в Норвегию начинают возвращаться поэты и писатели, жившие в Копенгагене. Среди них философ и поэт-сентименталист Нильс Трешов (1751—1793), создавший новое философское учение о развитии личности, последователь Канта, писатель Энвольд Фальсен (норв. Envold de Falsen; 1755—1808), писавшие патриотические пьесы, эссе и стихи.

Современная норвежская литература
«Вторая половина XIX века стала временем расцвета норвежской музыки, изобразительного искусства и литературы. Это было время, когда русские писатели — Достоевский, Тургенев и Толстой — заняли ведущее место в мировой литературе, а норвежцы (Ибсен, Бьёрнсон и Гамсун) завоевали сердца читателей во всем мире. Они нашли путь и к русскому читателю. Следом за ними в России стали популярны такие имена, как Сигрид Унсет, Сигурд Хуль и Юхан Борген" - посол Норвегии в РФ Ойвинд Нордслеттен

XIX век стал временем возрождения норвежской литературы. Оправившись от многовекового застоя литература Норвегии начинает занимать заметное место среди национальных литератур Европы. Произведениям этого времени свойственны как самобытность так и традиции западноевропейской культуры. К концу XIX века в обществе назревают экономический и политический кризис, усиливается борьба за национальную независимость, которая закончилась в 1905 году разрывом унии со Швецией. В 1850 году в Бергене открывается Национальный театр. Литература этого периода в первую очередь представлена творчеством Генрика Ибсена. По отношению к Ибсену норвежцы традиционно используют такие эпитеты, как «самый», «величайший», «классик» и «лучший норвежский драматург всех времён». В Осло, да и в других городах Норвегии, установлено множество памятников Ибсену и статуй, посвященных героям его произведений, например, «Гедда Габлер», «Кукольный дом» и «Дикая утка». Эти его пьесы, а также программное произведение «Пер Гюнт», до сих пор идут на сценах многих мировых театров. Драматургия Ибсена в большей мере посвящена «тёмной стороне человеческой сущности», психологична, сложна и насыщена социальной проблематикой. Генрик Ибсен является ярким представителем натурализма в норвежской литературе. Героям Ибсена свойственны все человеческие страсти, а автор подвергает поступки и отношения главных героев детальному анализу. Новаторство Ибсена в драматургии выражается как раз в композиционном построении пьес. Такое построение часто называют аналитическим. Спектакли по пьесам Ибсена требовали от зрителя большого внимания. Он заложил основы новой драматургии (так называемая — «новая драма») театра ХХ века и современной мировой драматургии. Влияние Ибсена распространялось не только на норвежскую литературу, но и на западноверопейскую в целом и русскую в частности. Так, 4 марта 1901 года в Петербурге состоялась премьера спектакля «Враг народа». Однако настоящий фурор вызвала постановка пьесы Ибсена «Кукольный дом» в театре В. Ф. Комиссаржевской, где Вера Фёдоровна исполнила роль Норы.

По мнению Бернарда Шоу, Ибсен — «великий критик идеализма». В бывшей квартире Ибсена, где он жил последние 11 лет своей жизни и где им была написана пьеса «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» (1899), основан музей Ибсена.

Проза

Норвежская проза XX века неразрывно связана, в первую очередь, с именем писателя Юхана Боргена, который начал свою творческую карьеру с журналистики. Его литературный дебют состоялся в 1925 году сборником повестей «Во тьму», который был написан под впечатлением от творчества Кнута Гамсуна. Повести сборника повествовали об одиночестве, разочаровании, заблуждениях и «самокопании». Вся ранняя проза Боргена пронизана идеей нравственного выбора, который должен сделать человек. Большое влияние на творчество писателя оказали трагические для Норвегии события 1940 года. После вторжения немецких войск на территорию Норвегии, Юхан Борген стал активным участником движения Сопротивления. В годы войны Борген занимался публицистикой и сотрудничал с газетой «Дагбладет», а после закрытия газеты Борген попал в концлагерь Грини. События того времени легли в основу романа «Дни в Грини» (1945). Борген был освобожден из концлагеря и вскоре перебрался в Швецию, где написал несколько произведений, вошедших в сборник «По ту сторону норвежской границы» (опубликован в Стокгольме, 1943).
«  Пусть норвежский национальный дух, норвежская культура находятся
в подполье и изгнаны за пределы родной страны, но они не сломлены,
и представители норвежской интеллигенции во весь голос заявляют
об этом
Кнут Хергель »

Военная тематика была продолжена в следующих романах Боргена: «Лета нет и не будет» (1944), в котором писатель описал годы оккупации столицы Норвегии, жизнь в которой была практически парализована и наполнена драматизмом, а роман 1946 года «Тропа любви» был посвящен психологическому и социальному анализу возникновения фашизма в Норвегии в частности. В 1947 году в составе большой делегации литераторов, Борген посетил Советский союз. В результате поездки появилась книга «Из Ленинграда в Армению», которая была опубликована в том же году. Военная тематика, однако, не была программной для Боргена. По мнению критиков, писатели-модернисты Норвегии считали Боргена своим единомышленником и даже духовным наставником. Сам же Борген о себе и своем творчестве отзывался так: «С годами хочется быть писателем не для группы избранных, а чтобы многие читали и понимали тебя». Наиболее известной книгой Юхана Боргена стала Трилогия о Маленьком Лорде Вилфреде Сагене: «Маленький лорд», «Темные источники», «Теперь ему не уйти».

Среди современных норвежских писателей отдельное место занимает Ларс Соби Кристенсен, автор нашумевшего романа «Полубрат», семейная сага, принёсшая автору премию Северного совета. Кристенсен является признанным классиком норвежской литературы, его произведения переведены на 30 мировых языков, что является абсолютным рекордом для норвежской литературы. Литературные критики и книжные обозреватели не скупятся на лесные оценки его творчества, в частности называя его «величайшим», а его книгу «гениальной».
«  Я стал писателем, потому что электрогитара была похожа на цветок
«Цирк Кристенсена»
 

Семейная сага как литературный жанр весьма популярна в норвежской литературе. Линн Ульман (англ.)русск., дочь норвежской актрисы Лив Ульман и знаменитого шведского режиссёра Ингмара Бергмана, стала автором популярного романа «Благословенное дитя», семейной истории с элементами автобиографии и воспоминаний. Книга была номинирована на литературную премию британского издания The Independent в 2009 году.

Поэзия

Поэтические традиции норвежской литературы восходят к истокам эпосов и скальдических песен. Современная норвежская поэзия открывается творчеством Бьёрнстьерне Бьёрнсона, написавшего поэму «Да, мы любим эту землю» (норв. Ja vi elsker dette landet). Эта поэма стала национальным норвежским гимном, впервые исполненным 17 мая 1864 года на праздновании Норвежского Дня Конституции.

Поэтические традиции норвежского модернизма и символизма представлены лирикой Сигбьёрна Обстфельдера. Обстфельдер был признанным новатором, мастером нерифмованного стиха (поэзия в прозе). Его лирика отличалась неожиданными поворотами сюжета, была остроумной и обладала скрытым смыслом. Герои Обстфельдера искали смысл жизни во внутренней красоте вещей и явлений. При жизни Обстфеллера было опубликовано всего несколько рассказов и стихотворений — сборник «Стихотворения» вышел в 1893 году, а пьеса «Красные капли» была опубликована в 1897 году. В 1900 году уже после смерти поэта вышли отрывки из «Дневника пастора».

Традиции модернизма, заложенные в поэзии Норвегии Сигбьёрном Обстфельдером, были продолжены в XX веке поэтом Рольфом Якобсеном (норв. Rolf Jacobsen, 1907—1994). Основной тематикой его произведений были природа и технология. Норвежцы называют Якобсена «Зелёным поэтом». Самым знаменитым его произведением было стихотворение «Земля и Железо» (норв. Jord og jern, 1933).
Осмунд Улофсен Винье

Осмунд Улофсен Винье (норв. Aasmund Olavsson Vinje, 1818—1870) являлся ярким представителем норвежского романтического национализма, литературного (и не только) течения, возникшего в Норвегии в 1840—1867 годах. Представители этого течения прославляли и восхваляли норвежскую природу, уникальность и национальную самобытность норвежского народа. Некоторые лирические произведения Винье были положены на музыку Эдварда Грига и до сих пор сохраняют популярность, как, например, романс «В Рондане» (норв. Ved Rundarne).

Пер Сивле (норв. Per Sivle, 1857—1904) внес значительный вклад в современную норвежскую литературу. Он был писателем и издателем, но наибольшую славу ему принесла поэзия. Сивле обосновался в Осло (тогда Христиания) в 1875 году и собирался продолжить обучение и стать священником. Этим планам не суждено было осуществиться из-за слабого здоровья, и Сивле всецело посвятил себя литературе. В начале карьеры он использовал псевдоним Симон де Вита (норв. Simon de Vita). Его дебют состоялся в 1878 году книгой En digters drøm. В 1894 году, за десять лет до обретения Норвегией независимости, вышла в свет знаменитая поэма Пера Сивле «Страна нашей мечты» (норв. Vi vil oss et land). Название поэмы стало своего рода лозунгом движения норвежских националистов. Стихи были положены на музыку Кристиана Синдинга и стали популярной песней.
 
«Страна нашей мечты»

Свободна отчизна нашей мечты,
ее назову, если спросят:
земля, где хозяева я и ты,
Норвегии имя носит.
А если страны этой
нет пока,
ее отвоюем
наверняка!

Эта поэма была успешно использована активистами норвежского сопротивления в годы Второй мировой войны. Текст был распечатан на листовках и немецкие офицеры отдали приказ арестовать автора стихов, не зная, что автора уже давно нет в живых. Помимо патриотических стихов, Сивле писал тонкую психологичную лирику. Последние годы жизни поэта были отягощены травлей, развернувшейся в прессе в связи с правительственной стипендией, присужденной Сивле. Находясь в состоянии глубокой депрессии и душевного кризиса, Пер Сивле покончил собой (застрелился) 6 сентября 1904 года .

Среди наиболее значительных норвежских поэтов XX века традиционно упоминают Олафа Хауге (норв. Olav H. Hauge, 1908—1994), поэта-модерниста, который также стал знаменит благодаря переводам на норвежский язык европейских поэтов: Альфреда Теннисона, Уильяма Йейтса, Роберта Браунинга, Стефана Малларме и других. Другой норвежский лирик, Поль-Хельге Хауген (норв. Paal-Helge Haugen, р. 1945), считается представителем послевоенной поэтической школы. Его литературный вклад не ограничивается поэзией; Хауген написал множество детских книг, романов и пьес. Поэтическая деятельность Хаугена началась с адаптации японской и китайской поэзии. В 1965 году был опубликован перевод и адаптация японских хайку (норв. Blad frå ein austleg hage). К 2010 году им опубликовано более 18 сборников собственной поэзии. Элдрид Лунден (норв. Eldrid Lunden, р. 1940), современная норвежская поэтесса-модернист, лауреат множества литературных премий. Особняком среди современных поэтов Норвегии стоит Тур Ульвен (норв. Tor Ulven, 1953—1995), один из наиболее значительных поэтов-сюрреалистов Норвегии. На его творчество огромное влияние оказал Андре Бретон. Ульвен отличался замкнутостью и за всю свою литературную карьеру дал всего одно интервью. Его образ лёг в основу одного из двух героев фильма «Реприза» (англ. Reprise) норвежского режиссёра Хоакима Триера (англ. Joachim Trier), лауреата многих кинофестивалей. По невыясненным причинам, 18 мая 1995 года Ульвен покончил с собой. Гро Дахле (англ. Gro Dahle, р. 1962) — современная норвежская поэтесса, лауреат Международного фестиваля в Бергене. Творчеству Дахле свойственны черты имажинистской и наивной поэзии. В 2002 году Дахле получила премию Браге (англ. Brage Prize).

Норвежская литература в России

    * В 2005 году в России проходили дни Норвегии, посвященные столетнему юбилею обретению страной независимости. По случаю юбилея журнал «Иностранная литература» опубликовал интервью Ойвинда Нордслеттена, посла Норвегии в России. По его мнению в последние 10-15 лет в России значительно возрос интерес к норвежской литературе, а в рамках юбилейных мероприятий на страницах журнала были опубликованы произведения классиков литературы Норвегии Юхан Борген, Даг Сульстад, Йенс Бьёрнебу, Тарьей Весос и Стейн Мерен, а также молотых писателей Фруде Грюттен, Беата Гримсрюд, Туне Хёднебё и Бьярте Брейтейг.
    * В конце 2007 года в Центральном доме художника на Крымском валу прошёл VIII международная книжная ярмарка NON FICTION, на которой были представлены самые значимые из современных норвежских писателей. В частности, ярмарку посетили Юстейн Гордер, Рой Якобсен (норв.)русск. и Хербьёрг Вассму (норв.)русск., обладатели многочисленных литературных премий, в том числе премий Северного совета и Союза критиков.

Литературные премии Норвегии

    * Норвежская Академия Литературы и Свободы Слова имени Бьёрстьерне Бьёрнсона ежегодно вручает премию за достижения в литературе и борьбе за свободу слова. Призовой фонд составляет 100,000 норвежских крон. В 2009 году лауреатами премии стали два российских философа .
    * Премия Ибсена — ежегодная премия, вручается норвежским драматургам с 1986 года.
    * Премия имени Халдис Мурен Весос (англ. Halldis Moren Vesaas Prize) — ежегодная премия, вручаемая с 1995 года норвежским литераторам за поэтические и лирические произведения.
    * Премия Гильдендаль (англ. Gyldendal's Endowment) — ежегодная литературная премия, которая вручалась в период с 1934 по 1995 год норвежским издательством Gyldendal Norsk Forlag.
    * Премия NBU-prisen — норвежская литературная премия, вручаемая ежегодно с 1988 года за достижения в области детской литературы.

Лауреаты Нобелевской премии по литературе

    * 1903 — Бьёрнстьерне Бьёрнсон
    * 1920 — Кнут Гамсун
    * 1928 — Сигрид Ундсет

 


Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Википедия



Важно знать о Норвегии Норвежская литература — литература на норвежском языке, либо написанная норвежскими авторами

Норвежская литература — литература на норвежском языке, либо написанная норвежскими авторами (на букмоле и новонорвежском языках).


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Норвежская литература Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru